Льготы членам семьи чернобыльца
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы членам семьи чернобыльца (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14 "Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы" Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС""Оспариваемое законоположение, предоставляющее гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы право на обслуживание в медицинских организациях, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию, направлено на создание наиболее благоприятных условий их обеспечения доступной и качественной медицинской помощью. Следовательно, данная норма является элементом правового механизма социальной защиты названных категорий граждан, в наибольшей степени пострадавших вследствие воздействия радиации в связи с чернобыльской катастрофой, и ни сама по себе, ни во взаимосвязи с частью четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в силу которой указанная мера социальной поддержки не распространяется на членов семей таких лиц, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявительницы, являющейся вдовой инвалида-чернобыльца."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС членам семьи умерших участников ликвидации последствий катастрофы для получения мер социальной поддержки и компенсаций.
(Письмо Минтруда России от 27.03.2024 N 13-7/10/В-4933)Вопрос: О выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС членам семьи умерших участников ликвидации последствий катастрофы для получения мер социальной поддержки и компенсаций.
(Письмо Минтруда России от 27.03.2024 N 13-7/10/В-4933)Вопрос: О выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС членам семьи умерших участников ликвидации последствий катастрофы для получения мер социальной поддержки и компенсаций.
Ситуация: Как получить удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - удостоверение) подтверждает право гражданина, а также членов его семьи на социальную поддержку со стороны государства (ч. 2, 4 ст. 15 Закона от 15.05.1991 N 1244-1; пп. "в" п. 2 Порядка, утв. Приказом МЧС России N 253, Минтруда России N 207н, Минфина России N 73н от 21.04.2020).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - удостоверение) подтверждает право гражданина, а также членов его семьи на социальную поддержку со стороны государства (ч. 2, 4 ст. 15 Закона от 15.05.1991 N 1244-1; пп. "в" п. 2 Порядка, утв. Приказом МЧС России N 253, Минтруда России N 207н, Минфина России N 73н от 21.04.2020).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования М., суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 4 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 и п. 1 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", исходил из того, что поскольку супруг М., инвалид вследствие чернобыльской катастрофы, при жизни являлся получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, то у М. в связи со смертью супруга также возникло право на получение данной меры социальной поддержки. Суд указал на то, что истец, как супруга, является членом семьи М.Г. - инвалида I группы, умершего по причине, связанной с участием в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, следовательно, она относится к числу граждан, которым выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров осуществляются в соответствии с названными Правилами с учетом внесенных в них изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 751, вступивших в силу с 12 октября 2010 г.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования М., суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 4 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 и п. 1 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", исходил из того, что поскольку супруг М., инвалид вследствие чернобыльской катастрофы, при жизни являлся получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, то у М. в связи со смертью супруга также возникло право на получение данной меры социальной поддержки. Суд указал на то, что истец, как супруга, является членом семьи М.Г. - инвалида I группы, умершего по причине, связанной с участием в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, следовательно, она относится к числу граждан, которым выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров осуществляются в соответствии с названными Правилами с учетом внесенных в них изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 751, вступивших в силу с 12 октября 2010 г.
Постановление Конституционного Суда РФ от 16.03.2018 N 11-П
"По делу о проверке конституционности положения части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданки В.Н. Фоминой"Поскольку при реализации предписаний части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - в силу неопределенности их нормативного содержания в системе действующего правового регулирования - допускается возможность принятия прямо противоположных решений по вопросу об установлении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров членам семей инвалидов-чернобыльцев, не получавшим данную выплату при жизни кормильца, социальная поддержка граждан, относящихся к одной категории - членов семей умерших инвалидов-чернобыльцев, нуждающихся в социальной защите в связи со смертью кормильца, несмотря на совпадение правовых и фактических оснований для предоставления данной выплаты оказывается в разном объеме. Тем самым нарушается конституционный принцип равенства, означающий, помимо прочего, запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковой или сходной ситуации, что противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 42.
"По делу о проверке конституционности положения части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданки В.Н. Фоминой"Поскольку при реализации предписаний части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - в силу неопределенности их нормативного содержания в системе действующего правового регулирования - допускается возможность принятия прямо противоположных решений по вопросу об установлении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров членам семей инвалидов-чернобыльцев, не получавшим данную выплату при жизни кормильца, социальная поддержка граждан, относящихся к одной категории - членов семей умерших инвалидов-чернобыльцев, нуждающихся в социальной защите в связи со смертью кормильца, несмотря на совпадение правовых и фактических оснований для предоставления данной выплаты оказывается в разном объеме. Тем самым нарушается конституционный принцип равенства, означающий, помимо прочего, запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковой или сходной ситуации, что противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 42.
Статья: Фактор времени в правовом регулировании социальной защиты пострадавших от радиации
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Затрагивались в решениях Конституционного Суда и иные темпоральные аспекты социальной защиты рассматриваемых категорий граждан. В их числе - недопустимость дифференциации форм обеспечения их жилыми помещениями в зависимости исключительно от даты принятия на учет в целях реализации данной меры социальной поддержки (Постановления от 10 ноября 2009 г. N 17-П и от 30 января 2013 г. N 3-П); отсутствие препятствий для признания права на получение мер социальной поддержки членов семьи инвалида, процедура оформления специального удостоверения которому не была завершена, при условии, что причинная связь вызвавшего инвалидность и смерть заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или аварии на производственном объединении "Маяк" подтверждается вынесенным при его жизни заключением межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии (Определения от 16 декабря 2008 г. N 1085-О-П и от 5 марта 2009 г. N 496-О-П), и многие другие.
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Затрагивались в решениях Конституционного Суда и иные темпоральные аспекты социальной защиты рассматриваемых категорий граждан. В их числе - недопустимость дифференциации форм обеспечения их жилыми помещениями в зависимости исключительно от даты принятия на учет в целях реализации данной меры социальной поддержки (Постановления от 10 ноября 2009 г. N 17-П и от 30 января 2013 г. N 3-П); отсутствие препятствий для признания права на получение мер социальной поддержки членов семьи инвалида, процедура оформления специального удостоверения которому не была завершена, при условии, что причинная связь вызвавшего инвалидность и смерть заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или аварии на производственном объединении "Маяк" подтверждается вынесенным при его жизни заключением межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии (Определения от 16 декабря 2008 г. N 1085-О-П и от 5 марта 2009 г. N 496-О-П), и многие другие.
Ситуация: Какие категории граждан имеют право на налоговые льготы?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)лица, имеющие право на получение социальной поддержки, подвергшиеся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк", вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)лица, имеющие право на получение социальной поддержки, подвергшиеся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк", вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
Ситуация: Как получить льготу по уплате взносов на капитальный ремонт в многоквартирном доме?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации ее последствий, а также совместно проживающих с ними членов семьи.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации ее последствий, а также совместно проживающих с ними членов семьи.
Статья: Лица, осуществляющие уход, как особые субъекты пенсионных отношений по случаю потери кормильца
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)В случае смерти лица, пострадавшего в результате радиационных и техногенных катастроф, согласно ст. 29 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" <21> право на пенсию по СПК при осуществлении ухода за нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС предоставлено только пережившему супругу и только в отношении ухода за детьми, не достигшими 14-летнего возраста. Но при этом данная норма содержит очень существенную оговорку относительно того, что данное право признается за лицом и в случае осуществления им работы.
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)В случае смерти лица, пострадавшего в результате радиационных и техногенных катастроф, согласно ст. 29 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" <21> право на пенсию по СПК при осуществлении ухода за нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС предоставлено только пережившему супругу и только в отношении ухода за детьми, не достигшими 14-летнего возраста. Но при этом данная норма содержит очень существенную оговорку относительно того, что данное право признается за лицом и в случае осуществления им работы.
Статья: Конституционный нормоконтроль в сфере социальной защиты
(Федорова М.Ю.)
("Закон", 2020, N 12)В отличие от некоторых иных отраслей законодательства (например, уголовного, уголовно-процессуального и т.д.), иерархическая структура законодательства о социальной защите охватывает значительный массив подзаконных нормативных актов, включая ведомственные. В связи с этим мотивировочная часть постановлений Конституционного Суда содержит развернутый анализ всей совокупности нормативных актов, регламентирующих те или иные меры социальной поддержки и виды социального обеспечения. Одним из многочисленных примеров такого рода может служить Определение от 16.12.2008 N 1085-О-П, содержащее конституционное истолкование положений ст. 14 и 15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" как не препятствующих признанию права на получение мер социальной поддержки за членами семьи инвалида, процедура оформления специального удостоверения которому не была завершена, при условии, что причинная связь вызвавшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы подтверждается вынесенным при его жизни заключением межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии.
(Федорова М.Ю.)
("Закон", 2020, N 12)В отличие от некоторых иных отраслей законодательства (например, уголовного, уголовно-процессуального и т.д.), иерархическая структура законодательства о социальной защите охватывает значительный массив подзаконных нормативных актов, включая ведомственные. В связи с этим мотивировочная часть постановлений Конституционного Суда содержит развернутый анализ всей совокупности нормативных актов, регламентирующих те или иные меры социальной поддержки и виды социального обеспечения. Одним из многочисленных примеров такого рода может служить Определение от 16.12.2008 N 1085-О-П, содержащее конституционное истолкование положений ст. 14 и 15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" как не препятствующих признанию права на получение мер социальной поддержки за членами семьи инвалида, процедура оформления специального удостоверения которому не была завершена, при условии, что причинная связь вызвавшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы подтверждается вынесенным при его жизни заключением межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии.