Леса оОПт
Подборка наиболее важных документов по запросу Леса оОПт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Прекращение договора аренды (права аренды)
(КонсультантПлюс, 2025)Не признается отсутствующим право аренды на лесной участок, включающий в себя защитные леса (леса на ООПТ), если арендатор осуществляет рубку деревьев исключительно на части участков, отнесенных к эксплуатационным лесам
(КонсультантПлюс, 2025)Не признается отсутствующим право аренды на лесной участок, включающий в себя защитные леса (леса на ООПТ), если арендатор осуществляет рубку деревьев исключительно на части участков, отнесенных к эксплуатационным лесам
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 111 "Защитные леса" ЛК РФ"При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что на особо охраняемых природных территориях не могут располагаться иные виды защитных лесов, кроме прямо установленных законодателем в пункте 1 части 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку указанный режим является наиболее строгим, направленным на сохранение природных объектов, являющихся общенациональным достоянием, в связи с чем неправомерное отнесение Лесохозяйственным регламентом лесных участков, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, к ценным лесам не соответствует целям создания заказника."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о полномочиях органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся на территории муниципального образования
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Из анализа норм ст. 6 и 8 ЛК РФ, а также ст. 7, 8, 11 и 19 ЗК РФ вытекает, что, во-первых, в границах населенных пунктов муниципального образования могут находиться различные категории земель; во-вторых, на землях населенных пунктов (далее по тексту - ЗНП) могут располагаться городские леса и леса особо охраняемых природных территорий (далее по тексту - ООПТ), находящиеся в муниципальной собственности. У ОМСУ городских поселений, муниципального и городского округа именно в отношении этих категорий лесов в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <8> (далее по тексту - Федеральный закон N 131) полномочия связаны с организацией использования, охраны, защиты, воспроизводства. Какие же это полномочия? Они конкретно вытекают из норм ЛК РФ, а именно ст. 84, и связаны с управлением лесами, контролем за использованием лесов, охраной лесов на территории муниципалитета.
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Из анализа норм ст. 6 и 8 ЛК РФ, а также ст. 7, 8, 11 и 19 ЗК РФ вытекает, что, во-первых, в границах населенных пунктов муниципального образования могут находиться различные категории земель; во-вторых, на землях населенных пунктов (далее по тексту - ЗНП) могут располагаться городские леса и леса особо охраняемых природных территорий (далее по тексту - ООПТ), находящиеся в муниципальной собственности. У ОМСУ городских поселений, муниципального и городского округа именно в отношении этих категорий лесов в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <8> (далее по тексту - Федеральный закон N 131) полномочия связаны с организацией использования, охраны, защиты, воспроизводства. Какие же это полномочия? Они конкретно вытекают из норм ЛК РФ, а именно ст. 84, и связаны с управлением лесами, контролем за использованием лесов, охраной лесов на территории муниципалитета.
Статья: О роли органов местного самоуправления в формировании предпринимательской деятельности для достижения целей перехода России к "зеленой" экономике
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 4 августа 2023 г.) различает экологические (равно как и все остальные) полномочия для различных видов муниципальных образований. В частности, он относит к числу вопросов местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в его границах; участие в организации деятельности по накоплению (включая раздельное накопление), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа; организацию использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в границах округа; осуществление муниципального контроля в области охраны и использования ООПТ местного значения и ряд других. Данные полномочия могут конкретизироваться в других федеральных законах.
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 4 августа 2023 г.) различает экологические (равно как и все остальные) полномочия для различных видов муниципальных образований. В частности, он относит к числу вопросов местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в его границах; участие в организации деятельности по накоплению (включая раздельное накопление), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа; организацию использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в границах округа; осуществление муниципального контроля в области охраны и использования ООПТ местного значения и ряд других. Данные полномочия могут конкретизироваться в других федеральных законах.
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 112. Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 112. Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Аналогичная обязанность возникает применительно к особо охраняемой природной территории. В этом случае документация применительно к особо охраняемой природной территории до ее утверждения подлежит согласованию с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которых находится соответствующая особо охраняемая природная территория (в качестве такого органа выступает Минприроды России). При этом предметом согласования являются допустимость размещения объектов капитального строительства в соответствии с требованиями лесного законодательства, законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах земель лесного фонда, особо охраняемых природных территорий, а также соответствие планируемого размещения объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, лесохозяйственному регламенту, положению об особо охраняемой природной территории, утвержденным применительно к территории, в границах которой планируется размещение таких объектов.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Аналогичная обязанность возникает применительно к особо охраняемой природной территории. В этом случае документация применительно к особо охраняемой природной территории до ее утверждения подлежит согласованию с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которых находится соответствующая особо охраняемая природная территория (в качестве такого органа выступает Минприроды России). При этом предметом согласования являются допустимость размещения объектов капитального строительства в соответствии с требованиями лесного законодательства, законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах земель лесного фонда, особо охраняемых природных территорий, а также соответствие планируемого размещения объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, лесохозяйственному регламенту, положению об особо охраняемой природной территории, утвержденным применительно к территории, в границах которой планируется размещение таких объектов.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Федеральное агентство лесного хозяйства России (Рослесхоз) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Федеральное агентство лесного хозяйства России (Рослесхоз) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Статья: Отдельные вопросы осуществления муниципального контроля и законодательство об обязательных требованиях
(Катаева М.С., Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Указанная позиция о нормативном характере правовых актов, в особенности устанавливающих режим специальных территорий, имеет значение и при осуществлении муниципального контроля. В первую очередь именно муниципальные правовые акты, определяющие границы и правовой статус земельных участков, городских лесов, особо охраняемых природных территорий местного значения, территорий общего пользования муниципальных образований, автомобильных дорог общего пользования местного значения и иных территорий, позволяют идентифицировать объекты муниципального контроля, в отношении которых действуют определенные правила, в том числе по использованию, охране, защите земельных участков, городских лесов, особо охраняемых природных территорий местного значения, территорий общего пользования муниципальных образований, автомобильных дорог общего пользования местного значения.
(Катаева М.С., Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Указанная позиция о нормативном характере правовых актов, в особенности устанавливающих режим специальных территорий, имеет значение и при осуществлении муниципального контроля. В первую очередь именно муниципальные правовые акты, определяющие границы и правовой статус земельных участков, городских лесов, особо охраняемых природных территорий местного значения, территорий общего пользования муниципальных образований, автомобильных дорог общего пользования местного значения и иных территорий, позволяют идентифицировать объекты муниципального контроля, в отношении которых действуют определенные правила, в том числе по использованию, охране, защите земельных участков, городских лесов, особо охраняемых природных территорий местного значения, территорий общего пользования муниципальных образований, автомобильных дорог общего пользования местного значения.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Например, на территории города Ханты-Мансийска находится природный парк "Самаровский чугас", который является особо охраняемой природной территорией регионального значения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры <1>. При этом часть территории парка составляет урочище "Городские леса" площадью 3 303 га, расположенное в границах Ханты-Мансийска, которое, в свою очередь, входит в состав городских лесов города. Таким образом, получается, что этот лесной массив де-факто имеет двойной статус: особо охраняемой природной территории регионального значения, где государственные контрольно-надзорные функции осуществляются службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры, и городского леса, в отношении которого осуществляется муниципальный лесной контроль. Хотя юридически территория природного парка "Самаровский чугас" не относится к категории городских лесов. Управление этой особо охраняемой природной территорией осуществляет государственное бюджетное учреждение ХМАО-Югры "Природный парк "Самаровский чугас" <2>. Естественно, осуществление муниципального лесного контроля в такой ситуации практически невозможно.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Например, на территории города Ханты-Мансийска находится природный парк "Самаровский чугас", который является особо охраняемой природной территорией регионального значения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры <1>. При этом часть территории парка составляет урочище "Городские леса" площадью 3 303 га, расположенное в границах Ханты-Мансийска, которое, в свою очередь, входит в состав городских лесов города. Таким образом, получается, что этот лесной массив де-факто имеет двойной статус: особо охраняемой природной территории регионального значения, где государственные контрольно-надзорные функции осуществляются службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры, и городского леса, в отношении которого осуществляется муниципальный лесной контроль. Хотя юридически территория природного парка "Самаровский чугас" не относится к категории городских лесов. Управление этой особо охраняемой природной территорией осуществляет государственное бюджетное учреждение ХМАО-Югры "Природный парк "Самаровский чугас" <2>. Естественно, осуществление муниципального лесного контроля в такой ситуации практически невозможно.
Статья: Юридическое понятие леса и смежных с ним понятий в трудах доктора юридических наук, профессора О.И. Крассова
(Ефимова Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Относительно легального определения леса, лесного участка и земельного участка в 2011 году О.И. Крассов рассуждал следующим образом: "Рассмотрим вопрос о соотношении понятий "земельный участок" и "лесной участок". В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации <5> (далее по тексту - ЛК) лесным участком является земельный участок. Понятие "лесной участок", как можно предположить, тождественно понятию "земельный участок". В то же время лесной участок все-таки должен иметь какие-то отличия от земельного участка, поэтому он и называется лесным участком. Во-первых, на нем должен произрастать лес. Во-вторых, границы лесного участка определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 ЛК. В ч. 1 ст. 67 ЛК предусмотрено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 3 ст. 23 ЛК: землях обороны и безопасности; населенных пунктов (городские леса); особо охраняемых природных территорий.
(Ефимова Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Относительно легального определения леса, лесного участка и земельного участка в 2011 году О.И. Крассов рассуждал следующим образом: "Рассмотрим вопрос о соотношении понятий "земельный участок" и "лесной участок". В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации <5> (далее по тексту - ЛК) лесным участком является земельный участок. Понятие "лесной участок", как можно предположить, тождественно понятию "земельный участок". В то же время лесной участок все-таки должен иметь какие-то отличия от земельного участка, поэтому он и называется лесным участком. Во-первых, на нем должен произрастать лес. Во-вторых, границы лесного участка определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 ЛК. В ч. 1 ст. 67 ЛК предусмотрено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 3 ст. 23 ЛК: землях обороны и безопасности; населенных пунктов (городские леса); особо охраняемых природных территорий.
Ситуация: Как осуществляется заготовка гражданами древесины для собственных нужд?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд определяется по ставкам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов РФ. Если лесные насаждения расположены на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, то при заготовке древесины для собственных нужд применяются ставки, устанавливаемые Правительством РФ (ч. 4 ст. 76 ЛК РФ; п. 3 Порядка; Постановление Правительства РФ от 16.10.2014 N 1057; Постановление Правительства Московской области от 13.09.2007 N 675/31).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд определяется по ставкам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов РФ. Если лесные насаждения расположены на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, то при заготовке древесины для собственных нужд применяются ставки, устанавливаемые Правительством РФ (ч. 4 ст. 76 ЛК РФ; п. 3 Порядка; Постановление Правительства РФ от 16.10.2014 N 1057; Постановление Правительства Московской области от 13.09.2007 N 675/31).