Льготы по налогу на прибыль для ОЭЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы по налогу на прибыль для ОЭЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 284 "Налоговые ставки" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик являлся резидентом ОЭЗ, при этом в 2105 году имел обособленное подразделение за пределами ОЭЗ. Доначисляя налог на прибыль, налоговый орган указал, что убытки, образовавшиеся в результате деятельности на территории ОЭЗ, не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль от деятельности обособленного подразделения, осуществляемой за пределами ОЭЗ. Суд признал доначисление налога на прибыль обоснованным, отклонив довод общества о том, что в отсутствие деятельности по производству готовой продукции на территории ОЭЗ общество должно было все расходы относить на деятельность, осуществляемую за пределами ОЭЗ. Суд принял во внимание, что общество заявило в налоговой декларации по налогу на имущество льготу по коду 2010253 на остаточную стоимость основных средств в 2014 и 2015 годах, чем подтвердило ведение хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ. Убытки 2014 года не могут быть связаны с деятельностью за пределами ОЭЗ, поскольку обособленное подразделение за пределами ОЭЗ действовало только в 2015 году. Суд отметил, что положения п. 1 ст. 284 НК РФ подразумевают раздельный учет как доходов, полученных от деятельности, осуществляемой в ОЭЗ и за ее пределами, так и расходов, понесенных в связи с такой деятельностью. К доходам, полученным от деятельности, осуществляемой за пределами ОЭЗ, не может быть применена пониженная налоговая ставка, при этом расходы, понесенные в связи с деятельностью, осуществляемой в ОЭЗ, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль от деятельности, осуществляемой за пределами ОЭЗ. Отсутствие в конкретном налоговом периоде доходов от деятельности, осуществляемой в ОЭЗ, не означает, что в данном налоговом периоде такая деятельность не велась. Деятельность директора, главного инженера, главного конструктора, помощника генерального директора, офис-менеджера, старшего бухгалтера не могла быть не связана с промышленно-производственной деятельностью общества на территории ОЭЗ, с инвестиционной деятельностью общества в качестве резидента ОЭЗ, соответственно, расходы на оплату их труда не могут уменьшать доходы, полученные от деятельности вне ОЭЗ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик являлся резидентом ОЭЗ, при этом в 2105 году имел обособленное подразделение за пределами ОЭЗ. Доначисляя налог на прибыль, налоговый орган указал, что убытки, образовавшиеся в результате деятельности на территории ОЭЗ, не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль от деятельности обособленного подразделения, осуществляемой за пределами ОЭЗ. Суд признал доначисление налога на прибыль обоснованным, отклонив довод общества о том, что в отсутствие деятельности по производству готовой продукции на территории ОЭЗ общество должно было все расходы относить на деятельность, осуществляемую за пределами ОЭЗ. Суд принял во внимание, что общество заявило в налоговой декларации по налогу на имущество льготу по коду 2010253 на остаточную стоимость основных средств в 2014 и 2015 годах, чем подтвердило ведение хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ. Убытки 2014 года не могут быть связаны с деятельностью за пределами ОЭЗ, поскольку обособленное подразделение за пределами ОЭЗ действовало только в 2015 году. Суд отметил, что положения п. 1 ст. 284 НК РФ подразумевают раздельный учет как доходов, полученных от деятельности, осуществляемой в ОЭЗ и за ее пределами, так и расходов, понесенных в связи с такой деятельностью. К доходам, полученным от деятельности, осуществляемой за пределами ОЭЗ, не может быть применена пониженная налоговая ставка, при этом расходы, понесенные в связи с деятельностью, осуществляемой в ОЭЗ, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль от деятельности, осуществляемой за пределами ОЭЗ. Отсутствие в конкретном налоговом периоде доходов от деятельности, осуществляемой в ОЭЗ, не означает, что в данном налоговом периоде такая деятельность не велась. Деятельность директора, главного инженера, главного конструктора, помощника генерального директора, офис-менеджера, старшего бухгалтера не могла быть не связана с промышленно-производственной деятельностью общества на территории ОЭЗ, с инвестиционной деятельностью общества в качестве резидента ОЭЗ, соответственно, расходы на оплату их труда не могут уменьшать доходы, полученные от деятельности вне ОЭЗ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Налоговые льготы для резидентов особых (свободных) экономических зон
(КонсультантПлюс, 2025)1. Льготы по налогу на прибыль для резидентов ОЭЗ (СЭЗ)
(КонсультантПлюс, 2025)1. Льготы по налогу на прибыль для резидентов ОЭЗ (СЭЗ)
Вопрос: О применении пониженных ставок по налогу на прибыль, налоговых льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу организациями - резидентами ОЭЗ и налогоплательщиками - участниками СПИК.
(Письмо Минфина России от 23.06.2025 N 03-03-06/1/60880)Вопрос: О применении пониженных ставок по налогу на прибыль, налоговых льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу организациями - резидентами ОЭЗ и налогоплательщиками - участниками СПИК.
(Письмо Минфина России от 23.06.2025 N 03-03-06/1/60880)Вопрос: О применении пониженных ставок по налогу на прибыль, налоговых льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу организациями - резидентами ОЭЗ и налогоплательщиками - участниками СПИК.
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработаны Минфином России)В соответствии с Федеральным законом от 7 июня 2025 года N 147-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2026 года отменяются отдельные положения НК РФ, предусматривающие налоговые льготы по налогу на прибыль организаций и НДПИ для участников ОЭЗ Магадан.
(разработаны Минфином России)В соответствии с Федеральным законом от 7 июня 2025 года N 147-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2026 года отменяются отдельные положения НК РФ, предусматривающие налоговые льготы по налогу на прибыль организаций и НДПИ для участников ОЭЗ Магадан.
Статья: Зарубежный опыт финансово-правового регулирования территориальных преференциальных режимов
(Онищенко К.В.)
("Финансовое право", 2024, N 2)13 апреля 2023 г. правительство Саудовской Аравии объявило о создании четырех ОЭЗ с соответствующими финансовыми стимулами для международных компаний. Новые ОЭЗ стратегически распределены по всей стране: Экономический город короля Абдаллы (KAEC), Джазан, Рас-эль-Хайр, кластер "Облачные вычислительные сервисы" в Городе науки и технологий короля Абдулазиза (KACT) <24>. Правовой режим созданных ОЭЗ предполагает следующие льготы:
(Онищенко К.В.)
("Финансовое право", 2024, N 2)13 апреля 2023 г. правительство Саудовской Аравии объявило о создании четырех ОЭЗ с соответствующими финансовыми стимулами для международных компаний. Новые ОЭЗ стратегически распределены по всей стране: Экономический город короля Абдаллы (KAEC), Джазан, Рас-эль-Хайр, кластер "Облачные вычислительные сервисы" в Городе науки и технологий короля Абдулазиза (KACT) <24>. Правовой режим созданных ОЭЗ предполагает следующие льготы:
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)1) присвоение статуса участника приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области, предусматривающего налоговые преференции по налогу на прибыль организаций в рамках полномочий Свердловской области (с 1 января 2024 года применение инвестиционного налогового вычета) в комплексе с освобождением от уплаты налога на имущество организаций; 2) предоставление инвестиционного налогового кредита (изменение срока исполнения налогового обязательства, при котором налогоплательщику предоставляется возможность уменьшить платежи по налогу на прибыль с последующей уплатой суммы кредита и процентов в размере от одной второй до трех четвертых ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации); 3) присвоение статуса участника регионального инвестиционного проекта (далее - РИП) с применением пониженной ставки налога на прибыль организаций в рамках полномочий Свердловской области в размере 10%; 4) присвоение статуса участника РИП в сфере туризма (применение инвестиционного налогового вычета, освобождение от уплаты налога на имущество на пятилетний период); 5) преференции для участников ТОР: освобождение от уплаты налога на имущество на пятилетний период (с даты постановки имущества на баланс), ставка по налогу на прибыль 5% на пятилетний период, считая с периода получения первой прибыли, и 10% в течение последующих пяти лет; 6) преференции для участников ОЭЗ ППТ "Титановая долина": освобождение от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость на ввозимое производственное оборудование и компоненты, налогов на имущество, на землю, транспортного налога, применение пониженной ставки по налогу на прибыль в рамках полномочий Свердловской области, которая составляет в течение первых десяти налоговых периодов - 2%, на следующие пять лет - 7%, в дальнейшем - 15,5%; 7) налоговые льготы для отдельных категорий инвесторов, включая льготы по уплате налога на имущество (полное освобождение или пониженные ставки) для гостиничного бизнеса, компаний в сфере потребительской кооперации, пассажирского транспорта (внутригородские, пригородные перевозки), производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, научных организаций; 8) специальные налоговые режимы для субъектов МСП: пониженные ставки для применяющих упрощенную систему налогообложения и патентную систему. Также детальная информация о мерах поддержки МСП, в том числе регионального уровня, размещена в сети Интернет на федеральном портале https://мойбизнес.рф.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)1) присвоение статуса участника приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области, предусматривающего налоговые преференции по налогу на прибыль организаций в рамках полномочий Свердловской области (с 1 января 2024 года применение инвестиционного налогового вычета) в комплексе с освобождением от уплаты налога на имущество организаций; 2) предоставление инвестиционного налогового кредита (изменение срока исполнения налогового обязательства, при котором налогоплательщику предоставляется возможность уменьшить платежи по налогу на прибыль с последующей уплатой суммы кредита и процентов в размере от одной второй до трех четвертых ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации); 3) присвоение статуса участника регионального инвестиционного проекта (далее - РИП) с применением пониженной ставки налога на прибыль организаций в рамках полномочий Свердловской области в размере 10%; 4) присвоение статуса участника РИП в сфере туризма (применение инвестиционного налогового вычета, освобождение от уплаты налога на имущество на пятилетний период); 5) преференции для участников ТОР: освобождение от уплаты налога на имущество на пятилетний период (с даты постановки имущества на баланс), ставка по налогу на прибыль 5% на пятилетний период, считая с периода получения первой прибыли, и 10% в течение последующих пяти лет; 6) преференции для участников ОЭЗ ППТ "Титановая долина": освобождение от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость на ввозимое производственное оборудование и компоненты, налогов на имущество, на землю, транспортного налога, применение пониженной ставки по налогу на прибыль в рамках полномочий Свердловской области, которая составляет в течение первых десяти налоговых периодов - 2%, на следующие пять лет - 7%, в дальнейшем - 15,5%; 7) налоговые льготы для отдельных категорий инвесторов, включая льготы по уплате налога на имущество (полное освобождение или пониженные ставки) для гостиничного бизнеса, компаний в сфере потребительской кооперации, пассажирского транспорта (внутригородские, пригородные перевозки), производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, научных организаций; 8) специальные налоговые режимы для субъектов МСП: пониженные ставки для применяющих упрощенную систему налогообложения и патентную систему. Также детальная информация о мерах поддержки МСП, в том числе регионального уровня, размещена в сети Интернет на федеральном портале https://мойбизнес.рф.
Статья: Триумфальное возвращение особых экономических зон: развитие экономики или пустые надежды?
(Самойлова В.В.)
("Финансовое право", 2021, N 12)Если говорить в общем, то все налоговые льготы для резидентов ОЭЗ заключаются в пониженных ставках по налогу на прибыль, нулевых ставках по имущественным налогам на определенный срок, как правило, первые пять или десять лет с момента регистрации имущественного права. Но здесь существует ряд условий. Имущество должно использоваться резидентом для ведения своей деятельности, находиться и использоваться на особой территории. Льготы по транспортному налогу предоставляются субъектом, на территории которого находится ОЭЗ, и начинают действовать с момента регистрации транспортного средства. От уплаты налога на землю резиденты, как правило, освобождаются на определенный период, первые пять или десять лет с момента возникновения прав собственности на землю. К сожалению, в российском налоговом законодательстве отсутствует единый налоговый режим для резидентов ОЭЗ, что усложняет процедуру взимания налогов с резидентов ОЭЗ различных типов, а также не способствует привлечению в них новых инвесторов.
(Самойлова В.В.)
("Финансовое право", 2021, N 12)Если говорить в общем, то все налоговые льготы для резидентов ОЭЗ заключаются в пониженных ставках по налогу на прибыль, нулевых ставках по имущественным налогам на определенный срок, как правило, первые пять или десять лет с момента регистрации имущественного права. Но здесь существует ряд условий. Имущество должно использоваться резидентом для ведения своей деятельности, находиться и использоваться на особой территории. Льготы по транспортному налогу предоставляются субъектом, на территории которого находится ОЭЗ, и начинают действовать с момента регистрации транспортного средства. От уплаты налога на землю резиденты, как правило, освобождаются на определенный период, первые пять или десять лет с момента возникновения прав собственности на землю. К сожалению, в российском налоговом законодательстве отсутствует единый налоговый режим для резидентов ОЭЗ, что усложняет процедуру взимания налогов с резидентов ОЭЗ различных типов, а также не способствует привлечению в них новых инвесторов.
Статья: Оценка действующих налоговых режимов на преференциальных территориях
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)Основная цель создания ОЭЗ - стимулирование инвестиционной активности в наиболее значимых для государства направлениях, а среди уникальных преимуществ ОЭЗ, таких как минимальные административные барьеры, преференции на выкуп или аренду земельных участков, помощь и поддержка в реализации инвестиционных проектов со стороны управляющих компаний, наиболее значимыми являются налоговые льготы. Основная часть налоговых льгот для резидентов ОЭЗ устанавливается Налоговым кодексом РФ (НК РФ), однако, помимо федеральных льгот, регионы и муниципалитеты могут предусматривать для резидентов ОЭЗ дополнительные льготы в пределах своих полномочий. В частности, региональными нормами определяются сроки применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций, может быть продлен период освобождения от налога на имущество организаций и земельного налога, установлены льготы по транспортному налогу.
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)Основная цель создания ОЭЗ - стимулирование инвестиционной активности в наиболее значимых для государства направлениях, а среди уникальных преимуществ ОЭЗ, таких как минимальные административные барьеры, преференции на выкуп или аренду земельных участков, помощь и поддержка в реализации инвестиционных проектов со стороны управляющих компаний, наиболее значимыми являются налоговые льготы. Основная часть налоговых льгот для резидентов ОЭЗ устанавливается Налоговым кодексом РФ (НК РФ), однако, помимо федеральных льгот, регионы и муниципалитеты могут предусматривать для резидентов ОЭЗ дополнительные льготы в пределах своих полномочий. В частности, региональными нормами определяются сроки применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций, может быть продлен период освобождения от налога на имущество организаций и земельного налога, установлены льготы по транспортному налогу.
Типовая ситуация: Налоговый контроль: основные определения
(Издательство "Главная книга", 2025)Офшорные зоны - государства или территории с низкой налоговой нагрузкой, расширенной банковской и корпоративной тайной или не предоставляющие российским налоговым органам финансовую информацию. Перечни офшорных зон: для признания сделки контролируемой, для льгот по налогу на прибыль, для банковских целей.
(Издательство "Главная книга", 2025)Офшорные зоны - государства или территории с низкой налоговой нагрузкой, расширенной банковской и корпоративной тайной или не предоставляющие российским налоговым органам финансовую информацию. Перечни офшорных зон: для признания сделки контролируемой, для льгот по налогу на прибыль, для банковских целей.
Статья: Финансовое стимулирование деятельности резидентов территорий с особым режимом хозяйствования в новых экономических условиях: сравнительно-правовое исследование
(Безикова Е.В.)
("Финансовое право", 2022, N 8)Так, резиденты ОЭЗ не облагаются транспортным и земельным налогами (на 5 лет), налогом на имущество компаний (на 10 лет). Налог на прибыль составляет от 0 до 15,5%, ставка по НДС и таможенной пошлине снижена до 0%. Предусмотрены льготы на аренду <13> и использование земельных участков иным способом <14>. Бесплатно предоставляется наземная стоянка легкового транспорта на территории ОЭЗ, стоимость аренды офисных помещений существенно ниже рыночной. Большая часть преференциальных возможностей предусмотрена для IT-сектора (например, предприниматели такой сферы осуществляют минимальные взносы во внебюджетные фонды). Отметим, что региональные власти могут закреплять дополнительные льготы и преференции.
(Безикова Е.В.)
("Финансовое право", 2022, N 8)Так, резиденты ОЭЗ не облагаются транспортным и земельным налогами (на 5 лет), налогом на имущество компаний (на 10 лет). Налог на прибыль составляет от 0 до 15,5%, ставка по НДС и таможенной пошлине снижена до 0%. Предусмотрены льготы на аренду <13> и использование земельных участков иным способом <14>. Бесплатно предоставляется наземная стоянка легкового транспорта на территории ОЭЗ, стоимость аренды офисных помещений существенно ниже рыночной. Большая часть преференциальных возможностей предусмотрена для IT-сектора (например, предприниматели такой сферы осуществляют минимальные взносы во внебюджетные фонды). Отметим, что региональные власти могут закреплять дополнительные льготы и преференции.
Вопрос: Какие преференции по налогам и страховым взносам предусмотрены для резидентов ОЭЗ в Калининградской области?
(Консультация эксперта, 2025)Действующий в Калининградской области режим ОЭЗ устанавливает ряд налоговых льгот и преференций для тех предприятий, которые осуществляют инвестиционные проекты на территории области и зарегистрированы в ОЭЗ в качестве ее резидентов, в частности, по налогу на прибыль, налогу на имущество, земельному налогу и страховым взносам.
(Консультация эксперта, 2025)Действующий в Калининградской области режим ОЭЗ устанавливает ряд налоговых льгот и преференций для тех предприятий, которые осуществляют инвестиционные проекты на территории области и зарегистрированы в ОЭЗ в качестве ее резидентов, в частности, по налогу на прибыль, налогу на имущество, земельному налогу и страховым взносам.