Льгота по налогу на имущество для аэропортов
Подборка наиболее важных документов по запросу Льгота по налогу на имущество для аэропортов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 372 "Общие положения" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество на основании инвестиционного контракта, заключенного во исполнение Концепции развития аэропорта Внуково, утвержденной постановлением правительства Москвы от 03.08.2004 N 541-1111, построило на территории аэропорта ангар, после чего он был поставлен на кадастровый учет и введен в эксплуатацию. С момента ввода ангара в эксплуатацию при исчислении налоговой базы по налогу на имущество в отношении указанного объекта налогоплательщик применял налоговую льготу, установленную п. 23 ч. 1 ст. 4 закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", который предусматривает освобождение от уплаты налога имущества аэродромов и объектов единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД). Налоговый орган признал неправомерным применение льготы, поскольку ангар не может быть отнесен к данной категории имущества. По мнению налогового органа, общество не представило документы, подтверждающие отнесение спорного объекта к имуществу аэродрома. Суд признал правомерным применение льготы, указав, что законодательство г. Москвы не связывает право налогоплательщика на применение налоговой льготы с наличием в кадастровом паспорте или в правоустанавливающих документах прямого указания на то, что объект налогообложения относится к имуществу аэродромов или объектам ЕС ОрВД. Именно фактическое использование имущества в указанных целях является определяющим обстоятельством при решении вопроса о праве налогоплательщика на применение налоговой льготы. Использование ангара для обслуживания аэропортов подтверждено.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество на основании инвестиционного контракта, заключенного во исполнение Концепции развития аэропорта Внуково, утвержденной постановлением правительства Москвы от 03.08.2004 N 541-1111, построило на территории аэропорта ангар, после чего он был поставлен на кадастровый учет и введен в эксплуатацию. С момента ввода ангара в эксплуатацию при исчислении налоговой базы по налогу на имущество в отношении указанного объекта налогоплательщик применял налоговую льготу, установленную п. 23 ч. 1 ст. 4 закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", который предусматривает освобождение от уплаты налога имущества аэродромов и объектов единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД). Налоговый орган признал неправомерным применение льготы, поскольку ангар не может быть отнесен к данной категории имущества. По мнению налогового органа, общество не представило документы, подтверждающие отнесение спорного объекта к имуществу аэродрома. Суд признал правомерным применение льготы, указав, что законодательство г. Москвы не связывает право налогоплательщика на применение налоговой льготы с наличием в кадастровом паспорте или в правоустанавливающих документах прямого указания на то, что объект налогообложения относится к имуществу аэродромов или объектам ЕС ОрВД. Именно фактическое использование имущества в указанных целях является определяющим обстоятельством при решении вопроса о праве налогоплательщика на применение налоговой льготы. Использование ангара для обслуживания аэропортов подтверждено.
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2022 год"Оспоренная норма интерпретируется в правоприменительной практике как не позволяющая уменьшить налоговую базу по налогу на имущество хозяйственному обществу, которое приобрело сооружения инфраструктуры воздушного транспорта по возмездной сделке, поставив их на учет в качестве основных средств, но при этом позволяющая применить предусмотренную ею льготу унитарному предприятию в случае передачи в его хозяйственное ведение указанных в данной норме сооружений, которые являются собственностью Российской Федерации и в отношении которых ранее собственником были осуществлены капитальные вложения. Как отметил Конституционный Суд, такое толкование не означает неоправданного (дискриминационного) различия между налогоплательщиками, поскольку в приведенном случае не меняется собственник - публично-правовое образование, которым (в интересах которого) были осуществлены капитальные вложения в объекты аэропортовой инфраструктуры. При этом унитарное предприятие лишь наделяется ограниченным вещным правом на это имущество (пункт 2 статьи 113 ГК Российской Федерации, Федеральный закон от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Информация: Госдума приняла закон по реализации основных направлений налоговой политики на 2023 - 2025 годы
("Официальный сайт Минфина России", 2024)- вводятся налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц для участников СВО и членов их семей;
("Официальный сайт Минфина России", 2024)- вводятся налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц для участников СВО и членов их семей;
Статья: Реальная поддержка. Какие льготы для крупного бизнеса мы не замечаем
(Шестакова Е., Жиркова А.)
("Финансовая газета", 2019, N 11)Депутаты приняли в двух чтениях изменения в Закон "О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области", направленные на поддержку предприятий авиационной отрасли и аэропортовой деятельности. Поправки продлевают до 1 января 2021 г. действие льготы по налогу на имущество со ставкой 1,6% вместо 2,2%.
(Шестакова Е., Жиркова А.)
("Финансовая газета", 2019, N 11)Депутаты приняли в двух чтениях изменения в Закон "О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области", направленные на поддержку предприятий авиационной отрасли и аэропортовой деятельности. Поправки продлевают до 1 января 2021 г. действие льготы по налогу на имущество со ставкой 1,6% вместо 2,2%.
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2022 года"Оспоренная норма интерпретируется в правоприменительной практике как не позволяющая уменьшить налоговую базу по налогу на имущество хозяйственному обществу, которое приобрело сооружения инфраструктуры воздушного транспорта по возмездной сделке, поставив их на учет в качестве основных средств, но при этом позволяющая применить предусмотренную ею льготу унитарному предприятию в случае передачи в его хозяйственное ведение указанных в данной норме сооружений, которые являются собственностью Российской Федерации и в отношении которых ранее собственником были осуществлены капитальные вложения. Как отметил Конституционный Суд, такое толкование не означает неоправданного (дискриминационного) различия между налогоплательщиками, поскольку в приведенном случае не меняется собственник - публично-правовое образование, которым (в интересах которого) были осуществлены капитальные вложения в объекты аэропортовой инфраструктуры. При этом унитарное предприятие лишь наделяется ограниченным вещным правом на это имущество (пункт 2 статьи 113 ГК Российской Федерации, Федеральный закон от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ).
Постановление СФ ФС РФ от 20.04.2016 N 142-СФ
"О развитии внутренних воздушных перевозок, аэропортовой инфраструктуры и повышении авиационной безопасности"проработать вопрос о предоставлении операторам аэропортов льготы по уплате налога на имущество организаций в отношении объектов аэропортовой инфраструктуры;
"О развитии внутренних воздушных перевозок, аэропортовой инфраструктуры и повышении авиационной безопасности"проработать вопрос о предоставлении операторам аэропортов льготы по уплате налога на имущество организаций в отношении объектов аэропортовой инфраструктуры;
Тематический выпуск: Новое в налогообложении в 2011 году: изменения во вторую часть НК РФ. Спорные вопросы обязательного и добровольного страхования работников
(Брызгалин А.В., Щербакова Е.С., Федорова О.С., Королева М.В., Ильиных Д.А., Шахбанов Р.Б., Алиев А.М., Барыкин Е.А.)
("Налоги и финансовое право", 2011, N 2)Следовательно, по нашему мнению, организация, имеющая на балансе в составе основных фондов имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, указанные в Перечне N 504, освобождается в отношении этих объектов от уплаты налога на имущество в соответствии с п. 11 ст. 381 НК РФ.
(Брызгалин А.В., Щербакова Е.С., Федорова О.С., Королева М.В., Ильиных Д.А., Шахбанов Р.Б., Алиев А.М., Барыкин Е.А.)
("Налоги и финансовое право", 2011, N 2)Следовательно, по нашему мнению, организация, имеющая на балансе в составе основных фондов имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, указанные в Перечне N 504, освобождается в отношении этих объектов от уплаты налога на имущество в соответствии с п. 11 ст. 381 НК РФ.
Статья: О соответствии законодательству Российской Федерации нормативно - правовых актов субъектов Российской Федерации (Начало)
(Александров Д.О.)
("Налоговый вестник", 2001, N 11)Законом Красноярского края от 22.12.1998 N 5-241 "О зоне благоприятного инвестиционного климата "Красноярск" (с дополнениями и изменениями от 30.06.1999 N 7-421) на территории края предусматривается функционирование свободной экономической зоны (или зоны благоприятного инвестиционного климата - ЗБИК "Красноярск"). Согласно ст.10 Закона участники ЗБИК "Красноярск", заключившие соответствующий договор, могут освобождаться в течение 10 лет от уплаты налога на прибыль в части, поступающей в краевой бюджет, полученную от строительства объектов энергетики, аэропортов, газопроводов, восстановления экосистем, переработки лекарственного сырья, а также в случае применения новых, не имеющих аналогов в крае ресурсосберегающих и безотходных технологий в производстве стройматериалов, строительства объектов социальной инфраструктуры, дорог, производства и переработки промышленной и сельскохозяйственной продукции, технического сырья, эксплуатации объектов энергетики и средств связи. Кроме того, участникам могут предоставляться дополнительные льготы по налогу на имущество, земельному налогу, сбору на нужды образовательных учреждений, сбору, поступающему в территориальный дорожный фонд, налогу с владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств.
(Александров Д.О.)
("Налоговый вестник", 2001, N 11)Законом Красноярского края от 22.12.1998 N 5-241 "О зоне благоприятного инвестиционного климата "Красноярск" (с дополнениями и изменениями от 30.06.1999 N 7-421) на территории края предусматривается функционирование свободной экономической зоны (или зоны благоприятного инвестиционного климата - ЗБИК "Красноярск"). Согласно ст.10 Закона участники ЗБИК "Красноярск", заключившие соответствующий договор, могут освобождаться в течение 10 лет от уплаты налога на прибыль в части, поступающей в краевой бюджет, полученную от строительства объектов энергетики, аэропортов, газопроводов, восстановления экосистем, переработки лекарственного сырья, а также в случае применения новых, не имеющих аналогов в крае ресурсосберегающих и безотходных технологий в производстве стройматериалов, строительства объектов социальной инфраструктуры, дорог, производства и переработки промышленной и сельскохозяйственной продукции, технического сырья, эксплуатации объектов энергетики и средств связи. Кроме того, участникам могут предоставляться дополнительные льготы по налогу на имущество, земельному налогу, сбору на нужды образовательных учреждений, сбору, поступающему в территориальный дорожный фонд, налогу с владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств.
Статья: Поможет ли льгота по налогу на имущество сдержать рост тарифов на услуги авиаперевозчиков?
(Еремина Ж.С.)
("Горячая линия бухгалтера", 2009, N 13-14)В соответствии с п. 2 ст. 372 НК РФ субъекты Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы для налогоплательщиков налога на имущество организаций. Льготы по уплате налога на имущество для организаций, зарегистрированных в Москве, определены в ст. 4 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64. Изменения, принятые Мосгордумой в ч. 1 вышеуказанной статьи, дополняют перечень организаций, освобожденных от уплаты налога, п. 22 в отношении имущества, входящего в состав аэродромов и аэровокзалов. В соответствии с новой редакцией ч. 3 данной статьи установлено, что указанное имущество может сдаваться организацией в аренду, что оставляет за ней право на льготу по налогу.
(Еремина Ж.С.)
("Горячая линия бухгалтера", 2009, N 13-14)В соответствии с п. 2 ст. 372 НК РФ субъекты Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы для налогоплательщиков налога на имущество организаций. Льготы по уплате налога на имущество для организаций, зарегистрированных в Москве, определены в ст. 4 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64. Изменения, принятые Мосгордумой в ч. 1 вышеуказанной статьи, дополняют перечень организаций, освобожденных от уплаты налога, п. 22 в отношении имущества, входящего в состав аэродромов и аэровокзалов. В соответствии с новой редакцией ч. 3 данной статьи установлено, что указанное имущество может сдаваться организацией в аренду, что оставляет за ней право на льготу по налогу.
Статья: Правовые механизмы формирования цен и тарифов на осуществление перевозок пассажиров и грузов воздушными судами гражданской авиации
(Трофимов С.В.)
("Транспортное право", 2016, N 3)При этом аэропорты ГА практически не имеют ощутимых льгот и преференций в отношении налога на имущество и земельного налога. Очевидно, что налоговая оптимизация очень важна для аэропортов, во владении которых находится дорогостоящее движимое и недвижимое имущество. Кроме того, служебные территории многих аэродромов находятся вблизи городской черты (или даже на территории городов), и эти земельные участки имеют высокую кадастровую стоимость. Соответственно, за эти занимаемые сотни гектаров, а также за свои имущественные комплексы каждому аэропорту приходится платить весьма высокие налоги.
(Трофимов С.В.)
("Транспортное право", 2016, N 3)При этом аэропорты ГА практически не имеют ощутимых льгот и преференций в отношении налога на имущество и земельного налога. Очевидно, что налоговая оптимизация очень важна для аэропортов, во владении которых находится дорогостоящее движимое и недвижимое имущество. Кроме того, служебные территории многих аэродромов находятся вблизи городской черты (или даже на территории городов), и эти земельные участки имеют высокую кадастровую стоимость. Соответственно, за эти занимаемые сотни гектаров, а также за свои имущественные комплексы каждому аэропорту приходится платить весьма высокие налоги.
"Правовое регулирование использования воздушных судов гражданской авиации"
(Трофимов С.В.)
("БГУ", 2018)Как представляется, в сфере налогообложения транспортные организации, эксплуатирующие разные виды транспорта, должны иметь как минимум равные позиции. Однако, если обратиться к содержанию главы 30 Налогового кодекса РФ ("Налог на имущество организаций"), нетрудно обнаружить, что в ст. 381 НК РФ "Налоговые льготы" предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество в отношении сооружений, являющихся "неотъемлемой технологической частью федеральных автомобильных дорог общего пользования". Эта льгота, однако, не распространяется на движимое и недвижимое имущество авиакомпаний и аэропортов и находящегося на их территориях оборудования ФГУП "Росаэронавигация".
(Трофимов С.В.)
("БГУ", 2018)Как представляется, в сфере налогообложения транспортные организации, эксплуатирующие разные виды транспорта, должны иметь как минимум равные позиции. Однако, если обратиться к содержанию главы 30 Налогового кодекса РФ ("Налог на имущество организаций"), нетрудно обнаружить, что в ст. 381 НК РФ "Налоговые льготы" предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество в отношении сооружений, являющихся "неотъемлемой технологической частью федеральных автомобильных дорог общего пользования". Эта льгота, однако, не распространяется на движимое и недвижимое имущество авиакомпаний и аэропортов и находящегося на их территориях оборудования ФГУП "Росаэронавигация".