Лекция как объект автОрского права
Подборка наиболее важных документов по запросу Лекция как объект автОрского права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Московского городского суда от 18.08.2023 N 2и-9713/2023
Процессуальные вопросы: Об отказе в принятии предварительных обеспечительных мер.Вместе с тем факт депонирования экземпляра аудиовизуального произведения "n'RIS Академия, Диалоги (Цикл состоит из 20 видео-лекций)" подтверждает лишь существование такого объекта авторского права на момент депонирования, но сам по себе не подтверждает наличие исключительного права АО "Национальный реестр интеллектуальной собственности" на этот объект.
Процессуальные вопросы: Об отказе в принятии предварительных обеспечительных мер.Вместе с тем факт депонирования экземпляра аудиовизуального произведения "n'RIS Академия, Диалоги (Цикл состоит из 20 видео-лекций)" подтверждает лишь существование такого объекта авторского права на момент депонирования, но сам по себе не подтверждает наличие исключительного права АО "Национальный реестр интеллектуальной собственности" на этот объект.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Интересы вуза, его преподавателей и учащихся при создании объектов авторского права
(Титова Н.С., Ванюков П.Д.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 1)На наш взгляд, стоит согласиться с мнением исследователей, которые относят аудиовизуальное произведение к "другим произведениям", не поименованным прямо в российском законодательстве, но которым присущи все уже вышеназванные признаки произведений науки, литературы и искусства. Его структура представляет собой результат творческой деятельности преподавателя, который обладает оригинальностью и воплощает в себе индивидуальность автора, приобретая с помощью информационных технологий объективную форму выражения. При этом оговорка, сделанная в п. 5 ст. 1259 ГК РФ, позволяет исключить лекции из перечня объектов авторского права в случае, если преподаватель объясняет на лекции свои идеи и методы, а также способы решения задач, поскольку идеи не охраняются авторским правом. Если мы обратимся к зарубежному опыту, то, например, Кодекс Франции в ст. L.112-2 содержит закрытый перечень охраняемых объектов, в котором в п. 2 этой статьи (в отличие от норм ст. 1259 ГК РФ) отдельно поименована лекция. Тем самым исключается правовая неопределенность такого достаточно неустойчивого объекта, охрана и защита которого может быть затруднена в будущем.
(Титова Н.С., Ванюков П.Д.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 1)На наш взгляд, стоит согласиться с мнением исследователей, которые относят аудиовизуальное произведение к "другим произведениям", не поименованным прямо в российском законодательстве, но которым присущи все уже вышеназванные признаки произведений науки, литературы и искусства. Его структура представляет собой результат творческой деятельности преподавателя, который обладает оригинальностью и воплощает в себе индивидуальность автора, приобретая с помощью информационных технологий объективную форму выражения. При этом оговорка, сделанная в п. 5 ст. 1259 ГК РФ, позволяет исключить лекции из перечня объектов авторского права в случае, если преподаватель объясняет на лекции свои идеи и методы, а также способы решения задач, поскольку идеи не охраняются авторским правом. Если мы обратимся к зарубежному опыту, то, например, Кодекс Франции в ст. L.112-2 содержит закрытый перечень охраняемых объектов, в котором в п. 2 этой статьи (в отличие от норм ст. 1259 ГК РФ) отдельно поименована лекция. Тем самым исключается правовая неопределенность такого достаточно неустойчивого объекта, охрана и защита которого может быть затруднена в будущем.
Статья: Категория "объекты гражданских прав" в дореволюционной доктрине
(Кресс В.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)П.П. Цитович считает, что все учение об объектах сводится непосредственно к учению о вещах или имуществе. При этом под имуществом он понимает массу разнообразных ценностей, приуроченную к стяжавшему ее лицу. В конспекте лекций по гражданскому праву автор особо подчеркивает, что объектом права могут быть любые ценности различного вида, состояние принадлежности и процесс приобретения (стяжания) которых является предметом правовой охраны и регламентации <29>.
(Кресс В.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)П.П. Цитович считает, что все учение об объектах сводится непосредственно к учению о вещах или имуществе. При этом под имуществом он понимает массу разнообразных ценностей, приуроченную к стяжавшему ее лицу. В конспекте лекций по гражданскому праву автор особо подчеркивает, что объектом права могут быть любые ценности различного вида, состояние принадлежности и процесс приобретения (стяжания) которых является предметом правовой охраны и регламентации <29>.
Нормативные акты
"Методические рекомендации по отнесению архивных документов к объектам авторского и смежных прав, доступу и порядку использования таких документов"
(разработаны ВНИИДАД)Видами научных произведений являются научная монография, научный доклад, научно-технический отчет, отчет о научно-исследовательской, опытно-конструкторской, опытно-технологической работе; отчет о патентных исследованиях; научная статья; диссертация на соискание ученой степени доктора или кандидата наук; лекция.
(разработаны ВНИИДАД)Видами научных произведений являются научная монография, научный доклад, научно-технический отчет, отчет о научно-исследовательской, опытно-конструкторской, опытно-технологической работе; отчет о патентных исследованиях; научная статья; диссертация на соискание ученой степени доктора или кандидата наук; лекция.
<Письмо> Минобрнауки РФ от 09.02.2011 N АП-105/07
"Об обеспечении свободного доступа к фондам библиотек"7. Иные объекты интеллектуальной собственности
"Об обеспечении свободного доступа к фондам библиотек"7. Иные объекты интеллектуальной собственности
Статья: Пенитенциарный рецидив: криминологическое и административно-правовое обоснование
(Гришко А.Я., Гришко Н.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)9. Словарь иностранных слов и выражений: более 17 000 иностранных слов и выражений / Автор-составитель Е.С. Зенович. Москва: АСТ [и др.], 2000. 602 с.
(Гришко А.Я., Гришко Н.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)9. Словарь иностранных слов и выражений: более 17 000 иностранных слов и выражений / Автор-составитель Е.С. Зенович. Москва: АСТ [и др.], 2000. 602 с.
Статья: Онлайн-курсы как разновидность сложных объектов интеллектуальных прав
(Гринь Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Вместе с тем следует отметить, что процесс создания не всех онлайн-курсов может представлять собой исключительно составительство, т.е. подбор различных результатов творческого труда. Автор курса может самостоятельно разрабатывать материалы, уроки, проверять домашние задания учеников (онлайн), т.е. сам создавать различные результаты творческого труда и объединять их в одно произведение. Здесь речь может идти о создании самостоятельного творческого объекта, который не перечислен в ст. 1259 ГК РФ. В данном случае автор не просто объединяет различные объекты, но также и создает их. Таким образом, автор онлайн-курса выступает в роли автора и организатора создания единого произведения (сложного объекта). Коль скоро в создании рассматриваемого объекта часто принимают участие и иные лица, помимо его автора, например, приглашенные эксперты-лекторы, фотографы и видеографы (операторы), дизайнеры, методологи, копирайтеры, продюсер, технические специалисты и т.д., при его квалификации речь может идти также о создании сложного объекта, ведь все названные лица на определенных этапах создают различные результаты интеллектуальной деятельности и при их объединении образуется единый объект, который состоит из различных результатов интеллектуальной деятельности. Как правило, права на созданные результаты они передают автору курса либо продюсеру (это может быть как сам автор курса, так и иное лицо, которое организует процесс его создания).
(Гринь Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Вместе с тем следует отметить, что процесс создания не всех онлайн-курсов может представлять собой исключительно составительство, т.е. подбор различных результатов творческого труда. Автор курса может самостоятельно разрабатывать материалы, уроки, проверять домашние задания учеников (онлайн), т.е. сам создавать различные результаты творческого труда и объединять их в одно произведение. Здесь речь может идти о создании самостоятельного творческого объекта, который не перечислен в ст. 1259 ГК РФ. В данном случае автор не просто объединяет различные объекты, но также и создает их. Таким образом, автор онлайн-курса выступает в роли автора и организатора создания единого произведения (сложного объекта). Коль скоро в создании рассматриваемого объекта часто принимают участие и иные лица, помимо его автора, например, приглашенные эксперты-лекторы, фотографы и видеографы (операторы), дизайнеры, методологи, копирайтеры, продюсер, технические специалисты и т.д., при его квалификации речь может идти также о создании сложного объекта, ведь все названные лица на определенных этапах создают различные результаты интеллектуальной деятельности и при их объединении образуется единый объект, который состоит из различных результатов интеллектуальной деятельности. Как правило, права на созданные результаты они передают автору курса либо продюсеру (это может быть как сам автор курса, так и иное лицо, которое организует процесс его создания).
Статья: Судебные доктрины в сфере интеллектуальных прав в России и за рубежом
(Сидоренко А.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 3)В деле Feist Верховный суд США также отверг доктрину "в поте лица" (sweat of the brow), согласно которой уровень правовой охраны определяется не оригинальностью результата работы, а затратами на его создание. В. Ландерс и Р. Познер указывают, что изобретение новой экономической формулы, требующее существенных затрат, не обеспечивается правовой охраной авторским правом <21>. В равной степени такая формула не охраняется и патентным правом, поскольку направлена не на прикладное применение в процессе производства материальных благ, а на научное объяснение фактов и прогнозирование. Работа ученых в данном случае стимулируется нематериальными благами, среди которых общественное признание публикации, повышение спроса на лекции автора и т.д. Однако если механическая работа по составлению справочника не может являть охраноспособного объекта авторского права, то создание экономической формулы предполагает творческую работу. В данном случае аргумент в пользу отказа в правовой охране заключается не в отсутствии творчества, а в невозможности предоставления правовой охраны идее или открытию, поскольку отражение фактов, как и в случае с телефонной книгой, ограничивает способы их фиксации, т.е. не предполагает самостоятельной ценности выражения в отрыве от обозначаемой идеи.
(Сидоренко А.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 3)В деле Feist Верховный суд США также отверг доктрину "в поте лица" (sweat of the brow), согласно которой уровень правовой охраны определяется не оригинальностью результата работы, а затратами на его создание. В. Ландерс и Р. Познер указывают, что изобретение новой экономической формулы, требующее существенных затрат, не обеспечивается правовой охраной авторским правом <21>. В равной степени такая формула не охраняется и патентным правом, поскольку направлена не на прикладное применение в процессе производства материальных благ, а на научное объяснение фактов и прогнозирование. Работа ученых в данном случае стимулируется нематериальными благами, среди которых общественное признание публикации, повышение спроса на лекции автора и т.д. Однако если механическая работа по составлению справочника не может являть охраноспособного объекта авторского права, то создание экономической формулы предполагает творческую работу. В данном случае аргумент в пользу отказа в правовой охране заключается не в отсутствии творчества, а в невозможности предоставления правовой охраны идее или открытию, поскольку отражение фактов, как и в случае с телефонной книгой, ограничивает способы их фиксации, т.е. не предполагает самостоятельной ценности выражения в отрыве от обозначаемой идеи.
"Правовое регулирование внешней торговли услугами в цифровой экономике: монография"
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)228. Щербак Н.В. Экзистенциальные особенности гражданско-правового режима объектов авторского права и смежных прав // Вестник гражданского права. 2021. N 6. С. 99 - 134.
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)228. Щербак Н.В. Экзистенциальные особенности гражданско-правового режима объектов авторского права и смежных прав // Вестник гражданского права. 2021. N 6. С. 99 - 134.
Статья: О понятии "инвестор"
(Лаптева А.М.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)С.П. Мороз называет инвестора главным участником (субъектом) инвестиционных отношений и выделяет следующие особенности его правового статуса: "1) наличие имущественных и интеллектуальных ценностей, которые могут быть использованы в качестве инвестиций; 2) право самостоятельного определения объекта, формы и объема инвестиций; 3) свобода и независимость в принятии решений; 4) наличие способностей и возможностей у инвестора для осуществления инвестиционной деятельности; 5) самостоятельная имущественная ответственность" <5>. Указанные особенности статуса инвестора автор выводит из его основных прав, закрепленных в законодательстве.
(Лаптева А.М.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)С.П. Мороз называет инвестора главным участником (субъектом) инвестиционных отношений и выделяет следующие особенности его правового статуса: "1) наличие имущественных и интеллектуальных ценностей, которые могут быть использованы в качестве инвестиций; 2) право самостоятельного определения объекта, формы и объема инвестиций; 3) свобода и независимость в принятии решений; 4) наличие способностей и возможностей у инвестора для осуществления инвестиционной деятельности; 5) самостоятельная имущественная ответственность" <5>. Указанные особенности статуса инвестора автор выводит из его основных прав, закрепленных в законодательстве.
Статья: О праве собственности на электрическую энергию
(Крассов Е.О.)
("Хозяйство и право", 2025, N 6)Таким образом, не соглашаемся с позицией Е.Б. Огиренко, согласно которой ЭЭ признается неким правом <26>. Также не представляется возможным согласиться с авторами, именующими ЭЭ объектом гражданских прав особого рода. По их мнению, в ее отношении могут быть установлены лишь обязательственные имущественные права требования, но не право собственности, поскольку ЭЭ не является вещью. Право требования передачи определенного количества ЭЭ называется в качестве единственной формы права на нее <27>.
(Крассов Е.О.)
("Хозяйство и право", 2025, N 6)Таким образом, не соглашаемся с позицией Е.Б. Огиренко, согласно которой ЭЭ признается неким правом <26>. Также не представляется возможным согласиться с авторами, именующими ЭЭ объектом гражданских прав особого рода. По их мнению, в ее отношении могут быть установлены лишь обязательственные имущественные права требования, но не право собственности, поскольку ЭЭ не является вещью. Право требования передачи определенного количества ЭЭ называется в качестве единственной формы права на нее <27>.
"Персонаж как объект авторско-правовой охраны в законодательстве России"
(Близнец И.А., Витко В.С.)
("ЮРИСТ", 2022)Произведение охраняется также независимо от способа его выражения. Разумеется, для того чтобы произведение могло получить охрану, оно должно не только возникнуть в сознании автора, но и получить объективную форму выражения, то есть стать доступным для восприятия других людей. Это не означает, что охрана предоставляется только произведениям, зафиксированным на каких-либо материальных носителях. Охраной будут пользоваться также устные произведения, например лекции, доклады, прозвучавшие мелодии, прочитанные стихи и т.п., независимо от того, будут ли они каким-либо образом записаны.
(Близнец И.А., Витко В.С.)
("ЮРИСТ", 2022)Произведение охраняется также независимо от способа его выражения. Разумеется, для того чтобы произведение могло получить охрану, оно должно не только возникнуть в сознании автора, но и получить объективную форму выражения, то есть стать доступным для восприятия других людей. Это не означает, что охрана предоставляется только произведениям, зафиксированным на каких-либо материальных носителях. Охраной будут пользоваться также устные произведения, например лекции, доклады, прозвучавшие мелодии, прочитанные стихи и т.п., независимо от того, будут ли они каким-либо образом записаны.
Статья: Произведения садово-паркового искусства как объект авторского права
(Белецкий Д.А.)
("Гражданское право", 2025, N 5)3. Ершов О.Г. Объект, цели и функции авторского надзора в строительстве / О.Г. Ершов // Право интеллектуальной собственности. 2011. N 3. С. 11 - 13.
(Белецкий Д.А.)
("Гражданское право", 2025, N 5)3. Ершов О.Г. Объект, цели и функции авторского надзора в строительстве / О.Г. Ершов // Право интеллектуальной собственности. 2011. N 3. С. 11 - 13.
Статья: Защита авторских и (или) смежных прав в сети Интернет: текущая ситуация и тенденции совершенствования
(Лепешин Д.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 5)В научной литературе обсуждаются такие перспективы, как расширение законодательного перечня охраняемых произведений в условиях эволюции авторского права <6>, выработка критериев цитирования фотографического произведения в сети Интернет <7>, признание преподавателя научной или образовательной организации не только автором произведений научной литературы, но и обладателем исполнительских прав - исполнителем при чтении лекций в университете <8>. Эти дискуссии только подтверждают вывод о динамичном развитии сферы авторских и смежных прав.
(Лепешин Д.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 5)В научной литературе обсуждаются такие перспективы, как расширение законодательного перечня охраняемых произведений в условиях эволюции авторского права <6>, выработка критериев цитирования фотографического произведения в сети Интернет <7>, признание преподавателя научной или образовательной организации не только автором произведений научной литературы, но и обладателем исполнительских прав - исполнителем при чтении лекций в университете <8>. Эти дискуссии только подтверждают вывод о динамичном развитии сферы авторских и смежных прав.
Статья: Как развивается право интеллектуальной собственности в России?
(Гаврилов Э.П.)
("Патенты и лицензии", 2021, N 1)В настоящее время распространены видеолекции или сборники видеолекций, охраняемые как исполнения. Их авторы - преподаватели вуза. Обычно это специально прочитанные лекции, они не являются служебными исполнениями. Любое новое исполнение является новым объектом смежных прав.
(Гаврилов Э.П.)
("Патенты и лицензии", 2021, N 1)В настоящее время распространены видеолекции или сборники видеолекций, охраняемые как исполнения. Их авторы - преподаватели вуза. Обычно это специально прочитанные лекции, они не являются служебными исполнениями. Любое новое исполнение является новым объектом смежных прав.