Льготы по налогу на имущество организаций 2019
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы по налогу на имущество организаций 2019 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 372 "Общие положения" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал обществу в применении льготы по налогу на имущество в виде освобождения от уплаты налога, установленной законом Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций". По мнению налогового органа, налогоплательщик не выполнил условия, предусмотренные подп. 25 п. 2 ст. 3 указанного закона, в частности размер среднемесячной заработной платы работников общества не соответствует требованиям, закрепленным в п. п. 2 - 4 ст. 3 закона Свердловской области. Налоговый орган рассчитал уровень среднемесячной заработной платы в соответствии с требованиями ст. 139 ТК РФ, а также п. 4 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы". Суд не согласился с выбранной налоговым органом методикой и отметил, что такие показатели, как среднемесячная заработная плата работников и средний заработок работника, не едины по своему содержанию и имеют различное правовое значение. В законе Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" от 27.11.2003 N 35-ОЗ упомянут такой показатель, как среднемесячная заработная плата работников. Уровень среднемесячной заработной платы работников общества должен определяться в соответствии с Приказом Росстата от 27.11.2019 N 711. Суд пришел к выводу, что обществом соблюдены условия для применения льготы по налогу на имущество организаций в виде освобождения, признал неправомерным доначисление налога на имущество.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал обществу в применении льготы по налогу на имущество в виде освобождения от уплаты налога, установленной законом Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций". По мнению налогового органа, налогоплательщик не выполнил условия, предусмотренные подп. 25 п. 2 ст. 3 указанного закона, в частности размер среднемесячной заработной платы работников общества не соответствует требованиям, закрепленным в п. п. 2 - 4 ст. 3 закона Свердловской области. Налоговый орган рассчитал уровень среднемесячной заработной платы в соответствии с требованиями ст. 139 ТК РФ, а также п. 4 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы". Суд не согласился с выбранной налоговым органом методикой и отметил, что такие показатели, как среднемесячная заработная плата работников и средний заработок работника, не едины по своему содержанию и имеют различное правовое значение. В законе Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" от 27.11.2003 N 35-ОЗ упомянут такой показатель, как среднемесячная заработная плата работников. Уровень среднемесячной заработной платы работников общества должен определяться в соответствии с Приказом Росстата от 27.11.2019 N 711. Суд пришел к выводу, что обществом соблюдены условия для применения льготы по налогу на имущество организаций в виде освобождения, признал неправомерным доначисление налога на имущество.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 374 "Объект налогообложения" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на имущество, сделав вывод о необоснованной переквалификации налогоплательщиком недвижимого имущества в движимое. По мнению налогового органа, общество искусственно разделило в бухгалтерском учете единый объект основных средств - мини-ТЭС. Налогоплательщик предоставил проектную документацию, согласно которой в состав мини-ТЭС входят: газопоршневые электроагрегаты, водогрейные котлы, абсорбционно-холодильные машины, в здании мини-ТЭС размещено основное технологическое и вспомогательное технологическое оборудование, а также электрооборудование. Более того, налогоплательщик ранее заявлял льготу по налогу на имущество в рамках реализации инвестиционного проекта по отношению к спорным объектам. Как указал налоговый орган, после внесения изменений в НК РФ, в части исключения с 01.01.2019 движимого имущества из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций, общество исключило объекты из льготируемой базы по налогу на имущество. В ходе экспертизы была установлена неразрывная фактическая и технологическая связь между составными частями, которые обусловливают использование объекта по назначению. Суд признал правомерным доначисление налога на имущество, поскольку мини-ТЭС является единым недвижимым комплексом взаимосвязанного оборудования и сооружений, объединенных единым производственным назначением и технологическим режимом работы.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на имущество, сделав вывод о необоснованной переквалификации налогоплательщиком недвижимого имущества в движимое. По мнению налогового органа, общество искусственно разделило в бухгалтерском учете единый объект основных средств - мини-ТЭС. Налогоплательщик предоставил проектную документацию, согласно которой в состав мини-ТЭС входят: газопоршневые электроагрегаты, водогрейные котлы, абсорбционно-холодильные машины, в здании мини-ТЭС размещено основное технологическое и вспомогательное технологическое оборудование, а также электрооборудование. Более того, налогоплательщик ранее заявлял льготу по налогу на имущество в рамках реализации инвестиционного проекта по отношению к спорным объектам. Как указал налоговый орган, после внесения изменений в НК РФ, в части исключения с 01.01.2019 движимого имущества из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций, общество исключило объекты из льготируемой базы по налогу на имущество. В ходе экспертизы была установлена неразрывная фактическая и технологическая связь между составными частями, которые обусловливают использование объекта по назначению. Суд признал правомерным доначисление налога на имущество, поскольку мини-ТЭС является единым недвижимым комплексом взаимосвязанного оборудования и сооружений, объединенных единым производственным назначением и технологическим режимом работы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Льгота по налогу на имущество при производстве ветеринарных иммунобиологических препаратов
(Сенин Н.К.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)В Письме Минфина России от 19.04.2019 N 03-03-05/28292 отмечается, что одним из мероприятий, направленных на решение общехозяйственных задач, является предоставление льготы по налогу на имущество организациям, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями.
(Сенин Н.К.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)В Письме Минфина России от 19.04.2019 N 03-03-05/28292 отмечается, что одним из мероприятий, направленных на решение общехозяйственных задач, является предоставление льготы по налогу на имущество организациям, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 16.07.2021 N ЕД-7-21/667@
"Об утверждении формы сообщения об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2021 N 64670)6. При наличии у налогоплательщика-организации налоговых льгот в размере сумм транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога соответствующее сообщение не формировать.
"Об утверждении формы сообщения об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2021 N 64670)6. При наличии у налогоплательщика-организации налоговых льгот в размере сумм транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога соответствующее сообщение не формировать.
Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О территориях опережающего развития в Российской Федерации"1) условия предоставления резидентам территории опережающего развития налоговых льгот по уплате налогов на имущество организаций, земельного налога, в том числе сроки предоставления этих льгот;
(ред. от 07.06.2025)
"О территориях опережающего развития в Российской Федерации"1) условия предоставления резидентам территории опережающего развития налоговых льгот по уплате налогов на имущество организаций, земельного налога, в том числе сроки предоставления этих льгот;
Статья: О направлениях совершенствования правил налогообложения недвижимого имущества физических лиц
(Пономарева К.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Вопросом, часто вызывающим налоговые споры, является проблематика налоговых льгот. Согласно пункту 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) льготы по налогу на недвижимое имущество чаще всего предоставляются по социальным основаниям. Вместе с тем по экономическим основаниям льготы должны предоставляться так, чтобы не нарушать конкуренцию на свободном рынке, принципы всеобщности и равенства налогообложения. Льготы имеют адресный характер, а их установление относится к законодательной прерогативе, позволяющей определять (в том числе с учетом соблюдения баланса публичных и частных интересов) круг лиц, на которых они распространяются <1>. В связи с этим стало известным Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 2596-О, в котором был поставлен вопрос об обоснованности установления льготы по налогу на имущество исключительно в отношении организаций и отсутствии аналогичной льготы для физических лиц <2>.
(Пономарева К.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Вопросом, часто вызывающим налоговые споры, является проблематика налоговых льгот. Согласно пункту 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) льготы по налогу на недвижимое имущество чаще всего предоставляются по социальным основаниям. Вместе с тем по экономическим основаниям льготы должны предоставляться так, чтобы не нарушать конкуренцию на свободном рынке, принципы всеобщности и равенства налогообложения. Льготы имеют адресный характер, а их установление относится к законодательной прерогативе, позволяющей определять (в том числе с учетом соблюдения баланса публичных и частных интересов) круг лиц, на которых они распространяются <1>. В связи с этим стало известным Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 2596-О, в котором был поставлен вопрос об обоснованности установления льготы по налогу на имущество исключительно в отношении организаций и отсутствии аналогичной льготы для физических лиц <2>.
Статья: Некоторые современные тенденции правового регулирования налоговых льгот и преференций по налогу на имущество организаций в Налоговом кодексе Российской Федерации
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Представляется логичным также прокомментировать налоговые преференции, которые, как отмечено в статье Н.А. Шевелевой, не оформляются в виде налоговых льгот. Они охарактеризованы как экономическая выгода - уменьшение размера налогового обязательства. Государство предпочитает не увлекаться собственно налоговыми льготами, а использовать иные преференциальные режимы <10>. В части налоговых ставок необходимо пояснить, что изменения правового регулирования данного элемента налога на имущество организаций подробно в настоящей статье не рассматриваются. Однако определенные изменения имеют место <11>, что можно увидеть на примере соответствующих разъяснений Минфина России <12>. Следует также добавить, что применительно к различным налогам наряду с "налоговыми льготами" и "налоговыми преференциями" могут использоваться и другие понятия. В частности, налоговый вычет и налоговые льготы, предусмотренные ст. 403 и 407 Кодекса, Минфин России в контексте объектов завершенного строительства называет налоговыми преимуществами <13>.
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Представляется логичным также прокомментировать налоговые преференции, которые, как отмечено в статье Н.А. Шевелевой, не оформляются в виде налоговых льгот. Они охарактеризованы как экономическая выгода - уменьшение размера налогового обязательства. Государство предпочитает не увлекаться собственно налоговыми льготами, а использовать иные преференциальные режимы <10>. В части налоговых ставок необходимо пояснить, что изменения правового регулирования данного элемента налога на имущество организаций подробно в настоящей статье не рассматриваются. Однако определенные изменения имеют место <11>, что можно увидеть на примере соответствующих разъяснений Минфина России <12>. Следует также добавить, что применительно к различным налогам наряду с "налоговыми льготами" и "налоговыми преференциями" могут использоваться и другие понятия. В частности, налоговый вычет и налоговые льготы, предусмотренные ст. 403 и 407 Кодекса, Минфин России в контексте объектов завершенного строительства называет налоговыми преимуществами <13>.
Статья: Правовая регламентация дифференцированных налоговых ставок по имущественным налогам в Налоговом кодексе Российской Федерации
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 6)<23> См., например: Письмо ФНС России от 8 декабря 2022 г. N БС-4-21/16658@ "Об установлении дифференцированных (пониженных) налоговых ставок и налоговых льгот по налогу на имущество организаций" (вместе с Письмом Минфина России от 08.12.2022 N 03-05-04-01/120350) // СПС "КонсультантПлюс".
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 6)<23> См., например: Письмо ФНС России от 8 декабря 2022 г. N БС-4-21/16658@ "Об установлении дифференцированных (пониженных) налоговых ставок и налоговых льгот по налогу на имущество организаций" (вместе с Письмом Минфина России от 08.12.2022 N 03-05-04-01/120350) // СПС "КонсультантПлюс".
Вопрос: Как облагаются налогом на имущество автомобильные дороги, числящиеся на балансе организации?
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, право на применение льготы по налогу на имущество организаций по п. 11 ст. 381 НК РФ имеют организации, имеющие на балансе имущество, относящееся к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью в соответствии с Перечнем, сформированным с использованием данных ОКОФ (Письмо ФНС России от 24.12.2019 N БС-4-21/26601@).
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, право на применение льготы по налогу на имущество организаций по п. 11 ст. 381 НК РФ имеют организации, имеющие на балансе имущество, относящееся к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью в соответствии с Перечнем, сформированным с использованием данных ОКОФ (Письмо ФНС России от 24.12.2019 N БС-4-21/26601@).
Статья: Сделки с объектами незавершенного строительства
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, NN 6, 7)Исходя из изложенного объекты незавершенного строительства подлежат обложению налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости при условии, если эти объекты поименованы в законе субъекта Российской Федерации, принятом в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, сведения об объектах имеются в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) и определена их кадастровая стоимость. Если названные условия налогообложения объектов незавершенного строительства исходя из кадастровой стоимости не выполняются, то объекты незавершенного строительства, отвечающие установленным пунктом 4 ПБУ 6/01 [18] критериям основных средств, подлежат обложению налогом на имущество организаций в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ исходя из среднегодовой стоимости имущества.
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, NN 6, 7)Исходя из изложенного объекты незавершенного строительства подлежат обложению налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости при условии, если эти объекты поименованы в законе субъекта Российской Федерации, принятом в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, сведения об объектах имеются в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) и определена их кадастровая стоимость. Если названные условия налогообложения объектов незавершенного строительства исходя из кадастровой стоимости не выполняются, то объекты незавершенного строительства, отвечающие установленным пунктом 4 ПБУ 6/01 [18] критериям основных средств, подлежат обложению налогом на имущество организаций в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ исходя из среднегодовой стоимости имущества.
Статья: Учение А. Пигу об общественном благосостоянии: история и опыт современного прочтения антикризисных финансово-правовых мер
(Лушникова М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)1) Налоговые льготы, обеспечивающие снижение налогового бремени субъектам экономической деятельности и лицам, которые нуждаются в социальной поддержке. На федеральном уровне правового регулирования в качестве примера к таковым относятся расширение перечня операций, не облагаемых НДС <8>, отмена повышающих коэффициентов по транспортному налогу. В этот перечень можно внести и налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налога на отдельные виды доходов в целях поддержки уровня жизни населения в нестабильных экономических условиях: не облагаются НДФЛ доходы по вкладам, полученным физическими лицами в 2021 и 2022 гг., материальная выгода за тот же период <9>; расширяется сфера применения социальных вычетов <10>. Обратимся к анализу регионального налогового законодательства. Так, Закон Ярославской области от 7 октября 2003 г. N 73-З (ред. от 28.11.2022) "О налоге на имущество организаций" вводит налоговые льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) по отдельным видам экономической деятельности, для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты Ярославской области. Кстати, на местном уровне правового регулирования решением муниципалитета г. Ярославля от 7 ноября 2005 г. N 146 (ред. от 31.10.2019 N 306) "О земельном налоге" также установлены налоговые льготы для субъектов инвестиционной деятельности.
(Лушникова М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)1) Налоговые льготы, обеспечивающие снижение налогового бремени субъектам экономической деятельности и лицам, которые нуждаются в социальной поддержке. На федеральном уровне правового регулирования в качестве примера к таковым относятся расширение перечня операций, не облагаемых НДС <8>, отмена повышающих коэффициентов по транспортному налогу. В этот перечень можно внести и налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налога на отдельные виды доходов в целях поддержки уровня жизни населения в нестабильных экономических условиях: не облагаются НДФЛ доходы по вкладам, полученным физическими лицами в 2021 и 2022 гг., материальная выгода за тот же период <9>; расширяется сфера применения социальных вычетов <10>. Обратимся к анализу регионального налогового законодательства. Так, Закон Ярославской области от 7 октября 2003 г. N 73-З (ред. от 28.11.2022) "О налоге на имущество организаций" вводит налоговые льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) по отдельным видам экономической деятельности, для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты Ярославской области. Кстати, на местном уровне правового регулирования решением муниципалитета г. Ярославля от 7 ноября 2005 г. N 146 (ред. от 31.10.2019 N 306) "О земельном налоге" также установлены налоговые льготы для субъектов инвестиционной деятельности.
Готовое решение: Налогообложение участников специальных инвестиционных контрактов
(КонсультантПлюс, 2025)Власти субъектов РФ могут также вводить для участников льготы по налогу на имущество организаций и транспортному налогу, а местные власти (в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - власти этих регионов) - по земельному.
(КонсультантПлюс, 2025)Власти субъектов РФ могут также вводить для участников льготы по налогу на имущество организаций и транспортному налогу, а местные власти (в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - власти этих регионов) - по земельному.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 31.03.2025 N 03-05-05-01/31291 <Налог на имущество организаций: объекты налогообложения и порядок расчета>
(Афанасова Д.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 10)Если у организации есть движимое имущество, учитываемое на балансе как основные средства, сведения о его среднегодовой стоимости необходимо отразить в разд. 4 декларации по налогу на имущество.
(Афанасова Д.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 10)Если у организации есть движимое имущество, учитываемое на балансе как основные средства, сведения о его среднегодовой стоимости необходимо отразить в разд. 4 декларации по налогу на имущество.
Статья: Перспективы совершенствования финансово-правового регулирования региональной инвестиционной деятельности путем применения налогового стимулирования
(Сиротская Д.Е.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 1)В научной литературе справедливо отмечается, что государственная поддержка частных инвесторов в приоритетном порядке должна осуществляться посредством применения мер стимулирования <5>. Основными инструментами налогового стимулирования инвестиционной деятельности являются льготы и преференции. Налоговые льготы помогают стимулировать деятельность крупных хозяйствующих субъектов, включая тех, у которых доход несоизмерим с затратами, и тех, у которых доход невелик. Льготы создают условия для развития бизнеса и частного предпринимательства, для расширения производства, для повышения уровня жизни населения и, конечно, для инвестирования в стратегически важные отрасли российской экономики. Например, в 2020 году 7 инвестиционных проектов (в 2019 г. - 4) в Краснодарском крае получили государственную поддержку в форме налоговых льгот по налогу на имущество организаций <6>, что свидетельствует об эффективности системной работы по популяризации государственной поддержки среди субъектов инвестиционной деятельности.
(Сиротская Д.Е.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 1)В научной литературе справедливо отмечается, что государственная поддержка частных инвесторов в приоритетном порядке должна осуществляться посредством применения мер стимулирования <5>. Основными инструментами налогового стимулирования инвестиционной деятельности являются льготы и преференции. Налоговые льготы помогают стимулировать деятельность крупных хозяйствующих субъектов, включая тех, у которых доход несоизмерим с затратами, и тех, у которых доход невелик. Льготы создают условия для развития бизнеса и частного предпринимательства, для расширения производства, для повышения уровня жизни населения и, конечно, для инвестирования в стратегически важные отрасли российской экономики. Например, в 2020 году 7 инвестиционных проектов (в 2019 г. - 4) в Краснодарском крае получили государственную поддержку в форме налоговых льгот по налогу на имущество организаций <6>, что свидетельствует об эффективности системной работы по популяризации государственной поддержки среди субъектов инвестиционной деятельности.