Квалификационные требования к директору школы
Подборка наиболее важных документов по запросу Квалификационные требования к директору школы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о применении профессионального стандарта при замещении должности руководителя организации высшего образования
(Абалдуев В.А., Ерохина Т.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 2)Работодателем для руководителя вуза, подведомственного Минобрнауки РФ, выступает само министерство. Поэтому единство правоприменения в части квалификационных требований при замещении должностей руководителей вузов, до какого-либо иного решения законодателя, думаем, может быть обеспечено изданием нормативного акта Минобрнауки РФ, предусматривающего для подведомственных организаций одинаковые и обязательные правила на этот счет. Считаем, что в решении этого вопроса нельзя ограничиться новым разъяснением в форме письма, поскольку рекомендации не носят нормативного характера и не могут быть безусловной правовой основой для разрешения споров в суде. В содержании нормативного акта по этому вопросу важно не только учитывать направленность государственной политики, предусматривающей повсеместный переход в бюджетной сфере на профессиональные стандарты, но важно сохранить оправдавшие себя в прежней практике квалификационные требования к руководителям учреждений высшей школы, приведенные в ЕКС 2011 г.
(Абалдуев В.А., Ерохина Т.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 2)Работодателем для руководителя вуза, подведомственного Минобрнауки РФ, выступает само министерство. Поэтому единство правоприменения в части квалификационных требований при замещении должностей руководителей вузов, до какого-либо иного решения законодателя, думаем, может быть обеспечено изданием нормативного акта Минобрнауки РФ, предусматривающего для подведомственных организаций одинаковые и обязательные правила на этот счет. Считаем, что в решении этого вопроса нельзя ограничиться новым разъяснением в форме письма, поскольку рекомендации не носят нормативного характера и не могут быть безусловной правовой основой для разрешения споров в суде. В содержании нормативного акта по этому вопросу важно не только учитывать направленность государственной политики, предусматривающей повсеместный переход в бюджетной сфере на профессиональные стандарты, но важно сохранить оправдавшие себя в прежней практике квалификационные требования к руководителям учреждений высшей школы, приведенные в ЕКС 2011 г.
Статья: "Хотел построить школу мечты": как директор восстал против криворукого и опасного ремонта и был за это уволен
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2023, N 9)В силу ч. 2 ст. 51 Закона N 273-ФЗ кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам. Данные требования конкретизируются разделом "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н. К квалификации работника, претендующего на должность директора школы, установлены следующие требования: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2023, N 9)В силу ч. 2 ст. 51 Закона N 273-ФЗ кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам. Данные требования конкретизируются разделом "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н. К квалификации работника, претендующего на должность директора школы, установлены следующие требования: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
Нормативные акты
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н
(ред. от 31.05.2011)
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638)Руководитель (директор, заведующий, начальник)
(ред. от 31.05.2011)
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638)Руководитель (директор, заведующий, начальник)
Приказ Минтруда России от 19.04.2021 N 250н
"Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.09.2021 N 64848)Зарегистрировано в Минюсте России 2 сентября 2021 г. N 64848
"Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.09.2021 N 64848)Зарегистрировано в Минюсте России 2 сентября 2021 г. N 64848
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Вместе с тем, как справедливо отмечает С.А. Карелина, "отсутствие четко закрепленных квалифицирующих признаков указанной категории ("объективное банкротство" - добавлено мной. - А.Е.) вызывает на практике определенные сложности, являющиеся следствием неоднозначности подходов к квалификации тех или иных фактических обстоятельств, необходимых для оценки момента наступления объективного банкротства" <1>. Отмечая проблемы управления юридическим лицом в предбанкротный период, Е.С. Пирогова и Ю.Д. Жукова справедливо подчеркивают, что "обстоятельства, указанные в ст. 9 Закона, сформулированы таким образом, что возможность однозначного определения даты их возникновения, или даты, когда они объективно должны стать очевидными для руководителя... представляется весьма спорной. Между тем именно к данному временному интервалу привязана последующая (возможно, спустя продолжительный период времени) квалификация поведения руководителя как противоправного" <2>. При таком подходе вполне вероятно, что квалификация экономического положения юридического лица самим руководителем может в дальнейшем не совпасть с квалификацией суда.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Вместе с тем, как справедливо отмечает С.А. Карелина, "отсутствие четко закрепленных квалифицирующих признаков указанной категории ("объективное банкротство" - добавлено мной. - А.Е.) вызывает на практике определенные сложности, являющиеся следствием неоднозначности подходов к квалификации тех или иных фактических обстоятельств, необходимых для оценки момента наступления объективного банкротства" <1>. Отмечая проблемы управления юридическим лицом в предбанкротный период, Е.С. Пирогова и Ю.Д. Жукова справедливо подчеркивают, что "обстоятельства, указанные в ст. 9 Закона, сформулированы таким образом, что возможность однозначного определения даты их возникновения, или даты, когда они объективно должны стать очевидными для руководителя... представляется весьма спорной. Между тем именно к данному временному интервалу привязана последующая (возможно, спустя продолжительный период времени) квалификация поведения руководителя как противоправного" <2>. При таком подходе вполне вероятно, что квалификация экономического положения юридического лица самим руководителем может в дальнейшем не совпасть с квалификацией суда.
Тематический выпуск: Сборник инструкций по охране труда для работников образовательных организаций
("Электронное приложение к журналу "Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2023)1.1. К самостоятельной работе в качестве директора общеобразовательной школы (далее - директор школы) допускаются лица, обладающие соответствующей квалификацией, не имеющие медицинских противопоказаний, прошедшие в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, обучение охране труда, в том числе в формате инструктажа, проверку знания требований охраны труда.
("Электронное приложение к журналу "Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2023)1.1. К самостоятельной работе в качестве директора общеобразовательной школы (далее - директор школы) допускаются лица, обладающие соответствующей квалификацией, не имеющие медицинских противопоказаний, прошедшие в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, обучение охране труда, в том числе в формате инструктажа, проверку знания требований охраны труда.
Статья: Смена наименования должности
(Игнатьева Е.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 10)Разбираемся, когда требования профессиональных стандартов, квалификационных справочников обязательны (для каких организаций и каких работников). Выясняем, для каких должностей требуется определенное образование и стаж работы. Рассматриваем на примере секретаря и документоведа, взаимозаменяемы ли должности. Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.
(Игнатьева Е.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 10)Разбираемся, когда требования профессиональных стандартов, квалификационных справочников обязательны (для каких организаций и каких работников). Выясняем, для каких должностей требуется определенное образование и стаж работы. Рассматриваем на примере секретаря и документоведа, взаимозаменяемы ли должности. Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Сказанное не означает, что лицо, занимающееся педагогической деятельностью или планирующее ей заниматься, должно иметь именно педагогическое образование. На данный момент такое условие отсутствует. Основной подзаконный нормативный акт в этой сфере - Приказ Минздравсоцразвития от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих"; раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" содержит, к примеру, такие требования к квалификации учителя: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. На практике это означает, что например, специалист, имеющий квалификацию "Юриспруденция" или "Политология", вправе преподавать в школе историю и (или) обществознание. Специалист по направлению "Химия и технология сорбентов" может преподавать химию в образовательной организации.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Сказанное не означает, что лицо, занимающееся педагогической деятельностью или планирующее ей заниматься, должно иметь именно педагогическое образование. На данный момент такое условие отсутствует. Основной подзаконный нормативный акт в этой сфере - Приказ Минздравсоцразвития от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих"; раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" содержит, к примеру, такие требования к квалификации учителя: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. На практике это означает, что например, специалист, имеющий квалификацию "Юриспруденция" или "Политология", вправе преподавать в школе историю и (или) обществознание. Специалист по направлению "Химия и технология сорбентов" может преподавать химию в образовательной организации.
Вопрос: Вправе ли ИП работать учителем в средней образовательной школе?
(Консультация эксперта, 2023)Ответ: Гражданин, обладающий статусом индивидуального предпринимателя, вправе работать учителем в средней образовательной школе при наличии соответствующей квалификации, а также при отсутствии у него ограничений на занятие педагогической деятельностью.
(Консультация эксперта, 2023)Ответ: Гражданин, обладающий статусом индивидуального предпринимателя, вправе работать учителем в средней образовательной школе при наличии соответствующей квалификации, а также при отсутствии у него ограничений на занятие педагогической деятельностью.
Статья: Проблемы установления причинной связи в преступлениях, предусмотренных ст. 124 УК РФ
(Хромов Е.В.)
("Уголовное право", 2024, N 1)Примечательно, что правоприменитель при квалификации содеянного по ст. 143, 216, 217 УК РФ не испытывает особых проблем с признанием наличия причинной связи между бездействием ответственного за соблюдение требований безопасности и смертью потерпевшего, если поведение виновного выступало необходимым условием наступления негативных последствий. Бездействие ответственных лиц в приведенных составах преступлений, так же как и в ст. 124 УК РФ, не причиняет смерть потерпевшему, а лишь влечет ее причинение.
(Хромов Е.В.)
("Уголовное право", 2024, N 1)Примечательно, что правоприменитель при квалификации содеянного по ст. 143, 216, 217 УК РФ не испытывает особых проблем с признанием наличия причинной связи между бездействием ответственного за соблюдение требований безопасности и смертью потерпевшего, если поведение виновного выступало необходимым условием наступления негативных последствий. Бездействие ответственных лиц в приведенных составах преступлений, так же как и в ст. 124 УК РФ, не причиняет смерть потерпевшему, а лишь влечет ее причинение.
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к руководителю образовательной организации?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Профессиональным стандартом "Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)" (утв. Приказом Минтруда России от 19.04.2021 N 250н) установлены квалификационные требования к должности руководителя (директора, заведующего) образовательной организации в зависимости от трудовой функции:
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Профессиональным стандартом "Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)" (утв. Приказом Минтруда России от 19.04.2021 N 250н) установлены квалификационные требования к должности руководителя (директора, заведующего) образовательной организации в зависимости от трудовой функции:
"Годовой отчет для учреждений здравоохранения - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Таким образом, поскольку требования к медицинским работникам в части квалификации определены ст. 69 Закона N 323-ФЗ (наличие высшего (среднего) медицинского образования и свидетельства об аккредитации (сертификата специалиста)), учреждения здравоохранения должны обязательно применять профессиональные стандарты.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Таким образом, поскольку требования к медицинским работникам в части квалификации определены ст. 69 Закона N 323-ФЗ (наличие высшего (среднего) медицинского образования и свидетельства об аккредитации (сертификата специалиста)), учреждения здравоохранения должны обязательно применять профессиональные стандарты.
Статья: Доплата за образование - нецелевое расходование бюджетных средств
(Плошкина Л.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Пунктом 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" определено, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Таким образом, действующим трудовым законодательством РФ не предусмотрены выплаты стимулирующего характера работникам учреждения по основаниям (критериям) наличия среднего профессионального или высшего образования.
(Плошкина Л.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Пунктом 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" определено, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Таким образом, действующим трудовым законодательством РФ не предусмотрены выплаты стимулирующего характера работникам учреждения по основаниям (критериям) наличия среднего профессионального или высшего образования.
Вопрос: Какие установлены профессиональные квалификационные группы?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)- профессии рабочих и должности служащих, в том числе руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия начального или среднего профессионального образования;
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)- профессии рабочих и должности служащих, в том числе руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия начального или среднего профессионального образования;