Лесоустроительная экспертиза
Подборка наиболее важных документов по запросу Лесоустроительная экспертиза (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2024 N 18АП-13798/2024 по делу N А47-4571/2024
Требование: О признании незаконным решения об отказе в приеме лесной декларации и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия лесной декларации.
Решение: Требование удовлетворено.Так, согласно пункту 33 Порядка, утвержденного Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, действовавшим на момент разработки проекта освоения лесов и утверждения заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, изменение лесоустроительного регламента не является безусловным основанием для изменения (прекращения) проекта освоения лесов, Порядок прямо предусматривает, что внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды.
Требование: О признании незаконным решения об отказе в приеме лесной декларации и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия лесной декларации.
Решение: Требование удовлетворено.Так, согласно пункту 33 Порядка, утвержденного Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, действовавшим на момент разработки проекта освоения лесов и утверждения заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, изменение лесоустроительного регламента не является безусловным основанием для изменения (прекращения) проекта освоения лесов, Порядок прямо предусматривает, что внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 16 "Обязанности эксперта" Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации""Принимая такое решение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что заключение судебной землеустроительной экспертизы, взятое судом первой инстанции за основу решения суда, согласно которому наложение границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на земельные участки федеральной собственности отсутствует, является ненадлежащим доказательством по делу, так как определение экспертом ФИО6 отсутствия наложения спорного земельного участка с землями Сочинского национального парка, территория которого определена на основании планов лесонасаждений 1997 года, осуществлено в отсутствие материалов лесоустройства. Также из указанного заключения эксперта усматривается, что в нарушение требований части 1 статьи 84 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" поручение на производство экспертизы дано эксперту ФИО6 заместителем руководителя АНО "МОСЭЦК" ФИО7, при этом документов, подтверждающих передачу руководителем АНО "МОСЭЦК" полномочий своему заместителю, материалы экспертного заключения не содержат."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реализация права рационального природопользования в развитии экологического каркаса России
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)Нормы об экологическом каркасе России опираются на положения стратегического планирования о состоянии окружающей среды и природных ресурсов. Место норм об экологическом каркасе России в механизме правового регулирования отношений природопользования, с одной стороны, определяется системой норм об организации, охране и использовании ООПТ, а с другой - системой норм об иных природных объектах, находящихся под особой охраной, для которых ограничены виды хозяйственной деятельности. Указанная система норм представляет собой пересечение природно-ресурсного и природоохранного законодательства, среди которых: (1) положения о рекреационном, туристическом, просветительском использовании ООПТ и иных находящихся под особой охраной природных объектов, (2) природоохранные ограничения и запреты хозяйственной деятельности в ООПТ и иных находящихся под особой охраной природных объектах, (3) положения о территориальном планировании и градостроительном зонировании, (4) положения об объектах государственной экологической экспертизы федерального уровня, (5) положения о лесоустройстве на ООПТ и иные как отраслевые, так и комплексные объединения правовых норм.
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)Нормы об экологическом каркасе России опираются на положения стратегического планирования о состоянии окружающей среды и природных ресурсов. Место норм об экологическом каркасе России в механизме правового регулирования отношений природопользования, с одной стороны, определяется системой норм об организации, охране и использовании ООПТ, а с другой - системой норм об иных природных объектах, находящихся под особой охраной, для которых ограничены виды хозяйственной деятельности. Указанная система норм представляет собой пересечение природно-ресурсного и природоохранного законодательства, среди которых: (1) положения о рекреационном, туристическом, просветительском использовании ООПТ и иных находящихся под особой охраной природных объектов, (2) природоохранные ограничения и запреты хозяйственной деятельности в ООПТ и иных находящихся под особой охраной природных объектах, (3) положения о территориальном планировании и градостроительном зонировании, (4) положения об объектах государственной экологической экспертизы федерального уровня, (5) положения о лесоустройстве на ООПТ и иные как отраслевые, так и комплексные объединения правовых норм.
Статья: Рассмотрение споров, связанных с применением законодательства об охране окружающей среды
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Суды констатировали, что арендатор при отводе и таксации лесосеки, установив несоответствие материалов лесоустройства фактической ситуации, обязан принять меры для разрешения возникшей ситуации и не допустить нарушения Правил N 474. При проведении натурного отвода ответчик должен был удостовериться, что расстояние до края воды соответствует требованиям ВК РФ, закрыть для рубки участок леса, находящийся в водоохранной зоне, и внести соответствующие изменения в материалы лесоустройства, однако этого не сделал. Согласно проекту освоения лесов, получившему положительное заключение государственной экспертизы, спорный лесной участок отнесен к эксплуатационным лесам, а выделу 49 присвоен статус особо защитного участка.
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Суды констатировали, что арендатор при отводе и таксации лесосеки, установив несоответствие материалов лесоустройства фактической ситуации, обязан принять меры для разрешения возникшей ситуации и не допустить нарушения Правил N 474. При проведении натурного отвода ответчик должен был удостовериться, что расстояние до края воды соответствует требованиям ВК РФ, закрыть для рубки участок леса, находящийся в водоохранной зоне, и внести соответствующие изменения в материалы лесоустройства, однако этого не сделал. Согласно проекту освоения лесов, получившему положительное заключение государственной экспертизы, спорный лесной участок отнесен к эксплуатационным лесам, а выделу 49 присвоен статус особо защитного участка.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"1) абзац второй статьи 11 дополнить словами ", за исключением проектов индивидуальных правовых актов, принимаемых на основании документов территориального планирования и документации по планировке территории, лесоустроительной и землеустроительной документации, прошедших государственную экологическую экспертизу";
(ред. от 25.12.2023)
"О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"1) абзац второй статьи 11 дополнить словами ", за исключением проектов индивидуальных правовых актов, принимаемых на основании документов территориального планирования и документации по планировке территории, лесоустроительной и землеустроительной документации, прошедших государственную экологическую экспертизу";
Указ Президента РФ от 16.08.2004 N 1082
(ред. от 20.03.2025)
"Вопросы Министерства обороны Российской Федерации"69.3) утверждает лесохозяйственные регламенты военных лесничеств, заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов, планы проведения лесоустройства и проектную документацию лесных участков на землях обороны;
(ред. от 20.03.2025)
"Вопросы Министерства обороны Российской Федерации"69.3) утверждает лесохозяйственные регламенты военных лесничеств, заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов, планы проведения лесоустройства и проектную документацию лесных участков на землях обороны;
Статья: Спорные вопросы (не)применения Закона о лесной амнистии
(Харинов И.Н.)
("Закон", 2021, N 11)То есть хотя лесной участок и считается в силу закона поставленным на государственный кадастровый учет, но распознать его территорию на картографической основе ЕГРН не представляется возможным, поскольку идентификация лесных участков ведется на основании материалов лесоустройства <19>.
(Харинов И.Н.)
("Закон", 2021, N 11)То есть хотя лесной участок и считается в силу закона поставленным на государственный кадастровый учет, но распознать его территорию на картографической основе ЕГРН не представляется возможным, поскольку идентификация лесных участков ведется на основании материалов лесоустройства <19>.
Статья: История формирования правового режима земель лесного фонда как отдельной категории
(Ковыршина Е.И.)
("Экологическое право", 2021, N 1)Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" <30> (далее - Закон о введении в действие ЛК РФ) и Лесной кодекс Российской Федерации 2006 г. <31> (далее - ЛК РФ) существенно ослабили правовой режим лесов и ЗЛФ. Была упразднена система органов государственной лесной охраны: на смену превентивным мерам обеспечения правового режима лесов пришли надзорные и контрольные меры - выявление уже совершенных нарушений в сфере использования и охраны лесов и ЗЛФ. При этом контрольные и надзорные полномочия за соблюдением лесного законодательства были переданы на региональный уровень. Кроме того, проведение мероприятий по ликвидации лесных пожаров было возложено на арендаторов лесных участков и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Из объектов государственной экологической экспертизы были исключены проекты схем охраны и использования лесных, земельных и других природных ресурсов, а также проекты лесоустройства, землепользования и иная проектная документация в этой области.
(Ковыршина Е.И.)
("Экологическое право", 2021, N 1)Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" <30> (далее - Закон о введении в действие ЛК РФ) и Лесной кодекс Российской Федерации 2006 г. <31> (далее - ЛК РФ) существенно ослабили правовой режим лесов и ЗЛФ. Была упразднена система органов государственной лесной охраны: на смену превентивным мерам обеспечения правового режима лесов пришли надзорные и контрольные меры - выявление уже совершенных нарушений в сфере использования и охраны лесов и ЗЛФ. При этом контрольные и надзорные полномочия за соблюдением лесного законодательства были переданы на региональный уровень. Кроме того, проведение мероприятий по ликвидации лесных пожаров было возложено на арендаторов лесных участков и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Из объектов государственной экологической экспертизы были исключены проекты схем охраны и использования лесных, земельных и других природных ресурсов, а также проекты лесоустройства, землепользования и иная проектная документация в этой области.
Статья: Особенности рассмотрения земельных споров
(Суркова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ряде земельных споров для правильного разрешения дела необходимо проведение землеустроительной экспертизы, поскольку рассмотрение земельных споров помимо юридических знаний требует специальных познаний в области геодезии, картографии, лесоустройства, градостроительства, государственного кадастрового учета и т.д., которыми судьи не обладают, в связи с чем объективно возникает необходимость в назначении экспертиз и привлечении к участию в деле специалистов.
(Суркова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ряде земельных споров для правильного разрешения дела необходимо проведение землеустроительной экспертизы, поскольку рассмотрение земельных споров помимо юридических знаний требует специальных познаний в области геодезии, картографии, лесоустройства, градостроительства, государственного кадастрового учета и т.д., которыми судьи не обладают, в связи с чем объективно возникает необходимость в назначении экспертиз и привлечении к участию в деле специалистов.
Статья: Принцип приоритета охраны окружающей среды в механизме защиты прокурором публичных интересов в сфере земельных правоотношений в судебном порядке
(Михлина Н.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 1)В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по материалам лесоустройства спорный земельный участок площадью 133 556 кв. м, принадлежащий ответчику на праве собственности, полностью налагается на земли государственного лесного фонда, не подлежащие отчуждению в частную собственность в силу прямого указания закона. Заключением судебной землеустроительной экспертизы факт наложения подтвержден.
(Михлина Н.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 1)В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по материалам лесоустройства спорный земельный участок площадью 133 556 кв. м, принадлежащий ответчику на праве собственности, полностью налагается на земли государственного лесного фонда, не подлежащие отчуждению в частную собственность в силу прямого указания закона. Заключением судебной землеустроительной экспертизы факт наложения подтвержден.