Льготы по ниокр
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы по ниокр (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О льготах (преференциях) по налогу на прибыль в области НИОКР, инновационной и научно-технической (научно-технологической) деятельности, а также о бухгалтерском учете НМА.
(Письмо Минфина России от 11.06.2025 N 03-03-06/1/57529)Вопрос: О льготах (преференциях) по налогу на прибыль в области НИОКР, инновационной и научно-технической (научно-технологической) деятельности, а также о бухгалтерском учете НМА.
(Письмо Минфина России от 11.06.2025 N 03-03-06/1/57529)Вопрос: О льготах (преференциях) по налогу на прибыль в области НИОКР, инновационной и научно-технической (научно-технологической) деятельности, а также о бухгалтерском учете НМА.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"9) финансирования научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов;
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"9) финансирования научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов;
Статья: Меры налоговой политики, стимулирующие налогоплательщиков: двойное дно глазами бизнеса
(Катулевская Л.С., Казенникова В.П., Бордовский С.В.)
("Финансы", 2023, N 5)Более ярким примером отказа от использования льготы ввиду ее сложного администрирования является применение повышающего коэффициента к расходам на НИОКР для целей определения налогооблагаемой прибыли. Применение указанной льготы связано как с необходимостью раздельного учета расходов, связанных с осуществлением НИОКР, и прочих расходов для определения налоговой базы по налогу на прибыль (что не является главной проблемой для налогоплательщиков), так и с подтверждением наличия оснований для применения льготы, а именно связи проведенных НИОКР с одним из направлений исследований, закрытый Перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988 (далее - Постановление), а также с подготовкой подтверждающего документа - отчета о научно-исследовательской работе в соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 7.32-2017 (далее - ГОСТ).
(Катулевская Л.С., Казенникова В.П., Бордовский С.В.)
("Финансы", 2023, N 5)Более ярким примером отказа от использования льготы ввиду ее сложного администрирования является применение повышающего коэффициента к расходам на НИОКР для целей определения налогооблагаемой прибыли. Применение указанной льготы связано как с необходимостью раздельного учета расходов, связанных с осуществлением НИОКР, и прочих расходов для определения налоговой базы по налогу на прибыль (что не является главной проблемой для налогоплательщиков), так и с подтверждением наличия оснований для применения льготы, а именно связи проведенных НИОКР с одним из направлений исследований, закрытый Перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988 (далее - Постановление), а также с подготовкой подтверждающего документа - отчета о научно-исследовательской работе в соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 7.32-2017 (далее - ГОСТ).
Статья: Экологизация налоговой системы России: перенос налоговой нагрузки с труда на экологию
(Зацарная Н.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 4; "Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Наиболее популярной в современной научной литературе является идея экологизации налоговой системы, основанная на перераспределении налоговой нагрузки между средствами производства. Ее суть заключается в централизованно инициированном переносе налоговой нагрузки с труда на землю и капитал, которые считаются источниками угроз экологической безопасности. Предполагается, что перенос налоговой нагрузки на источники наибольшего негативного воздействия на окружающую среду должен снижать или отменять налоги на доходы физических лиц, социальное обеспечение и пенсионные отчисления, одновременно увеличивая налоговую нагрузку на добычу и использование природных ресурсов, негативное воздействие на окружающую среду и/или повышая пошлины на импортируемые потенциально экологически вредные товары, а также увеличивая целевые налоговые поступления и объемы резервов ресурсов, предназначенных для компенсации возможных негативных последствий финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Подобные меры в теории позволяют не только сократить нагрузку на работодателей, повысить оплату труда и создать новые рабочие места, но и компенсировать недополученные доходы бюджета при снижении негативного воздействия на окружающую среду. Целесообразности переноса налоговой нагрузки с мобильных факторов производства (труда) на экологические показатели посвящены исследования Д.М. Астанина <4>, А. Карян [10], Л.А. Мочаловой, Д.А. Гриненко [11], Н.С. Трусовой [12], Н.Н. Яшаловой <5>. Предполагается, что для налогоплательщика должны быть изменены только пропорции уплачиваемых налогов за счет изменения ставок и/или налоговой базы, а общая налоговая нагрузка для него не должна измениться. Теоретически такого рода взаимосбалансированность налогов позволяет обеспечить "двойной выигрыш", или "двойной дивиденд" - обеспечение экономического роста (в период кризиса - экономической стабилизации) при одновременном сокращении вредного воздействия на окружающую среду. Льготное налогообложение фонда оплаты труда содействует привлечению квалифицированных специалистов к проведению инновационных разработок в частном секторе. При этом снижение налоговой нагрузки должно быть увязано с достигнутым предприятием уровнем инновационной активности, то есть максимальные льготы получают предприятия, обеспечившие успешное применение результатов НИОКР для целей экологической безопасности [13]. В частности, Л.Я. Маршавина и А.В. Князева [14] придерживаются мнения о возможности стимулирования инноваций, в том числе экологических, путем изменения в пропорциях налогообложения, а также ввода и усиления экологических налогов, гнет которых будет ослабевать по мере применения налогоплательщиками экологически безопасных технологий, ввода в эксплуатацию очистных сооружений и оборудования, минимизирующих угрозы экологической безопасности [15].
(Зацарная Н.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 4; "Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Наиболее популярной в современной научной литературе является идея экологизации налоговой системы, основанная на перераспределении налоговой нагрузки между средствами производства. Ее суть заключается в централизованно инициированном переносе налоговой нагрузки с труда на землю и капитал, которые считаются источниками угроз экологической безопасности. Предполагается, что перенос налоговой нагрузки на источники наибольшего негативного воздействия на окружающую среду должен снижать или отменять налоги на доходы физических лиц, социальное обеспечение и пенсионные отчисления, одновременно увеличивая налоговую нагрузку на добычу и использование природных ресурсов, негативное воздействие на окружающую среду и/или повышая пошлины на импортируемые потенциально экологически вредные товары, а также увеличивая целевые налоговые поступления и объемы резервов ресурсов, предназначенных для компенсации возможных негативных последствий финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Подобные меры в теории позволяют не только сократить нагрузку на работодателей, повысить оплату труда и создать новые рабочие места, но и компенсировать недополученные доходы бюджета при снижении негативного воздействия на окружающую среду. Целесообразности переноса налоговой нагрузки с мобильных факторов производства (труда) на экологические показатели посвящены исследования Д.М. Астанина <4>, А. Карян [10], Л.А. Мочаловой, Д.А. Гриненко [11], Н.С. Трусовой [12], Н.Н. Яшаловой <5>. Предполагается, что для налогоплательщика должны быть изменены только пропорции уплачиваемых налогов за счет изменения ставок и/или налоговой базы, а общая налоговая нагрузка для него не должна измениться. Теоретически такого рода взаимосбалансированность налогов позволяет обеспечить "двойной выигрыш", или "двойной дивиденд" - обеспечение экономического роста (в период кризиса - экономической стабилизации) при одновременном сокращении вредного воздействия на окружающую среду. Льготное налогообложение фонда оплаты труда содействует привлечению квалифицированных специалистов к проведению инновационных разработок в частном секторе. При этом снижение налоговой нагрузки должно быть увязано с достигнутым предприятием уровнем инновационной активности, то есть максимальные льготы получают предприятия, обеспечившие успешное применение результатов НИОКР для целей экологической безопасности [13]. В частности, Л.Я. Маршавина и А.В. Князева [14] придерживаются мнения о возможности стимулирования инноваций, в том числе экологических, путем изменения в пропорциях налогообложения, а также ввода и усиления экологических налогов, гнет которых будет ослабевать по мере применения налогоплательщиками экологически безопасных технологий, ввода в эксплуатацию очистных сооружений и оборудования, минимизирующих угрозы экологической безопасности [15].
Статья: Место цифровой экономики в когнитивной карте условий и факторов обеспечения научно-технологического развития и технологического суверенитета Российской Федерации
(Колесников К.Д.)
("Современное право", 2025, N 6)6. Взаимодействие власти, бизнеса и научного сообщества в контексте современных геополитических изменений является фундаментом в обеспечении научно-технологического развития и технологического суверенитета Российской Федерации. Вовлекая частный сектор в финансирование НИОКР путем предоставления различных льгот и преференций и создания особых правовых режимов власть добивается достижения наиболее эффективных показателей в создании новых технологий и внедрении их в производство.
(Колесников К.Д.)
("Современное право", 2025, N 6)6. Взаимодействие власти, бизнеса и научного сообщества в контексте современных геополитических изменений является фундаментом в обеспечении научно-технологического развития и технологического суверенитета Российской Федерации. Вовлекая частный сектор в финансирование НИОКР путем предоставления различных льгот и преференций и создания особых правовых режимов власть добивается достижения наиболее эффективных показателей в создании новых технологий и внедрении их в производство.
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2025, N 15)Предполагается с 2026 г. ввести ограничения по льготам, предоставляемым новым резидентам территорий опережающего развития (ТОР) и особых экономических зон (ОЭЗ). Предельный объем льгот будет зависеть от объема инвестиций в ОС и НИОКР, а условием использования льгот станет выполнение инвестиционных обязательств по соглашению и своевременное представление бухгалтерской отчетности. Для этого в НК добавят новую ст. 56.1 об особенностях применения пониженных ставок налогов и страховых взносов и других налоговых льгот резидентами ТОР, свободного порта Владивосток, Арктической зоны РФ, ОЭЗ в Магаданской области, ОЭЗ в Калининградской области и других.
("Главная книга", 2025, N 15)Предполагается с 2026 г. ввести ограничения по льготам, предоставляемым новым резидентам территорий опережающего развития (ТОР) и особых экономических зон (ОЭЗ). Предельный объем льгот будет зависеть от объема инвестиций в ОС и НИОКР, а условием использования льгот станет выполнение инвестиционных обязательств по соглашению и своевременное представление бухгалтерской отчетности. Для этого в НК добавят новую ст. 56.1 об особенностях применения пониженных ставок налогов и страховых взносов и других налоговых льгот резидентами ТОР, свободного порта Владивосток, Арктической зоны РФ, ОЭЗ в Магаданской области, ОЭЗ в Калининградской области и других.
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Великобритании предусмотрена возможность получения налоговых льгот на НИОКР в сфере инноваций [569]; отмечается, что сектор ИИ и робототехники по своей природе является инновационным и в значительной степени зависит от научно-исследовательской деятельности. В связи с этим большая часть проектов, связанных с этими технологиями, получит налоговые льготы на исследования и разработки. До апреля 2024 г. налоговые льготы предоставлялись в размере, предусмотренном для определенного вида бизнеса: для малого, среднего и крупного бизнеса [570].
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Великобритании предусмотрена возможность получения налоговых льгот на НИОКР в сфере инноваций [569]; отмечается, что сектор ИИ и робототехники по своей природе является инновационным и в значительной степени зависит от научно-исследовательской деятельности. В связи с этим большая часть проектов, связанных с этими технологиями, получит налоговые льготы на исследования и разработки. До апреля 2024 г. налоговые льготы предоставлялись в размере, предусмотренном для определенного вида бизнеса: для малого, среднего и крупного бизнеса [570].
Вопрос: О льготах и преференциях по налогу на прибыль в целях стимулирования НИОКР, инновационной и научно-технической (научно-технологической) деятельности.
(Письмо Минфина России от 07.08.2025 N 03-03-06/1/76575)Вопрос: О льготах и преференциях по налогу на прибыль в целях стимулирования НИОКР, инновационной и научно-технической (научно-технологической) деятельности.
(Письмо Минфина России от 07.08.2025 N 03-03-06/1/76575)Вопрос: О льготах и преференциях по налогу на прибыль в целях стимулирования НИОКР, инновационной и научно-технической (научно-технологической) деятельности.
Статья: Конкуренция национальных правил по борьбе с уклонением от уплаты налогов с основными законами высокоинтегрированных формирований
(Бортников С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Германия выбрала иную стратегию поддержания высокой внутренней налоговой ставки: она избегает специальных налоговых льгот (в том числе для НИОКР) и полагается на правила борьбы с уклонением от уплаты налогов и BEPS для сохранения своей налоговой базы.
(Бортников С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Германия выбрала иную стратегию поддержания высокой внутренней налоговой ставки: она избегает специальных налоговых льгот (в том числе для НИОКР) и полагается на правила борьбы с уклонением от уплаты налогов и BEPS для сохранения своей налоговой базы.
Статья: Налоговое стимулирование развития национальной инновационной системы: тенденции, решения, перспективы в сравнительно-правовой плоскости
(Казачкова З.М., Казачков В.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)Каковы тенденции поощрения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), как эффективно стимулировать трансфер патентов в стадию эффективного внедрения новых знаний, как защитить бизнес от чрезмерной налоговой нагрузки, а государству сделать верный выбор в формате альтернативы "прямое субсидирование налоговые льготы на НИОКР"? Ответы на эти вопросы приобретают актуальное звучание в условиях реализации проектов цифровой трансформации российской экономики, обеспечения технологической независимости от зарубежных IT-продуктов, а также стимулирования развития отечественных компаний в области информационных технологий, развития инновационных проектов по интернету вещей, большим данным, робототехнике, квантовым вычислениям и другим направлениям, стимулированию инвестиционных процессов, поощрению капитальных вложений.
(Казачкова З.М., Казачков В.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)Каковы тенденции поощрения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), как эффективно стимулировать трансфер патентов в стадию эффективного внедрения новых знаний, как защитить бизнес от чрезмерной налоговой нагрузки, а государству сделать верный выбор в формате альтернативы "прямое субсидирование налоговые льготы на НИОКР"? Ответы на эти вопросы приобретают актуальное звучание в условиях реализации проектов цифровой трансформации российской экономики, обеспечения технологической независимости от зарубежных IT-продуктов, а также стимулирования развития отечественных компаний в области информационных технологий, развития инновационных проектов по интернету вещей, большим данным, робототехнике, квантовым вычислениям и другим направлениям, стимулированию инвестиционных процессов, поощрению капитальных вложений.