Льгота по НДС на ПО
Подборка наиболее важных документов по запросу Льгота по НДС на ПО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Как не ошибиться, применяя налоговые льготы для IT-компаний
(Жоголев А.А.)
("Главная книга", 2025, N 12)Должна ли IT-компания иметь госаккредитацию для применения льготы по НДС, если она передает исключительные права на ПО?
(Жоголев А.А.)
("Главная книга", 2025, N 12)Должна ли IT-компания иметь госаккредитацию для применения льготы по НДС, если она передает исключительные права на ПО?
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)В пояснительной записке к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ, которым были установлены описанные выше правила налогообложения компаний - разработчиков программного обеспечения, было указано, что принятие законопроекта не приведет к негативным экономическим и финансовым последствиям. Финансово-экономическое обоснование, напротив, явно показывало, что принятие законопроекта приведет к ежегодным выпадающим доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в размере 32 млрд рублей <2>. Доходы федерального бюджета остались на том же уровне, что и до принятия закона. Очевидно, что увеличение (или сокращение) количества соответствующих налогоплательщиков не оценивалось <3>, и потенциально сумма выпадающих доходов оказалась больше. Компенсацию выпадающих доходов, согласно финансово-экономическому обоснованию, предполагается произвести за счет исключения льготы по налогу на добавленную стоимость в отношении программного обеспечения, не включенного в реестр российского программного обеспечения <4>. В средствах массовой информации эти изменения налогового законодательства назвали налоговым маневром в IT-отрасли <5>. Однако выпадающие доходы возникли у бюджетов субъектов РФ, а дополнительные поступления от НДС подлежат зачислению целиком в федеральный бюджет. Таким образом, федеральный бюджет получает в результате маневра дополнительные доходы, в то время как бюджеты субъектов прямой компенсации не имеют. Таким образом, вопросы компенсации бюджетам субъектов РФ выпадающих доходов остаются нерешенными <6>.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)В пояснительной записке к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ, которым были установлены описанные выше правила налогообложения компаний - разработчиков программного обеспечения, было указано, что принятие законопроекта не приведет к негативным экономическим и финансовым последствиям. Финансово-экономическое обоснование, напротив, явно показывало, что принятие законопроекта приведет к ежегодным выпадающим доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в размере 32 млрд рублей <2>. Доходы федерального бюджета остались на том же уровне, что и до принятия закона. Очевидно, что увеличение (или сокращение) количества соответствующих налогоплательщиков не оценивалось <3>, и потенциально сумма выпадающих доходов оказалась больше. Компенсацию выпадающих доходов, согласно финансово-экономическому обоснованию, предполагается произвести за счет исключения льготы по налогу на добавленную стоимость в отношении программного обеспечения, не включенного в реестр российского программного обеспечения <4>. В средствах массовой информации эти изменения налогового законодательства назвали налоговым маневром в IT-отрасли <5>. Однако выпадающие доходы возникли у бюджетов субъектов РФ, а дополнительные поступления от НДС подлежат зачислению целиком в федеральный бюджет. Таким образом, федеральный бюджет получает в результате маневра дополнительные доходы, в то время как бюджеты субъектов прямой компенсации не имеют. Таким образом, вопросы компенсации бюджетам субъектов РФ выпадающих доходов остаются нерешенными <6>.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 14.08.2019 N 1797-р
(ред. от 14.03.2023)
<Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года>
(вместе с "Планом мероприятий по реализации Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года")В соответствии со статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации реализация прав на использование программного обеспечения и баз данных не облагается налогом на добавленную стоимость. Также согласно письмам Министерства финансов Российской Федерации реализация информационных продуктов освобождается от налога на добавленную стоимость, но только при наличии лицензионного договора в письменном виде. Таким образом, возникают сложности в отношении применения льготы в случае заключения договора купли-продажи.
(ред. от 14.03.2023)
<Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года>
(вместе с "Планом мероприятий по реализации Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года")В соответствии со статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации реализация прав на использование программного обеспечения и баз данных не облагается налогом на добавленную стоимость. Также согласно письмам Министерства финансов Российской Федерации реализация информационных продуктов освобождается от налога на добавленную стоимость, но только при наличии лицензионного договора в письменном виде. Таким образом, возникают сложности в отношении применения льготы в случае заключения договора купли-продажи.
<Письмо> ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@
"О налоговом маневре в IT-отрасли"b. Вопрос применения льгот в IT-отрасли реорганизованными компаниями в данный момент прорабатывается с Минфином России.
"О налоговом маневре в IT-отрасли"b. Вопрос применения льгот в IT-отрасли реорганизованными компаниями в данный момент прорабатывается с Минфином России.
Вопрос: О применении освобождения от НДС при реализации телевизоров, телефонов, компьютеров и бумаги для использования инвалидами по слуху и зрению.
(Письмо Минфина России от 16.12.2024 N 03-07-07/126792)Также планируется поставка инвалидам по зрению компьютеров с предустановленным программным обеспечением, позволяющим озвучивать все то, что происходит на экране (программа экранного доступа). Основным покупателем таких компьютеров будет Минтруд России. Применима ли льгота по НДС при уплате НДС при реализации этих компьютеров?
(Письмо Минфина России от 16.12.2024 N 03-07-07/126792)Также планируется поставка инвалидам по зрению компьютеров с предустановленным программным обеспечением, позволяющим озвучивать все то, что происходит на экране (программа экранного доступа). Основным покупателем таких компьютеров будет Минтруд России. Применима ли льгота по НДС при уплате НДС при реализации этих компьютеров?
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)2. Организационные соображения. Структурирование SaaS по модели лицензионного договора может быть более удобным при продвижении решения SaaS к конечному пользователю через цепочку посредников. Предоставление услуг облачного сервиса по цепочке гораздо проще структурировать как передачу лицензии по аналогии с широко используемыми вендорами классическими моделями дистрибуции программного обеспечения, чем как "передачу услуг" с последующим заключением ряда субподрядных договоров. Если соответствующий облачный сервис принадлежит провайдеру, который одновременно выступает производителем программного обеспечения, и доступ к такому сервису предоставляется через сеть дистрибьюторов, то использование конструкции лицензионного договора позволяет вендору и дистрибьюторам использовать те же контрактные документы и процедуры, что и для распространения лицензий на программное обеспечение, значительно облегчая процесс вывода на рынок соответствующего сервиса.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)2. Организационные соображения. Структурирование SaaS по модели лицензионного договора может быть более удобным при продвижении решения SaaS к конечному пользователю через цепочку посредников. Предоставление услуг облачного сервиса по цепочке гораздо проще структурировать как передачу лицензии по аналогии с широко используемыми вендорами классическими моделями дистрибуции программного обеспечения, чем как "передачу услуг" с последующим заключением ряда субподрядных договоров. Если соответствующий облачный сервис принадлежит провайдеру, который одновременно выступает производителем программного обеспечения, и доступ к такому сервису предоставляется через сеть дистрибьюторов, то использование конструкции лицензионного договора позволяет вендору и дистрибьюторам использовать те же контрактные документы и процедуры, что и для распространения лицензий на программное обеспечение, значительно облегчая процесс вывода на рынок соответствующего сервиса.
Вопрос: Организация является производителем телекоммуникационного оборудования, а также разработала и зарегистрировала ПО. Планируется продавать оборудование с предустановленным ПО. По какому договору лучше оформлять реализацию? Если в дальнейшем ПО будет продаваться на материальном носителе, какая ставка НДС применяется?
(Консультация эксперта, 2024)Таким образом, льгота, предусмотренная пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, распространяется на реализацию программного обеспечения, при этом для освобождения от НДС необходимо, чтобы реализуемый объект значился в одном из специальных реестров, также операция не должна подпадать под исключение, предусмотренное абз. 2 пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ.
(Консультация эксперта, 2024)Таким образом, льгота, предусмотренная пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, распространяется на реализацию программного обеспечения, при этом для освобождения от НДС необходимо, чтобы реализуемый объект значился в одном из специальных реестров, также операция не должна подпадать под исключение, предусмотренное абз. 2 пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Статья: Правовые стимулы и правовые ограничения как инструменты импортозамещения
(Илюхина Ю.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 2)Стимулы и ограничения в правовой плоскости могут быть выражены через частноправовые или публично-правовые средства. Среди частноправовых средств обеспечения импортозамещения в настоящее время особо можно выделить специальный инвестиционный контракт, который ранее был направлен на стимулирование производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, а в настоящее время (СПИК 2.0) на разработку и (или) внедрение современных технологий в целях освоения серийного производства промышленной продукции на их основе <16>. Частноправовые средства, например льготная ставка по аренде, используются для активизации промышленного производства, например, в Москве, где земля предоставляется за 1 рубль для реализации масштабных инвестиционных проектов <17>, в особых экономических зонах, инновационных научно-технологических центрах. К публично-правовым средствам относятся различные налоговые льготы, бюджетные субсидии, квоты, запреты, ограничения и т.д. В качестве примера можно привести освобождение от НДС при условии включения программного обеспечения в реестр российского программного обеспечения <18>. Кроме того, примером может служить установление для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд ограничений и условий допуска отдельных видов медицинских изделий <19>, лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших <20>, а также запрета на допуск программного обеспечения <21>, которые происходят из иностранных государств. Представляется, что публично-правовые средства обеспечения импортозамещения предполагают обращение к административным, а не рыночным механизмам его внедрения, что подходит в качестве временной антикризисной меры реагирования, но не может создавать основу для долгосрочной стратегии импортозамещения, основным субъектом реализации которой должно выступать не государство, а субъекты предпринимательской деятельности.
(Илюхина Ю.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 2)Стимулы и ограничения в правовой плоскости могут быть выражены через частноправовые или публично-правовые средства. Среди частноправовых средств обеспечения импортозамещения в настоящее время особо можно выделить специальный инвестиционный контракт, который ранее был направлен на стимулирование производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, а в настоящее время (СПИК 2.0) на разработку и (или) внедрение современных технологий в целях освоения серийного производства промышленной продукции на их основе <16>. Частноправовые средства, например льготная ставка по аренде, используются для активизации промышленного производства, например, в Москве, где земля предоставляется за 1 рубль для реализации масштабных инвестиционных проектов <17>, в особых экономических зонах, инновационных научно-технологических центрах. К публично-правовым средствам относятся различные налоговые льготы, бюджетные субсидии, квоты, запреты, ограничения и т.д. В качестве примера можно привести освобождение от НДС при условии включения программного обеспечения в реестр российского программного обеспечения <18>. Кроме того, примером может служить установление для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд ограничений и условий допуска отдельных видов медицинских изделий <19>, лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших <20>, а также запрета на допуск программного обеспечения <21>, которые происходят из иностранных государств. Представляется, что публично-правовые средства обеспечения импортозамещения предполагают обращение к административным, а не рыночным механизмам его внедрения, что подходит в качестве временной антикризисной меры реагирования, но не может создавать основу для долгосрочной стратегии импортозамещения, основным субъектом реализации которой должно выступать не государство, а субъекты предпринимательской деятельности.
Статья: Цена договора подлежит увеличению на сумму НДС, если необлагаемые операции становятся облагаемыми вследствие изменения налогового законодательства
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В договоре сторонами была зафиксирована твердая цена, не подлежащая изменению в течение всего срока его действия. Между тем на второй год исполнения договора в НК РФ были внесены поправки, которые сузили объем налоговой льготы до операций только с российским программным обеспечением. Соответственно, с 01.01.2021 реализация прав на использование иностранных программ стала облагаться НДС, в связи с чем общество за 2021 г. увеличило сумму вознаграждения на величину НДС.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В договоре сторонами была зафиксирована твердая цена, не подлежащая изменению в течение всего срока его действия. Между тем на второй год исполнения договора в НК РФ были внесены поправки, которые сузили объем налоговой льготы до операций только с российским программным обеспечением. Соответственно, с 01.01.2021 реализация прав на использование иностранных программ стала облагаться НДС, в связи с чем общество за 2021 г. увеличило сумму вознаграждения на величину НДС.
Статья: Налоговые стимулы разработки отечественного программного обеспечения
(Грант С.К., Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)<37> Кныш Р.Д. Закон о налоговом маневре в ИТ-отрасли - льготы или привилегии? // Финансовое право. 2021. N 2. С. 36 - 41.
(Грант С.К., Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)<37> Кныш Р.Д. Закон о налоговом маневре в ИТ-отрасли - льготы или привилегии? // Финансовое право. 2021. N 2. С. 36 - 41.
Статья: НДС-вопросы: сомневаемся во всем
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 12)- право использования программ (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности) предоставляйте по лицензионному соглашению. По нему можно применить льготу по НДС <8>;
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 12)- право использования программ (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности) предоставляйте по лицензионному соглашению. По нему можно применить льготу по НДС <8>;
Статья: Налоговые льготы для высокотехнологичных компаний: особенности и перспективы
(Якушева Е.Е.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при передаче исключительных прав, в том числе по лицензионным договорам, на программы и базы данных, входящие в Единый реестр отечественного программного обеспечения.
(Якушева Е.Е.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при передаче исключительных прав, в том числе по лицензионным договорам, на программы и базы данных, входящие в Единый реестр отечественного программного обеспечения.
"Выплата доходов иностранным компаниям: налоги у источника выплаты"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)В случае последующего включения программного обеспечения в Реестр российских программ услуги по передаче прав на использование такого программного обеспечения освобождаются от налогообложения НДС с момента его включения в Реестр российских программ (Письмо Минфина России от 01.12.2021 N 03-07-07/97434).
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)В случае последующего включения программного обеспечения в Реестр российских программ услуги по передаче прав на использование такого программного обеспечения освобождаются от налогообложения НДС с момента его включения в Реестр российских программ (Письмо Минфина России от 01.12.2021 N 03-07-07/97434).