Лечение вич-инфицированных
Подборка наиболее важных документов по запросу Лечение вич-инфицированных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для специалиста организации здравоохранения"Диагностика и лечение ВИЧ у беременных: обновлены клинические рекомендации (12.11.2025)
Приказ Минздрава России от 08.11.2012 N 689н
(ред. от 21.02.2020)
"Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2012 N 26267)Зарегистрировано в Минюсте России 21 декабря 2012 г. N 26267
(ред. от 21.02.2020)
"Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2012 N 26267)Зарегистрировано в Минюсте России 21 декабря 2012 г. N 26267
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)- работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных - 36 рабочих дней (Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 391 "О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей");
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)- работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных - 36 рабочих дней (Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 391 "О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей");
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)2) медицинским и иным работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных <5> или участвующим в оказании психиатрической помощи <6>, Перечень которых определен Правительством РФ <7>. При этом продолжительность такого отпуска варьируется в зависимости от должности, занимаемой медицинским работником. Это может быть отпуск продолжительностью 14, 21, 28 или 35 календарных дней.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)2) медицинским и иным работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных <5> или участвующим в оказании психиатрической помощи <6>, Перечень которых определен Правительством РФ <7>. При этом продолжительность такого отпуска варьируется в зависимости от должности, занимаемой медицинским работником. Это может быть отпуск продолжительностью 14, 21, 28 или 35 календарных дней.
Статья: Стандарты достойного уровня жизни: современные подходы и судебная практика
(Колотова Н.В.)
("Закон", 2024, N 12)Например, в 2002 году в деле "Министр здравоохранения против кампании действий по лечению" <57> Конституционный суд отказался определить минимальный базовый стандарт права на здоровье. Разрешая спор о применении экспериментального препарата для лечения ВИЧ-инфицированных женщин и их новорожденных детей, Суд рассматривал аргументы, в которых со ссылкой на Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах утверждалось, что каждое социально-экономическое право имеет базовый уровень, подлежащий судебной защите (п. 26). Суд отметил, что этот уровень нелегко определить, но он по крайней мере включает в себя минимальные нормы, соответствующие человеческому достоинству, поскольку никто не может быть обречен на жизнь ниже базового уровня, достойного человеческого существования (п. 28). Однако конституционные нормы не следует толковать как дающие каждому право требовать, чтобы ему был предоставлен минимальный базовый уровень. Со ссылкой на ст. 26 Конституции, предусматривающую право каждого на доступ к достаточному жилью и обязанность государства принимать в пределах имеющихся у него ресурсов разумные меры для постепенной реализации этого права, Суд решил, что минимальный базовый уровень прав может рассматриваться в аспекте критерия разумности, а не как самостоятельное право (п. 34). Такая позиция вызвала противоречивые оценки, некоторые комментаторы сочли доводы Суда неубедительными и не в полной мере отвечающими интересам лиц, нуждающихся в защите <58>. Однако показательно, что Конституционный суд ЮАР не стал заниматься прояснением минимального содержания рассматриваемых прав, применив иной формально-юридический подход к их защите.
(Колотова Н.В.)
("Закон", 2024, N 12)Например, в 2002 году в деле "Министр здравоохранения против кампании действий по лечению" <57> Конституционный суд отказался определить минимальный базовый стандарт права на здоровье. Разрешая спор о применении экспериментального препарата для лечения ВИЧ-инфицированных женщин и их новорожденных детей, Суд рассматривал аргументы, в которых со ссылкой на Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах утверждалось, что каждое социально-экономическое право имеет базовый уровень, подлежащий судебной защите (п. 26). Суд отметил, что этот уровень нелегко определить, но он по крайней мере включает в себя минимальные нормы, соответствующие человеческому достоинству, поскольку никто не может быть обречен на жизнь ниже базового уровня, достойного человеческого существования (п. 28). Однако конституционные нормы не следует толковать как дающие каждому право требовать, чтобы ему был предоставлен минимальный базовый уровень. Со ссылкой на ст. 26 Конституции, предусматривающую право каждого на доступ к достаточному жилью и обязанность государства принимать в пределах имеющихся у него ресурсов разумные меры для постепенной реализации этого права, Суд решил, что минимальный базовый уровень прав может рассматриваться в аспекте критерия разумности, а не как самостоятельное право (п. 34). Такая позиция вызвала противоречивые оценки, некоторые комментаторы сочли доводы Суда неубедительными и не в полной мере отвечающими интересам лиц, нуждающихся в защите <58>. Однако показательно, что Конституционный суд ЮАР не стал заниматься прояснением минимального содержания рассматриваемых прав, применив иной формально-юридический подход к их защите.
Статья: Правовое регулирование труда медицинских работников: отдельные аспекты
(Акатнова М.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)Отдельные вопросы регулирования времени отдыха медицинских работников также закреплены в различных нормативных актах, в основном в части предоставления дополнительных отпусков за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (психиатрические, противотуберкулезные учреждения, патолого-анатомические отделения и др.) <12>, главным медицинским сестрам учреждений здравоохранения федерального подчинения <13>, отдельным категориям медицинских работников <14>, работникам организаций здравоохранения и иных организаций, финансируемых из федерального бюджета, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека <15>.
(Акатнова М.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)Отдельные вопросы регулирования времени отдыха медицинских работников также закреплены в различных нормативных актах, в основном в части предоставления дополнительных отпусков за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (психиатрические, противотуберкулезные учреждения, патолого-анатомические отделения и др.) <12>, главным медицинским сестрам учреждений здравоохранения федерального подчинения <13>, отдельным категориям медицинских работников <14>, работникам организаций здравоохранения и иных организаций, финансируемых из федерального бюджета, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека <15>.
Статья: Система обеспечения охраны здоровья в местах лишения свободы: структура, динамика и перспективы
(Павленко А.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Особенности правового положения и облика осужденных (элементы блока пенитенциарного социума) также оказывают значительное влияние на процесс охраны здоровья в ИУ. К ним прежде всего относится специальный правовой статус пациентов, которым при исполнении лишения свободы гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными действующим законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 УИК РФ). Это, в частности, проявляется в возможности применения по решению медицинской комиссии исправительного учреждения обязательного лечения к осужденным больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, а также ВИЧ-инфицированным осужденным (ч. 3 ст. 18 УИК РФ). Уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии, является основанием признания осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (ч. 1 ст. 116 УИК РФ) и влечет целый ряд правоограничений.
(Павленко А.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Особенности правового положения и облика осужденных (элементы блока пенитенциарного социума) также оказывают значительное влияние на процесс охраны здоровья в ИУ. К ним прежде всего относится специальный правовой статус пациентов, которым при исполнении лишения свободы гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными действующим законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 УИК РФ). Это, в частности, проявляется в возможности применения по решению медицинской комиссии исправительного учреждения обязательного лечения к осужденным больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, а также ВИЧ-инфицированным осужденным (ч. 3 ст. 18 УИК РФ). Уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии, является основанием признания осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (ч. 1 ст. 116 УИК РФ) и влечет целый ряд правоограничений.
Готовое решение: Как рассчитать продолжительность ежегодного отпуска
(КонсультантПлюс, 2025)ежегодный оплачиваемый отпуск в 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда) работникам организаций, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам, чья работа связана с материалами, содержащими ВИЧ, - согласно Порядку, утвержденному Постановлением Минтруда России от 08.08.1996 N 50.
(КонсультантПлюс, 2025)ежегодный оплачиваемый отпуск в 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда) работникам организаций, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам, чья работа связана с материалами, содержащими ВИЧ, - согласно Порядку, утвержденному Постановлением Минтруда России от 08.08.1996 N 50.
"Медицинское уголовное право: монография"
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)<1> Например, в Российской Федерации среди прочего имеют место случаи отказа в предоставлении лечения ВИЧ-инфекции гражданам по причине отсутствия постоянной регистрации в субъекте по месту обращения за медицинской помощью. На заседании Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере такие случаи обсуждались. Было поручено направить в органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения разъяснения о недопустимости отказа в лечении ВИЧ-инфицированным гражданам по причине отсутствия у них регистрации и необходимости безусловного принятия на лечение ВИЧ-инфицированных граждан РФ независимо от наличия у гражданина регистрации в регионе фактического проживания (подп. "а" п. 10. раздела II Протокола Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере от 01.02.2021 N 1 // URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/viewer.html?pdfurl=https%3A%2F%2Fpopechitely.ru%2Fpdf%2Fprotocol_PS_%25E2%2584%25961_01.02.2021.pdf&clen=540779&chunk=true).
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)<1> Например, в Российской Федерации среди прочего имеют место случаи отказа в предоставлении лечения ВИЧ-инфекции гражданам по причине отсутствия постоянной регистрации в субъекте по месту обращения за медицинской помощью. На заседании Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере такие случаи обсуждались. Было поручено направить в органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения разъяснения о недопустимости отказа в лечении ВИЧ-инфицированным гражданам по причине отсутствия у них регистрации и необходимости безусловного принятия на лечение ВИЧ-инфицированных граждан РФ независимо от наличия у гражданина регистрации в регионе фактического проживания (подп. "а" п. 10. раздела II Протокола Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере от 01.02.2021 N 1 // URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/viewer.html?pdfurl=https%3A%2F%2Fpopechitely.ru%2Fpdf%2Fprotocol_PS_%25E2%2584%25961_01.02.2021.pdf&clen=540779&chunk=true).
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)9. Порядок предоставления ежегодного дополнительного
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)9. Порядок предоставления ежегодного дополнительного
Готовое решение: Какие есть особенности рабочего времени медицинских работников и предоставления им дополнительных отпусков
(КонсультантПлюс, 2025)медицинским работникам, которые осуществляют диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими ВИЧ. Продолжительность отпуска составляет 14 календарных дней (упомянутый Перечень).
(КонсультантПлюс, 2025)медицинским работникам, которые осуществляют диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими ВИЧ. Продолжительность отпуска составляет 14 календарных дней (упомянутый Перечень).
Готовое решение: Как оплачивается больничный лист по уходу за больным ребенком
(КонсультантПлюс, 2025)ребенок является ВИЧ-инфицированным (код причины нетрудоспособности - "15"), лечение проходило в стационаре (дневном стационаре). В этом случае работнику оплачивается весь период совместного пребывания с ребенком в стационаре (в том числе дневном) (п. 4 ч. 5 ст. 6 Закона N 255-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)ребенок является ВИЧ-инфицированным (код причины нетрудоспособности - "15"), лечение проходило в стационаре (дневном стационаре). В этом случае работнику оплачивается весь период совместного пребывания с ребенком в стационаре (в том числе дневном) (п. 4 ч. 5 ст. 6 Закона N 255-ФЗ).