Льгота по НДС по коммунальным услугам
Подборка наиболее важных документов по запросу Льгота по НДС по коммунальным услугам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, налогоплательщик необоснованно применил предусмотренную подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ льготу по НДС в отношении деятельности по предоставлению коммунальных услуг.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, налогоплательщик необоснованно применил предусмотренную подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ льготу по НДС в отношении деятельности по предоставлению коммунальных услуг.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, сделав вывод о создании обществом схемы минимизации налоговых обязательств путем "дробления бизнеса", заключения формальных сделок с взаимозависимыми лицами, применяющими УСН. Инспекция указала, что регистры налогового учета, подтверждающие обоснованность заявления налоговых вычетов, обществом не представлены, раздельный налоговый учет не велся, что свидетельствует о необоснованности заявления к вычету НДС, поскольку приобретенные товары не предназначались для использования в деятельности, облагаемой НДС. Кроме того, анализ среднесписочной численности сотрудников общества и его взаимозависимых лиц свидетельствует о формальном соблюдении ограничений для применения УСН подконтрольными компаниями. Снижение налоговой нагрузки стало возможным в силу взаимозависимости участников сделок, которая позволила налогоплательщику искусственно ввести в цепочку взаимоотношений зависимые организации с целью формирования оснований для использования освобождения, предусмотренного подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, поскольку освобождение от налогообложения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, работ (услуг) по управлению МКД и других работ (услуг), выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций, нормами НК РФ не предусмотрено. Суд признал неправомерным доначисление НДС и налога на прибыль, поскольку налоговым органом не доказано создание обществом схемы "дробления бизнеса" в целях получения необоснованной налоговой выгоды. Суд пришел к выводу о правомерном применении налогоплательщиком освобождения от налогообложения НДС на основании подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ. Суд принял во внимание, что налогоплательщик не принимал участие в создании организаций, привлекаемых в качестве подрядчиков, данные организации были созданы после реформы ЖКХ по инициативе городской администрации с целью снижения стоимости коммунальных услуг для конечных потребителей. Условия договоров, заключенных между указанными организациями до возникновения льготы, и договоров, действовавших после ее возникновения, идентичны. Каждая из двух подрядных организаций оказывала налогоплательщику определенный перечень услуг, которые не дублировали друг друга и являлись самостоятельными. При этом контрагенты обладали всеми необходимыми материальными и трудовыми ресурсами для оказания услуг. Каждая из организаций осуществляла самостоятельную деятельность, налоговая отчетность готовилась и представлялась каждым обществом самостоятельно, они самостоятельно уплачивали налоги, все услуги оказывались силами соответствующей организации, все расчеты между сторонами производились надлежащим образом. Объединение прибыли и направление единой прибыли на интересы каждого лица суд не установил.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, сделав вывод о создании обществом схемы минимизации налоговых обязательств путем "дробления бизнеса", заключения формальных сделок с взаимозависимыми лицами, применяющими УСН. Инспекция указала, что регистры налогового учета, подтверждающие обоснованность заявления налоговых вычетов, обществом не представлены, раздельный налоговый учет не велся, что свидетельствует о необоснованности заявления к вычету НДС, поскольку приобретенные товары не предназначались для использования в деятельности, облагаемой НДС. Кроме того, анализ среднесписочной численности сотрудников общества и его взаимозависимых лиц свидетельствует о формальном соблюдении ограничений для применения УСН подконтрольными компаниями. Снижение налоговой нагрузки стало возможным в силу взаимозависимости участников сделок, которая позволила налогоплательщику искусственно ввести в цепочку взаимоотношений зависимые организации с целью формирования оснований для использования освобождения, предусмотренного подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, поскольку освобождение от налогообложения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, работ (услуг) по управлению МКД и других работ (услуг), выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций, нормами НК РФ не предусмотрено. Суд признал неправомерным доначисление НДС и налога на прибыль, поскольку налоговым органом не доказано создание обществом схемы "дробления бизнеса" в целях получения необоснованной налоговой выгоды. Суд пришел к выводу о правомерном применении налогоплательщиком освобождения от налогообложения НДС на основании подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ. Суд принял во внимание, что налогоплательщик не принимал участие в создании организаций, привлекаемых в качестве подрядчиков, данные организации были созданы после реформы ЖКХ по инициативе городской администрации с целью снижения стоимости коммунальных услуг для конечных потребителей. Условия договоров, заключенных между указанными организациями до возникновения льготы, и договоров, действовавших после ее возникновения, идентичны. Каждая из двух подрядных организаций оказывала налогоплательщику определенный перечень услуг, которые не дублировали друг друга и являлись самостоятельными. При этом контрагенты обладали всеми необходимыми материальными и трудовыми ресурсами для оказания услуг. Каждая из организаций осуществляла самостоятельную деятельность, налоговая отчетность готовилась и представлялась каждым обществом самостоятельно, они самостоятельно уплачивали налоги, все услуги оказывались силами соответствующей организации, все расчеты между сторонами производились надлежащим образом. Объединение прибыли и направление единой прибыли на интересы каждого лица суд не установил.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)(-) 1. По мнению ИФНС, налогоплательщик необоснованно применил предусмотренную подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ льготу по НДС в отношении деятельности по предоставлению коммунальных услуг.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)(-) 1. По мнению ИФНС, налогоплательщик необоснованно применил предусмотренную подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ льготу по НДС в отношении деятельности по предоставлению коммунальных услуг.
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Является ли договор на отпуск питьевой воды договором возмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Суд руководствовался статьями 309, 310, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 146, 154 Налогового кодекса Российской Федерации, условиями договора от 04.01.1996 N 2795 и указал на необходимость исключения 659 235 рублей 48 копеек суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начисленного на суммы субсидий, полученных центром из бюджета в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Является ли договор на отпуск питьевой воды договором возмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Суд руководствовался статьями 309, 310, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 146, 154 Налогового кодекса Российской Федерации, условиями договора от 04.01.1996 N 2795 и указал на необходимость исключения 659 235 рублей 48 копеек суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начисленного на суммы субсидий, полученных центром из бюджета в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 28.07.2025 N 367
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"
(вместе с "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-2 (инвест) "Сведения об инвестиционной деятельности")Все стоимостные показатели в разделе 3 формы показываются с учетом НДС.
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"
(вместе с "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-2 (инвест) "Сведения об инвестиционной деятельности")Все стоимостные показатели в разделе 3 формы показываются с учетом НДС.
Приказ Росстата от 31.07.2023 N 359
(ред. от 18.04.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"31. В данном разделе отражаются данные о стоимости оказанных населению жилищно-коммунальных услуг по видам, начисленных и фактически собранных с населения платежах за эти услуги, суммах компенсаций из бюджетов всех уровней на предоставление социальной поддержки и субсидий гражданам, возмещении населением затрат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
(ред. от 18.04.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"31. В данном разделе отражаются данные о стоимости оказанных населению жилищно-коммунальных услуг по видам, начисленных и фактически собранных с населения платежах за эти услуги, суммах компенсаций из бюджетов всех уровней на предоставление социальной поддержки и субсидий гражданам, возмещении населением затрат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Статья: Вывоз ТКО в 2024 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 11)Таким образом, учреждение на основании счетов на оплату коммунальных услуг, самостоятельно утвержденных форм расчетов или других документов обязано последним числом месяца отразить коммунальные услуги в качестве резерва предстоящих расходов. А по факту получения акта об оказании коммунальных услуг от поставщика - признать кредиторскую задолженность.
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 11)Таким образом, учреждение на основании счетов на оплату коммунальных услуг, самостоятельно утвержденных форм расчетов или других документов обязано последним числом месяца отразить коммунальные услуги в качестве резерва предстоящих расходов. А по факту получения акта об оказании коммунальных услуг от поставщика - признать кредиторскую задолженность.
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)- 1011232 - оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)- 1011232 - оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вопрос: О применении региональным оператором освобождения от НДС в отношении услуг по обращению с ТКО, если предельный единый тариф утвержден несколько раз.
(Письмо Минфина России от 12.11.2024 N 03-07-07/111532)В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 26 сентября 2024 г., о применении освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по предельным единым тарифам (далее соответственно - НДС, услуги по обращению с ТКО, региональный оператор), Департамент налоговой политики сообщает.
(Письмо Минфина России от 12.11.2024 N 03-07-07/111532)В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 26 сентября 2024 г., о применении освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по предельным единым тарифам (далее соответственно - НДС, услуги по обращению с ТКО, региональный оператор), Департамент налоговой политики сообщает.
Вопрос: О применении региональным оператором освобождения от НДС в отношении услуг по обращению с ТКО, если предельный единый тариф утвержден с 01.01.2024.
(Письмо Минфина России от 01.11.2023 N 03-07-07/104131)Вопрос: В соответствии с пп. 36 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ реализация услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО (далее - региональный оператор), не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) в виде налога на добавленную стоимость.
(Письмо Минфина России от 01.11.2023 N 03-07-07/104131)Вопрос: В соответствии с пп. 36 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ реализация услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО (далее - региональный оператор), не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) в виде налога на добавленную стоимость.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 30.05.2024 N 03-07-07/50134 <Об освобождении от НДС услуг по обращению с ТКО в 2025 году>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 19)С 2020 года услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами освобождаются от обложения НДС. Будет ли такая льгота предоставлена и в 2025 году, разъяснил Минфин России в Письме от 30.05.2024 N 03-07-07/50134.
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 19)С 2020 года услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами освобождаются от обложения НДС. Будет ли такая льгота предоставлена и в 2025 году, разъяснил Минфин России в Письме от 30.05.2024 N 03-07-07/50134.
Готовое решение: Облагаются ли НДС коммунальные услуги, которые предоставляют управляющие компании, ТСЖ
(КонсультантПлюс, 2025)Управляющая компания (ТСЖ) вправе отказаться от льготы. В этом случае нужно начислить и уплатить НДС в общем порядке: как произведение налоговой базы на ставку НДС. "Входной" НДС по приобретенным коммунальным услугам можно принять к вычету в обычном порядке (п. 5 ст. 149 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Управляющая компания (ТСЖ) вправе отказаться от льготы. В этом случае нужно начислить и уплатить НДС в общем порядке: как произведение налоговой базы на ставку НДС. "Входной" НДС по приобретенным коммунальным услугам можно принять к вычету в обычном порядке (п. 5 ст. 149 НК РФ).
Вопрос: О применении освобождения от НДС при оказании региональным оператором услуг по обращению с ТКО в Красноярском крае.
(Письмо Минфина России от 30.12.2022 N 03-07-07/130061)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и по вопросу применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, сообщает.
(Письмо Минфина России от 30.12.2022 N 03-07-07/130061)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и по вопросу применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, сообщает.
Готовое решение: НДС при получении субсидий
(КонсультантПлюс, 2025)в связи с тем, что при реализации применяете государственные регулируемые цены или цены с учетом предоставляемых по законодательству льгот (включая скидки на цену без НДС) для отдельных потребителей (п. 2 ст. 154 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)в связи с тем, что при реализации применяете государственные регулируемые цены или цены с учетом предоставляемых по законодательству льгот (включая скидки на цену без НДС) для отдельных потребителей (п. 2 ст. 154 НК РФ).
Вопрос: О предложении по распространению льгот по НДС на всю деятельность управляющих организаций по содержанию жилых помещений.
(Письмо Минфина России от 09.01.2025 N 03-07-11/142)В связи с этим в рамках установленной компетенции в отношении предложения об уточнении положений Кодекса в части применения льготы по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) для управляющих организаций и товариществ собственников жилья, а именно о необходимости льготирования не операций, а деятельности управляющих организаций по содержанию жилого помещения и учета в доходах управляющих организаций доходов, перечисляемых ресурсоснабжающим организациям за коммунальный ресурс при содержании жилого помещения, сообщаем следующее.
(Письмо Минфина России от 09.01.2025 N 03-07-11/142)В связи с этим в рамках установленной компетенции в отношении предложения об уточнении положений Кодекса в части применения льготы по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) для управляющих организаций и товариществ собственников жилья, а именно о необходимости льготирования не операций, а деятельности управляющих организаций по содержанию жилого помещения и учета в доходах управляющих организаций доходов, перечисляемых ресурсоснабжающим организациям за коммунальный ресурс при содержании жилого помещения, сообщаем следующее.
Вопрос: О льготировании действий управляющих организаций МКД по содержанию жилого помещения и учета доходов, перечисляемых ресурсоснабжающим организациям за коммунальный ресурс, в целях освобождения от НДС.
(Письмо Минфина России от 21.01.2025 N 03-07-11/4095)В связи с этим в рамках установленной компетенции в отношении предложения об уточнении положений Кодекса в части применения льготы по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) для управляющих организаций и товариществ собственников жилья, а именно о необходимости льготирования не операций, а деятельности управляющих организаций по содержанию жилого помещения и учета в доходах управляющих организаций доходов, перечисляемых ресурсоснабжающим организациям за коммунальный ресурс при содержании жилого помещения, сообщаем следующее.
(Письмо Минфина России от 21.01.2025 N 03-07-11/4095)В связи с этим в рамках установленной компетенции в отношении предложения об уточнении положений Кодекса в части применения льготы по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) для управляющих организаций и товариществ собственников жилья, а именно о необходимости льготирования не операций, а деятельности управляющих организаций по содержанию жилого помещения и учета в доходах управляющих организаций доходов, перечисляемых ресурсоснабжающим организациям за коммунальный ресурс при содержании жилого помещения, сообщаем следующее.