Кто считается молодым специалистом
Подборка наиболее важных документов по запросу Кто считается молодым специалистом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Молодой специалист: особенности трудовых отношений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Понятие молодого специалиста
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Понятие молодого специалиста
Готовое решение: Какие особенности увольнения молодого специалиста (молодого работника)
(КонсультантПлюс, 2025)1. Кто является молодым специалистом (молодым работником)
(КонсультантПлюс, 2025)1. Кто является молодым специалистом (молодым работником)
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.12.2020 N 489-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О молодежной политике в Российской Федерации"6) молодой специалист - гражданин Российской Федерации в возрасте до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона), завершивший обучение по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения, впервые устраивающийся на работу в соответствии с полученной квалификацией, в том числе имеющий трудовой стаж, полученный в период обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения;
(ред. от 23.07.2025)
"О молодежной политике в Российской Федерации"6) молодой специалист - гражданин Российской Федерации в возрасте до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона), завершивший обучение по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения, впервые устраивающийся на работу в соответствии с полученной квалификацией, в том числе имеющий трудовой стаж, полученный в период обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения;
Ситуация: Какие меры поддержки оказываются молодым специалистам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, в сфере педагогической деятельности молодыми специалистами в Москве считаются граждане не старше 35 лет, которые не позднее трех месяцев с начала учебного года в год окончания образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования после его окончания поступили на работу по специальности при условии выполнения нормы рабочего времени (для учителя начальной школы - независимо от объема педагогической нагрузки).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, в сфере педагогической деятельности молодыми специалистами в Москве считаются граждане не старше 35 лет, которые не позднее трех месяцев с начала учебного года в год окончания образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования после его окончания поступили на работу по специальности при условии выполнения нормы рабочего времени (для учителя начальной школы - независимо от объема педагогической нагрузки).
Статья: Направления дифференциации законодательства о труде и занятости населения: в фокусе внимания молодежь и молодые специалисты
(Серова А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)Уязвимость на рынке труда молодых специалистов качественно отличается от уязвимости несовершеннолетних работников. В отношении первых акцент смещен: речь идет о том, что полученное ими профессиональное образование (среднее или высшее) должно обеспечивать им возможность не просто реализации свободы труда, а реализации свободы труда по выбранной профессии и практического применения полученных профессиональных компетенций. Проблематика правового положения молодых специалистов в сфере труда сводится к нескольким основным аспектам: с одной стороны, это удовлетворение потребности работодателей в квалифицированной рабочей силе, а с другой - стимулирование работодателей к найму молодых специалистов. Поэтому в отношении их наиболее предпочтительна другая цель дифференциации законодательства - содействие их эффективной занятости по полученной специальности. Тем более что упомянутый ранее динамический подход к пониманию процесса профессионального развития молодых специалистов дает нам о них представление не только в плане получения первоначального опыта работы по полученной квалификации. В этой связи видится, что достижение данной цели дифференциации требует выхода за пределы трудового права, когда оно должно стать только частью дифференцированного подхода в решении вопросов в сфере труда и занятости в отношении молодых специалистов. К тому же если взглянуть на положения ТК РФ, адресатами которых могут быть молодые специалисты, то мы увидим, что они сформулированы более широко ввиду отсутствия привязки к конкретным возрастным параметрам. Например, положения ст. 71 ТК РФ о запрете установления испытания при приеме на работу применяются вне зависимости от того, сколько лет устраивающемуся на работу выпускнику. Поэтому их изменение повлечет за собой снижение уровня гарантий. Таким образом, считаем нецелесообразным выстраивать в ТК РФ специальное правовое регулирование относительно молодых специалистов. Однако этот тезис не распространять на иные уровни правотворческой практики. Так, в настоящее время дифференцированный подход применяется к молодым специалистам для устранения структурных диспропорций на рынке труда, в связи с чем специальные положения появляются в иных федеральных, а также в региональных нормативных правовых актах, актах органов местного самоуправления, социально-партнерских соглашениях (чаще всего в отраслевых соглашениях) и локальных нормативных актах. В таком случае субъектное основание дифференциации преимущественно сочетается с объектным (например, отрасль экономики, территория и иные). В науке трудового права такое явление описывается специалистами как "дифференция трудового законодательства за пределами Трудового кодекса" <23>.
(Серова А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)Уязвимость на рынке труда молодых специалистов качественно отличается от уязвимости несовершеннолетних работников. В отношении первых акцент смещен: речь идет о том, что полученное ими профессиональное образование (среднее или высшее) должно обеспечивать им возможность не просто реализации свободы труда, а реализации свободы труда по выбранной профессии и практического применения полученных профессиональных компетенций. Проблематика правового положения молодых специалистов в сфере труда сводится к нескольким основным аспектам: с одной стороны, это удовлетворение потребности работодателей в квалифицированной рабочей силе, а с другой - стимулирование работодателей к найму молодых специалистов. Поэтому в отношении их наиболее предпочтительна другая цель дифференциации законодательства - содействие их эффективной занятости по полученной специальности. Тем более что упомянутый ранее динамический подход к пониманию процесса профессионального развития молодых специалистов дает нам о них представление не только в плане получения первоначального опыта работы по полученной квалификации. В этой связи видится, что достижение данной цели дифференциации требует выхода за пределы трудового права, когда оно должно стать только частью дифференцированного подхода в решении вопросов в сфере труда и занятости в отношении молодых специалистов. К тому же если взглянуть на положения ТК РФ, адресатами которых могут быть молодые специалисты, то мы увидим, что они сформулированы более широко ввиду отсутствия привязки к конкретным возрастным параметрам. Например, положения ст. 71 ТК РФ о запрете установления испытания при приеме на работу применяются вне зависимости от того, сколько лет устраивающемуся на работу выпускнику. Поэтому их изменение повлечет за собой снижение уровня гарантий. Таким образом, считаем нецелесообразным выстраивать в ТК РФ специальное правовое регулирование относительно молодых специалистов. Однако этот тезис не распространять на иные уровни правотворческой практики. Так, в настоящее время дифференцированный подход применяется к молодым специалистам для устранения структурных диспропорций на рынке труда, в связи с чем специальные положения появляются в иных федеральных, а также в региональных нормативных правовых актах, актах органов местного самоуправления, социально-партнерских соглашениях (чаще всего в отраслевых соглашениях) и локальных нормативных актах. В таком случае субъектное основание дифференциации преимущественно сочетается с объектным (например, отрасль экономики, территория и иные). В науке трудового права такое явление описывается специалистами как "дифференция трудового законодательства за пределами Трудового кодекса" <23>.