Кто утверждает проект межевания территории
Подборка наиболее важных документов по запросу Кто утверждает проект межевания территории (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 30 ЗК РФ "Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности"5.1.1. Если для городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры, то земельные участки предоставляются исключительно на торгах и только для строительства объектов, предусмотренных этими проектами (позиция ВАС РФ) >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Межевание арендованного земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)...суд кассационной инстанции отклоняет доводы подателя жалобы о невозможности утверждения схемы расположения спорного земельного участка в отсутствие утвержденного проекта межевания территории..."
(КонсультантПлюс, 2025)...суд кассационной инстанции отклоняет доводы подателя жалобы о невозможности утверждения схемы расположения спорного земельного участка в отсутствие утвержденного проекта межевания территории..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Для чего нужен проект межевания территории и в каком порядке проводится его подготовка
(КонсультантПлюс, 2025)4. Кто и как утверждает проект межевания территории
(КонсультантПлюс, 2025)4. Кто и как утверждает проект межевания территории
Готовое решение: Как выкупить государственный или муниципальный земельный участок под зданием или сооружением
(КонсультантПлюс, 2025)схему расположения участка, если не утвержден проект межевания территории;
(КонсультантПлюс, 2025)схему расположения участка, если не утвержден проект межевания территории;
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.
(ред. от 31.07.2025)1. Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532
(ред. от 29.05.2025)
"Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 10, 12 - 13.3, 15 - 15.4 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости"10. В случае принятия решения об утверждении проекта межевания территории или его части федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или орган управления особыми экономическими зонами направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об утверждении проекта межевания территории или его части, в том числе описание местоположения границ земельных участков, подлежащих образованию в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
(ред. от 29.05.2025)
"Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 10, 12 - 13.3, 15 - 15.4 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости"10. В случае принятия решения об утверждении проекта межевания территории или его части федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или орган управления особыми экономическими зонами направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об утверждении проекта межевания территории или его части, в том числе описание местоположения границ земельных участков, подлежащих образованию в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Статья: Порядок подключения к сетям газоснабжения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)ж) реквизиты утвержденного проекта межевания территории либо сведения о наличии схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (при осуществлении строительства, реконструкции объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения на земельном участке или земельных участках, образованных из земель и (или) земельных участков, указанных в ч. 7.3 ст. 51 ГрК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)ж) реквизиты утвержденного проекта межевания территории либо сведения о наличии схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (при осуществлении строительства, реконструкции объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения на земельном участке или земельных участках, образованных из земель и (или) земельных участков, указанных в ч. 7.3 ст. 51 ГрК РФ).
Статья: Строительство линейных объектов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании пп. 5 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, за исключением линейных объектов, для строительства, реконструкции которых не требуется подготовка документации по планировке территории. Образование лесных участков осуществляется в соответствии с проектной документацией лесных участков, за исключением случаев образования лесных участков в целях строительства, реконструкции линейных объектов, для осуществления которых требуется подготовка документации по планировке территории. В указанных случаях образование лесных участков осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории (п. 2.1 ст. 11.3 ЗК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании пп. 5 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, за исключением линейных объектов, для строительства, реконструкции которых не требуется подготовка документации по планировке территории. Образование лесных участков осуществляется в соответствии с проектной документацией лесных участков, за исключением случаев образования лесных участков в целях строительства, реконструкции линейных объектов, для осуществления которых требуется подготовка документации по планировке территории. В указанных случаях образование лесных участков осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории (п. 2.1 ст. 11.3 ЗК РФ).
Готовое решение: Как подготовить и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории
(КонсультантПлюс, 2025)не утвержден проект межевания территории.
(КонсультантПлюс, 2025)не утвержден проект межевания территории.
Готовое решение: Какие особенности строительства линейных объектов
(КонсультантПлюс, 2025)Участки под такое строительство обычно берут в аренду или устанавливают на них сервитут. Чтобы взять в аренду землю, которая находится в государственной или муниципальной собственности, иногда надо образовать земельный участок. Образование участка идет в общем порядке с учетом ряда особенностей. В частности, может быть необходим утвержденный проект межевания территории.
(КонсультантПлюс, 2025)Участки под такое строительство обычно берут в аренду или устанавливают на них сервитут. Чтобы взять в аренду землю, которая находится в государственной или муниципальной собственности, иногда надо образовать земельный участок. Образование участка идет в общем порядке с учетом ряда особенностей. В частности, может быть необходим утвержденный проект межевания территории.
Статья: Земельный участок для ведения садоводства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исходя из п. 4 ст. 39.10 ЗК РФ существенным условием договора безвозмездного пользования земельным участком, заключаемого с СНТ, является условие об обязанности товарищества обеспечить подготовку проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исходя из п. 4 ст. 39.10 ЗК РФ существенным условием договора безвозмездного пользования земельным участком, заключаемого с СНТ, является условие об обязанности товарищества обеспечить подготовку проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)На основании положений п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных п. 3 указанной статьи, за исключением случаев, установленных федеральными законами. При этом, согласно п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)На основании положений п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных п. 3 указанной статьи, за исключением случаев, установленных федеральными законами. При этом, согласно п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Также на основании утвержденного проекта межевания территории осуществляется образование лесных участков в целях строительства, реконструкции линейных объектов, для осуществления которых требуется подготовка документации по планировке территории. В остальных случаях образование лесных участков осуществляется в соответствии с проектной документацией лесных участков.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Также на основании утвержденного проекта межевания территории осуществляется образование лесных участков в целях строительства, реконструкции линейных объектов, для осуществления которых требуется подготовка документации по планировке территории. В остальных случаях образование лесных участков осуществляется в соответствии с проектной документацией лесных участков.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)7.3. Согласно ч. 7.3 комментируемой статьи допускается выдача разрешения на строительство до образования земельного участка или земельных участков на основании утвержденного проекта межевания территории и (или) выданного градостроительного плана земельного участка и утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Речь идет о земельных участках, которые образуются из земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо из земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при условии, что такие земли и (или) земельные участки не обременены правами третьих лиц (за исключением сервитута, публичного сервитута). В этом случае предоставление правоустанавливающих документов на земельный участок для выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства не требуется. Вместо данных правоустанавливающих документов к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются реквизиты утвержденного проекта межевания территории либо схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)7.3. Согласно ч. 7.3 комментируемой статьи допускается выдача разрешения на строительство до образования земельного участка или земельных участков на основании утвержденного проекта межевания территории и (или) выданного градостроительного плана земельного участка и утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Речь идет о земельных участках, которые образуются из земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо из земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при условии, что такие земли и (или) земельные участки не обременены правами третьих лиц (за исключением сервитута, публичного сервитута). В этом случае предоставление правоустанавливающих документов на земельный участок для выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства не требуется. Вместо данных правоустанавливающих документов к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются реквизиты утвержденного проекта межевания территории либо схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Статья: Разрешение на строительство
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случаях, предусмотренных ч. 1.1 и 1.2 ст. 57.3 ГрК РФ, если иное не установлено ч. 7.3 ст. 51 ГрК РФ (п. 1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ). Следует отметить, что для принятия решения о выдаче разрешения на строительство объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта не требуются документы, предусмотренные п. 1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ. Непредставление указанных документов не является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства. В этом случае вместо правоустанавливающих документов к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются реквизиты утвержденного проекта межевания территории. При этом не допускается строительство объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта на земельных участках, входящих в утвержденный проект межевания территории, в отношении которых не прекращены в установленном земельным законодательством порядке права собственников и третьих лиц в связи с их изъятием для государственных нужд (ч. 7.1 ст. 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случаях, предусмотренных ч. 1.1 и 1.2 ст. 57.3 ГрК РФ, если иное не установлено ч. 7.3 ст. 51 ГрК РФ (п. 1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ). Следует отметить, что для принятия решения о выдаче разрешения на строительство объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта не требуются документы, предусмотренные п. 1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ. Непредставление указанных документов не является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства. В этом случае вместо правоустанавливающих документов к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются реквизиты утвержденного проекта межевания территории. При этом не допускается строительство объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта на земельных участках, входящих в утвержденный проект межевания территории, в отношении которых не прекращены в установленном земельным законодательством порядке права собственников и третьих лиц в связи с их изъятием для государственных нужд (ч. 7.1 ст. 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
Статья: Россиян предупредили о риске изъятия дач
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2024, N 11)В целях урегулирования вопросов, связанных с дачными земельными участками, законодатель неоднократно продлевал возможность регистрации по упрощенной процедуре садовых земельных участков и построек на них. Между тем садовые земельные участки и огородные земельные участки могут быть образованы из земель населенных пунктов или земель сельскохозяйственного назначения, а находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в границах территории садоводства или огородничества, образовываются в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Помимо этого, садовые земельные участки и огородные земельные участки должны использоваться по целевому назначению и в соответствии с их разрешенным использованием. Также допускается использование садовых земельных участков и огородных земельных участков для выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственной птицы и (или) кроликов при условии установления градостроительным регламентом для территориальной зоны, в границах которой расположен такой земельный участок, соответствующего вспомогательного вида разрешенного использования либо в соответствии с разрешением на условно разрешенный вид использования при условии соблюдения земельного законодательства, ветеринарных норм и правил, санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов. Важно отметить, что строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2024, N 11)В целях урегулирования вопросов, связанных с дачными земельными участками, законодатель неоднократно продлевал возможность регистрации по упрощенной процедуре садовых земельных участков и построек на них. Между тем садовые земельные участки и огородные земельные участки могут быть образованы из земель населенных пунктов или земель сельскохозяйственного назначения, а находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в границах территории садоводства или огородничества, образовываются в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Помимо этого, садовые земельные участки и огородные земельные участки должны использоваться по целевому назначению и в соответствии с их разрешенным использованием. Также допускается использование садовых земельных участков и огородных земельных участков для выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственной птицы и (или) кроликов при условии установления градостроительным регламентом для территориальной зоны, в границах которой расположен такой земельный участок, соответствующего вспомогательного вида разрешенного использования либо в соответствии с разрешением на условно разрешенный вид использования при условии соблюдения земельного законодательства, ветеринарных норм и правил, санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов. Важно отметить, что строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.