Квота для инвалидов в Свердловской области
Подборка наиболее важных документов по запросу Квота для инвалидов в Свердловской области (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 N 996-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Логинова Михаила Владимировича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и пунктом 1 статьи 7 Закона Свердловской области "О содействии занятости населения в Свердловской области"1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.В. Логинов - инвалид II группы, признанный безработным, оспаривает конституционность части первой статьи 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников; работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников; а также пункта 1 статьи 7 Закона Свердловской области от 25 марта 2013 года N 23-ОЗ "О содействии занятости населения в Свердловской области", предусматривающего установление квоты для приема на работу инвалидов в отношении работодателей, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, численность работников которых превышает 100 человек, - в размере трех процентов среднесписочной численности работников, а в отношении работодателей с численностью работников, превышающей 100 человек, у которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда имеется более 50 процентов работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда, - в размере двух процентов среднесписочной численности работников.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Логинова Михаила Владимировича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и пунктом 1 статьи 7 Закона Свердловской области "О содействии занятости населения в Свердловской области"1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.В. Логинов - инвалид II группы, признанный безработным, оспаривает конституционность части первой статьи 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников; работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников; а также пункта 1 статьи 7 Закона Свердловской области от 25 марта 2013 года N 23-ОЗ "О содействии занятости населения в Свердловской области", предусматривающего установление квоты для приема на работу инвалидов в отношении работодателей, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, численность работников которых превышает 100 человек, - в размере трех процентов среднесписочной численности работников, а в отношении работодателей с численностью работников, превышающей 100 человек, у которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда имеется более 50 процентов работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда, - в размере двух процентов среднесписочной численности работников.
Определение Верховного Суда РФ от 10.03.2004 N 45-Г04-1
Об оставлении без изменения решения Свердловского областного суда от 01.12.2003, которым отказано в удовлетворении заявления об оспаривании постановления Правительства Свердловской области от 08.05.2003 N 277-ПП "О внесении изменений в областную государственную целевую программу "Развитие учреждений социальной защиты и неотложные меры социальной поддержки населения Свердловской области на 2003 год".Кроме того, Законом Свердловской области от 27 декабря 2002 года N 60-ОЗ "Об областном бюджете на 2003 год" предусмотрено, что финансирование части расходов на выполнение областной государственной целевой программы "Развитие учреждений социальной защиты и неотложные меры социальной поддержки населения Свердловской области на 2003 год", осуществляется в порядке, установленном Правительством Свердловской области, в пределах суммы, равной сумме средств, поступающих в областной бюджет в виде обязательной платы, вносимой работодателями в случае невыполнения или невозможности выполнения ими квоты для приема на работу инвалидов, предусмотренной законодательством Свердловской области.
Об оставлении без изменения решения Свердловского областного суда от 01.12.2003, которым отказано в удовлетворении заявления об оспаривании постановления Правительства Свердловской области от 08.05.2003 N 277-ПП "О внесении изменений в областную государственную целевую программу "Развитие учреждений социальной защиты и неотложные меры социальной поддержки населения Свердловской области на 2003 год".Кроме того, Законом Свердловской области от 27 декабря 2002 года N 60-ОЗ "Об областном бюджете на 2003 год" предусмотрено, что финансирование части расходов на выполнение областной государственной целевой программы "Развитие учреждений социальной защиты и неотложные меры социальной поддержки населения Свердловской области на 2003 год", осуществляется в порядке, установленном Правительством Свердловской области, в пределах суммы, равной сумме средств, поступающих в областной бюджет в виде обязательной платы, вносимой работодателями в случае невыполнения или невозможности выполнения ими квоты для приема на работу инвалидов, предусмотренной законодательством Свердловской области.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О реализации прокурорами полномочий по защите в судебном порядке прав инвалидов
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 11)Прокурор г. Кировграда в ходе проверки выявил, что в АО "Кировградский завод твердых сплавов" нарушены требования законодательства о социальной защите инвалидов. Размер установленной квоты на заводе составляет 34 человека, однако из этого количества трудоустроено только 19 лиц указанной категории. При этом в нарушение требований законодательства для целей трудоустройства инвалидов выделено только одно вакантное рабочее место. Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к обществу о возложении обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты. Требования прокурора судом удовлетворены.
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 11)Прокурор г. Кировграда в ходе проверки выявил, что в АО "Кировградский завод твердых сплавов" нарушены требования законодательства о социальной защите инвалидов. Размер установленной квоты на заводе составляет 34 человека, однако из этого количества трудоустроено только 19 лиц указанной категории. При этом в нарушение требований законодательства для целей трудоустройства инвалидов выделено только одно вакантное рабочее место. Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к обществу о возложении обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты. Требования прокурора судом удовлетворены.
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2019 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)Квота - это минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов от среднесписочной численности работников в организациях (Определение Свердловского областного суда от 06.09.2011 по делу N 33-12240/2011).
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)Квота - это минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов от среднесписочной численности работников в организациях (Определение Свердловского областного суда от 06.09.2011 по делу N 33-12240/2011).
Нормативные акты
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в целях совершенствования регулирования вопросов установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов)"
(подготовлен Минтрудом России, ID проекта 02/04/08-19/00093741)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 13.12.2019)"1.1. Неисполнение работодателем в Республике Саха (Якутия), в Алтайском крае, в Воронежской, Нижегородской, Орловской, Свердловской и Тверской областях обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов и неосуществление в случае нетрудоустройства инвалидов работодателем в установленном порядке компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве и занятости инвалидов соответственно Республики Саха (Якутия), Алтайского края, Воронежской, Нижегородской, Орловской, Свердловской и Тверской областей в связи с проведением эксперимента в целях совершенствования регулирования вопросов установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов -
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в целях совершенствования регулирования вопросов установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов)"
(подготовлен Минтрудом России, ID проекта 02/04/08-19/00093741)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 13.12.2019)"1.1. Неисполнение работодателем в Республике Саха (Якутия), в Алтайском крае, в Воронежской, Нижегородской, Орловской, Свердловской и Тверской областях обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов и неосуществление в случае нетрудоустройства инвалидов работодателем в установленном порядке компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве и занятости инвалидов соответственно Республики Саха (Якутия), Алтайского края, Воронежской, Нижегородской, Орловской, Свердловской и Тверской областей в связи с проведением эксперимента в целях совершенствования регулирования вопросов установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов -
Вопрос: Каков порядок определения налогооблагаемой базы при наличии у организации расходов, связанных с платой за нетрудоустроенных инвалидов?
("Налоговый вестник", 2004, N 12)Например, в соответствии с п.3 Постановления Правительства Свердловской области от 08.05.2003 N 277-ПП "О внесении изменений в областную государственную целевую программу "Развитие учреждений социальной защиты и неотложные меры социальной поддержки населения Свердловской области на 2003 год" работодатели, не выполняющие квоту по приему на работу инвалидов, ежемесячно вносят в областной бюджет обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в размере 2066 руб. Сумма обязательной платы за нетрудоустроенных в пределах квоты инвалидов исчисляется работодателями самостоятельно ежемесячно, исходя из количества инвалидов, подлежащих трудоустройству в счет квоты, с учетом трудоустроенных или уже работающих в организации, и размера платы.
("Налоговый вестник", 2004, N 12)Например, в соответствии с п.3 Постановления Правительства Свердловской области от 08.05.2003 N 277-ПП "О внесении изменений в областную государственную целевую программу "Развитие учреждений социальной защиты и неотложные меры социальной поддержки населения Свердловской области на 2003 год" работодатели, не выполняющие квоту по приему на работу инвалидов, ежемесячно вносят в областной бюджет обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в размере 2066 руб. Сумма обязательной платы за нетрудоустроенных в пределах квоты инвалидов исчисляется работодателями самостоятельно ежемесячно, исходя из количества инвалидов, подлежащих трудоустройству в счет квоты, с учетом трудоустроенных или уже работающих в организации, и размера платы.
Статья: Институт коллективной жалобы по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов власти
(Павлова М.С.)
("Российский юридический журнал", 2012, N 1)<14> Обобщение по делам исков прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц от 25 мая 2009 г. // Официальный сайт Жирновского районного суда Волгоградской области: URL: http:// gim.vol.sudrf.ru/ modules.php?name= press_ dep&op= 3&did= 3. См. также: Об итогах рассмотрения судом иска в защиту неопределенного круга лиц по вопросу обоснованности начисления в 2008 - 2009 гг. оплаты за электроэнергию с использованием показаний общедомовых показаний учета (возложение на ответчика обязанности прекратить перечисленные в решении суда нарушения при начислении оплаты за электроэнергию). URL: http://www.ocsen.ru/ publications/ 9/ 1/ 383; Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 5 августа 2010 г. по делу N 33-8840/2010 (в суде первой инстанции дело было возбуждено по инициативе прокурора в защиту неопределенного круга лиц; решение нижестоящего суда о признании действий ответчика по невыполнению квоты для приема на работу инвалидов незаконными и понуждении к совершению действий, направленных на создание на предприятии рабочих мест для инвалидов в счет установленной квоты, судом кассационной инстанции оставлено в силе) // Официальный сайт Свердловского областного суда: URL: http://www.ekboblsud.ru; и др.
(Павлова М.С.)
("Российский юридический журнал", 2012, N 1)<14> Обобщение по делам исков прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц от 25 мая 2009 г. // Официальный сайт Жирновского районного суда Волгоградской области: URL: http:// gim.vol.sudrf.ru/ modules.php?name= press_ dep&op= 3&did= 3. См. также: Об итогах рассмотрения судом иска в защиту неопределенного круга лиц по вопросу обоснованности начисления в 2008 - 2009 гг. оплаты за электроэнергию с использованием показаний общедомовых показаний учета (возложение на ответчика обязанности прекратить перечисленные в решении суда нарушения при начислении оплаты за электроэнергию). URL: http://www.ocsen.ru/ publications/ 9/ 1/ 383; Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 5 августа 2010 г. по делу N 33-8840/2010 (в суде первой инстанции дело было возбуждено по инициативе прокурора в защиту неопределенного круга лиц; решение нижестоящего суда о признании действий ответчика по невыполнению квоты для приема на работу инвалидов незаконными и понуждении к совершению действий, направленных на создание на предприятии рабочих мест для инвалидов в счет установленной квоты, судом кассационной инстанции оставлено в силе) // Официальный сайт Свердловского областного суда: URL: http://www.ekboblsud.ru; и др.
Вопрос: В организации есть вакантное место по квоте для инвалидов - дворник. Из центра занятости прислали кандидата, но не инвалида. Правомерно ли отказать в приеме на работу данному соискателю и по какой причине?
(Подборки и консультации Горячей линии, 2021)Квота - это минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов от среднесписочной численности работников в организациях (Определение Свердловского областного суда от 06.09.2011 по делу N 33-12240/2011).
(Подборки и консультации Горячей линии, 2021)Квота - это минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов от среднесписочной численности работников в организациях (Определение Свердловского областного суда от 06.09.2011 по делу N 33-12240/2011).
Вопрос: Может ли работодатель сократить должность, введенную в счет квоты, и уволить инвалида?
(Консультация эксперта, 2019)Обоснование: Одним из оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя является сокращение численности или штата работников (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Трудовое законодательство не содержит запрета на увольнение инвалидов по данному основанию (см., например, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27.05.2016 по делу N 33-9214/2016).
(Консультация эксперта, 2019)Обоснование: Одним из оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя является сокращение численности или штата работников (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Трудовое законодательство не содержит запрета на увольнение инвалидов по данному основанию (см., например, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27.05.2016 по делу N 33-9214/2016).
Статья: Отказ в приеме на работу: за и против
(Пастушкова Л.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2017, N 8)Судебная практика. Ответчик отказал истцу-инвалиду в трудоустройстве на рабочее место, созданное в счет квоты для приема на работу инвалидов, поскольку уже было выдано направление на прохождение медкомиссии лицу, не имеющему статуса инвалида. Суд признал незаконным отказ в приеме на работу. Аргументация: истец относится к категории граждан, испытывающих трудности при поиске работы, которым государство обеспечивает дополнительные гарантии в вопросах трудоустройства. В нарушение требований закона ему отказали в приеме на работу на квотируемое рабочее место, отдав предпочтение лицу, не относящемуся к указанной категории граждан. Подобные действия свидетельствуют о дискриминационном, не связанном с деловыми качествами истца характере отказа в трудоустройстве (апелляционное определение Свердловского областного суда от 20.01.2017 по делу N 33-895/2017(33-23833/2016)).
(Пастушкова Л.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2017, N 8)Судебная практика. Ответчик отказал истцу-инвалиду в трудоустройстве на рабочее место, созданное в счет квоты для приема на работу инвалидов, поскольку уже было выдано направление на прохождение медкомиссии лицу, не имеющему статуса инвалида. Суд признал незаконным отказ в приеме на работу. Аргументация: истец относится к категории граждан, испытывающих трудности при поиске работы, которым государство обеспечивает дополнительные гарантии в вопросах трудоустройства. В нарушение требований закона ему отказали в приеме на работу на квотируемое рабочее место, отдав предпочтение лицу, не относящемуся к указанной категории граждан. Подобные действия свидетельствуют о дискриминационном, не связанном с деловыми качествами истца характере отказа в трудоустройстве (апелляционное определение Свердловского областного суда от 20.01.2017 по делу N 33-895/2017(33-23833/2016)).
Статья: Квотирование рабочих мест для инвалидов
(Гнатюк И.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2014, N 8)Судебная практика. В Решении Кировоградского городского суда Свердловской области от 12.11.2013 по делу N 2-569/2013 отмечено, что прокуратурой города проведена проверка по факту неисполнения работодателем законодательства в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов. Она зафиксировала, что работодателем не выполняется установленная квота для приема на работу инвалидов. В результате этого прокурор попросил обязать ответчика создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой 2% от среднесписочного количества работников.
(Гнатюк И.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2014, N 8)Судебная практика. В Решении Кировоградского городского суда Свердловской области от 12.11.2013 по делу N 2-569/2013 отмечено, что прокуратурой города проведена проверка по факту неисполнения работодателем законодательства в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов. Она зафиксировала, что работодателем не выполняется установленная квота для приема на работу инвалидов. В результате этого прокурор попросил обязать ответчика создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой 2% от среднесписочного количества работников.
Статья: Уволить или оставить?
(Сатина К.)
("Расчет", 2019, N 10)Сейчас заменить деньгами фактическое трудоустройство инвалида по квоте нельзя. Пока - нельзя, но... Ведомство разработало проект закона, который разрешит вместо организации рабочего места для инвалида платить взносы в фонды помощи их трудоустройству. Сумма выплаты в каждом регионе будет своя, за отказ от квотирования одного рабочего места компания заплатит сумму в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Новый порядок протестируют в Воронежской, Орловской, Свердловской и Тверской областях, а также в Якутии. Штраф для компаний, которые откажутся от трудоустройства инвалидов или выплаты компенсаций за отказ от квот, составит до 300 000 руб. Начать эксперимент планируют с 1 января 2020 года.
(Сатина К.)
("Расчет", 2019, N 10)Сейчас заменить деньгами фактическое трудоустройство инвалида по квоте нельзя. Пока - нельзя, но... Ведомство разработало проект закона, который разрешит вместо организации рабочего места для инвалида платить взносы в фонды помощи их трудоустройству. Сумма выплаты в каждом регионе будет своя, за отказ от квотирования одного рабочего места компания заплатит сумму в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Новый порядок протестируют в Воронежской, Орловской, Свердловской и Тверской областях, а также в Якутии. Штраф для компаний, которые откажутся от трудоустройства инвалидов или выплаты компенсаций за отказ от квот, составит до 300 000 руб. Начать эксперимент планируют с 1 января 2020 года.
Статья: Гарантии трудовых прав и налоговые льготы для работников-инвалидов
(Зобова Е.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2019, N 9)Например, вопрос о реальном выделении рабочих мест был рассмотрен в Кассационном определении Нижегородского областного суда от 25.01.2011 по делу N 33-512/2011. Работодателю (ООО) была установлена квота для приема на работу инвалидов в количестве 11 человек, а по факту у него работал 1 инвалид. Прокурор г. Дзержинска Нижегородской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО о возложении обязанности выделить рабочие места. Суд решением обязал работодателя выделить (создать) в счет квоты 10 рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Суд кассационной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменений.
(Зобова Е.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2019, N 9)Например, вопрос о реальном выделении рабочих мест был рассмотрен в Кассационном определении Нижегородского областного суда от 25.01.2011 по делу N 33-512/2011. Работодателю (ООО) была установлена квота для приема на работу инвалидов в количестве 11 человек, а по факту у него работал 1 инвалид. Прокурор г. Дзержинска Нижегородской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО о возложении обязанности выделить рабочие места. Суд решением обязал работодателя выделить (создать) в счет квоты 10 рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Суд кассационной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменений.