Квалификационные требования муниципальных
Подборка наиболее важных документов по запросу Квалификационные требования муниципальных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение муниципального служащего
(КонсультантПлюс, 2025)"...Поступление на муниципальную службу гражданина, не отвечающего квалификационным требованиям к стажу муниципальной службы, стажу работы, необходимому для исполнения должностных обязанностей, которые установлены муниципальным правовым актом, принятым в соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" и законом субъекта Российской Федерации, определяющим типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы, является нарушением правил заключения трудового договора, исключающим возможность продолжения муниципальной службы, и влечет прекращение трудового договора с муниципальным служащим.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Поступление на муниципальную службу гражданина, не отвечающего квалификационным требованиям к стажу муниципальной службы, стажу работы, необходимому для исполнения должностных обязанностей, которые установлены муниципальным правовым актом, принятым в соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" и законом субъекта Российской Федерации, определяющим типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы, является нарушением правил заключения трудового договора, исключающим возможность продолжения муниципальной службы, и влечет прекращение трудового договора с муниципальным служащим.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Трудовой договор с муниципальным служащим
(КонсультантПлюс, 2025)Доводы... об отсутствии у истца высшего образования на момент заключения с ним срочного трудового договора, о том, что истец не соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым к должности, являлись предметом исследования суда, обоснованно отклонены... приведенные обстоятельства не являются в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации основанием для заключения срочного трудового договора с истцом, а могли послужить основанием для расторжения трудового договора по пункту 11 части 1 статьи 77 и статьи 84 ТК РФ, однако по указанному основанию трудовой договор не расторгнут, на день прекращения трудового договора профессиональное образование С.Е. соответствовало квалификационным требованиям для замещения должности муниципальной службы, поскольку в 2021 году истец получил высшее образование..."
(КонсультантПлюс, 2025)Доводы... об отсутствии у истца высшего образования на момент заключения с ним срочного трудового договора, о том, что истец не соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым к должности, являлись предметом исследования суда, обоснованно отклонены... приведенные обстоятельства не являются в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации основанием для заключения срочного трудового договора с истцом, а могли послужить основанием для расторжения трудового договора по пункту 11 части 1 статьи 77 и статьи 84 ТК РФ, однако по указанному основанию трудовой договор не расторгнут, на день прекращения трудового договора профессиональное образование С.Е. соответствовало квалификационным требованиям для замещения должности муниципальной службы, поскольку в 2021 году истец получил высшее образование..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Состояние правового регулирования института ротации государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и муниципальных служащих
(Попова Н.Ф.)
("Современное право", 2025, N 8)Между тем институт ротации муниципальных служащих должен быть. Ведь ст. 5 Закона о муниципальной службе и ст. 7 Закона о гражданской службе устанавливают взаимосвязь данных двух видов публичной службы. Она проявляется в "единстве основных квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы, единстве требований к подготовке кадров для данных видов службы". Указанный принцип нашел реализацию в муниципальных нормативных правовых актах по данному вопросу. В них определены порядок ротации муниципальных служащих, перечень должностей муниципальной службы, на которых она осуществляется.
(Попова Н.Ф.)
("Современное право", 2025, N 8)Между тем институт ротации муниципальных служащих должен быть. Ведь ст. 5 Закона о муниципальной службе и ст. 7 Закона о гражданской службе устанавливают взаимосвязь данных двух видов публичной службы. Она проявляется в "единстве основных квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы, единстве требований к подготовке кадров для данных видов службы". Указанный принцип нашел реализацию в муниципальных нормативных правовых актах по данному вопросу. В них определены порядок ротации муниципальных служащих, перечень должностей муниципальной службы, на которых она осуществляется.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"Статья 9. Основные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"Статья 9. Основные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Суд установил, что В. при наличии двух высших профессиональных образований на дату поступления на муниципальную службу не имел необходимого стажа муниципальной службы или стажа работы по полученным им специальностям, как это вытекало из требований муниципальных правовых актов, регулирующих квалификационные требования муниципальных служащих для замещения ведущей должности муниципальной службы.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Суд установил, что В. при наличии двух высших профессиональных образований на дату поступления на муниципальную службу не имел необходимого стажа муниципальной службы или стажа работы по полученным им специальностям, как это вытекало из требований муниципальных правовых актов, регулирующих квалификационные требования муниципальных служащих для замещения ведущей должности муниципальной службы.
Статья: О единой публично-правовой природе государственной гражданской службы и муниципальной службы
(Михеева Т.Н., Михеев Д.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)В рамках установленного общего правового режима субъекты Российской Федерации регулируют вопросы формирования реестра должностей муниципальной службы, соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; установление классных чинов муниципальных служащих и порядка их присвоения, дополнительных социальных гарантий, структуры денежного содержания, порядка исчисления стажа муниципальной службы, утверждение типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих, что приводит к различиям социально-правового положения муниципальных служащих и ставит его в зависимость от принадлежности к территории конкретного субъекта Российской Федерации. Данное обстоятельство, по нашему мнению, нарушает нить преемственности и принцип равенства.
(Михеева Т.Н., Михеев Д.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)В рамках установленного общего правового режима субъекты Российской Федерации регулируют вопросы формирования реестра должностей муниципальной службы, соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; установление классных чинов муниципальных служащих и порядка их присвоения, дополнительных социальных гарантий, структуры денежного содержания, порядка исчисления стажа муниципальной службы, утверждение типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих, что приводит к различиям социально-правового положения муниципальных служащих и ставит его в зависимость от принадлежности к территории конкретного субъекта Российской Федерации. Данное обстоятельство, по нашему мнению, нарушает нить преемственности и принцип равенства.
Статья: Некоторые проблемы и противоречия в применении законодательства о муниципальной службе в муниципальных образованиях
(Дегтярева Л.Н., Дудин Н.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Так, Закон N 25-ФЗ определяет: "При замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен обязательно содержать указание на опубликование проекта трудового договора и всех его условий, а также сведений о месте его проведения, дате, времени и не позднее, чем за 20 дней до начала проведения конкурса. Количество членов конкурсной комиссии муниципального образования, а также порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципалитета. По результатам конкурса представитель нанимателя заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы кандидата, отобранного конкурсной комиссией" <3>.
(Дегтярева Л.Н., Дудин Н.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Так, Закон N 25-ФЗ определяет: "При замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен обязательно содержать указание на опубликование проекта трудового договора и всех его условий, а также сведений о месте его проведения, дате, времени и не позднее, чем за 20 дней до начала проведения конкурса. Количество членов конкурсной комиссии муниципального образования, а также порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципалитета. По результатам конкурса представитель нанимателя заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы кандидата, отобранного конкурсной комиссией" <3>.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Закон N 248-ФЗ определил основы статуса должностных лиц, осуществляющих от имени контрольного органа муниципальный контроль. Согласно ч. 1 ст. 27 Закона N 248-ФЗ к должностным лицам контрольных органов относятся: 1) руководитель (заместитель руководителя) контрольного органа; 2) должностное лицо контрольного органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по виду муниципального контроля, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных мероприятий (инспектор). Положением о виде контроля может быть установлен запрет на проведение контрольного мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении указанных объектов контроля. Инспекторы муниципальных учреждений, наделенных отдельными полномочиями по осуществлению видов контроля, не вправе составлять акты контрольных мероприятий, выдавать предписания, если иное не установлено федеральными законами о видах контроля, законами субъектов РФ. В соответствии с ч. 7 ст. 27 Закона N 248-ФЗ на должностных лиц муниципальных учреждений, которые наделены всеми или отдельными полномочиями по организации и осуществлению видов контроля, в полном объеме распространяются права, обязанности и ответственность, установленные данным Законом в отношении должностных лиц контрольных органов. К замещению должности инспектора, относящейся к муниципальной службе, предъявляются квалификационные требования.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Закон N 248-ФЗ определил основы статуса должностных лиц, осуществляющих от имени контрольного органа муниципальный контроль. Согласно ч. 1 ст. 27 Закона N 248-ФЗ к должностным лицам контрольных органов относятся: 1) руководитель (заместитель руководителя) контрольного органа; 2) должностное лицо контрольного органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по виду муниципального контроля, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных мероприятий (инспектор). Положением о виде контроля может быть установлен запрет на проведение контрольного мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении указанных объектов контроля. Инспекторы муниципальных учреждений, наделенных отдельными полномочиями по осуществлению видов контроля, не вправе составлять акты контрольных мероприятий, выдавать предписания, если иное не установлено федеральными законами о видах контроля, законами субъектов РФ. В соответствии с ч. 7 ст. 27 Закона N 248-ФЗ на должностных лиц муниципальных учреждений, которые наделены всеми или отдельными полномочиями по организации и осуществлению видов контроля, в полном объеме распространяются права, обязанности и ответственность, установленные данным Законом в отношении должностных лиц контрольных органов. К замещению должности инспектора, относящейся к муниципальной службе, предъявляются квалификационные требования.
Ситуация: Как оказывается бесплатная юридическая помощь?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу бесплатную юридическую помощь могут оказывать лица, имеющие высшее юридическое образование. При представлении интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях к указанным лицам могут предъявляться дополнительные квалификационные требования (ст. 8 Закона N 324-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу бесплатную юридическую помощь могут оказывать лица, имеющие высшее юридическое образование. При представлении интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях к указанным лицам могут предъявляться дополнительные квалификационные требования (ст. 8 Закона N 324-ФЗ).