Квалификация налогового правонарушения по «схеме дробления бизнеса»
Подборка наиболее важных документов по запросу Квалификация налогового правонарушения по «схеме дробления бизнеса» (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налоговая концепция "дробление бизнеса". Законодательство изменилось, проблемы остаются
(Легейда А.Г., Рябов А.А.)
("Закон", 2022, N 11)Квалификация в качестве "схемы дробления бизнеса" деяний, основанных на фиктивных сделках, отсутствии ведения льготируемого вида деятельности в выделенном направлении бизнеса, является обоснованной и в таком случае должна повлечь налоговую или уголовную ответственность. Сложность возникает в ситуации, когда операция реальна, но налоговая цель очевидно приоритетна, и при прохождении теста на определение цели в ответ на вопрос: "Совершил бы налогоплательщик сделку, если бы ее налоговые преимущества отсутствовали?" - следует отрицательный ответ.
(Легейда А.Г., Рябов А.А.)
("Закон", 2022, N 11)Квалификация в качестве "схемы дробления бизнеса" деяний, основанных на фиктивных сделках, отсутствии ведения льготируемого вида деятельности в выделенном направлении бизнеса, является обоснованной и в таком случае должна повлечь налоговую или уголовную ответственность. Сложность возникает в ситуации, когда операция реальна, но налоговая цель очевидно приоритетна, и при прохождении теста на определение цели в ответ на вопрос: "Совершил бы налогоплательщик сделку, если бы ее налоговые преимущества отсутствовали?" - следует отрицательный ответ.
Статья: Свобода договора и пределы контрольных полномочий налоговых органов при переквалификации сделок: поиск баланса
(Демишева К.И.)
("Современное право", 2025, N 3)Сущность доктрины заключается в том, что ФНС России анализирует экономическое содержание и налоговые последствия каждой сделки в цепочке, выявляя доминирующую цель - получение налоговой выгоды, а не реальный экономический эффект от каждой отдельной операции. Это позволяет ФНС России рассматривать многоступенчатые сделки комплексно, даже если каждая отдельная операция соответствует формальным требованиям законодательства. Особенно актуально применение доктрины "сделка по шагам" при выявлении схем уклонения от налогообложения, таких как дробление бизнеса.
(Демишева К.И.)
("Современное право", 2025, N 3)Сущность доктрины заключается в том, что ФНС России анализирует экономическое содержание и налоговые последствия каждой сделки в цепочке, выявляя доминирующую цель - получение налоговой выгоды, а не реальный экономический эффект от каждой отдельной операции. Это позволяет ФНС России рассматривать многоступенчатые сделки комплексно, даже если каждая отдельная операция соответствует формальным требованиям законодательства. Особенно актуально применение доктрины "сделка по шагам" при выявлении схем уклонения от налогообложения, таких как дробление бизнеса.
"Дробление бизнеса: риски, налоговый контроль, судебная практика"
(выпуск 18)
(Шишкин Р.Н.)
("Редакция "Российской газеты", 2018)Однако налоговое нарушение и риски так называемого дробления бизнеса наступят лишь в том случае, когда будет установлено, что было открыто второе лицо, которое также начало применять специальный налоговый режим, работая по аналогичному формату.
(выпуск 18)
(Шишкин Р.Н.)
("Редакция "Российской газеты", 2018)Однако налоговое нарушение и риски так называемого дробления бизнеса наступят лишь в том случае, когда будет установлено, что было открыто второе лицо, которое также начало применять специальный налоговый режим, работая по аналогичному формату.
Готовое решение: Налоговая реконструкция
(КонсультантПлюс, 2025)Если налоговый орган доказал получение необоснованной налоговой выгоды при применении схемы дробления бизнеса, налоговую реконструкцию проведут так, как будто налогоплательщик не допускал нарушений. То есть налоговый орган должен рассчитать доначисления по налогам на ОСН с учетом соответствующих расходов, налоговых вычетов по НДС и налогов, уплаченных в рамках специальных налоговых режимов. Налоговый орган проведет налоговую реконструкцию на основании имеющихся сведений и документов, а также при содействии самого налогоплательщика (п. 28 Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@). В частности, налогоплательщик может представить дополнительные документы или дать соответствующие пояснения.
(КонсультантПлюс, 2025)Если налоговый орган доказал получение необоснованной налоговой выгоды при применении схемы дробления бизнеса, налоговую реконструкцию проведут так, как будто налогоплательщик не допускал нарушений. То есть налоговый орган должен рассчитать доначисления по налогам на ОСН с учетом соответствующих расходов, налоговых вычетов по НДС и налогов, уплаченных в рамках специальных налоговых режимов. Налоговый орган проведет налоговую реконструкцию на основании имеющихся сведений и документов, а также при содействии самого налогоплательщика (п. 28 Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@). В частности, налогоплательщик может представить дополнительные документы или дать соответствующие пояснения.
Вопрос: О приостановлении вступления в силу решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налоговых правонарушений и принятии налоговым органом обеспечительных мер.
(Письмо Минфина России от 13.03.2025 N 03-02-08/24911)Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) со дня вступления в силу указанного Федерального закона приостанавливается вступление в силу решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налоговых правонарушений, вынесенных по результатам налоговых проверок за налоговые периоды 2022 - 2024 годов, в части правонарушений, связанных с фактом дробления бизнеса.
(Письмо Минфина России от 13.03.2025 N 03-02-08/24911)Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) со дня вступления в силу указанного Федерального закона приостанавливается вступление в силу решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налоговых правонарушений, вынесенных по результатам налоговых проверок за налоговые периоды 2022 - 2024 годов, в части правонарушений, связанных с фактом дробления бизнеса.
Статья: Рекомендации Федеральной налоговой службы и Следственного комитета России по доказыванию умысла: предложения по доработке
(Зарипов В.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2018, N 3)В Рекомендациях недостаточно внимания обращается на необходимость выяснения этих обстоятельств. Вследствие этого создается впечатление, что все случаи дробления имеют искусственный характер. В такой ситуации стоит вспомнить Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2017 года N 1440-О и особое мнение к нему судьи этого высшего судебного органа К.В. Арановского, в котором он предупреждает об опасности однозначной квалификации дробления бизнеса как налоговой схемы.
(Зарипов В.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2018, N 3)В Рекомендациях недостаточно внимания обращается на необходимость выяснения этих обстоятельств. Вследствие этого создается впечатление, что все случаи дробления имеют искусственный характер. В такой ситуации стоит вспомнить Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2017 года N 1440-О и особое мнение к нему судьи этого высшего судебного органа К.В. Арановского, в котором он предупреждает об опасности однозначной квалификации дробления бизнеса как налоговой схемы.
Статья: О "дроблении бизнеса" и налоговой ответственности
(Ефремова Е.С.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Руководствуясь судебной практикой по налоговым спорам, автор предлагает критерии разграничения правомерного и неправомерного "дробления бизнеса". С учетом положений ст. 54.1 Налогового кодекса РФ высказывает мнение о возможности квалификации действий, направленных на неправомерное "дробление бизнеса", в качестве налоговых правонарушений.
(Ефремова Е.С.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Руководствуясь судебной практикой по налоговым спорам, автор предлагает критерии разграничения правомерного и неправомерного "дробления бизнеса". С учетом положений ст. 54.1 Налогового кодекса РФ высказывает мнение о возможности квалификации действий, направленных на неправомерное "дробление бизнеса", в качестве налоговых правонарушений.
Статья: Особенности взыскания судебных расходов в арбитражном процессе
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 3)Каждая сторона по делу субъективно оценивает для себя величину затраченных средств на ведение судебного спора. Хотя очевидно, что стоимость юридических услуг (которые чаще всего составляют основной объем судебных издержек) в делах об оспаривании административного штрафа за нарушение Правил дорожного движения и признании недействительным решения налоговой инспекции о привлечении к ответственности за неуплату налогов может отличаться в разы. Решение ИФНС, как правило, содержит несколько эпизодов налоговых доначислений (налог на прибыль организаций, НДС, возможно выявление нарушения сроков несвоевременного удержания и перечисления налога в бюджет налоговым агентом, претензии по дроблению бизнеса и т.д.) и требует значительных трудозатрат (анализ встречных проверок, протоколов допросов, банковских выписок).
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 3)Каждая сторона по делу субъективно оценивает для себя величину затраченных средств на ведение судебного спора. Хотя очевидно, что стоимость юридических услуг (которые чаще всего составляют основной объем судебных издержек) в делах об оспаривании административного штрафа за нарушение Правил дорожного движения и признании недействительным решения налоговой инспекции о привлечении к ответственности за неуплату налогов может отличаться в разы. Решение ИФНС, как правило, содержит несколько эпизодов налоговых доначислений (налог на прибыль организаций, НДС, возможно выявление нарушения сроков несвоевременного удержания и перечисления налога в бюджет налоговым агентом, претензии по дроблению бизнеса и т.д.) и требует значительных трудозатрат (анализ встречных проверок, протоколов допросов, банковских выписок).
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2021, N 12)Суд, исследовав материалы дела, установил, что налогоплательщик являлся участником схемы дробления бизнеса. Так как такое налоговое правонарушение могло быть совершено взаимозависимыми обществами только умышленно, на момент уплаты спорных налогов налогоплательщик не мог не знать об отсутствии оснований для уплаты налога по УСН.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2021, N 12)Суд, исследовав материалы дела, установил, что налогоплательщик являлся участником схемы дробления бизнеса. Так как такое налоговое правонарушение могло быть совершено взаимозависимыми обществами только умышленно, на момент уплаты спорных налогов налогоплательщик не мог не знать об отсутствии оснований для уплаты налога по УСН.
Вопрос: О налоговой амнистии при добровольном отказе от дробления бизнеса.
(Письмо Минфина России от 11.12.2024 N 03-02-08/125418)При этом со дня вступления в силу Федерального закона N 176-ФЗ приостанавливается вступление в силу решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налоговых правонарушений, вынесенных по результатам налоговых проверок за налоговые периоды 2022 - 2024 годов, в части правонарушений, связанных с фактом дробления бизнеса. Указанное приостановление не отменяет право налогоплательщика на обжалование такого решения налогового органа в порядке и сроки, которые установлены Кодексом, и не прерывает течение сроков на обжалование такого решения налогового органа (часть 4 статьи 6 Федерального закона N 176-ФЗ).
(Письмо Минфина России от 11.12.2024 N 03-02-08/125418)При этом со дня вступления в силу Федерального закона N 176-ФЗ приостанавливается вступление в силу решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налоговых правонарушений, вынесенных по результатам налоговых проверок за налоговые периоды 2022 - 2024 годов, в части правонарушений, связанных с фактом дробления бизнеса. Указанное приостановление не отменяет право налогоплательщика на обжалование такого решения налогового органа в порядке и сроки, которые установлены Кодексом, и не прерывает течение сроков на обжалование такого решения налогового органа (часть 4 статьи 6 Федерального закона N 176-ФЗ).
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)Налоговым органом было выявлено нарушение с использованием механизма дробления бизнеса.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)Налоговым органом было выявлено нарушение с использованием механизма дробления бизнеса.