Легковой автомобиль это
Подборка наиболее важных документов по запросу Легковой автомобиль это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 217 "Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДФЛ, сделав вывод, что налогоплательщик неправомерно воспользовался имущественным налоговым вычетом при продаже легковых автомобилей в 2019 году, поскольку они использовались им в предпринимательской деятельности. При этом налоговый орган отметил, что налогоплательщик не вправе применить профессиональный налоговый вычет, поскольку он не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Суды признали доначисление НДФЛ правомерным. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение. Верховный Суд РФ указал, что положения п. 17.1 ст. 217 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2019 году) предусматривали освобождение от налогообложения дохода, полученного физическим лицом от продажи транспортного средства, даже в том случае, если транспортное средство использовалось в предпринимательской деятельности, при условии, что оно находилось в собственности налогоплательщика более трех лет. Поскольку часть проданных в 2019 году транспортных средств находились в собственности налогоплательщика более трех лет, начисление НДФЛ с доходов от их продажи является неправомерным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДФЛ, сделав вывод, что налогоплательщик неправомерно воспользовался имущественным налоговым вычетом при продаже легковых автомобилей в 2019 году, поскольку они использовались им в предпринимательской деятельности. При этом налоговый орган отметил, что налогоплательщик не вправе применить профессиональный налоговый вычет, поскольку он не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Суды признали доначисление НДФЛ правомерным. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение. Верховный Суд РФ указал, что положения п. 17.1 ст. 217 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2019 году) предусматривали освобождение от налогообложения дохода, полученного физическим лицом от продажи транспортного средства, даже в том случае, если транспортное средство использовалось в предпринимательской деятельности, при условии, что оно находилось в собственности налогоплательщика более трех лет. Поскольку часть проданных в 2019 году транспортных средств находились в собственности налогоплательщика более трех лет, начисление НДФЛ с доходов от их продажи является неправомерным.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 931 "Страхование ответственности за причинение вреда" ГК РФ"Из приведенных норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что возмещение вреда, причиненного повреждением легкового автомобиля, находящегося в собственности гражданина и зарегистрированного в Российской Федерации; по общему правилу осуществляется путем восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, при этом страховщиком стоимость такого ремонта оплачивается без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Вправе ли ИП в рамках патента, полученного в отношении деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, оказывать эти услуги на легковом автомобиле?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Вправе ли ИП в рамках патента, полученного в отношении деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, оказывать эти услуги на легковом автомобиле?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Вправе ли ИП в рамках патента, полученного в отношении деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, оказывать эти услуги на легковом автомобиле?
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Имейте в виду: по мнению налоговых органов, в нормативах, установленных Постановлением N 92, учтены все возможные затраты по эксплуатации личного легкового автомобиля (это и сумма износа, и затраты на горюче-смазочные материалы, и техническое обслуживание, и текущий ремонт) (письма Минфина России от 29.06.2023 N 03-03-06/2/60502, от 27.01.2023 N 03-03-06/1/6339, от 05.04.2021 N 03-03-06/3/24885).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Имейте в виду: по мнению налоговых органов, в нормативах, установленных Постановлением N 92, учтены все возможные затраты по эксплуатации личного легкового автомобиля (это и сумма износа, и затраты на горюче-смазочные материалы, и техническое обслуживание, и текущий ремонт) (письма Минфина России от 29.06.2023 N 03-03-06/2/60502, от 27.01.2023 N 03-03-06/1/6339, от 05.04.2021 N 03-03-06/3/24885).
Нормативные акты
Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877
(ред. от 23.05.2025)
"О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств"
(вместе с "ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.10.2025)Категория M1 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили.
(ред. от 23.05.2025)
"О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств"
(вместе с "ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.10.2025)Категория M1 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили.
Статья: Зарубежный опыт своевременного оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
(Гусева А.А.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)Конструкция "подушек скорости" способствует снижению скорости легковых автомобилей, при этом позволяя транспортным средствам аварийно-спасательных служб проезжать, не изменяя скорость движения.
(Гусева А.А.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)Конструкция "подушек скорости" способствует снижению скорости легковых автомобилей, при этом позволяя транспортным средствам аварийно-спасательных служб проезжать, не изменяя скорость движения.
"Упрощенка: доходы минус расходы"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Имейте в виду: по мнению налоговых органов, в нормативах, установленных Постановлением N 92, учтены все возможные затраты по эксплуатации личного легкового автомобиля (это и сумма износа, и затраты на горюче-смазочные материалы, и техническое обслуживание, и текущий ремонт) (Письмо Минфина России от 05.04.2021 N 03-03-06/3/24885).
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Имейте в виду: по мнению налоговых органов, в нормативах, установленных Постановлением N 92, учтены все возможные затраты по эксплуатации личного легкового автомобиля (это и сумма износа, и затраты на горюче-смазочные материалы, и техническое обслуживание, и текущий ремонт) (Письмо Минфина России от 05.04.2021 N 03-03-06/3/24885).
"Расходы в бухгалтерском и налоговом учете"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Имейте в виду: по мнению налоговых органов, в нормативах, установленных Правительством РФ, учтены все возможные затраты по эксплуатации личного легкового автомобиля (это и сумма износа, и затраты на горюче-смазочные материалы, и техническое обслуживание, и текущий ремонт) (Письма Минфина России от 29.06.2023 N 03-03-06/2/60502, от 27.01.2023 N 03-03-06/1/6339, от 05.04.2021 N 03-03-06/3/24885).
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Имейте в виду: по мнению налоговых органов, в нормативах, установленных Правительством РФ, учтены все возможные затраты по эксплуатации личного легкового автомобиля (это и сумма износа, и затраты на горюче-смазочные материалы, и техническое обслуживание, и текущий ремонт) (Письма Минфина России от 29.06.2023 N 03-03-06/2/60502, от 27.01.2023 N 03-03-06/1/6339, от 05.04.2021 N 03-03-06/3/24885).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В статье 361 НК РФ закрепляется соответствующая таблица ставок налога. Согласно этой таблице, в частности, автомобили легковые с мощностью двигателя:
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В статье 361 НК РФ закрепляется соответствующая таблица ставок налога. Согласно этой таблице, в частности, автомобили легковые с мощностью двигателя:
Готовое решение: В каком порядке закупить автомобиль по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что подобное объединение возможно в случае, если это допускается положением о закупке и не приводит к ограничению конкуренции (ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ). Однако не рекомендуем объединять в одну закупку разные виды транспортных средств, когда есть риск, что такое объединение может привести к сокращению количества участников закупки. Например, это может произойти при объединении в один лот легковых автомобилей и грузового транспорта. В этом случае есть риск, что участники, специализирующиеся, например, на поставке только легковых автомобилей, не смогут принять участие в закупке. Поэтому такое объединение может свидетельствовать о нарушении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также о создании преимущественных условий для участия в закупке отдельным поставщикам (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что подобное объединение возможно в случае, если это допускается положением о закупке и не приводит к ограничению конкуренции (ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ). Однако не рекомендуем объединять в одну закупку разные виды транспортных средств, когда есть риск, что такое объединение может привести к сокращению количества участников закупки. Например, это может произойти при объединении в один лот легковых автомобилей и грузового транспорта. В этом случае есть риск, что участники, специализирующиеся, например, на поставке только легковых автомобилей, не смогут принять участие в закупке. Поэтому такое объединение может свидетельствовать о нарушении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также о создании преимущественных условий для участия в закупке отдельным поставщикам (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ).
Интервью: Тарифный коридор для технического осмотра
("Современные страховые технологии", 2021, N 3)Один из барьеров для развития направления - стоимость технического осмотра. Сейчас она в большинстве регионов составляет в среднем 400 - 500 руб., в Москве - 720 руб., в Санкт-Петербурге - 830 руб., а на Дальнем Востоке - 1 000 руб. К сожалению, ФАС до сих пор не разработала по поручению правительства новую методику расчета стоимости ТО. Но все участники процесса понимают - стоимость техосмотра должна быть выше: в интернете диагностические карты продавали за 1,5 - 2 тыс. руб., и автовладельцы спокойно их покупали, чтобы избежать реального ТО. Народный расчет стоимости ТО должен находиться в пределах стоимости одного бака топлива при заправке автомобиля, а это для легковых автомобилей экономкласса 2 500 рублей.
("Современные страховые технологии", 2021, N 3)Один из барьеров для развития направления - стоимость технического осмотра. Сейчас она в большинстве регионов составляет в среднем 400 - 500 руб., в Москве - 720 руб., в Санкт-Петербурге - 830 руб., а на Дальнем Востоке - 1 000 руб. К сожалению, ФАС до сих пор не разработала по поручению правительства новую методику расчета стоимости ТО. Но все участники процесса понимают - стоимость техосмотра должна быть выше: в интернете диагностические карты продавали за 1,5 - 2 тыс. руб., и автовладельцы спокойно их покупали, чтобы избежать реального ТО. Народный расчет стоимости ТО должен находиться в пределах стоимости одного бака топлива при заправке автомобиля, а это для легковых автомобилей экономкласса 2 500 рублей.
Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль.
Можно ли учесть в расходах компенсацию работнику за использование легкового автомобиля для служебных поездок, если сотрудник управляет им по доверенности
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно официальной позиции, выраженной Минфином России и УФНС России по г. Москве, можно учесть затраты на компенсацию работникам за использование для служебных целей личных легковых автомобилей, если эти физические лица не являются их собственниками.
Можно ли учесть в расходах компенсацию работнику за использование легкового автомобиля для служебных поездок, если сотрудник управляет им по доверенности
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно официальной позиции, выраженной Минфином России и УФНС России по г. Москве, можно учесть затраты на компенсацию работникам за использование для служебных целей личных легковых автомобилей, если эти физические лица не являются их собственниками.
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Имейте в виду: по мнению налоговых органов, в установленных нормативах учтены все возможные затраты работника по эксплуатации личного легкового автомобиля (это и сумма износа, и затраты на горюче-смазочные материалы, и техническое обслуживание, и текущий ремонт) (Письма Минфина России от 29.06.2023 N 03-03-06/2/60502, от 27.01.2023 N 03-03-06/1/6339, от 05.04.2021 N 03-03-06/3/24885).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Имейте в виду: по мнению налоговых органов, в установленных нормативах учтены все возможные затраты работника по эксплуатации личного легкового автомобиля (это и сумма износа, и затраты на горюче-смазочные материалы, и техническое обслуживание, и текущий ремонт) (Письма Минфина России от 29.06.2023 N 03-03-06/2/60502, от 27.01.2023 N 03-03-06/1/6339, от 05.04.2021 N 03-03-06/3/24885).
Статья: Льготы по транспортному налогу: новые поводы для дискуссии
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 3)Прежде всего отметим, что при использовании критерия мощности двигателя в качестве инструмента, позволяющего влиять на сумму необходимого к уплате транспортного налога, присутствует достаточно много субъективного усмотрения. Подтверждением этого вывода является возможность отнесения транспортного средства с меньшим объемом двигателя к категории грузовых, а с большим - к легковым автомобилям. Это означает, что сам по себе объем двигателя в качестве критерия установления налоговой льготы было бы логично использовать в совокупности с его маркой и стоимостью, как это было сделано законодателем в ситуации введения повышающих коэффициентов по транспортному налогу. Стоит согласиться в этой связи с выводом Н.М. Артемова и К.А. Пономаревой <7> о том, что использование отдельных критериев для конструирования системы налогообложения транспортных средств само по себе ущербно, поскольку не позволяет достигнуть целей обложения повышенным налогом налогоплательщиков со сверхдоходов, а сами по себе отдельные критерии исчисляются весьма условно и субъективно.
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 3)Прежде всего отметим, что при использовании критерия мощности двигателя в качестве инструмента, позволяющего влиять на сумму необходимого к уплате транспортного налога, присутствует достаточно много субъективного усмотрения. Подтверждением этого вывода является возможность отнесения транспортного средства с меньшим объемом двигателя к категории грузовых, а с большим - к легковым автомобилям. Это означает, что сам по себе объем двигателя в качестве критерия установления налоговой льготы было бы логично использовать в совокупности с его маркой и стоимостью, как это было сделано законодателем в ситуации введения повышающих коэффициентов по транспортному налогу. Стоит согласиться в этой связи с выводом Н.М. Артемова и К.А. Пономаревой <7> о том, что использование отдельных критериев для конструирования системы налогообложения транспортных средств само по себе ущербно, поскольку не позволяет достигнуть целей обложения повышенным налогом налогоплательщиков со сверхдоходов, а сами по себе отдельные критерии исчисляются весьма условно и субъективно.
Готовое решение: Как определить тип транспортного средства для применения ставки по транспортному налогу
(КонсультантПлюс, 2025)Например, если у вас в ПТС указана категория "B", то это не означает, что автомобиль легковой, для некоторых грузовых ТС тоже используется категория "B" (Письма Минфина России от 18.04.2018 N 03-05-06-04/26075, ФНС России от 21.10.2016 N БС-4-21/20015@ вместе с Письмом Минфина России от 23.11.2016 N 03-05-04-04/69043 (направлены для использования в работе Письмом ФНС России от 18.07.2017 N БС-4-21/14025).
(КонсультантПлюс, 2025)Например, если у вас в ПТС указана категория "B", то это не означает, что автомобиль легковой, для некоторых грузовых ТС тоже используется категория "B" (Письма Минфина России от 18.04.2018 N 03-05-06-04/26075, ФНС России от 21.10.2016 N БС-4-21/20015@ вместе с Письмом Минфина России от 23.11.2016 N 03-05-04-04/69043 (направлены для использования в работе Письмом ФНС России от 18.07.2017 N БС-4-21/14025).