Льготы для малых предприятий в 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы для малых предприятий в 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 427 "Пониженные тарифы страховых взносов" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество выплачивало работникам компенсацию за использование личного имущества, в том числе рыболовных снастей, подвесных руль-моторов, лодок и рыбацких костюмов, при этом размер компенсации был напрямую связан с производственными результатами по добыче рыбы (от количества и породы сданной рыбы-сырца) и составлял 50 процентов общей суммы оплаты труда. Налоговый орган доначислил страховые взносы за 2020 год на суммы выплаченных компенсаций по совокупному тарифу 30 процентов. Плательщик оспорил доначисление, указав, что в силу ст. 6 и ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ для общества как для субъекта малого предпринимательства установлены пониженные тарифы страховых взносов начиная с апреля 2020 года (в совокупном размере 15 процентов). Суды признали правомерным доначисление страховых взносов по совокупному тарифу 30 процентов, поскольку применение более низкой ставки является льготой, о применении которой общество должно было заявить посредством представления налоговой декларации. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение, указав, что общество заявляло об ошибочной уплате страховых взносов по тарифу 30 процентов в связи с вступлением в силу изменений в законодательстве, а налоговый орган осуществляет ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, поэтому в рамках налоговой проверки налоговый орган имел возможность самостоятельно сделать вывод о соблюдении плательщиком условия для применения пониженного тарифа, без отдельного упоминания об этом плательщиком взносов. Исполняя обязанность по установлению действительной обязанности налогоплательщика по уплате страховых взносов, налоговый орган должен был самостоятельно применить при исчислении взносов тариф 15, а не 30 процентов.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество выплачивало работникам компенсацию за использование личного имущества, в том числе рыболовных снастей, подвесных руль-моторов, лодок и рыбацких костюмов, при этом размер компенсации был напрямую связан с производственными результатами по добыче рыбы (от количества и породы сданной рыбы-сырца) и составлял 50 процентов общей суммы оплаты труда. Налоговый орган доначислил страховые взносы за 2020 год на суммы выплаченных компенсаций по совокупному тарифу 30 процентов. Плательщик оспорил доначисление, указав, что в силу ст. 6 и ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ для общества как для субъекта малого предпринимательства установлены пониженные тарифы страховых взносов начиная с апреля 2020 года (в совокупном размере 15 процентов). Суды признали правомерным доначисление страховых взносов по совокупному тарифу 30 процентов, поскольку применение более низкой ставки является льготой, о применении которой общество должно было заявить посредством представления налоговой декларации. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение, указав, что общество заявляло об ошибочной уплате страховых взносов по тарифу 30 процентов в связи с вступлением в силу изменений в законодательстве, а налоговый орган осуществляет ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, поэтому в рамках налоговой проверки налоговый орган имел возможность самостоятельно сделать вывод о соблюдении плательщиком условия для применения пониженного тарифа, без отдельного упоминания об этом плательщиком взносов. Исполняя обязанность по установлению действительной обязанности налогоплательщика по уплате страховых взносов, налоговый орган должен был самостоятельно применить при исчислении взносов тариф 15, а не 30 процентов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ретроспективный анализ института оплаты за жилищные и коммунальные услуги: практический аспект в условиях пандемии
(Шахова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)В последние годы плата за коммунальные услуги находится в мейнстриме, государство направляет все имеющиеся меры реагирования для приведения в соответствие оплаты собственниками и пользователями отдельных помещений в многоквартирном доме конституционным принципам определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности) не только де-юре, но и де-факто. В 2020 г. в связи с распространением новой коронавирусной инфекции государством принят ряд мер государственной и социальной поддержки населения, малого и среднего бизнеса, в связи с чем были внесены изменения в законодательство. В статье представлен критический обзор новаций законодательства в сфере оплаты жилищных и коммунальных услуг и синтез предложений относительно мер государственной поддержки организаций жилищно-коммунального хозяйства, исследуются установленные преференции для граждан и управляющих организаций. Одной из наиболее значимых тенденций в сложившихся условиях выступает поддержка населения. Автором отмечается противоречивость принятых нововведений, анализируется их дальнейшее влияние на судебную практику и развитие научно-теоретической мысли в сфере жилищного и гражданского законодательства. В статье критически оцениваются "преобразования" законодательства, регламентирующего оплату жилищных и коммунальных услуг. Основной мыслью статьи является тот факт, что в сложившейся сложной ситуации государство должно оказать всемерную поддержку организациям, связанным с жилищно-коммунальным хозяйством, для стабилизации общества и государства в целом.
(Шахова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)В последние годы плата за коммунальные услуги находится в мейнстриме, государство направляет все имеющиеся меры реагирования для приведения в соответствие оплаты собственниками и пользователями отдельных помещений в многоквартирном доме конституционным принципам определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности) не только де-юре, но и де-факто. В 2020 г. в связи с распространением новой коронавирусной инфекции государством принят ряд мер государственной и социальной поддержки населения, малого и среднего бизнеса, в связи с чем были внесены изменения в законодательство. В статье представлен критический обзор новаций законодательства в сфере оплаты жилищных и коммунальных услуг и синтез предложений относительно мер государственной поддержки организаций жилищно-коммунального хозяйства, исследуются установленные преференции для граждан и управляющих организаций. Одной из наиболее значимых тенденций в сложившихся условиях выступает поддержка населения. Автором отмечается противоречивость принятых нововведений, анализируется их дальнейшее влияние на судебную практику и развитие научно-теоретической мысли в сфере жилищного и гражданского законодательства. В статье критически оцениваются "преобразования" законодательства, регламентирующего оплату жилищных и коммунальных услуг. Основной мыслью статьи является тот факт, что в сложившейся сложной ситуации государство должно оказать всемерную поддержку организациям, связанным с жилищно-коммунальным хозяйством, для стабилизации общества и государства в целом.
Готовое решение: Как предоставляются арендные каникулы из-за пандемии коронавируса субъектам малого и среднего бизнеса, арендующим государственное и муниципальное имущество (актуально до 31 декабря 2022 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Разъяснения, касающиеся вопросов применения Распоряжения Правительства РФ от 19.03.2020 N 670-р, а также шаблон заявления для СМСП на получение льготы вы можете найти на сайте Росимущества в разделе "Меры поддержки малого и среднего предпринимательства" (Информация Росимущества);
(КонсультантПлюс, 2022)Разъяснения, касающиеся вопросов применения Распоряжения Правительства РФ от 19.03.2020 N 670-р, а также шаблон заявления для СМСП на получение льготы вы можете найти на сайте Росимущества в разделе "Меры поддержки малого и среднего предпринимательства" (Информация Росимущества);
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработаны Минфином России)Льготы по страховым взносам, применяемых субъектами малого и среднего предпринимательства, в отношении части выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающей минимальный размер оплаты труда (полуторакратный размер МРОТ с 2025 года), установлены в 2020 году как одна из мер государственной поддержки для борьбы с последствиями распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Большинство установленных мер поддержки предполагало временный характер их действия до восстановления экономической активности.
(разработаны Минфином России)Льготы по страховым взносам, применяемых субъектами малого и среднего предпринимательства, в отношении части выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающей минимальный размер оплаты труда (полуторакратный размер МРОТ с 2025 года), установлены в 2020 году как одна из мер государственной поддержки для борьбы с последствиями распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Большинство установленных мер поддержки предполагало временный характер их действия до восстановления экономической активности.
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)11) о льготах по арендной плате в отношении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", если такие льготы установлены соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)11) о льготах по арендной плате в отношении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", если такие льготы установлены соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Как справедливо отмечает С.С. Занковский, гражданское законодательство исходит из того, что к предпринимательской относится деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Этот признак, закрепленный в ст. 2 ГК, носит существенный характер уже потому, что требует от лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, регистрации в качестве предпринимателей. Соответственно, субъект, не извлекающий прибыль от своей деятельности, внешне схожей с предпринимательской и не имеющей подобной цели, к числу предпринимателей отнесен быть не может. Социальный предприниматель указанную цель ставит и прибыль извлекает, иначе о нем вообще нельзя было бы говорить как о предпринимателе. Однако при этом он предлагает те или иные льготы незащищенным слоям населения, действуя иногда на поле властей, если у последних не доходят руки до решения насущных социальных проблем. Взамен он вправе рассчитывать на определенные получаемые от государства нормативно закрепленные льготы как имущественного, так и инфраструктурного характера. При этом не имеет правового значения его мотивация - выполнение социальной миссии, то есть высокого предназначения, или просто получение льгот либо иные мотивы <47>.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Как справедливо отмечает С.С. Занковский, гражданское законодательство исходит из того, что к предпринимательской относится деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Этот признак, закрепленный в ст. 2 ГК, носит существенный характер уже потому, что требует от лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, регистрации в качестве предпринимателей. Соответственно, субъект, не извлекающий прибыль от своей деятельности, внешне схожей с предпринимательской и не имеющей подобной цели, к числу предпринимателей отнесен быть не может. Социальный предприниматель указанную цель ставит и прибыль извлекает, иначе о нем вообще нельзя было бы говорить как о предпринимателе. Однако при этом он предлагает те или иные льготы незащищенным слоям населения, действуя иногда на поле властей, если у последних не доходят руки до решения насущных социальных проблем. Взамен он вправе рассчитывать на определенные получаемые от государства нормативно закрепленные льготы как имущественного, так и инфраструктурного характера. При этом не имеет правового значения его мотивация - выполнение социальной миссии, то есть высокого предназначения, или просто получение льгот либо иные мотивы <47>.
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)При этом для расчета недоимки была применена обычная ставка по страховым взносам в размере 30%, которую применял и сам плательщик - субъект малого предпринимательства (МСП).
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)При этом для расчета недоимки была применена обычная ставка по страховым взносам в размере 30%, которую применял и сам плательщик - субъект малого предпринимательства (МСП).
Статья: Многодетная семья как феномен социально-правового пространства
(Тарусина Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 2)<17> Подробнее об этом см., напр.: Зыков С.В. О государственной правовой семейной политике в Российской Федерации // Семейное и жилищное право. 2020. N 1. С. 13 - 17.
(Тарусина Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 2)<17> Подробнее об этом см., напр.: Зыков С.В. О государственной правовой семейной политике в Российской Федерации // Семейное и жилищное право. 2020. N 1. С. 13 - 17.
Статья: Экспериментальные режимы создания цифровых инноваций и проблемы обеспечения добросовестной конкуренции
(Громова Е.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)Классическими примерами специальных режимов предпринимательской деятельности являются режимы, действующие в границах территорий с особыми условиями экономического развития: особых экономических зонах, территориях опережающего развития и др. <6>, а также специальный режим субъектов малого и среднего предпринимательства <7>. Для указанных режимов типичным является предоставление определенным субъектам ряда преференций (таможенные и налоговые льготы, меры государственной поддержки).
(Громова Е.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)Классическими примерами специальных режимов предпринимательской деятельности являются режимы, действующие в границах территорий с особыми условиями экономического развития: особых экономических зонах, территориях опережающего развития и др. <6>, а также специальный режим субъектов малого и среднего предпринимательства <7>. Для указанных режимов типичным является предоставление определенным субъектам ряда преференций (таможенные и налоговые льготы, меры государственной поддержки).
Статья: Вопросы теории и практики стимулирования бизнеса посредством института страховых взносов
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)<17> Бит-Шабо И.В. Публично-правовая и частноправовая природа института государственно-частного (муниципально-частного) партнерства // Безопасность бизнеса. 2020. N 4. С. 3 - 7.
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)<17> Бит-Шабо И.В. Публично-правовая и частноправовая природа института государственно-частного (муниципально-частного) партнерства // Безопасность бизнеса. 2020. N 4. С. 3 - 7.
Статья: Соглашение о защите и поощрении капиталовложений в России: проблемы правового регулирования
(Зыкова О.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 3)Кныш Н.А., Верлуп Е.В. Программно-целевой подход к территориальному развитию малого предпринимательства // Экономика региона. 2016. Т. 12. Вып. 2. С. 427 - 437. DOI: 10.17059/2016-2-9.
(Зыкова О.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 3)Кныш Н.А., Верлуп Е.В. Программно-целевой подход к территориальному развитию малого предпринимательства // Экономика региона. 2016. Т. 12. Вып. 2. С. 427 - 437. DOI: 10.17059/2016-2-9.
Статья: Специальный правовой режим малого и среднего бизнеса в контексте поиска перспективных направлений поддержки иных сегментов отечественной экономики
(Ершова И.В., Трофимова Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)Поэтапная реализация реформы контрольно-надзорной деятельности обусловила введение на период с 2016 по 2020 г. моратория на осуществление плановых проверок субъектов МП, осуществляющих виды деятельности, в отношении которых не начал применяться риск-ориентированный подход, однако одновременно отмечался всплеск количества внеплановых и прокурорских проверок, а также административных расследований, проводимых в отношении субъектов малого бизнеса <41>, чем в значительной степени нивелировалось действие рассматриваемой льготы.
(Ершова И.В., Трофимова Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)Поэтапная реализация реформы контрольно-надзорной деятельности обусловила введение на период с 2016 по 2020 г. моратория на осуществление плановых проверок субъектов МП, осуществляющих виды деятельности, в отношении которых не начал применяться риск-ориентированный подход, однако одновременно отмечался всплеск количества внеплановых и прокурорских проверок, а также административных расследований, проводимых в отношении субъектов малого бизнеса <41>, чем в значительной степени нивелировалось действие рассматриваемой льготы.
Статья: К вопросу о соответствии понятия "предпринимательская деятельность" современным тенденциям, направленным на устойчивое развитие Российской Федерации
(Ручкина Г.Ф.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 11)С. Занковский, анализируя изменения законодательства в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, также обращал внимание на то, что "социальное предпринимательство есть разновидность предпринимательской деятельности, которая наряду с целями систематического получения прибыли обеспечивает достижение общественно полезного результата; соответствует нормативно установленным критериям такой деятельности и пользуется определенными льготами со стороны государства или муниципалитетов" <15>. С. Занковский поддерживал теоретическую позицию авторов, в соответствии с которой "критически воспринимается отнесение социального предпринимательства лишь к малому и среднему. Данный подход представляется концептуально неверным и не учитывает социальное предпринимательство некоммерческих организаций и социально ориентированных крупных предприятий" <16>.
(Ручкина Г.Ф.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 11)С. Занковский, анализируя изменения законодательства в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, также обращал внимание на то, что "социальное предпринимательство есть разновидность предпринимательской деятельности, которая наряду с целями систематического получения прибыли обеспечивает достижение общественно полезного результата; соответствует нормативно установленным критериям такой деятельности и пользуется определенными льготами со стороны государства или муниципалитетов" <15>. С. Занковский поддерживал теоретическую позицию авторов, в соответствии с которой "критически воспринимается отнесение социального предпринимательства лишь к малому и среднему. Данный подход представляется концептуально неверным и не учитывает социальное предпринимательство некоммерческих организаций и социально ориентированных крупных предприятий" <16>.
Статья: Правовые итоги - 2020
(Алебастрова И., Рассказова Н., Савельев А., Цыганков Д., Остапец И., Пашин С., Тай Ю., Рыбалов А., Брызгалин А.)
("Закон", 2021, N 1)С осени был повышен НДПИ для некоторых видов полезных ископаемых (введение рентного коэффициента в размере 3,5 <19>), на 20% выросли акцизы на табачную продукцию, началась отмена налоговых льгот для нефтяной отрасли и пересмотр соглашений об избежании двойного налогообложения с Кипром, Люксембургом, Мальтой, Голландией и Гонконгом.
(Алебастрова И., Рассказова Н., Савельев А., Цыганков Д., Остапец И., Пашин С., Тай Ю., Рыбалов А., Брызгалин А.)
("Закон", 2021, N 1)С осени был повышен НДПИ для некоторых видов полезных ископаемых (введение рентного коэффициента в размере 3,5 <19>), на 20% выросли акцизы на табачную продукцию, началась отмена налоговых льгот для нефтяной отрасли и пересмотр соглашений об избежании двойного налогообложения с Кипром, Люксембургом, Мальтой, Голландией и Гонконгом.
Статья: Взаимодействие органов государственной власти и религиозных организаций. Пути его дальнейшего совершенствования
(Изотова Е.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Помимо этого, государство реализует такие формы поддержки религиозных организаций, как предоставление различных льгот. Так, например, для снижения налоговой нагрузки некоторые виды налогоплательщиков, к ним также отнесены и религиозные организации, в период борьбы с распространением коронавирусной инфекции были освобождены от уплаты налогов и сборов за отчетные налоговые периоды, относящиеся ко II кварталу 2020 г.
(Изотова Е.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Помимо этого, государство реализует такие формы поддержки религиозных организаций, как предоставление различных льгот. Так, например, для снижения налоговой нагрузки некоторые виды налогоплательщиков, к ним также отнесены и религиозные организации, в период борьбы с распространением коронавирусной инфекции были освобождены от уплаты налогов и сборов за отчетные налоговые периоды, относящиеся ко II кварталу 2020 г.