Льготный проезд школьников
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготный проезд школьников (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 24.11.2017 N 306-АД17-17227 по делу N А65-30582/2016
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Как следует из судебных актов, на официальном сайте ОАО "РЖД" потребитель ознакомился с информацией о том, что школьники старше 10 лет имеют право на льготный проезд. Между тем, такая возможность при оформлении электронного билета через систему продажи железнодорожных билетов на сайте ОАО "РЖД" потребителю предоставлена не была.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Как следует из судебных актов, на официальном сайте ОАО "РЖД" потребитель ознакомился с информацией о том, что школьники старше 10 лет имеют право на льготный проезд. Между тем, такая возможность при оформлении электронного билета через систему продажи железнодорожных билетов на сайте ОАО "РЖД" потребителю предоставлена не была.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие существуют льготы по оплате проезда детей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Например, в Москве детям, обучающимся в образовательных организациях по программам дошкольного образования и достигшим возраста семи лет, а также школьникам и студентам, обучающимся по очной форме обучения, предоставляются льготы по оплате проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси), а также на пригородном железнодорожном транспорте в размере 50% в период с 1 сентября по 15 июня. Дети из многодетных московских семей имеют право на бесплатный проезд на указанных видах транспорта. Дополнительно отметим, что право на бесплатный проезд имеют в том числе дети старше 18 лет при условии их обучения в образовательных организациях по основным общеобразовательным программам. Льготный или бесплатный проезд предоставляется с использованием социальных карт (ч. 6 ст. 27, п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 29, ст. 32.1 Закона г. Москвы от 23.11.2005 N 60).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Например, в Москве детям, обучающимся в образовательных организациях по программам дошкольного образования и достигшим возраста семи лет, а также школьникам и студентам, обучающимся по очной форме обучения, предоставляются льготы по оплате проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси), а также на пригородном железнодорожном транспорте в размере 50% в период с 1 сентября по 15 июня. Дети из многодетных московских семей имеют право на бесплатный проезд на указанных видах транспорта. Дополнительно отметим, что право на бесплатный проезд имеют в том числе дети старше 18 лет при условии их обучения в образовательных организациях по основным общеобразовательным программам. Льготный или бесплатный проезд предоставляется с использованием социальных карт (ч. 6 ст. 27, п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 29, ст. 32.1 Закона г. Москвы от 23.11.2005 N 60).
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Постановлением администрации г. Бийска от 02.03.2017 N 323 "Об установлении льготной стоимости проезда за месяц на услуги по перевозке учащихся высших, средних и специальных учебных заведений (студентов), учащихся общеобразовательных школ (школьников) электрическим транспортом по маршрутной сети г. Бийска" определена единая льготная стоимость в размере 550 руб.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Постановлением администрации г. Бийска от 02.03.2017 N 323 "Об установлении льготной стоимости проезда за месяц на услуги по перевозке учащихся высших, средних и специальных учебных заведений (студентов), учащихся общеобразовательных школ (школьников) электрическим транспортом по маршрутной сети г. Бийска" определена единая льготная стоимость в размере 550 руб.
Нормативные акты
Письмо Минфина РФ N 120, Банка России N 05-1 от 25.12.1992
(ред. от 07.06.2002)
"О порядке финансирования, учета и отчетности расходов по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС"полную компенсацию материального ущерба в связи с утратой имущества, единовременное пособие в связи с переездом на новое место жительства, выплаты разницы до размера прежнего заработка при переводе граждан по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу; выплаты: по ежемесячной доплате работающим, по повышению размера стипендий и пособий, а также по сохранению заработной платы за период трудоустройства, дополнительному вознаграждению за выслугу лет, суточных в повышенных размерах; ежегодную материальную помощь, ежемесячную компенсацию, ежегодную материальную помощь на оздоровление, медицинское и транспортное обслуживание, бесплатное оказание медицинской помощи, бесплатное или со снижением стоимости приобретение лекарств и зубопротезирование, содержание детей в детских дошкольных учреждениях, льготный проезд на транспорте, обеспечение продовольственными товарами или денежной компенсацией взамен их, бесплатное питание школьников, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально - технических училищ, выплаты денежной компенсации в случаях, когда дети не посещают детские дошкольные учреждения; предоставление скидки за жилищно - коммунальные услуги.
(ред. от 07.06.2002)
"О порядке финансирования, учета и отчетности расходов по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС"полную компенсацию материального ущерба в связи с утратой имущества, единовременное пособие в связи с переездом на новое место жительства, выплаты разницы до размера прежнего заработка при переводе граждан по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу; выплаты: по ежемесячной доплате работающим, по повышению размера стипендий и пособий, а также по сохранению заработной платы за период трудоустройства, дополнительному вознаграждению за выслугу лет, суточных в повышенных размерах; ежегодную материальную помощь, ежемесячную компенсацию, ежегодную материальную помощь на оздоровление, медицинское и транспортное обслуживание, бесплатное оказание медицинской помощи, бесплатное или со снижением стоимости приобретение лекарств и зубопротезирование, содержание детей в детских дошкольных учреждениях, льготный проезд на транспорте, обеспечение продовольственными товарами или денежной компенсацией взамен их, бесплатное питание школьников, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально - технических училищ, выплаты денежной компенсации в случаях, когда дети не посещают детские дошкольные учреждения; предоставление скидки за жилищно - коммунальные услуги.
Статья: Устав муниципального образования: нормативная модель, соотношение традиций и новаций
(Бондарь Н.С., Георгиева Т.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2016, N 5)Конкретные уставные положения, относящиеся к муниципально-правовому статусу, можно проиллюстрировать на примере главы 2 Устава г. Ростова-на-Дону, где закрепляются комплексные по своему нормативному содержанию права, которые можно рассматривать как относительно самостоятельные местные (муниципальные) права жителей города, а именно: право на безопасную и здоровую среду проживания (ст. 7), право членов городского сообщества на осуществление местного самоуправления (ст. 8), право на свободный доступ к городским социально-культурным ценностям, включая беспрепятственный доступ к муниципальным спортивным сооружениям, занятие спортом и физической культурой; право на пользование учреждениями и памятниками культуры, доступ к библиотечным, музейным, архивным фондом города; право на личную культурную самобытность, свободный выбор нравственных, эстетических, религиозных и других ценностей, не противоречащих требованиям законодательства и общественной морали (ст. 11), и другие. С другой стороны, в этой же главе Устава закрепляются дополнительные (муниципальные) гарантии отдельных прав для определенных групп населения. Например, ст. 12 ("Право на образование и дополнительные гарантии его реализации") гарантируются городским школьникам льготное питание, бесплатный проезд на транспорте, а для детей из малообеспеченных семей и иные повышенные гарантии социальной защиты; ст. 13 ("Защита прав пенсионеров и инвалидов") лицам пожилого возраста и инвалидам установлены муниципальные льготы за счет местного бюджета и т.д. Реализация этих уставных норм получает подтверждение в конкретных решениях представительного органа по поводу каждой в отдельности уставной гарантии, в частности в связи с принятием местного бюджета на очередной год или в специальном решении Думы; так, решением городской Думы о земельном налоге освобождены от уплаты земельного налога члены местного сообщества: пенсионеры, многодетные семьи и опекуны (попечители); принято положение об обеспечении бесплатного школьного питания детям из малообеспеченных семей; при утверждении решения о бюджете на каждый очередной год принимается решение об объеме компенсации транспортных расходов городского транспорта для реализации такой уставной гарантии для городских пенсионеров, как бесплатный проезд, и т.д.
(Бондарь Н.С., Георгиева Т.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2016, N 5)Конкретные уставные положения, относящиеся к муниципально-правовому статусу, можно проиллюстрировать на примере главы 2 Устава г. Ростова-на-Дону, где закрепляются комплексные по своему нормативному содержанию права, которые можно рассматривать как относительно самостоятельные местные (муниципальные) права жителей города, а именно: право на безопасную и здоровую среду проживания (ст. 7), право членов городского сообщества на осуществление местного самоуправления (ст. 8), право на свободный доступ к городским социально-культурным ценностям, включая беспрепятственный доступ к муниципальным спортивным сооружениям, занятие спортом и физической культурой; право на пользование учреждениями и памятниками культуры, доступ к библиотечным, музейным, архивным фондом города; право на личную культурную самобытность, свободный выбор нравственных, эстетических, религиозных и других ценностей, не противоречащих требованиям законодательства и общественной морали (ст. 11), и другие. С другой стороны, в этой же главе Устава закрепляются дополнительные (муниципальные) гарантии отдельных прав для определенных групп населения. Например, ст. 12 ("Право на образование и дополнительные гарантии его реализации") гарантируются городским школьникам льготное питание, бесплатный проезд на транспорте, а для детей из малообеспеченных семей и иные повышенные гарантии социальной защиты; ст. 13 ("Защита прав пенсионеров и инвалидов") лицам пожилого возраста и инвалидам установлены муниципальные льготы за счет местного бюджета и т.д. Реализация этих уставных норм получает подтверждение в конкретных решениях представительного органа по поводу каждой в отдельности уставной гарантии, в частности в связи с принятием местного бюджета на очередной год или в специальном решении Думы; так, решением городской Думы о земельном налоге освобождены от уплаты земельного налога члены местного сообщества: пенсионеры, многодетные семьи и опекуны (попечители); принято положение об обеспечении бесплатного школьного питания детям из малообеспеченных семей; при утверждении решения о бюджете на каждый очередной год принимается решение об объеме компенсации транспортных расходов городского транспорта для реализации такой уставной гарантии для городских пенсионеров, как бесплатный проезд, и т.д.
Статья: Столкновение теорий бюджетного субсидирования, платных государственных услуг и фискальной монополии (на примере Московского метрополитена и в контексте мирового опыта)
(Ануреев С.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2020, N 4)Формально в части операционных расходов городской бюджет субсидирует только проезд льготных категорий пассажиров, а остальные платят за себя сами. В 2014 г. общий объем перевозок составил 2 451,3 млн пассажиров, в том числе полностью оплативших проезд - 1 743,1 млн (71,1%). Количество студентов и школьников с частичной оплатой проезда - 183,1 млн (7,5%), льготных пассажиров - 525,1 млн (21,4%) <6>. Выручка метрополитена за 2014 г. составила 83,807 млрд руб. (прибыль - 2,828 млрд руб.). Из совокупной выручки на продажу билетов пришлось 57% и на субсидии для льготных пассажиров - 36,8% (еще 6,2% выручки - на субсидии для монорельсовой дороги). Операционные расходы в расчете на одного пассажира (с учетом льготников и субсидий) составили 33 руб.
(Ануреев С.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2020, N 4)Формально в части операционных расходов городской бюджет субсидирует только проезд льготных категорий пассажиров, а остальные платят за себя сами. В 2014 г. общий объем перевозок составил 2 451,3 млн пассажиров, в том числе полностью оплативших проезд - 1 743,1 млн (71,1%). Количество студентов и школьников с частичной оплатой проезда - 183,1 млн (7,5%), льготных пассажиров - 525,1 млн (21,4%) <6>. Выручка метрополитена за 2014 г. составила 83,807 млрд руб. (прибыль - 2,828 млрд руб.). Из совокупной выручки на продажу билетов пришлось 57% и на субсидии для льготных пассажиров - 36,8% (еще 6,2% выручки - на субсидии для монорельсовой дороги). Операционные расходы в расчете на одного пассажира (с учетом льготников и субсидий) составили 33 руб.
Статья: Время уточнений
(Петрищев В.С.)
("Закон", 2020, N 11)Отдельно обратим внимание на важную новеллу коронавирусного права - приостановление действия социальных льгот <3>. Вполне вероятно, что такое новшество получит куда большее развитие за пределами коронавирусной борьбы. Основания для этого есть. Региональные нормотворцы, возможно неосознанно, акцентируют внимание на адресном и целевом характере такой льготы: в частности, приостанавливается действие социальных транспортных карт тех граждан, кто использует эти карты для определенных целей. Таковы, к примеру, студенты и школьники, переведенные на дистанционное обучение. Предполагается, что в данном случае цель использования карт - проезд до места обучения - временно отпадает. Если развивать данную мысль, то можно ожидать, что аналогичным образом действие льготных транспортных карт будет приостановлено во время каникул и (или) длительных праздничных дней, когда предполагаемая цель льготы также временно отпадет <4>.
(Петрищев В.С.)
("Закон", 2020, N 11)Отдельно обратим внимание на важную новеллу коронавирусного права - приостановление действия социальных льгот <3>. Вполне вероятно, что такое новшество получит куда большее развитие за пределами коронавирусной борьбы. Основания для этого есть. Региональные нормотворцы, возможно неосознанно, акцентируют внимание на адресном и целевом характере такой льготы: в частности, приостанавливается действие социальных транспортных карт тех граждан, кто использует эти карты для определенных целей. Таковы, к примеру, студенты и школьники, переведенные на дистанционное обучение. Предполагается, что в данном случае цель использования карт - проезд до места обучения - временно отпадает. Если развивать данную мысль, то можно ожидать, что аналогичным образом действие льготных транспортных карт будет приостановлено во время каникул и (или) длительных праздничных дней, когда предполагаемая цель льготы также временно отпадет <4>.
Вопрос: Администрация городского округа в рамках целевой программы "Социальная поддержка населения" заключает различные договоры: с молокозаводом - на приобретение молочных продуктов для выдачи малоимущим семьям; с поликлиникой - на оказание медицинской помощи ветеранам ВОВ; с транспортной организацией - на предоставление льготного проезда в автобусах пенсионерам, школьникам, многодетным и т.д. По каким статьям КОСГУ следует отражать соответствующие расходы?
("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", 2012, N 4)"Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", 2012, N 4
("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", 2012, N 4)"Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", 2012, N 4
Статья: Льготные перевозки пассажиров
(Панкратова А.В.)
("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 3)Сами по себе эти услуги не подпадают под налоговую преференцию пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, так как вряд ли их можно назвать перевозкой транспортом общего пользования: как правило, иные, чем школьники и их сопровождающие, лица в автобусы не допускаются. Но в отдельных ситуациях такие специализированные перевозки могут не облагаться НДС. К примеру, в Постановлении ФАС УО от 04.02.2010 N Ф09-216/10-С3 указано, что налогоплательщик на территории района является единственным предприятием, обеспечивающим перевозку пассажиров автобусным транспортом, перевозку грузов для организаций района и населения, перевозку школьников на территории района. Поскольку предприятие занимается пассажирскими перевозками с использованием единого тарифа за проезд, утвержденного уполномоченным органом, как по муниципальному заказу, так и в коммерческих целях, оно имело право применить льготу по НДС в отношении всего объема услуг по перевозке школьников. Безусловно, судебное решение - это не буква закона, тем не менее его можно считать прецедентом положительной для многопрофильных перевозчиков "арбитражки".
(Панкратова А.В.)
("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 3)Сами по себе эти услуги не подпадают под налоговую преференцию пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, так как вряд ли их можно назвать перевозкой транспортом общего пользования: как правило, иные, чем школьники и их сопровождающие, лица в автобусы не допускаются. Но в отдельных ситуациях такие специализированные перевозки могут не облагаться НДС. К примеру, в Постановлении ФАС УО от 04.02.2010 N Ф09-216/10-С3 указано, что налогоплательщик на территории района является единственным предприятием, обеспечивающим перевозку пассажиров автобусным транспортом, перевозку грузов для организаций района и населения, перевозку школьников на территории района. Поскольку предприятие занимается пассажирскими перевозками с использованием единого тарифа за проезд, утвержденного уполномоченным органом, как по муниципальному заказу, так и в коммерческих целях, оно имело право применить льготу по НДС в отношении всего объема услуг по перевозке школьников. Безусловно, судебное решение - это не буква закона, тем не менее его можно считать прецедентом положительной для многопрофильных перевозчиков "арбитражки".
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Ласкина Н.В., Новикова Н.А., Лежнева Н.С., Тимофеева Н.Ю., Слесарев С.А., Вахрушева Ю.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)Приказом МПС РФ от 27 октября 1998 г. N 26Ц "Об изменении периода льготного проезда отдельных категорий учащихся в пригородных поездах" в целях более полного обеспечения реализации права школьников (кроме проживающих в сельской местности) и учащихся средних специальных и дневных высших учебных заведений на льготный проезд к месту учебы и обратно в пригородных поездах установлено, что школьники (кроме проживающих в сельской местности) и учащиеся средних специальных и дневных высших учебных заведений пользуются правом проезда с 50-процентной скидкой в пригородных поездах в период с 1 сентября по 15 июня (следует учитывать, что средние специальные учебные заведения согласно комментируемому Закону являются средними профессиональными образовательными организациями).
(постатейный)
(Ласкина Н.В., Новикова Н.А., Лежнева Н.С., Тимофеева Н.Ю., Слесарев С.А., Вахрушева Ю.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)Приказом МПС РФ от 27 октября 1998 г. N 26Ц "Об изменении периода льготного проезда отдельных категорий учащихся в пригородных поездах" в целях более полного обеспечения реализации права школьников (кроме проживающих в сельской местности) и учащихся средних специальных и дневных высших учебных заведений на льготный проезд к месту учебы и обратно в пригородных поездах установлено, что школьники (кроме проживающих в сельской местности) и учащиеся средних специальных и дневных высших учебных заведений пользуются правом проезда с 50-процентной скидкой в пригородных поездах в период с 1 сентября по 15 июня (следует учитывать, что средние специальные учебные заведения согласно комментируемому Закону являются средними профессиональными образовательными организациями).