Квалификационный аттестат эксперта
Подборка наиболее важных документов по запросу Квалификационный аттестат эксперта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Услуги оценщика
(КонсультантПлюс, 2025)...[эксперт - ред.] имеет квалификационные аттестаты по направлениям "оценка недвижимости" и "оценка движимого имущества".
(КонсультантПлюс, 2025)...[эксперт - ред.] имеет квалификационные аттестаты по направлениям "оценка недвижимости" и "оценка движимого имущества".
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 41 "Распространение действия настоящего Федерального закона на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами" Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации""Компетентность эксперта в случае назначения экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, подлежит оценке судом. При этом нормативно-правовой регламентации требований к квалификации негосударственного эксперта, равно как и к подтверждающим квалификацию документам, законодательно не установлено. Положения статьи 13 Закона о государственной экспертной деятельности, согласно статье 41 этого же Закона, на негосударственных экспертов не распространяются. ГПК РФ также не установлены ни требования к компетенции эксперта, ни перечень необходимых подтверждающих документов. Применение положений ФЗ "Об образовании" требованиями закона не предусмотрено к деятельности экспертов. Наличие у эксперта квалификационного аттестата является подтверждением его компетентности в вопросах определения стоимости ремонта при привлечении в гражданский процесс в качестве эксперта."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Судебная экспертиза в арбитражном процессе: вопросы квалификации эксперта и оценки его компетенции
(Гаврилова Н.Ю.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Отметим, что, когда речь идет о государственных экспертах, в частности системы Минюста России, определение стоимости различных объектов (транспортных средств, промышленных и продовольственных товаров, объектов недвижимости) производится в судебно-экспертных учреждениях Минюста России в рамках соответствующих видов судебных экспертиз. При назначении судебной экспертизы государственным экспертам квалификационный аттестат в области оценочной деятельности не требуется.
(Гаврилова Н.Ю.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Отметим, что, когда речь идет о государственных экспертах, в частности системы Минюста России, определение стоимости различных объектов (транспортных средств, промышленных и продовольственных товаров, объектов недвижимости) производится в судебно-экспертных учреждениях Минюста России в рамках соответствующих видов судебных экспертиз. При назначении судебной экспертизы государственным экспертам квалификационный аттестат в области оценочной деятельности не требуется.
Статья: Достоверность и истина в оценке рыночной стоимости
(Савиных В.А.)
("Закон", 2025, N 2)<29> Часть 3 ст. 4, ст. 21.2 Закона об оценочной деятельности. Заметим, что судебная практика по вопросу необходимости квалификационного аттестата для судебного эксперта, оценивающего рыночную стоимость, не является единообразной, хотя преобладает подход об обязательном наличии такого аттестата (см.: Постановления АС Поволжского округа от 10.06.2021 N Ф06-4406/2021 по делу N А06-10785/2018, АС Северо-Кавказского округа от 10.08.2021 N Ф08-5570/2021 по делу N А20-5314/2019, АС Волго-Вятского округа от 25.11.2021 N Ф01-6440/2021 по делу N А29-5076/2018, АС Уральского округа от 18.01.2023 N Ф09-7294/22 по делу N А60-20775/2020; Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10.03.2022 по делу N 88-2637/2022; Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 07.07.2022 N 88а-14565/2022 по делу N 3а-76/2021. Противоположный подход см.: Определение ВС РФ от 29.06.2020 N 308-ЭС20-8445 по делу N А32-20221/2018; Постановление АС Поволжского округа от 05.12.2023 N Ф06-19558/2022 по делу N А57-7507/2021).
(Савиных В.А.)
("Закон", 2025, N 2)<29> Часть 3 ст. 4, ст. 21.2 Закона об оценочной деятельности. Заметим, что судебная практика по вопросу необходимости квалификационного аттестата для судебного эксперта, оценивающего рыночную стоимость, не является единообразной, хотя преобладает подход об обязательном наличии такого аттестата (см.: Постановления АС Поволжского округа от 10.06.2021 N Ф06-4406/2021 по делу N А06-10785/2018, АС Северо-Кавказского округа от 10.08.2021 N Ф08-5570/2021 по делу N А20-5314/2019, АС Волго-Вятского округа от 25.11.2021 N Ф01-6440/2021 по делу N А29-5076/2018, АС Уральского округа от 18.01.2023 N Ф09-7294/22 по делу N А60-20775/2020; Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10.03.2022 по делу N 88-2637/2022; Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 07.07.2022 N 88а-14565/2022 по делу N 3а-76/2021. Противоположный подход см.: Определение ВС РФ от 29.06.2020 N 308-ЭС20-8445 по делу N А32-20221/2018; Постановление АС Поволжского округа от 05.12.2023 N Ф06-19558/2022 по делу N А57-7507/2021).
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)4.6. Подготовку заключений государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий вправе осуществлять физические лица, аттестованные в соответствии со статьей 49.1 настоящего Кодекса, по направлению деятельности эксперта, указанному в квалификационном аттестате.
(ред. от 31.07.2025)4.6. Подготовку заключений государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий вправе осуществлять физические лица, аттестованные в соответствии со статьей 49.1 настоящего Кодекса, по направлению деятельности эксперта, указанному в квалификационном аттестате.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2460
(ред. от 21.01.2022)
"Об утверждении Правил аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, в том числе продления срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий"16. В случае несоблюдения указанного в пункте 15 настоящих Правил срока эксперт до переаттестации не допускается. При этом по истечении срока действия квалификационного аттестата эксперт вправе подать заявление о прохождении аттестации, которая проводится в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для прохождения аттестации претендентом.
(ред. от 21.01.2022)
"Об утверждении Правил аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, в том числе продления срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий"16. В случае несоблюдения указанного в пункте 15 настоящих Правил срока эксперт до переаттестации не допускается. При этом по истечении срока действия квалификационного аттестата эксперт вправе подать заявление о прохождении аттестации, которая проводится в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для прохождения аттестации претендентом.
Статья: Оптимизация законодательства об административном судопроизводстве в направлении обеспечения баланса специализации и унификации процессуального права
(Потапенко Е.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 3)Статья 49 КАС РФ содержит развитый, но непоследовательно изложенный комплекс норм, регламентирующий процессуальный статус эксперта. Нормы ст. 49 КАС РФ нуждаются в системном изложении сообразно последовательности осуществления деятельности экспертом, а также системном толковании, поскольку вопрос участия эксперта в административном судопроизводстве достаточно обширный. Например, согласно ч. 1 ст. 49 КАС РФ экспертом является лицо, обладающее специальными знаниями, которому в установленном порядке поручено проведение экспертизы. Но каким образом устанавливается наличие специальных знаний у эксперта? Достаточно ли наличие документа об образовании или необходимы также иные квалификационные документы? Очевидно, что, если в силу нормативного регулирования эксперт для осуществления профессиональной деятельности помимо документа об образовании должен иметь также квалификационные документы (например, в сфере оценочной деятельности), то такие документы являются необходимыми для поручения конкретному лицу проведения соответствующей экспертизы. Однако в судебной практике встречается и иной подход. Например, Первый кассационный суд общей юрисдикции указал, что отсутствие у эксперта квалификационного аттестата на оценку недвижимости не означает, что он не обладает специальными знаниями, необходимыми для проведения по делу оценочной экспертизы <24>. Подобный подход позволят судам проявлять чрезмерное усмотрение в вопросе выбора эксперта.
(Потапенко Е.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 3)Статья 49 КАС РФ содержит развитый, но непоследовательно изложенный комплекс норм, регламентирующий процессуальный статус эксперта. Нормы ст. 49 КАС РФ нуждаются в системном изложении сообразно последовательности осуществления деятельности экспертом, а также системном толковании, поскольку вопрос участия эксперта в административном судопроизводстве достаточно обширный. Например, согласно ч. 1 ст. 49 КАС РФ экспертом является лицо, обладающее специальными знаниями, которому в установленном порядке поручено проведение экспертизы. Но каким образом устанавливается наличие специальных знаний у эксперта? Достаточно ли наличие документа об образовании или необходимы также иные квалификационные документы? Очевидно, что, если в силу нормативного регулирования эксперт для осуществления профессиональной деятельности помимо документа об образовании должен иметь также квалификационные документы (например, в сфере оценочной деятельности), то такие документы являются необходимыми для поручения конкретному лицу проведения соответствующей экспертизы. Однако в судебной практике встречается и иной подход. Например, Первый кассационный суд общей юрисдикции указал, что отсутствие у эксперта квалификационного аттестата на оценку недвижимости не означает, что он не обладает специальными знаниями, необходимыми для проведения по делу оценочной экспертизы <24>. Подобный подход позволят судам проявлять чрезмерное усмотрение в вопросе выбора эксперта.
Статья: Пробелы и проблемы в правовом регулировании негосударственной судебно-экспертной деятельности
(Осинцев Д.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 1)Почему не лицензирование? Этот метод административно-правового воздействия связан с соблюдением обязательных требований преимущественно в деятельности административных организаций и направлен на оценку соблюдения обязательных требований, но не профессиональных знаний, умений и навыков в сфере научно-исследовательской деятельности. Более того, обязательным условием выдачи лицензии должно быть наличие квалификационных аттестатов у работников экспертного объединения, а это означает, что само по себе лицензирование становится дублирующим и одномоментным средством государственного контроля за качеством экспертизы, в то время как аттестация предполагает регулярность проверки уровня знаний конкретных специалистов, вне зависимости от места их работы.
(Осинцев Д.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 1)Почему не лицензирование? Этот метод административно-правового воздействия связан с соблюдением обязательных требований преимущественно в деятельности административных организаций и направлен на оценку соблюдения обязательных требований, но не профессиональных знаний, умений и навыков в сфере научно-исследовательской деятельности. Более того, обязательным условием выдачи лицензии должно быть наличие квалификационных аттестатов у работников экспертного объединения, а это означает, что само по себе лицензирование становится дублирующим и одномоментным средством государственного контроля за качеством экспертизы, в то время как аттестация предполагает регулярность проверки уровня знаний конкретных специалистов, вне зависимости от места их работы.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Аттестация физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий в соответствии с комментируемой статьей - это периодическая проверка профессионального уровня физического лица для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работе. Основная задача проведения аттестации заключается в проверке профессиональных навыков, деловых качеств или специальных теоретических знаний этого лица, а также его умения применять их при выполнении функции, определенной трудовым или иным договором. Порядок прохождения аттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий установлен комментируемой статьей и Правилами аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, в том числе продления срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2460. Аттестация проходит очно или дистанционно в форме аттестационной сессии, включающей тестирование, письменный экзамен и собеседование. В случае успешного прохождения аттестации эксперту выдается квалификационный аттестат, действующий на всей территории РФ в течение пяти лет. Аттестация проводится Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в отношении физических лиц, имеющих намерение получить право подготовки заключений. Она проводится по итогам проверки знаний претендента в форме аттестационной сессии, включающей тестирование, письменный экзамен и собеседование. По итогам аттестации и переаттестации, а также при продлении срока действия квалификационного аттестата Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации выдает квалификационные аттестаты либо принимает решение об отказе в выдаче квалификационных аттестатов с указанием причин принятого решения. За проведение аттестации, переаттестации, продление срока действия квалификационного аттестата, а также за выдачу квалификационного аттестата и его дубликата плата не взимается. Квалификационный аттестат может быть аннулирован решением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до истечения срока его действия по основаниям, предусмотренным ч. 7 ст. 49.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (см. комментарий к ней).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Аттестация физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий в соответствии с комментируемой статьей - это периодическая проверка профессионального уровня физического лица для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работе. Основная задача проведения аттестации заключается в проверке профессиональных навыков, деловых качеств или специальных теоретических знаний этого лица, а также его умения применять их при выполнении функции, определенной трудовым или иным договором. Порядок прохождения аттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий установлен комментируемой статьей и Правилами аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, в том числе продления срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2460. Аттестация проходит очно или дистанционно в форме аттестационной сессии, включающей тестирование, письменный экзамен и собеседование. В случае успешного прохождения аттестации эксперту выдается квалификационный аттестат, действующий на всей территории РФ в течение пяти лет. Аттестация проводится Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в отношении физических лиц, имеющих намерение получить право подготовки заключений. Она проводится по итогам проверки знаний претендента в форме аттестационной сессии, включающей тестирование, письменный экзамен и собеседование. По итогам аттестации и переаттестации, а также при продлении срока действия квалификационного аттестата Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации выдает квалификационные аттестаты либо принимает решение об отказе в выдаче квалификационных аттестатов с указанием причин принятого решения. За проведение аттестации, переаттестации, продление срока действия квалификационного аттестата, а также за выдачу квалификационного аттестата и его дубликата плата не взимается. Квалификационный аттестат может быть аннулирован решением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до истечения срока его действия по основаниям, предусмотренным ч. 7 ст. 49.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (см. комментарий к ней).