Квота для инвалидов в организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Квота для инвалидов в организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность в сфере трудоустройства инвалидов
(КонсультантПлюс, 2025)Как установлено судами... по результатам плановой документарной проверки, проведенной Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы, вынесено предписание... об устранении выявленных нарушений в части выполнения квот для приема на работу инвалидов...
(КонсультантПлюс, 2025)Как установлено судами... по результатам плановой документарной проверки, проведенной Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы, вынесено предписание... об устранении выявленных нарушений в части выполнения квот для приема на работу инвалидов...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Можно ли зачесть в счет квоты для инвалидов работающих в организации по трудовому договору работников с инвалидностью?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Можно ли зачесть в счет квоты для инвалидов работающих в организации по трудовому договору работников с инвалидностью?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Можно ли зачесть в счет квоты для инвалидов работающих в организации по трудовому договору работников с инвалидностью?
Вопрос: Нужно ли сдавать отчетность о выполнении квоты по инвалидам, если на организацию требование по квотированию инвалидов не распространяется (в организации 20 работников, находится в г. Москве)?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Нужно ли сдавать отчетность о выполнении квоты по инвалидам, если на организацию требование по квотированию инвалидов не распространяется (в организации 20 работников, находится в г. Москве)?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Нужно ли сдавать отчетность о выполнении квоты по инвалидам, если на организацию требование по квотированию инвалидов не распространяется (в организации 20 работников, находится в г. Москве)?
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)2) в случае заключения трудового договора между инвалидом и иной организацией в соответствии с соглашением о трудоустройстве инвалидов, заключаемым между работодателем, которому установлена квота для приема на работу инвалидов, и иной организацией;
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)2) в случае заключения трудового договора между инвалидом и иной организацией в соответствии с соглашением о трудоустройстве инвалидов, заключаемым между работодателем, которому установлена квота для приема на работу инвалидов, и иной организацией;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июня 2020 г., законодательством установлена обязанность работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности не только по созданию квотируемых рабочих мест (должностей) для инвалидов, но и по выполнению квоты, то есть обеспечению ее исполнения. Эта обязанность считается выполненной с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов. Отказ работодателя в заключении трудового договора с инвалидом, направленным для трудоустройства службой занятости населения по квоте, не связанный с деловыми качествами работника, не допускается (пункты 16, 17).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июня 2020 г., законодательством установлена обязанность работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности не только по созданию квотируемых рабочих мест (должностей) для инвалидов, но и по выполнению квоты, то есть обеспечению ее исполнения. Эта обязанность считается выполненной с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов. Отказ работодателя в заключении трудового договора с инвалидом, направленным для трудоустройства службой занятости населения по квоте, не связанный с деловыми качествами работника, не допускается (пункты 16, 17).
Готовое решение: Как осуществляется квотирование рабочих мест для приема на работу инвалидов
(КонсультантПлюс, 2025)Каков порядок выполнения квоты, если невозможно трудоустроить инвалидов в свою организацию
(КонсультантПлюс, 2025)Каков порядок выполнения квоты, если невозможно трудоустроить инвалидов в свою организацию
Статья: Квота по трудоустройству инвалидов: разъясняет Минтруд
("Главная книга", 2023, N 23)Трудовое ведомство ответило на отдельные вопросы, касающиеся исполнения работодателями требования о квотировании рабочих мест для инвалидов <1>. Так, в частности, сообщается, что в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов организация/ИП вправе засчитывать дистанционных работников, а также внешних совместителей с инвалидностью.
("Главная книга", 2023, N 23)Трудовое ведомство ответило на отдельные вопросы, касающиеся исполнения работодателями требования о квотировании рабочих мест для инвалидов <1>. Так, в частности, сообщается, что в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов организация/ИП вправе засчитывать дистанционных работников, а также внешних совместителей с инвалидностью.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Следует отметить, что ранее в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" существовало правило, в соответствии с которым в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов организация была обязана уплачивать ежемесячно обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. У работодателя был выбор: трудоустраивать инвалидов на квотируемые рабочие места либо ежемесячно вносить плату за каждого нетрудоустроенного на эти места гражданина. В последующем от данного правила отказались. Положение о том, что в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты (ч. 4 ст. 21), Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ <1> было признано утратившим силу.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Следует отметить, что ранее в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" существовало правило, в соответствии с которым в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов организация была обязана уплачивать ежемесячно обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. У работодателя был выбор: трудоустраивать инвалидов на квотируемые рабочие места либо ежемесячно вносить плату за каждого нетрудоустроенного на эти места гражданина. В последующем от данного правила отказались. Положение о том, что в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты (ч. 4 ст. 21), Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ <1> было признано утратившим силу.
Статья: С работника сняли инвалидность: заботы кадровика
(Кожевникова С.Н., Тамочкина Т.Ю.)
("Кадровик-практик", 2024, N 6)При снятии инвалидности с работника работодатель фактически может оказаться не выполнившим квоту. Количество работающих инвалидов в организации может оказаться не соответствующим количеству рабочих мест для инвалидов.
(Кожевникова С.Н., Тамочкина Т.Ю.)
("Кадровик-практик", 2024, N 6)При снятии инвалидности с работника работодатель фактически может оказаться не выполнившим квоту. Количество работающих инвалидов в организации может оказаться не соответствующим количеству рабочих мест для инвалидов.
Вопрос: Организация заключила с другой организацией соглашение о трудоустройстве инвалидов в целях выполнения квоты. Организация компенсирует расходы на зарплату инвалидов, трудоустроенных в счет квоты, и на оборудование специальных рабочих мест. Должна ли она сообщать в налоговый орган о создании обособленного подразделения?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Организация заключила с другой организацией соглашение о трудоустройстве инвалидов в целях выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов. В рамках заключенного соглашения организация компенсирует другой организации расходы на зарплату инвалидов, трудоустроенных в счет квоты, и затраты на оборудование специальных рабочих мест. Должна ли организация в этом случае сообщать в налоговый орган о создании обособленного подразделения?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Организация заключила с другой организацией соглашение о трудоустройстве инвалидов в целях выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов. В рамках заключенного соглашения организация компенсирует другой организации расходы на зарплату инвалидов, трудоустроенных в счет квоты, и затраты на оборудование специальных рабочих мест. Должна ли организация в этом случае сообщать в налоговый орган о создании обособленного подразделения?
Вопрос: Организация заключила с другой организацией соглашение о трудоустройстве инвалидов в целях выполнения установленной квоты. Организация компенсирует другой организации расходы на зарплату инвалидов и на оборудование специальных рабочих мест. Вправе ли организация учесть эту компенсацию в расходах по налогу на прибыль?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Организация заключила с другой организацией соглашение о трудоустройстве инвалидов в целях выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов. В рамках заключенного соглашения организация компенсирует другой организации расходы на зарплату инвалидов, трудоустроенных в счет квоты, и затраты на оборудование специальных рабочих мест. Вправе ли организация учесть компенсацию таких расходов при расчете налога на прибыль?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Организация заключила с другой организацией соглашение о трудоустройстве инвалидов в целях выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов. В рамках заключенного соглашения организация компенсирует другой организации расходы на зарплату инвалидов, трудоустроенных в счет квоты, и затраты на оборудование специальных рабочих мест. Вправе ли организация учесть компенсацию таких расходов при расчете налога на прибыль?
Статья: Цифровой профиль работника и квотирование рабочих мест для инвалидов: есть ли точки соприкосновения?
(Серова А.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Краткий экскурс в федеральную и региональную нормотворческую практику позволяет сделать следующие выводы. Включение в цифровой профиль работника алгоритмов, которые позволили бы работодателю автоматизировать процедуру выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов, представляет для него определенный интерес, имея в виду наличие административной ответственности за невыполнение такого требования. Допустим, можно было бы автоматизировать расчет среднесписочной численности работников и количество квотируемых мест, обеспечить автоматический режим отправки в государственную службу занятости форм отчетности, поиск инвалидов для выполнения квоты или организаций, к которым можно было бы их направить для трудоустройства, и пр. Тем более что в деятельности самой государственной службы занятости уже есть цифровые элементы, которые при условии их донастройки можно было бы интегрировать с цифровым профилем работника (предусмотрена возможность электронной формы подачи отчетности, осуществляется профилирование работодателей и безработных, наличие личного кабинета работодателя на Единой цифровой платформе "Работа в России"). Вместе с тем с юридической точки зрения развитие цифрового профиля работника в этом направлении имеет определенные сложности: изменчивость законодательства, когда цифровой профиль работника как программный продукт необходимо периодически обновлять, что означает необходимость взаимодействия специалистов разного профиля - как минимум юристов и программистов; наличие дефектов в законодательстве (пробелы, коллизии, нечеткость формулировки нормы, препятствующая уяснению ее точного смысла).
(Серова А.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Краткий экскурс в федеральную и региональную нормотворческую практику позволяет сделать следующие выводы. Включение в цифровой профиль работника алгоритмов, которые позволили бы работодателю автоматизировать процедуру выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов, представляет для него определенный интерес, имея в виду наличие административной ответственности за невыполнение такого требования. Допустим, можно было бы автоматизировать расчет среднесписочной численности работников и количество квотируемых мест, обеспечить автоматический режим отправки в государственную службу занятости форм отчетности, поиск инвалидов для выполнения квоты или организаций, к которым можно было бы их направить для трудоустройства, и пр. Тем более что в деятельности самой государственной службы занятости уже есть цифровые элементы, которые при условии их донастройки можно было бы интегрировать с цифровым профилем работника (предусмотрена возможность электронной формы подачи отчетности, осуществляется профилирование работодателей и безработных, наличие личного кабинета работодателя на Единой цифровой платформе "Работа в России"). Вместе с тем с юридической точки зрения развитие цифрового профиля работника в этом направлении имеет определенные сложности: изменчивость законодательства, когда цифровой профиль работника как программный продукт необходимо периодически обновлять, что означает необходимость взаимодействия специалистов разного профиля - как минимум юристов и программистов; наличие дефектов в законодательстве (пробелы, коллизии, нечеткость формулировки нормы, препятствующая уяснению ее точного смысла).
Статья: Готовятся новые правила выполнения квоты приема на работу инвалидов
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 11)- наличие договора возмездного оказания услуг с организацией, обеспечивающей для группы организаций выполнение квоты по трудоустройству инвалидов посредством заключения соглашения о трудоустройстве с иной организацией.
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 11)- наличие договора возмездного оказания услуг с организацией, обеспечивающей для группы организаций выполнение квоты по трудоустройству инвалидов посредством заключения соглашения о трудоустройстве с иной организацией.
Статья: Особенности распределения обязанностей по доказыванию по трудовым спорам о дискриминации по признаку инвалидности
(Беляковская (Ерофеева) О.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Как отмечается в Тематическом докладе Уполномоченного по правам человека в РФ <3>, работодатели сознательно продолжают дискриминировать граждан с ограниченными возможностями здоровья, будучи уверенными, что они просто не способны к полноценному труду, о чем свидетельствуют обращения граждан к уполномоченным по правам человека в регионах. Отмечается, что зачастую работодатели квотируют рабочие места, не пользующиеся спросом у соискателей-инвалидов (Саратовская область, Республика Алтай). В основном инвалиды трудоустроены на малоквалифицированных и, следовательно, малооплачиваемых должностях (уборщики производственных и служебных помещений, рабочие по благоустройству населенных пунктов, подсобные рабочие, вахтеры, машинисты по стирке и ремонту специальной одежды, разнорабочие). Лишь единицы устраиваются на работу по специальности - врачами, медицинскими сестрами по массажу (Республика Алтай). Зачастую нарушения трудовых прав инвалидов связаны с позицией работодателя, противодействующего трудоустройству лиц с инвалидностью. Подобные отказы инвалидам при трудоустройстве могут быть связаны с множеством причин. Кто-то считает, что люди с инвалидностью не способны надлежащим образом выполнять свои обязанности и, соответственно, будут работать неэффективно, кто-то избегает их приема на работу в связи с необходимостью обеспечивать им надлежащие условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и предоставлять дополнительные льготы. Наряду с необоснованными отказами в приеме на работу, в ходе прокурорских проверок выявляются и иные факты нарушений работодателями прав инвалидов при их трудоустройстве, включая ненадлежащее предоставление работодателями сведений в органы занятости о наличии свободных рабочих мест, созданных или выделенных в соответствии с установленной квотой для приема инвалидов на работу, установление размера квоты для трудоустройства инвалидов в организации ниже, чем это предусмотрено законодательством.
(Беляковская (Ерофеева) О.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Как отмечается в Тематическом докладе Уполномоченного по правам человека в РФ <3>, работодатели сознательно продолжают дискриминировать граждан с ограниченными возможностями здоровья, будучи уверенными, что они просто не способны к полноценному труду, о чем свидетельствуют обращения граждан к уполномоченным по правам человека в регионах. Отмечается, что зачастую работодатели квотируют рабочие места, не пользующиеся спросом у соискателей-инвалидов (Саратовская область, Республика Алтай). В основном инвалиды трудоустроены на малоквалифицированных и, следовательно, малооплачиваемых должностях (уборщики производственных и служебных помещений, рабочие по благоустройству населенных пунктов, подсобные рабочие, вахтеры, машинисты по стирке и ремонту специальной одежды, разнорабочие). Лишь единицы устраиваются на работу по специальности - врачами, медицинскими сестрами по массажу (Республика Алтай). Зачастую нарушения трудовых прав инвалидов связаны с позицией работодателя, противодействующего трудоустройству лиц с инвалидностью. Подобные отказы инвалидам при трудоустройстве могут быть связаны с множеством причин. Кто-то считает, что люди с инвалидностью не способны надлежащим образом выполнять свои обязанности и, соответственно, будут работать неэффективно, кто-то избегает их приема на работу в связи с необходимостью обеспечивать им надлежащие условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и предоставлять дополнительные льготы. Наряду с необоснованными отказами в приеме на работу, в ходе прокурорских проверок выявляются и иные факты нарушений работодателями прав инвалидов при их трудоустройстве, включая ненадлежащее предоставление работодателями сведений в органы занятости о наличии свободных рабочих мест, созданных или выделенных в соответствии с установленной квотой для приема инвалидов на работу, установление размера квоты для трудоустройства инвалидов в организации ниже, чем это предусмотрено законодательством.
Статья: Правовая основа трудоустройства граждан, имеющих ограничения по здоровью
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)<38> Например, согласно ст. 2 Закона г. Москвы "О квотировании рабочих мест" выполнением квоты считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней. Согласно ст. 6 Закона Омской области от 21 июля 2009 г. N 1174-ОЗ "О квотировании рабочих мест в Омской области" обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов.
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)<38> Например, согласно ст. 2 Закона г. Москвы "О квотировании рабочих мест" выполнением квоты считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней. Согласно ст. 6 Закона Омской области от 21 июля 2009 г. N 1174-ОЗ "О квотировании рабочих мест в Омской области" обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов.