Лесной участок в собственность
Подборка наиболее важных документов по запросу Лесной участок в собственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 421 ГК РФ "Свобода договора"4.2.1. Третейская оговорка не может быть включена в договор аренды лесных участков, находящихся в публичной собственности (позиция КС РФ, ВАС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением лесного законодательства
(Кудин А.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 4)Процедура изменения условий заключенного по результатам
(Кудин А.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 4)Процедура изменения условий заключенного по результатам
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 6. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГРАЖДАНАМ, ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 6. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГРАЖДАНАМ, ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В соответствии со ст. 43 ЛК РФ использование лесов для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением на праве аренды (ч. 1 ст. 9 ЛК РФ) или без предоставления лесных участков с установлением или без установления сервитута (ч. 2 и 3 ст. 9 ЛК РФ). Так, без предоставления лесного участка и установления сервитута леса могут использоваться при условии, что выполнение горных работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства. В этом случае лесопользование осуществляется на основании разрешений, выданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в зависимости от того, в чьей собственности находятся соответствующие лесные участки - в государственной или муниципальной.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В соответствии со ст. 43 ЛК РФ использование лесов для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением на праве аренды (ч. 1 ст. 9 ЛК РФ) или без предоставления лесных участков с установлением или без установления сервитута (ч. 2 и 3 ст. 9 ЛК РФ). Так, без предоставления лесного участка и установления сервитута леса могут использоваться при условии, что выполнение горных работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства. В этом случае лесопользование осуществляется на основании разрешений, выданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в зависимости от того, в чьей собственности находятся соответствующие лесные участки - в государственной или муниципальной.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Точно так же не следует относить к ограниченным вещным правам и предусмотренное ст. 24 ЗК РФ "безвозмездное пользование земельными участками". Этот институт, нигде законодательно не квалифицируемый в качестве вещного права, в действительности является собирательной категорией для самых разнообразных случаев краткосрочного пользования земельными участками, находящимися как в публичной, так и в частной собственности. При этом ЗК РФ нигде четко не раскрывает содержание правомочий весьма различных субъектов такого землепользования. Сказанное можно отнести и к предусмотренному ст. 9 Лесного кодекса РФ 2006 г. (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2018 г. N 471-ФЗ) "безвозмездному пользованию лесными участками, находящимися в публичной собственности".
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Точно так же не следует относить к ограниченным вещным правам и предусмотренное ст. 24 ЗК РФ "безвозмездное пользование земельными участками". Этот институт, нигде законодательно не квалифицируемый в качестве вещного права, в действительности является собирательной категорией для самых разнообразных случаев краткосрочного пользования земельными участками, находящимися как в публичной, так и в частной собственности. При этом ЗК РФ нигде четко не раскрывает содержание правомочий весьма различных субъектов такого землепользования. Сказанное можно отнести и к предусмотренному ст. 9 Лесного кодекса РФ 2006 г. (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2018 г. N 471-ФЗ) "безвозмездному пользованию лесными участками, находящимися в публичной собственности".
Статья: Договор аренды лесного участка
(Захаркина А.В.)
("Экологическое право", 2022, N 6)С учетом сохраняющей актуальность отечественной концепции публичной собственности на лесные участки и значимости договорных инструментов, позволяющих обеспечивать долгосрочное целевое лесопользование, в статье в рамках научной дискуссии рассмотрен нетипичный для аналогичных научных изысканий вопрос: является ли аренда лесных участков арендой в гражданско-правовом смысле? В статье последовательно рассмотрены вопросы о роли договора аренды лесного участка в отношениях по лесопользованию, о нормативной основе договора аренды лесного участка, о легальной дефиниции договора аренды лесного участка, о правовом статусе сторон договора аренды лесного участка. Автор настоящего научного труда исходит из двух представлений, сформулированных в качестве научных задач: во-первых, понимания имманентной связи гражданского и экологического законодательства в части договорного регулирования отношений в сфере природопользования и необходимости ее дальнейшего изучения; во-вторых, очевидной дифференциации договора аренды лесного участка и договора аренды, сформулированного в нормах ГК РФ, и, как следствие, потребности в позитивации в нормах гражданского законодательства нового договорного типа - договора природопользования.
(Захаркина А.В.)
("Экологическое право", 2022, N 6)С учетом сохраняющей актуальность отечественной концепции публичной собственности на лесные участки и значимости договорных инструментов, позволяющих обеспечивать долгосрочное целевое лесопользование, в статье в рамках научной дискуссии рассмотрен нетипичный для аналогичных научных изысканий вопрос: является ли аренда лесных участков арендой в гражданско-правовом смысле? В статье последовательно рассмотрены вопросы о роли договора аренды лесного участка в отношениях по лесопользованию, о нормативной основе договора аренды лесного участка, о легальной дефиниции договора аренды лесного участка, о правовом статусе сторон договора аренды лесного участка. Автор настоящего научного труда исходит из двух представлений, сформулированных в качестве научных задач: во-первых, понимания имманентной связи гражданского и экологического законодательства в части договорного регулирования отношений в сфере природопользования и необходимости ее дальнейшего изучения; во-вторых, очевидной дифференциации договора аренды лесного участка и договора аренды, сформулированного в нормах ГК РФ, и, как следствие, потребности в позитивации в нормах гражданского законодательства нового договорного типа - договора природопользования.
Статья: О практических проблемах "лесной амнистии" при реализации процедуры на дачных участках
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)2. Еще одним возмутительным основанием для отказа в предоставлении проблемного лесного участка в собственность является нахождение на нем объектов капитального строительства, зарегистрированных в упрощенном порядке по законодательству о так называемой дачной амнистии <6>.
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)2. Еще одним возмутительным основанием для отказа в предоставлении проблемного лесного участка в собственность является нахождение на нем объектов капитального строительства, зарегистрированных в упрощенном порядке по законодательству о так называемой дачной амнистии <6>.
Ситуация: Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Указанный порядок применяется в том числе при установлении сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (например, для осуществления пчеловодства) (ч. 2 ст. 9, ч. 4 ст. 38 ЛК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Указанный порядок применяется в том числе при установлении сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (например, для осуществления пчеловодства) (ч. 2 ст. 9, ч. 4 ст. 38 ЛК РФ).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством (ст. 10). Имеется в виду ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливающая, что распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если данным Законом или другими федеральными законами не установлено иное. При этом отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. В литературе отмечается, что лесные участки по большей части не оформлены в муниципальную собственность <1>, что, безусловно, затрудняет осуществление муниципального лесного контроля.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством (ст. 10). Имеется в виду ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливающая, что распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если данным Законом или другими федеральными законами не установлено иное. При этом отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. В литературе отмечается, что лесные участки по большей части не оформлены в муниципальную собственность <1>, что, безусловно, затрудняет осуществление муниципального лесного контроля.
Ситуация: Как гражданину переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Исключением являются случаи, когда земельный участок не может предоставляться в частную собственность, например, в силу его ограничения в обороте. Так, в частности, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда (п. 2, пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК РФ; ст. 1, п. п. 3, 9.1 ст. 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ; ч. 1 ст. 49 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Исключением являются случаи, когда земельный участок не может предоставляться в частную собственность, например, в силу его ограничения в обороте. Так, в частности, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда (п. 2, пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК РФ; ст. 1, п. п. 3, 9.1 ст. 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ; ч. 1 ст. 49 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).