Льготы по НДПИ
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы по НДПИ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 342 "Налоговая ставка" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество осуществляло добычу многокомпонентных комплексных руд, содержащих никель, медь и попутные металлы. Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном расчете обществом НДПИ без применения коэффициента ренты (Крента в размере 3,5) в нарушение п. 6 ст. 342 НК РФ (в редакции, действовавшей в январе 2021 года). Общество полагало, что не обязано применять указанный коэффициент. Между швейцарской компанией и ФАС России было заключено соглашение, согласно которому швейцарская компания осуществляет инвестиционную программу, включающую приобретение акций общества, модернизацию его оборудования, строительство инфраструктуры. Налогоплательщик полагал, что проект, реализуемый в рамках указанного соглашения, является приоритетным инвестиционным проектом, следовательно, на общество распространяются гарантии защиты от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации, установленные Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Суд пришел к выводу, что проект общества не является приоритетным инвестиционным. Суд признал правомерным применение коэффициента Крента и доначисление НДПИ. Суд отметил, что налоговое законодательство ни до, ни после введения коэффициента Крента не предусматривало льготы по НДПИ для организаций, в том числе с иностранными инвестициями, осуществляющих деятельность по добыче многокомпонентных комплексных руд. Неприменение коэффициента Крента безосновательно создает для налогоплательщика более благоприятный правовой режим деятельности по сравнению с иными организациями, в том числе реализующими инвестиционный проект с участием российских инвесторов.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество осуществляло добычу многокомпонентных комплексных руд, содержащих никель, медь и попутные металлы. Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном расчете обществом НДПИ без применения коэффициента ренты (Крента в размере 3,5) в нарушение п. 6 ст. 342 НК РФ (в редакции, действовавшей в январе 2021 года). Общество полагало, что не обязано применять указанный коэффициент. Между швейцарской компанией и ФАС России было заключено соглашение, согласно которому швейцарская компания осуществляет инвестиционную программу, включающую приобретение акций общества, модернизацию его оборудования, строительство инфраструктуры. Налогоплательщик полагал, что проект, реализуемый в рамках указанного соглашения, является приоритетным инвестиционным проектом, следовательно, на общество распространяются гарантии защиты от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации, установленные Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Суд пришел к выводу, что проект общества не является приоритетным инвестиционным. Суд признал правомерным применение коэффициента Крента и доначисление НДПИ. Суд отметил, что налоговое законодательство ни до, ни после введения коэффициента Крента не предусматривало льготы по НДПИ для организаций, в том числе с иностранными инвестициями, осуществляющих деятельность по добыче многокомпонентных комплексных руд. Неприменение коэффициента Крента безосновательно создает для налогоплательщика более благоприятный правовой режим деятельности по сравнению с иными организациями, в том числе реализующими инвестиционный проект с участием российских инвесторов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Налоговые льготы
(КонсультантПлюс, 2025)2.7. Какие налоговые льготы предусмотрены по НДПИ
(КонсультантПлюс, 2025)2.7. Какие налоговые льготы предусмотрены по НДПИ
Готовое решение: Налоговые льготы для резидентов территорий опережающего развития
(КонсультантПлюс, 2025)3. Льготы по НДПИ для резидентов ТОР
(КонсультантПлюс, 2025)3. Льготы по НДПИ для резидентов ТОР
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)2. В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения:
(ред. от 17.11.2025)2. В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения:
Вопрос: Об исчислении объема капитальных вложений участниками РИП, включенными в реестр до 01.01.2019, в целях определения периода применения льгот по налогу на прибыль и НДПИ.
(Письмо Минфина России от 05.02.2025 N 03-03-06/1/9987)Вопрос: Об исчислении объема капитальных вложений участниками РИП, включенными в реестр до 01.01.2019, в целях определения периода применения льгот по налогу на прибыль и НДПИ.
(Письмо Минфина России от 05.02.2025 N 03-03-06/1/9987)Вопрос: Об исчислении объема капитальных вложений участниками РИП, включенными в реестр до 01.01.2019, в целях определения периода применения льгот по налогу на прибыль и НДПИ.
Готовое решение: Налоговые льготы для резидентов особых (свободных) экономических зон
(КонсультантПлюс, 2025)3. Льготы по НДПИ для резидентов ОЭЗ (СЭЗ)
(КонсультантПлюс, 2025)3. Льготы по НДПИ для резидентов ОЭЗ (СЭЗ)
Готовое решение: Налогообложение участников региональных инвестиционных проектов
(КонсультантПлюс, 2025)Для некоторых регионов есть льгота по НДПИ - специальный понижающий коэффициент при расчете налога (ст. ст. 342.3, 342.3-1 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Для некоторых регионов есть льгота по НДПИ - специальный понижающий коэффициент при расчете налога (ст. ст. 342.3, 342.3-1 НК РФ).
Статья: Правовые позиции судов по вопросам налогообложения
(Рыбаков С.В.)
("Бухгалтерский учет", 2024, N 6)Льготная ставка по НДПИ при разработке
(Рыбаков С.В.)
("Бухгалтерский учет", 2024, N 6)Льготная ставка по НДПИ при разработке
Статья: Экономический анализ в публичном праве: от теории к практике
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2021, N 11)Однако если это так, то и установленные в ряде субъектов РФ льготы (например, для помещений в ТЦ (БЦ), имеющих общую площадь менее 1 000 м2 или фактически используемых по торговому (деловому) назначению менее чем на 20%) в действительности не являются таковыми. Они вынуждены компенсировать недостаточную экономическую обоснованность регулирования на федеральном уровне. В науке налогового права более или менее признано, что налоговые льготы выполняют либо социально-компенсационную (пример - льгота по транспортному налогу для лиц пенсионного возраста), либо экономико-стимулирующую (пример - льгота по НДПИ для лиц, осуществляющих капитальные вложения в недропользование) функцию <24>. В обоих случаях размер налога подлежит уменьшению несмотря на то, что экономическое основание у налога в полной мере присутствует <25>.
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2021, N 11)Однако если это так, то и установленные в ряде субъектов РФ льготы (например, для помещений в ТЦ (БЦ), имеющих общую площадь менее 1 000 м2 или фактически используемых по торговому (деловому) назначению менее чем на 20%) в действительности не являются таковыми. Они вынуждены компенсировать недостаточную экономическую обоснованность регулирования на федеральном уровне. В науке налогового права более или менее признано, что налоговые льготы выполняют либо социально-компенсационную (пример - льгота по транспортному налогу для лиц пенсионного возраста), либо экономико-стимулирующую (пример - льгота по НДПИ для лиц, осуществляющих капитальные вложения в недропользование) функцию <24>. В обоих случаях размер налога подлежит уменьшению несмотря на то, что экономическое основание у налога в полной мере присутствует <25>.
Статья: Влияние пандемии COVID-19 на налоговую политику государства в нефтяной отрасли
(Горбунова Е.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)При этом в Налоговом кодексе РФ будет продолжать действовать более чем 20 льгот по НДПИ, такие, например, как льгота по НДПИ для трудноизвлекаемых запасов, на новые морские месторождения на шельфе и т.д.
(Горбунова Е.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)При этом в Налоговом кодексе РФ будет продолжать действовать более чем 20 льгот по НДПИ, такие, например, как льгота по НДПИ для трудноизвлекаемых запасов, на новые морские месторождения на шельфе и т.д.
Статья: Актуальные вопросы практики судебного оспаривания отдельных решений налоговых органов в связи с добычей угля
(Старова Е.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 2)Представляется, что одной из финансово-правовых форм регулярного получения государством природной (горной) ренты, юридическим механизмом перераспределения упомянутой сверхприбыли является налог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ). Хотя, например, М.М. Юмаев, в контексте объективности установления льгот по НДПИ, наоборот, отмечает "...невозможность изымать горную ренту посредством налогового платежа, обладающего в большей степени фискальными признаками, нежели регулирующими свойствами..." <7>.
(Старова Е.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 2)Представляется, что одной из финансово-правовых форм регулярного получения государством природной (горной) ренты, юридическим механизмом перераспределения упомянутой сверхприбыли является налог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ). Хотя, например, М.М. Юмаев, в контексте объективности установления льгот по НДПИ, наоборот, отмечает "...невозможность изымать горную ренту посредством налогового платежа, обладающего в большей степени фискальными признаками, нежели регулирующими свойствами..." <7>.
Вопрос: Об учете затрат на капитальные вложения, понесенных до включения в реестр участником РИП, получившим статус до 01.01.2019, в целях применения льгот по налогу на прибыль и НДПИ.
(Письмо Минфина России от 28.11.2023 N 03-03-06/1/114202)Вопрос: Об учете затрат на капитальные вложения, понесенных до включения в реестр участником РИП, получившим статус до 01.01.2019, в целях применения льгот по налогу на прибыль и НДПИ.
(Письмо Минфина России от 28.11.2023 N 03-03-06/1/114202)Вопрос: Об учете затрат на капитальные вложения, понесенных до включения в реестр участником РИП, получившим статус до 01.01.2019, в целях применения льгот по налогу на прибыль и НДПИ.
Статья: Роль налоговых норм в международных соглашениях о сотрудничестве в сфере поставок углеводородов
(Гуркин А.С.)
("Закон", 2023, N 11)При этом в ряде случаев существуют примеры получения от государства объемного пакета налоговых льгот по инфраструктурным проектам в результате их закрепления в межправительственном соглашении и последующей реализацией указанных норм в национальном налоговом законодательстве. В качестве примера можно привести межправительственное Соглашение по проекту "Ямал СПГ", заключенное между Российской Федерации и КНР <12>. Реализация его предполагала разведку и разработку Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, строительство завода по сжижению природного газа и поставку продукции (СПГ) на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. В реализации проекта приняли участие ПАО "НОВАТЭК", а также иностранные партнеры: концерн TOTAL, КННК и Фонд Шелкового пути <13>. Для реализации проекта "Ямал СПГ" Российская Федерация в рамках заключенного межправительственного соглашения обязалась обеспечить благоприятный налоговый режим в отношении товаров, производимых и используемых при реализации проекта. При этом объем заявленных послаблений был достаточно широким и, в частности, включал установление ряда льгот по налогу на добычу полезных ископаемых, обнуление ставки по вывозной таможенной пошлине на сжиженный природный газ и ряд других товаров, освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость на некоторое технологическое оборудование, ввозимое в Российскую Федерацию для целей реализации проекта (ст. 3 межправительственного соглашения). Указанные льготы были впоследствии закреплены в налоговом законодательстве и, как нам представляется, реализация проекта "Ямал СПГ" могла бы быть осложнена или вовсе не состояться без предоставления соответствующих гарантий на межгосударственном уровне.
(Гуркин А.С.)
("Закон", 2023, N 11)При этом в ряде случаев существуют примеры получения от государства объемного пакета налоговых льгот по инфраструктурным проектам в результате их закрепления в межправительственном соглашении и последующей реализацией указанных норм в национальном налоговом законодательстве. В качестве примера можно привести межправительственное Соглашение по проекту "Ямал СПГ", заключенное между Российской Федерации и КНР <12>. Реализация его предполагала разведку и разработку Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, строительство завода по сжижению природного газа и поставку продукции (СПГ) на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. В реализации проекта приняли участие ПАО "НОВАТЭК", а также иностранные партнеры: концерн TOTAL, КННК и Фонд Шелкового пути <13>. Для реализации проекта "Ямал СПГ" Российская Федерация в рамках заключенного межправительственного соглашения обязалась обеспечить благоприятный налоговый режим в отношении товаров, производимых и используемых при реализации проекта. При этом объем заявленных послаблений был достаточно широким и, в частности, включал установление ряда льгот по налогу на добычу полезных ископаемых, обнуление ставки по вывозной таможенной пошлине на сжиженный природный газ и ряд других товаров, освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость на некоторое технологическое оборудование, ввозимое в Российскую Федерацию для целей реализации проекта (ст. 3 межправительственного соглашения). Указанные льготы были впоследствии закреплены в налоговом законодательстве и, как нам представляется, реализация проекта "Ямал СПГ" могла бы быть осложнена или вовсе не состояться без предоставления соответствующих гарантий на межгосударственном уровне.