Льготы матерям
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы матерям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 7 Конституции РФ"В решениях Конституционного Суда Российской Федерации неоднократно отмечалось, что, реализуя предписания статей 7, 38 (части 1 и 2) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе форм и способов государственной поддержки и социальной защиты семей, имеющих детей, регламентации условий и порядка их предоставления; устанавливая гарантии государственной поддержки и социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства, законодатель вправе использовать дифференцированный подход к определению характера и объема таких гарантий, предоставляемых той или иной категории граждан, с учетом конкретных социально значимых обстоятельств."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 348 "Основания обращения взыскания на заложенное имущество" ГК РФ"Из системного толкования пункта 2 статьи 348 Гражданского кодекса Российской Федерации, корреспондирующей статье 54.1, части 1 статьи 78 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" следует, что законодатель не исключает возможности обращения взыскания на заложенное имущество в обеспечение возврата ипотечного кредита, приобретенного, в том числе с использованием средств материнского капитала как меры социальной поддержки определенной категории граждан."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие льготы имеют многодетные родители?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)3. Льготы для матери трех и более детей
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)3. Льготы для матери трех и более детей
Нормативные акты
Статья: Криминологические детерминанты преступлений, совершаемых женщинами
(Мальцева А.В.)
("Российский судья", 2025, N 8)- еще 26% высказались за расширение социальных пособий и льгот для матерей-одиночек и многодетных семей, считая, что это поможет избежать криминальных способов зарабатывания денег.
(Мальцева А.В.)
("Российский судья", 2025, N 8)- еще 26% высказались за расширение социальных пособий и льгот для матерей-одиночек и многодетных семей, считая, что это поможет избежать криминальных способов зарабатывания денег.
Статья: Об основах формирования государственной политики по поддержке семей и сохранению традиционных семейных ценностей (или Концепция четырех "И")
(Фиошин А.В.)
("Нотариус", 2022, N 6)Важно приветствовать, развивать и интенсифицировать государственную (в том числе финансовую) поддержку семей (особенно многодетных). Имеет смысл отказаться от требования наличия страхового стажа в 15 лет для назначения досрочной страховой пенсии по старости женщинам, достигшим 50 лет и "родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет" <10>. Думается, что наличие указанных требований в пенсионном законодательстве, мягко говоря, не способствует широкой социальной поддержке многодетных матерей. Действительно, как в современных реалиях женщине, намеревающейся родить пятерых детей, ухитриться получить 15 лет страхового стажа, притом что в силу подп. 3 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" <11> в страховой стаж засчитывается период ухода за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности?! Каким образом матери при последовательном рождении и воспитании (кормлении, учении, лечении и т.п.) пятерых детей набрать недостающие девять лет страхового стажа?
(Фиошин А.В.)
("Нотариус", 2022, N 6)Важно приветствовать, развивать и интенсифицировать государственную (в том числе финансовую) поддержку семей (особенно многодетных). Имеет смысл отказаться от требования наличия страхового стажа в 15 лет для назначения досрочной страховой пенсии по старости женщинам, достигшим 50 лет и "родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет" <10>. Думается, что наличие указанных требований в пенсионном законодательстве, мягко говоря, не способствует широкой социальной поддержке многодетных матерей. Действительно, как в современных реалиях женщине, намеревающейся родить пятерых детей, ухитриться получить 15 лет страхового стажа, притом что в силу подп. 3 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" <11> в страховой стаж засчитывается период ухода за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности?! Каким образом матери при последовательном рождении и воспитании (кормлении, учении, лечении и т.п.) пятерых детей набрать недостающие девять лет страхового стажа?
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Статья 264. Гарантии и льготы лицам, воспитывающим детей без матери
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Статья 264. Гарантии и льготы лицам, воспитывающим детей без матери
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Вместе с тем при предшествовавшем регулировании в области социальной защиты материнства и детства общепризнанным считалось понятие одинокой матери как не состоящей в браке, если в свидетельствах о рождении детей запись об отце ребенка отсутствует или эта запись произведена в установленном порядке по указанию матери (при сохранении права на получение установленных выплат в случае вступления одинокой матери в брак). При этом наравне с такими матерями соответствующие денежные выплаты назначались женщинам, не состоящим в браке, записанным в качестве матерей усыновленных ими детей, а в отдельные периоды - также вдовам и вдовцам, имеющим детей и не получающим на них пенсию по случаю потери кормильца или социальную пенсию (например, п. 3 Постановления Совета Министров СССР от 12 августа 1970 г. N 659 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям" и п. 8 названного Положения, п. 4 Временного положения о порядке назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка, единого ежемесячного пособия на детей, государственного пособия одиноким матерям, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 24 ноября 1990 г. N 1177, п. 41 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 883).
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Вместе с тем при предшествовавшем регулировании в области социальной защиты материнства и детства общепризнанным считалось понятие одинокой матери как не состоящей в браке, если в свидетельствах о рождении детей запись об отце ребенка отсутствует или эта запись произведена в установленном порядке по указанию матери (при сохранении права на получение установленных выплат в случае вступления одинокой матери в брак). При этом наравне с такими матерями соответствующие денежные выплаты назначались женщинам, не состоящим в браке, записанным в качестве матерей усыновленных ими детей, а в отдельные периоды - также вдовам и вдовцам, имеющим детей и не получающим на них пенсию по случаю потери кормильца или социальную пенсию (например, п. 3 Постановления Совета Министров СССР от 12 августа 1970 г. N 659 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям" и п. 8 названного Положения, п. 4 Временного положения о порядке назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка, единого ежемесячного пособия на детей, государственного пособия одиноким матерям, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 24 ноября 1990 г. N 1177, п. 41 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 883).
Информация: Заседание Правительства
("Официальный сайт Правительства РФ", 2025)В повестке: о льготах и гарантиях для многодетных матерей, о налоговых льготах для предпринимателей в ОЭЗ и ТОР, о регулировании деятельности сервисов электронной торговли и маркетплейсов.
("Официальный сайт Правительства РФ", 2025)В повестке: о льготах и гарантиях для многодетных матерей, о налоговых льготах для предпринимателей в ОЭЗ и ТОР, о регулировании деятельности сервисов электронной торговли и маркетплейсов.
Ситуация: Какие гарантии предоставляются женщинам, имеющим детей до трех лет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Законодательством субъектов РФ могут быть предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки матерей. В Москве, например, выплачиваются при определенных условиях дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка молодым семьям, единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка. Кроме того, предоставляются натуральная помощь и иные льготы и гарантии, например, обеспечение детей первых трех лет жизни бесплатными лекарствами, а также бесплатный проезд детей до семи лет в городском пассажирском транспорте (ст. ст. 2, 17.3 Закона N 81-ФЗ; ч. 2 ст. 1 Закона N 256-ФЗ; ч. 1 ст. 3, п. п. 2, 4 ч. 1, ч. 10 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 4 ст. 25, п. 1 ч. 1 ст. 26 Закона г. Москвы от 23.11.2005 N 60; ч. 2 ст. 19 Закона г. Москвы от 15.12.2021 N 36).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Законодательством субъектов РФ могут быть предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки матерей. В Москве, например, выплачиваются при определенных условиях дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка молодым семьям, единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка. Кроме того, предоставляются натуральная помощь и иные льготы и гарантии, например, обеспечение детей первых трех лет жизни бесплатными лекарствами, а также бесплатный проезд детей до семи лет в городском пассажирском транспорте (ст. ст. 2, 17.3 Закона N 81-ФЗ; ч. 2 ст. 1 Закона N 256-ФЗ; ч. 1 ст. 3, п. п. 2, 4 ч. 1, ч. 10 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 4 ст. 25, п. 1 ч. 1 ст. 26 Закона г. Москвы от 23.11.2005 N 60; ч. 2 ст. 19 Закона г. Москвы от 15.12.2021 N 36).
Готовое решение: Какие льготы установлены при предоставлении ежегодного отпуска родителям в многодетной семье
(КонсультантПлюс, 2025)Главная особенность - льгота при предоставлении отпуска многодетным матерям с тремя и более детьми до 18 лет, младшему из которых еще нет 14 лет. Им очередной ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется в удобное для них время (это относится как к основному, так и к дополнительному отпуску, если он положен). Также вы сами можете предусмотреть особые льготы по предоставлению очередных отпусков таким работницам (об этом расскажем ниже). Это следует из ч. 1, 2 ст. 22, ст. ст. 114, 120, ч. 4 ст. 123, ст. 262.2 ТК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Главная особенность - льгота при предоставлении отпуска многодетным матерям с тремя и более детьми до 18 лет, младшему из которых еще нет 14 лет. Им очередной ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется в удобное для них время (это относится как к основному, так и к дополнительному отпуску, если он положен). Также вы сами можете предусмотреть особые льготы по предоставлению очередных отпусков таким работницам (об этом расскажем ниже). Это следует из ч. 1, 2 ст. 22, ст. ст. 114, 120, ч. 4 ст. 123, ст. 262.2 ТК РФ.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)В данном случае непосредственно после рождения в 2019 г. в штате Техас (США) А., приобретшей гражданство США по рождению, а в дальнейшем также гражданство Российской Федерации, ее временным опекуном был назначен Департамент штата Техас по делам семьи и социальной защиты, П. - мать ребенка - определена родителем с временными ограничениями родительских прав и обязанностей, ребенок помещен во временную опекунскую семью в указанном штате. Отец ребенка не известен.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)В данном случае непосредственно после рождения в 2019 г. в штате Техас (США) А., приобретшей гражданство США по рождению, а в дальнейшем также гражданство Российской Федерации, ее временным опекуном был назначен Департамент штата Техас по делам семьи и социальной защиты, П. - мать ребенка - определена родителем с временными ограничениями родительских прав и обязанностей, ребенок помещен во временную опекунскую семью в указанном штате. Отец ребенка не известен.