Льготы матерям-одиночкам
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы матерям-одиночкам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 72 Конституции РФ"Исходя из положений пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к указанным полномочиям субъектов РФ также отнесены вопросы социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки семей, имеющих (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), малоимущим граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан. Согласно п. 1 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, указанные в п. 1 ст. 72, осуществляются названными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как работодателю оформить компенсации за детский сад и на оплату питания сотрудникам
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы выплачиваете компенсацию стоимости посещения детского сада, то можете установить, что она полагается только категориям работников, нуждающимся в повышенной социальной защите: работникам - одиноким родителям, мобилизованным работникам и т.п. Дискриминацией это не является (ст. 3 ТК РФ). Но и выплата компенсации всем работникам нарушением не будет.
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы выплачиваете компенсацию стоимости посещения детского сада, то можете установить, что она полагается только категориям работников, нуждающимся в повышенной социальной защите: работникам - одиноким родителям, мобилизованным работникам и т.п. Дискриминацией это не является (ст. 3 ТК РФ). Но и выплата компенсации всем работникам нарушением не будет.
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или ребенка в возрасте до шестнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более детей в возрасте до четырнадцати лет, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 настоящего Кодекса).
(ред. от 29.09.2025)Расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или ребенка в возрасте до шестнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более детей в возрасте до четырнадцати лет, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 настоящего Кодекса).
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, определяет Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", что и закреплено в его преамбуле (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ <209>). Названный Закон предусматривает для указанных лиц дополнительные гарантии права на образование (ст. 6), права на медицинское обслуживание (ст. 7), прав на имущество и жилое помещение (ст. 8), права на жилое помещение в виде предоставления выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой (ст. 8.1), права на труд и на социальную защиту от безработицы (ст. 9).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, определяет Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", что и закреплено в его преамбуле (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ <209>). Названный Закон предусматривает для указанных лиц дополнительные гарантии права на образование (ст. 6), права на медицинское обслуживание (ст. 7), прав на имущество и жилое помещение (ст. 8), права на жилое помещение в виде предоставления выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой (ст. 8.1), права на труд и на социальную защиту от безработицы (ст. 9).
Статья: Отцовство и материнство вне родительства: нюансы правового регулирования
(Гринева А.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)Нередко встречается и вариант, как говорится, "наоборот", когда социально-правовое значение отцовства и родительства намеренно нивелируется родителями ребенка. Фиктивное расторжение брака или изначально отсутствие его регистрации, рождение ребенка, в графе "сведения об отце" которого стоит прочерк, - такое поведение родителей зачастую обусловлено нахождением одного из них на государственной службе, пересечением коммерческих интересов, нежеланием предоставлять информацию о наличии ребенка и т.п. Так или иначе, но соответствующее родительство является формально порочным. О.Ю. Ильина считает, что в подобных ситуациях родители злоупотребляют своим правом, чтобы мать могла получать социальное пособие, пользоваться льготами как мать-одиночка и т.п. <3> По мнению Н.Н. Тарусиной, действующая альтернатива (прочерк или вымышленные сведения об отце. - А.Г.) противоречит интересам ребенка, в связи с чем норме закона следует придать императивный характер, и если мать не желает указывать вымышленные сведения об отце ребенка, то такую фиктивную запись должен оформлять орган опеки и попечительства <4>. Позволим себе не согласиться с уважаемым автором, поскольку реализация такой инициативы может создать еще больше сложностей в механизме обеспечения прав и интересов детей.
(Гринева А.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)Нередко встречается и вариант, как говорится, "наоборот", когда социально-правовое значение отцовства и родительства намеренно нивелируется родителями ребенка. Фиктивное расторжение брака или изначально отсутствие его регистрации, рождение ребенка, в графе "сведения об отце" которого стоит прочерк, - такое поведение родителей зачастую обусловлено нахождением одного из них на государственной службе, пересечением коммерческих интересов, нежеланием предоставлять информацию о наличии ребенка и т.п. Так или иначе, но соответствующее родительство является формально порочным. О.Ю. Ильина считает, что в подобных ситуациях родители злоупотребляют своим правом, чтобы мать могла получать социальное пособие, пользоваться льготами как мать-одиночка и т.п. <3> По мнению Н.Н. Тарусиной, действующая альтернатива (прочерк или вымышленные сведения об отце. - А.Г.) противоречит интересам ребенка, в связи с чем норме закона следует придать императивный характер, и если мать не желает указывать вымышленные сведения об отце ребенка, то такую фиктивную запись должен оформлять орган опеки и попечительства <4>. Позволим себе не согласиться с уважаемым автором, поскольку реализация такой инициативы может создать еще больше сложностей в механизме обеспечения прав и интересов детей.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Тем самым указанные граждане признавались нуждающимися в повышенной социальной защите, поскольку являлись единственными родителями (усыновителями) детей, т.е. единственными лицами, наделенными родительскими правами и несущими родительские обязанности по воспитанию своих детей (родных или усыновленных).
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Тем самым указанные граждане признавались нуждающимися в повышенной социальной защите, поскольку являлись единственными родителями (усыновителями) детей, т.е. единственными лицами, наделенными родительскими правами и несущими родительские обязанности по воспитанию своих детей (родных или усыновленных).
Статья: Некоторые проблемы применения мер защиты имущественных интересов одиноких матерей и отцов в связи с наступлением чрезвычайных ситуаций
(Степанян А.С.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 1)Более того, в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ <15> также не предусмотрено дополнительных гарантий по социальной поддержке одиноких матерей и отцов в периоды, признанные чрезвычайной ситуацией.
(Степанян А.С.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 1)Более того, в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ <15> также не предусмотрено дополнительных гарантий по социальной поддержке одиноких матерей и отцов в периоды, признанные чрезвычайной ситуацией.
Статья: Криминологические детерминанты преступлений, совершаемых женщинами
(Мальцева А.В.)
("Российский судья", 2025, N 8)- еще 26% высказались за расширение социальных пособий и льгот для матерей-одиночек и многодетных семей, считая, что это поможет избежать криминальных способов зарабатывания денег.
(Мальцева А.В.)
("Российский судья", 2025, N 8)- еще 26% высказались за расширение социальных пособий и льгот для матерей-одиночек и многодетных семей, считая, что это поможет избежать криминальных способов зарабатывания денег.
Готовое решение: Какие особенности предусмотрены при предоставлении отпуска матери-одиночке
(КонсультантПлюс, 2025)В иных случаях сам по себе статус матери-одиночки такой льготы не дает. Но работница может по иным основаниям относиться к категории работников, которым предоставляется отпуск в удобное время.
(КонсультантПлюс, 2025)В иных случаях сам по себе статус матери-одиночки такой льготы не дает. Но работница может по иным основаниям относиться к категории работников, которым предоставляется отпуск в удобное время.
Статья: Гражданский закон: возможности и ограничения как "законодателя мод" для семейного права
(Тарусина Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)В частности, это относится к фиктивному разводу. В последнее время к этому способу незаконного благоприобретения прибегают даже супруги с детьми, в том числе многодетные, дабы, получив статус одинокого родителя (прежде всего одинокой матери), претендовать на социальные льготы. В доктрине отмечается определенное сходство фиктивных брака и развода "по модулю", но с различием "полюсов", ибо первый не преследует цели создания семьи, а второй ориентирован на ее фактическое сохранение. Поэтому суды полной правовой аналогии к последнему не применяют, а реагируют только на побочный (хотя и составлявший цель фиктивного действа) - имущественный - результат, что отвечает сущности семейных (брачных) отношений и обеспечивает гуманный подход к решению подобных казусов <17>. Однако полагаем, что законодателю все же следует выстроить правовые последствия всех фиктивных актов в семейно-правовой сфере, а не адресовать решение судейскому усмотрению в форме применения аналогии гражданского и семейного законов (тем более что фиктивные признание отцовства, усыновление и опека - не менее, если не более общественно вредны).
(Тарусина Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)В частности, это относится к фиктивному разводу. В последнее время к этому способу незаконного благоприобретения прибегают даже супруги с детьми, в том числе многодетные, дабы, получив статус одинокого родителя (прежде всего одинокой матери), претендовать на социальные льготы. В доктрине отмечается определенное сходство фиктивных брака и развода "по модулю", но с различием "полюсов", ибо первый не преследует цели создания семьи, а второй ориентирован на ее фактическое сохранение. Поэтому суды полной правовой аналогии к последнему не применяют, а реагируют только на побочный (хотя и составлявший цель фиктивного действа) - имущественный - результат, что отвечает сущности семейных (брачных) отношений и обеспечивает гуманный подход к решению подобных казусов <17>. Однако полагаем, что законодателю все же следует выстроить правовые последствия всех фиктивных актов в семейно-правовой сфере, а не адресовать решение судейскому усмотрению в форме применения аналогии гражданского и семейного законов (тем более что фиктивные признание отцовства, усыновление и опека - не менее, если не более общественно вредны).
Статья: Особые права работниц, являющихся матерями-одиночками
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 9)<2> В соответствии с Федеральным законом N 12-ФЗ от 14.02.2024 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" возраст ребенка, установленный в ч. 4 ст. 261 ТК РФ при предоставлении льгот одинокой матери, увеличен до 16 лет.
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 9)<2> В соответствии с Федеральным законом N 12-ФЗ от 14.02.2024 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" возраст ребенка, установленный в ч. 4 ст. 261 ТК РФ при предоставлении льгот одинокой матери, увеличен до 16 лет.