Льготы донорам
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы донорам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Права работников-доноров (гарантии)ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ В СЛУЧАЕ СДАЧИ ИМИ КРОВИ
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.07.2012 N 125-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О донорстве крови и ее компонентов"Статья 22. Меры социальной поддержки, предоставляемые донору, безвозмездно сдавшему кровь и (или) ее компоненты
(ред. от 28.12.2024)
"О донорстве крови и ее компонентов"Статья 22. Меры социальной поддержки, предоставляемые донору, безвозмездно сдавшему кровь и (или) ее компоненты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Статья 186. Гарантии и компенсации работникам в случае сдачи ими крови и ее компонентов
(ред. от 29.09.2025)Статья 186. Гарантии и компенсации работникам в случае сдачи ими крови и ее компонентов
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)"...по нашему мнению, устанавливая льготы донорам в части освобождения работника от работы в день сдачи крови, в день связанного с этим медицинского обследования, а также предоставления в связи со сдачей крови дополнительных дней отдыха, трудовое законодательство исходит из нормальной продолжительности рабочего дня (8 часов). Таким образом, считаем, что и средний заработок сохраняется за 8-часовой рабочий день.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)"...по нашему мнению, устанавливая льготы донорам в части освобождения работника от работы в день сдачи крови, в день связанного с этим медицинского обследования, а также предоставления в связи со сдачей крови дополнительных дней отдыха, трудовое законодательство исходит из нормальной продолжительности рабочего дня (8 часов). Таким образом, считаем, что и средний заработок сохраняется за 8-часовой рабочий день.
Вопрос: Можно ли в коллективном договоре предусмотреть такую льготу донорам, что по их желанию дни отдыха за сдачу крови могут компенсироваться в денежной форме в случае увольнения работника (по всем причинам; по всем причинам, кроме виновных)?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2023)Вопрос: Можно ли в коллективном договоре предусмотреть такую льготу донорам, что по их желанию дни отдыха за сдачу крови могут компенсироваться в денежной форме в случае увольнения работника (по всем причинам; по всем причинам, кроме виновных)?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2023)Вопрос: Можно ли в коллективном договоре предусмотреть такую льготу донорам, что по их желанию дни отдыха за сдачу крови могут компенсироваться в денежной форме в случае увольнения работника (по всем причинам; по всем причинам, кроме виновных)?
Типовая ситуация: Донорские дни: оформление и оплата
(Издательство "Главная книга", 2025)Работнику-донору положено два дня отдыха - в день сдачи крови и в любой рабочий день в течение года после этого. Работник должен написать заявление и принести медицинскую справку. Срок действия справки - год со дня выдачи (ст. 186 ТК РФ).
(Издательство "Главная книга", 2025)Работнику-донору положено два дня отдыха - в день сдачи крови и в любой рабочий день в течение года после этого. Работник должен написать заявление и принести медицинскую справку. Срок действия справки - год со дня выдачи (ст. 186 ТК РФ).
Статья: Как оплачивать донорские дни при сменной работе
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 14)Так, Минтруд России в письме от 01.03.2017 N 14-2/ООГ-1727 разъяснил, что, устанавливая льготы донорам в части освобождения работника от работы в день сдачи крови, в день связанного с этим медицинского обследования, а также предоставления в связи со сдачей крови дополнительных дней отдыха, трудовое законодательство исходит из нормальной продолжительности рабочего дня (8 часов). Таким образом, и средний заработок сохраняется за 8-часовой рабочий день. Если день отдыха совпадает с рабочим днем по графику сменности, продолжительность которого более 8 часов, оставшиеся часы должны быть отработаны в последующий период с учетом соблюдения годовой нормы рабочего времени.
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 14)Так, Минтруд России в письме от 01.03.2017 N 14-2/ООГ-1727 разъяснил, что, устанавливая льготы донорам в части освобождения работника от работы в день сдачи крови, в день связанного с этим медицинского обследования, а также предоставления в связи со сдачей крови дополнительных дней отдыха, трудовое законодательство исходит из нормальной продолжительности рабочего дня (8 часов). Таким образом, и средний заработок сохраняется за 8-часовой рабочий день. Если день отдыха совпадает с рабочим днем по графику сменности, продолжительность которого более 8 часов, оставшиеся часы должны быть отработаны в последующий период с учетом соблюдения годовой нормы рабочего времени.
Статья: Оплата "донорских дней" при разной продолжительности смены
(Мальцева В.И.)
("Кадровик-практик", 2025, N 4)"...устанавливая льготы донорам, в части освобождения работника от работы в день сдачи крови, в день связанного с этим медицинского обследования, а также предоставления в связи со сдачей крови дополнительных дней отдыха трудовое законодательство исходит из нормальной продолжительности рабочего дня (8 часов). Таким образом, считаем, что и средний заработок сохраняется за 8-часовой рабочий день.
(Мальцева В.И.)
("Кадровик-практик", 2025, N 4)"...устанавливая льготы донорам, в части освобождения работника от работы в день сдачи крови, в день связанного с этим медицинского обследования, а также предоставления в связи со сдачей крови дополнительных дней отдыха трудовое законодательство исходит из нормальной продолжительности рабочего дня (8 часов). Таким образом, считаем, что и средний заработок сохраняется за 8-часовой рабочий день.
Статья: Применение принципа субсидиарности при формировании региональных расходных обязательств
(Андреечев И.С.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Как известно, Федеральный закон N 122-ФЗ преследовал задачу четкого разграничения полномочий и исключения дублирования полномочий органов власти разных территориальных уровней в сфере социальной защиты. Данным Законом полномочия по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан разграничены между Российской Федерацией и ее субъектами. Например, меры социальной поддержки почетным донорам установлены на федеральном уровне и являются расходными обязательствами Российской Федерации. Несмотря на это, дополнительные меры почетных доноров установлены в значительном числе регионов (оплата зубопротезирования, льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг, единовременные выплаты и т.д.) <29>. Установление таких льгот связано с тем, что до 1 января 2005 г. почетным донорам предоставлялись меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета. С 1 января 2005 г. отдельные меры социальной поддержки, предоставляемые почетным донорам в натуральной форме, заменены на ежегодную денежную выплату в размере 6 тыс. руб. Такая выплата почетным донорам индексируется один раз в год исходя из прогнозного уровня инфляции. На 2022 г. ежегодная выплата составляет 15 713,84 руб., и этого размера явно недостаточно для компенсации ранее предоставляемых мер поддержки в натуральной форме.
(Андреечев И.С.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Как известно, Федеральный закон N 122-ФЗ преследовал задачу четкого разграничения полномочий и исключения дублирования полномочий органов власти разных территориальных уровней в сфере социальной защиты. Данным Законом полномочия по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан разграничены между Российской Федерацией и ее субъектами. Например, меры социальной поддержки почетным донорам установлены на федеральном уровне и являются расходными обязательствами Российской Федерации. Несмотря на это, дополнительные меры почетных доноров установлены в значительном числе регионов (оплата зубопротезирования, льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг, единовременные выплаты и т.д.) <29>. Установление таких льгот связано с тем, что до 1 января 2005 г. почетным донорам предоставлялись меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета. С 1 января 2005 г. отдельные меры социальной поддержки, предоставляемые почетным донорам в натуральной форме, заменены на ежегодную денежную выплату в размере 6 тыс. руб. Такая выплата почетным донорам индексируется один раз в год исходя из прогнозного уровня инфляции. На 2022 г. ежегодная выплата составляет 15 713,84 руб., и этого размера явно недостаточно для компенсации ранее предоставляемых мер поддержки в натуральной форме.
Статья: Цивилистические основания донорства
(Киктенко К.Г., Кирилина А.А.)
("Закон", 2023, N 8)Рассмотрим предметно, какой базис законодатель определил для донорства крови и трансплантации тканей и органов. Принципы построения системы донорства тканей и органов изложены в ст. 47 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ, но более сжато и применимо к именно донорству принципы излагаются в ст. 4 Закона о донорстве крови и ее компонентов. Донорство строится на основе добровольности, безопасности биологического материала, сохранении здоровья донора, обеспечении социальной поддержки и прав донора, поощрении и поддержке безвозмездного донорства. В Законе о трансплантации органов и (или) тканей человека отсутствует статья, посвященная принципам трансплантации. Вместо этого в преамбуле закона содержится указание на необходимость соблюдения "законодательства РФ и прав человека в соответствии с гуманными принципами, провозглашенными международным сообществом".
(Киктенко К.Г., Кирилина А.А.)
("Закон", 2023, N 8)Рассмотрим предметно, какой базис законодатель определил для донорства крови и трансплантации тканей и органов. Принципы построения системы донорства тканей и органов изложены в ст. 47 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ, но более сжато и применимо к именно донорству принципы излагаются в ст. 4 Закона о донорстве крови и ее компонентов. Донорство строится на основе добровольности, безопасности биологического материала, сохранении здоровья донора, обеспечении социальной поддержки и прав донора, поощрении и поддержке безвозмездного донорства. В Законе о трансплантации органов и (или) тканей человека отсутствует статья, посвященная принципам трансплантации. Вместо этого в преамбуле закона содержится указание на необходимость соблюдения "законодательства РФ и прав человека в соответствии с гуманными принципами, провозглашенными международным сообществом".
Статья: Роль органов местного самоуправления в развитии системы здравоохранения в России
(Платонова Н.И.)
("Юрист", 2025, N 5)- Пропагандировать донорство крови и ее компонентов и создавать условия для развития службы крови согласно ФЗ N 125. Интересно отметить, что здесь речь идет именно о праве, а не обязанности. Муниципальные органы власти вправе определять меры социальной поддержки доноров, что может рассматриваться как инструмент повышения донорской активности населения. Хотя законодатель предусмотрел некоторые ограничения. Так, органы местного самоуправления не вправе определять дополнительные меры социальной поддержки лицам, награжденным знаком "Почетный донор России", за исключением случаев, когда такое право было передано на муниципальный уровень органами государственной власти субъектов.
(Платонова Н.И.)
("Юрист", 2025, N 5)- Пропагандировать донорство крови и ее компонентов и создавать условия для развития службы крови согласно ФЗ N 125. Интересно отметить, что здесь речь идет именно о праве, а не обязанности. Муниципальные органы власти вправе определять меры социальной поддержки доноров, что может рассматриваться как инструмент повышения донорской активности населения. Хотя законодатель предусмотрел некоторые ограничения. Так, органы местного самоуправления не вправе определять дополнительные меры социальной поддержки лицам, награжденным знаком "Почетный донор России", за исключением случаев, когда такое право было передано на муниципальный уровень органами государственной власти субъектов.
Статья: К вопросу о квалификации преступных посягательств в сфере донорства крови
(Чукреев В.А.)
("Legal Bulletin", 2023, N 2)Особая позиция по отношению к донорству крови имелась в Советском Союзе. Осознавая значение использования крови и ее компонентов для развития медицины и спасения жизни других людей, Советское государство направило свои усилия на расширение донорского движения в стране и уже в 1920 - 1930 гг. основной акцент был сделан на том, что работа по организации донорства крови должна строиться на определенных принципах, реализация которых продолжалась но конца 80-х годов прошлого столетия. К таковым относятся государственная и общественная поддержка донорства и финансирование государством организации донорства в стране, добровольность донорства крови, отказ от принципа благотворительности со стороны донора, от использования родственников или оплаты услуг доноров из средств пациента <1>. В Постановлении Совета народных комиссаров РСФСР N 331 от 22 апреля 1935 г. "О кадрах доноров" подчеркивались особая значимость функции донора и ее добровольный характер, но отвергалась возможность превратить донорство в профессию <2>. В последующих документах были отражены обязанности государства относительно социальных льгот, предоставляемых донорам крови, сдающим ее безвозмездно, начиная с сохранения заработной платы в день сдачи крови и дня отдыха, преференций в предоставлении путевок в санатории и дома отдыха, денежной компенсации на усиленное питание, награждения знаком "Почетный донор". Однако, несмотря на придаваемое донорству крови значение, в Законе СССР от 19 декабря 1969 г. N 4589-VII "Об утверждении Основ законодательства Союза СССР и союзных республик о здравоохранении" вопросы донорства не поднимались. В конце 80-х годов в циркулярном письме Министерства здравоохранения СССР и Исполкома Союза общества Красного Креста и Красного Полумесяца государство фактически сложило с себя полномочия по организации донорства крови в стране <3>.
(Чукреев В.А.)
("Legal Bulletin", 2023, N 2)Особая позиция по отношению к донорству крови имелась в Советском Союзе. Осознавая значение использования крови и ее компонентов для развития медицины и спасения жизни других людей, Советское государство направило свои усилия на расширение донорского движения в стране и уже в 1920 - 1930 гг. основной акцент был сделан на том, что работа по организации донорства крови должна строиться на определенных принципах, реализация которых продолжалась но конца 80-х годов прошлого столетия. К таковым относятся государственная и общественная поддержка донорства и финансирование государством организации донорства в стране, добровольность донорства крови, отказ от принципа благотворительности со стороны донора, от использования родственников или оплаты услуг доноров из средств пациента <1>. В Постановлении Совета народных комиссаров РСФСР N 331 от 22 апреля 1935 г. "О кадрах доноров" подчеркивались особая значимость функции донора и ее добровольный характер, но отвергалась возможность превратить донорство в профессию <2>. В последующих документах были отражены обязанности государства относительно социальных льгот, предоставляемых донорам крови, сдающим ее безвозмездно, начиная с сохранения заработной платы в день сдачи крови и дня отдыха, преференций в предоставлении путевок в санатории и дома отдыха, денежной компенсации на усиленное питание, награждения знаком "Почетный донор". Однако, несмотря на придаваемое донорству крови значение, в Законе СССР от 19 декабря 1969 г. N 4589-VII "Об утверждении Основ законодательства Союза СССР и союзных республик о здравоохранении" вопросы донорства не поднимались. В конце 80-х годов в циркулярном письме Министерства здравоохранения СССР и Исполкома Союза общества Красного Креста и Красного Полумесяца государство фактически сложило с себя полномочия по организации донорства крови в стране <3>.