Льготы пенсионерам 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы пенсионерам 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие льготы по налогам предусмотрены для пенсионеров
(КонсультантПлюс, 2025)Физлица, которые являются пенсионерами в соответствии с иностранным законодательством, также имеют право на льготу по налогу на имущество (Письма ФНС России от 18.05.2020 N БС-3-21/3727@, Минфина России от 11.07.2024 N 03-05-06-01/65038, от 12.04.2019 N 03-05-06-01/25932).
(КонсультантПлюс, 2025)Физлица, которые являются пенсионерами в соответствии с иностранным законодательством, также имеют право на льготу по налогу на имущество (Письма ФНС России от 18.05.2020 N БС-3-21/3727@, Минфина России от 11.07.2024 N 03-05-06-01/65038, от 12.04.2019 N 03-05-06-01/25932).
Ситуация: Какие имущественные налоги платят физические лица?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отношении транспортных средств, зарегистрированных налогоплательщиками после 01.01.2020, право на льготу предоставляется при условии, что указанные транспортные средства произведены на территории ЕАЭС;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отношении транспортных средств, зарегистрированных налогоплательщиками после 01.01.2020, право на льготу предоставляется при условии, что указанные транспортные средства произведены на территории ЕАЭС;
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)По данному делу юридически значимым с учетом исковых требований П., возражений ответчика относительно иска и подлежащих применению норм материального права являлось установление, в частности, следующих обстоятельств: имела ли место со стороны П. недобросовестность при получении им в период с 1 октября 2019 г. по 14 января 2020 г. региональной социальной доплаты к пенсии, назначенной ему как неработающему пенсионеру; разъяснено ли было пенсионеру П. органом социальной защиты населения, какая деятельность относится к деятельности, при осуществлении которой возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию, пенсионер перестает признаваться неработающим и утрачивает право на получение региональной социальной доплаты к пенсии; принимал ли П. письменное обязательство об информировании органа социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты; была ли осуществлена ответчиком - органом социальной защиты населения - проверка фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты П.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)По данному делу юридически значимым с учетом исковых требований П., возражений ответчика относительно иска и подлежащих применению норм материального права являлось установление, в частности, следующих обстоятельств: имела ли место со стороны П. недобросовестность при получении им в период с 1 октября 2019 г. по 14 января 2020 г. региональной социальной доплаты к пенсии, назначенной ему как неработающему пенсионеру; разъяснено ли было пенсионеру П. органом социальной защиты населения, какая деятельность относится к деятельности, при осуществлении которой возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию, пенсионер перестает признаваться неработающим и утрачивает право на получение региональной социальной доплаты к пенсии; принимал ли П. письменное обязательство об информировании органа социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты; была ли осуществлена ответчиком - органом социальной защиты населения - проверка фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты П.
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 13.06.2013
"О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах"с учетом готовности предприятий оборонного комплекса к выполнению государственных контрактов возможное продление сроков реализации отдельных направлений Государственной программы вооружения на 2011 - 2020 годы;
"О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах"с учетом готовности предприятий оборонного комплекса к выполнению государственных контрактов возможное продление сроков реализации отдельных направлений Государственной программы вооружения на 2011 - 2020 годы;
Ситуация: Какие категории граждан относятся к числу социально незащищенных?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дети из многодетных семей, сироты, лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, пожилые люди - в целях приоритетного развития среди них физической культуры и спорта (п. п. 2.3, 3.1, 3.2.3 Стратегии развития сотрудничества на 2021 - 2030 гг., принятой Решением Совета глав правительств СНГ 29.05.2020).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дети из многодетных семей, сироты, лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, пожилые люди - в целях приоритетного развития среди них физической культуры и спорта (п. п. 2.3, 3.1, 3.2.3 Стратегии развития сотрудничества на 2021 - 2030 гг., принятой Решением Совета глав правительств СНГ 29.05.2020).
Статья: Принцип адресности социальной поддержки: содержание и особенности
(Умнова-Конюхова И.А., Алешкова И.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)В связи с изложенными доводами полагаем важным усовершенствовать российские нормативные правовые акты, регулирующие сферу социального обеспечения, исходя из диалектической взаимосвязи принципа адресности социальной поддержки с принципами справедливости, обоснованности, нуждаемости, равенства возможностей и другими принципами социального государства, а также исходя из разграничения мер и методов при реализации адресной социальной поддержки и адресной социальной помощи.
(Умнова-Конюхова И.А., Алешкова И.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)В связи с изложенными доводами полагаем важным усовершенствовать российские нормативные правовые акты, регулирующие сферу социального обеспечения, исходя из диалектической взаимосвязи принципа адресности социальной поддержки с принципами справедливости, обоснованности, нуждаемости, равенства возможностей и другими принципами социального государства, а также исходя из разграничения мер и методов при реализации адресной социальной поддержки и адресной социальной помощи.
Статья: Концептуальные проблемы предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным субъектам экономической деятельности в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)При общих расходах ПФР на пенсионное обеспечение граждан в 2020 г. в размере чуть менее 8 трлн 22 млрд рублей выпадающие в результате предоставления льгот доходы составили порядка 9%. Общий бюджетный дефицит пенсионной системы вернулся на уровень 2017 г., превысив 30%. Финансовый эффект от повышения возраста выхода на пенсию граждан Российской Федерации был полностью девальвирован уже через три года после внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. Можно констатировать, что сэкономленные в результате сокращения совокупного объема пенсионных обязательств путем повышения возраста выхода на пенсию средства были направлены не на эквивалентное повышение текущих пенсионных выплат, а на субсидирование отдельных отраслей экономики и субъектов хозяйственной деятельности.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)При общих расходах ПФР на пенсионное обеспечение граждан в 2020 г. в размере чуть менее 8 трлн 22 млрд рублей выпадающие в результате предоставления льгот доходы составили порядка 9%. Общий бюджетный дефицит пенсионной системы вернулся на уровень 2017 г., превысив 30%. Финансовый эффект от повышения возраста выхода на пенсию граждан Российской Федерации был полностью девальвирован уже через три года после внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. Можно констатировать, что сэкономленные в результате сокращения совокупного объема пенсионных обязательств путем повышения возраста выхода на пенсию средства были направлены не на эквивалентное повышение текущих пенсионных выплат, а на субсидирование отдельных отраслей экономики и субъектов хозяйственной деятельности.
"Судебные расходы в гражданском судопроизводстве"
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)<1> Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 17.02.2020 по делу N 88-1647/2020 // СПС "КонсультантПлюс".
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)<1> Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 17.02.2020 по делу N 88-1647/2020 // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Практика применения опционных программ: российский и зарубежный опыт
(Музафаров Э.Э.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Пенсионный план 401 (k) является комбинацией ESOP и SIP. Работники могут ежегодно вносить на пенсионные счета часть зарплаты, а работодатели - добровольные взносы в сумме, не превышающей 19 000 долларов на одного работника до уплаты подоходного налога <11>. Доля взносов работодателей колеблется от 25 до 75% накопленных средств участников программы <12>. Накопленные средства полностью или в части могут инвестироваться в акции корпорации. В зависимости от налоговых последствий выделяют традиционный план 401 (k) и план Roth 401 (k). При традиционном плане 401 (k) подоходный налог уплачивается с денежных средств после их снятия со счета, при плане Roth 401 (k) денежные средства облагаются налогом до их зачисления на счет. Данный вопрос может быть существенным при возможном будущем увеличении или снижении налоговой ставки. Как правило, работники, которые близки к выходу на пенсию, выбирают традиционный план 401 (k), так как он позволяет им воспользоваться налоговыми ставками и налоговыми льготами, доступными для пенсионеров. Молодые работники выбирают план Roth 401 (k), так как он позволяет освободить денежные средства от налогового бремени до повышения подоходного налога по прогрессивной шкале налогообложения, где ставка может доходить до 37% <13>.
(Музафаров Э.Э.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Пенсионный план 401 (k) является комбинацией ESOP и SIP. Работники могут ежегодно вносить на пенсионные счета часть зарплаты, а работодатели - добровольные взносы в сумме, не превышающей 19 000 долларов на одного работника до уплаты подоходного налога <11>. Доля взносов работодателей колеблется от 25 до 75% накопленных средств участников программы <12>. Накопленные средства полностью или в части могут инвестироваться в акции корпорации. В зависимости от налоговых последствий выделяют традиционный план 401 (k) и план Roth 401 (k). При традиционном плане 401 (k) подоходный налог уплачивается с денежных средств после их снятия со счета, при плане Roth 401 (k) денежные средства облагаются налогом до их зачисления на счет. Данный вопрос может быть существенным при возможном будущем увеличении или снижении налоговой ставки. Как правило, работники, которые близки к выходу на пенсию, выбирают традиционный план 401 (k), так как он позволяет им воспользоваться налоговыми ставками и налоговыми льготами, доступными для пенсионеров. Молодые работники выбирают план Roth 401 (k), так как он позволяет освободить денежные средства от налогового бремени до повышения подоходного налога по прогрессивной шкале налогообложения, где ставка может доходить до 37% <13>.
Статья: О соразмерности ограничений социально-экономических прав и свобод граждан
(Уваров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Среди самых важных президентских поправок к Конституции РФ, по мнению россиян, выделяются: обеспечение государством доступности и качества медицинского обслуживания (95%); обязательная ежегодная индексация пенсий (92%); установление МРОТ не менее прожиточного минимума (92%) <1>. "Все это, - отмечает Президент РФ, - нормы прямого действия, которые должны работать на годы вперед, чтобы люди были уверены в будущем, чтобы нуждающиеся в помощи были окружены особой заботой и вниманием, получали необходимую, достаточную поддержку" <2>. Вместе с тем, по данным доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 г., в ходе опроса за этот год половина респондентов заявили, что сталкивались с социальной несправедливостью <3>. Чаще всего с несправедливостью в российском обществе сталкиваются люди, нуждающиеся в особой социальной поддержке со стороны государства: пенсионеры, пожилые люди (30%); малоимущие и бедные (14%) <4>. В этой связи по-прежнему актуален вопрос исполнения социальных обязательств государства, которые, как подчеркнул Президент РФ в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 г., должны осуществляться при любой ситуации и на всей территории страны <5>.
(Уваров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Среди самых важных президентских поправок к Конституции РФ, по мнению россиян, выделяются: обеспечение государством доступности и качества медицинского обслуживания (95%); обязательная ежегодная индексация пенсий (92%); установление МРОТ не менее прожиточного минимума (92%) <1>. "Все это, - отмечает Президент РФ, - нормы прямого действия, которые должны работать на годы вперед, чтобы люди были уверены в будущем, чтобы нуждающиеся в помощи были окружены особой заботой и вниманием, получали необходимую, достаточную поддержку" <2>. Вместе с тем, по данным доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 г., в ходе опроса за этот год половина респондентов заявили, что сталкивались с социальной несправедливостью <3>. Чаще всего с несправедливостью в российском обществе сталкиваются люди, нуждающиеся в особой социальной поддержке со стороны государства: пенсионеры, пожилые люди (30%); малоимущие и бедные (14%) <4>. В этой связи по-прежнему актуален вопрос исполнения социальных обязательств государства, которые, как подчеркнул Президент РФ в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 г., должны осуществляться при любой ситуации и на всей территории страны <5>.
Статья: Социальная политика в отношении лиц пенсионного возраста в условиях пандемии: исследование отечественного и зарубежного опыта
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Региональная политика в отношении пенсионеров после введения режима самоизоляции во многом совпадала с общегосударственной политикой (масочный режим, социальная дистанция, обязательная вакцинация и др.). С апреля 2020 г. в России был введен режим самоизоляции для пенсионеров старше 65 лет как дополнительная противоэпидемическая мера. В отдельных регионах были введены ежемесячные выплаты работникам организаций социального обслуживания, волонтерам, которые взяли под временную опеку или на проживание инвалидов и престарелых граждан <5>. Для нейтрализации негативных последствий от распространения инфекции COVID-19 в Москве для лиц пенсионного возраста (старше 65 лет) была предоставлена социальная выплата как до начала, так и по окончании режима самоизоляции в размере 2 000 рублей при условии его соблюдения <6>. Анализ принятых мер показал, что они направлены в первую очередь на повышение социальной защиты граждан (семьи с детьми), а также оказание адресной помощи отдельным категориям граждан, в том числе пенсионерам <7>.
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Региональная политика в отношении пенсионеров после введения режима самоизоляции во многом совпадала с общегосударственной политикой (масочный режим, социальная дистанция, обязательная вакцинация и др.). С апреля 2020 г. в России был введен режим самоизоляции для пенсионеров старше 65 лет как дополнительная противоэпидемическая мера. В отдельных регионах были введены ежемесячные выплаты работникам организаций социального обслуживания, волонтерам, которые взяли под временную опеку или на проживание инвалидов и престарелых граждан <5>. Для нейтрализации негативных последствий от распространения инфекции COVID-19 в Москве для лиц пенсионного возраста (старше 65 лет) была предоставлена социальная выплата как до начала, так и по окончании режима самоизоляции в размере 2 000 рублей при условии его соблюдения <6>. Анализ принятых мер показал, что они направлены в первую очередь на повышение социальной защиты граждан (семьи с детьми), а также оказание адресной помощи отдельным категориям граждан, в том числе пенсионерам <7>.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Таким образом, для указанной категории граждан введена дополнительная пенсионная льгота, она касается мужчин, которые родились в 1959 и 1960 годах, и женщин, рожденных в 1964 и 1965 годах. Мужчины, рожденные в 1959 и 1960 гг., по общему правилу должны были выходить на пенсию в 2020 и 2021 гг., при достижении 61 года и 62 лет. Однако вновь введенная льгота позволила им выйти на пенсию на шесть месяцев раньше. Женщины, рожденные в 1964 и 1965 гг., должны были выходить на пенсию в 2020 и 2021 гг., при достижении возраста 56 и 57 лет, но они могли выйти на пенсию также на шесть месяцев раньше.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Таким образом, для указанной категории граждан введена дополнительная пенсионная льгота, она касается мужчин, которые родились в 1959 и 1960 годах, и женщин, рожденных в 1964 и 1965 годах. Мужчины, рожденные в 1959 и 1960 гг., по общему правилу должны были выходить на пенсию в 2020 и 2021 гг., при достижении 61 года и 62 лет. Однако вновь введенная льгота позволила им выйти на пенсию на шесть месяцев раньше. Женщины, рожденные в 1964 и 1965 гг., должны были выходить на пенсию в 2020 и 2021 гг., при достижении возраста 56 и 57 лет, но они могли выйти на пенсию также на шесть месяцев раньше.
Статья: Алиментные обязательства супругов: историко-правовой аспект
(Алейникова В.В.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 5)При этом, исходя из принципа построения семейных отношений на основе взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, обязанность по уплате алиментов на содержание бывшего супруга может быть возложена судом только на лиц, обладающих для этого необходимыми средствами (Определение Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2010 г. N 546-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Брежнева Олега Николаевича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 90 и статьей 91 Семейного кодекса Российской Федерации"). Таким образом, в спорах о взыскании алиментов на содержание супруга (бывшего супруга) суду необходимо, с одной стороны, установить, являются ли стороны субъектами алиментного обязательства (обладает ли истец правом на получение содержания от ответчика и лежит ли на ответчике обязанность по предоставлению истцу содержания), а с другой - учесть материальное и семейное положение супругов, наличие необходимых средств у бывшего супруга для удовлетворения заявленных требований, а также провести оценку иных заслуживающих внимания обстоятельств <14>. Иск о взыскании алиментов с супруга (бывшего супруга) может быть удовлетворен судом, если "взыскание с ответчика алиментов не приведет к невозможности удовлетворения жизненных потребностей данного лица и членов его семьи, которых он по закону обязан содержать, за счет средств, оставшихся после уплаты алиментов" (п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов"). Так, при рассмотрении одного из дел суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о взыскании алиментов с бывшего супруга-пенсионера, имеющего ряд хронических заболеваний, в сумме, которая объективно лишит его средств к существованию. При этом суд также принял во внимание, что истец, имея объективную возможность, "не пользуется правом на социальную поддержку (предоставление сиделки, получение бесплатных лекарственных средств, препаратов)" (Апелляционное определение Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу N 33-26539/2020). Подобный подход правоприменителя не является случайным, поскольку супружеские отношения, в отличие от детско-родительских, "не предполагают полного содержания... речь идет только о поддержке" <15> и "не являются безусловными - право на алименты возникает только при нетрудоспособности, нуждаемости и некоторых иных событиях в жизни потенциального получателя" <16>.
(Алейникова В.В.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 5)При этом, исходя из принципа построения семейных отношений на основе взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, обязанность по уплате алиментов на содержание бывшего супруга может быть возложена судом только на лиц, обладающих для этого необходимыми средствами (Определение Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2010 г. N 546-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Брежнева Олега Николаевича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 90 и статьей 91 Семейного кодекса Российской Федерации"). Таким образом, в спорах о взыскании алиментов на содержание супруга (бывшего супруга) суду необходимо, с одной стороны, установить, являются ли стороны субъектами алиментного обязательства (обладает ли истец правом на получение содержания от ответчика и лежит ли на ответчике обязанность по предоставлению истцу содержания), а с другой - учесть материальное и семейное положение супругов, наличие необходимых средств у бывшего супруга для удовлетворения заявленных требований, а также провести оценку иных заслуживающих внимания обстоятельств <14>. Иск о взыскании алиментов с супруга (бывшего супруга) может быть удовлетворен судом, если "взыскание с ответчика алиментов не приведет к невозможности удовлетворения жизненных потребностей данного лица и членов его семьи, которых он по закону обязан содержать, за счет средств, оставшихся после уплаты алиментов" (п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов"). Так, при рассмотрении одного из дел суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о взыскании алиментов с бывшего супруга-пенсионера, имеющего ряд хронических заболеваний, в сумме, которая объективно лишит его средств к существованию. При этом суд также принял во внимание, что истец, имея объективную возможность, "не пользуется правом на социальную поддержку (предоставление сиделки, получение бесплатных лекарственных средств, препаратов)" (Апелляционное определение Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу N 33-26539/2020). Подобный подход правоприменителя не является случайным, поскольку супружеские отношения, в отличие от детско-родительских, "не предполагают полного содержания... речь идет только о поддержке" <15> и "не являются безусловными - право на алименты возникает только при нетрудоспособности, нуждаемости и некоторых иных событиях в жизни потенциального получателя" <16>.
Статья: Налогово-правовые меры поддержки семей
(Журавлева О.О.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)<28> См.: Права пенсионеров: российское законодательство и зарубежный опыт: науч.-практ. пособие / отв. ред. Н.В. Путило. М., 2020. С. 173.
(Журавлева О.О.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)<28> См.: Права пенсионеров: российское законодательство и зарубежный опыт: науч.-практ. пособие / отв. ред. Н.В. Путило. М., 2020. С. 173.