Кто проводит внутренний финансовый контроль
Подборка наиболее важных документов по запросу Кто проводит внутренний финансовый контроль (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверки государственных органов
(КонсультантПлюс, 2025)Внутренний финансовый контроль (проведение казначейством проверок) в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Внутренний финансовый контроль (проведение казначейством проверок) в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Цели, задачи и порядок проведения внутреннего
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Цели, задачи и порядок проведения внутреннего
Вопрос: О представлении документов, информации и материалов при проведении контрольных мероприятий в рамках внутреннего государственного финансового контроля.
(Письмо Минфина России от 24.06.2025 N 02-09-10/61439)Вопрос: О представлении документов, информации и материалов при проведении контрольных мероприятий в рамках внутреннего государственного финансового контроля.
(Письмо Минфина России от 24.06.2025 N 02-09-10/61439)Вопрос: О представлении документов, информации и материалов при проведении контрольных мероприятий в рамках внутреннего государственного финансового контроля.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)26. Негосударственная медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, является объектом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, проводимого органами Федерального казначейства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)26. Негосударственная медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, является объектом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, проводимого органами Федерального казначейства.
Статья: Определение этапов внешнего и внутреннего финансового контроля
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Предлагаемые нами этапы внутреннего финансового контроля и проводимых при его осуществлении контрольных мероприятий представлены в табл. 1. На наш взгляд, при систематизации этапов внутреннего финансового контроля важно отразить реализацию профилактической функции контроля в целях недопущения аналогичных нарушений в дальнейшем. Для этого конкретизировано содержание этапа внутреннего финансового контроля "Реализация мер, направленных на устранение и предотвращение нарушений" и этапа контрольных мероприятий "Применение мер по предотвращению нарушений".
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Предлагаемые нами этапы внутреннего финансового контроля и проводимых при его осуществлении контрольных мероприятий представлены в табл. 1. На наш взгляд, при систематизации этапов внутреннего финансового контроля важно отразить реализацию профилактической функции контроля в целях недопущения аналогичных нарушений в дальнейшем. Для этого конкретизировано содержание этапа внутреннего финансового контроля "Реализация мер, направленных на устранение и предотвращение нарушений" и этапа контрольных мероприятий "Применение мер по предотвращению нарушений".
Статья: Мониторинг в бюджетной сфере как инструмент обеспечения финансового суверенитета
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 2)Мониторинг процедур внутреннего финансового контроля направлен на постоянное изучение контрольных действий и их результатов, оценку надежности внутреннего финансового контроля, включая оценку организации, применения и достаточности контрольных действий, а также проводится оценка влияния внутреннего финансового контроля на минимизацию бюджетных рисков в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков <13>.
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 2)Мониторинг процедур внутреннего финансового контроля направлен на постоянное изучение контрольных действий и их результатов, оценку надежности внутреннего финансового контроля, включая оценку организации, применения и достаточности контрольных действий, а также проводится оценка влияния внутреннего финансового контроля на минимизацию бюджетных рисков в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков <13>.
Готовое решение: Кто и в каком порядке осуществляет контроль в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Да, вправе. Ограничений на этот счет нормативными правовыми актами не установлено. Кроме того, полагаем, что, поскольку внутренний финансовый контроль проводится в том числе в отношении действий, осуществляемых на этапе подготовки закупки, уже на данных этапах возможно выявление соответствующих нарушений с последующей выдачей предписания или представления (п. п. 2, 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Да, вправе. Ограничений на этот счет нормативными правовыми актами не установлено. Кроме того, полагаем, что, поскольку внутренний финансовый контроль проводится в том числе в отношении действий, осуществляемых на этапе подготовки закупки, уже на данных этапах возможно выявление соответствующих нарушений с последующей выдачей предписания или представления (п. п. 2, 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Принципы организации и осуществления внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)Результаты. В данной статье раскрыты известные в нормативном регулировании и научной литературе подходы к выделению состава и систематизации принципов контрольной деятельности, обоснована совокупность принципов внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений исходя из его специфических особенностей по сравнению с внешним контролем. Проведен сравнительный анализ отличительных особенностей внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений от внешнего, систематизированы известные подходы к определению принципов контрольной деятельности, что позволило выделить совокупность принципов внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений, формирующих основу для его эффективной организации и осуществления.
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)Результаты. В данной статье раскрыты известные в нормативном регулировании и научной литературе подходы к выделению состава и систематизации принципов контрольной деятельности, обоснована совокупность принципов внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений исходя из его специфических особенностей по сравнению с внешним контролем. Проведен сравнительный анализ отличительных особенностей внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений от внешнего, систематизированы известные подходы к определению принципов контрольной деятельности, что позволило выделить совокупность принципов внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений, формирующих основу для его эффективной организации и осуществления.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<469> См., например: Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 N 1237 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц", Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 N 1235 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов" и др.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<469> См., например: Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 N 1237 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц", Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 N 1235 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов" и др.
Статья: Стратегия развития государственного аудита в цифровой экономике России
(Чхутиашвили Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 4)<2> Качкова О.Е., Кришталева Т.И., Демина И.Д., Кеворкова Ж.А., Домбровская Е.Н. Научное обоснование и разработка практических подходов к организации и проведению внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях: Монография. М.: Русайнс, 2016. С. 232.
(Чхутиашвили Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 4)<2> Качкова О.Е., Кришталева Т.И., Демина И.Д., Кеворкова Ж.А., Домбровская Е.Н. Научное обоснование и разработка практических подходов к организации и проведению внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях: Монография. М.: Русайнс, 2016. С. 232.
Вопрос: О лицах, которые вправе проводить контрольные мероприятия и осуществлять контрольные действия в рамках внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в сфере закупок.
(Письмо Минфина России от 21.03.2024 N 02-09-10/25753)Вопрос: О лицах, которые вправе проводить контрольные мероприятия и осуществлять контрольные действия в рамках внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в сфере закупок.
(Письмо Минфина России от 21.03.2024 N 02-09-10/25753)Вопрос: О лицах, которые вправе проводить контрольные мероприятия и осуществлять контрольные действия в рамках внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в сфере закупок.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Заказчики, неучастники бюджетного процесса, обязаны проводить исключительно внутренний финансовый контроль в рамках Закона N 402-ФЗ как обязательную часть бухгалтерского учета обычного экономического субъекта.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Заказчики, неучастники бюджетного процесса, обязаны проводить исключительно внутренний финансовый контроль в рамках Закона N 402-ФЗ как обязательную часть бухгалтерского учета обычного экономического субъекта.
Статья: Пути повышения эффективности расходования бюджетных средств в таможенных органах на примере центрального таможенного управления
(Сычева А.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)- отсутствие взаимосвязи между автоматизированной информационной системой финансово-хозяйственной деятельности, в которой должностные лица финансовых подразделений таможенных органов формируют бюджетную заявку и проводят процедуры внутреннего финансового контроля и финансового менеджмента с ГИИС "Электронный бюджет", что приводит к опечаткам и техническим ошибкам при переносе/дублировании данных.
(Сычева А.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)- отсутствие взаимосвязи между автоматизированной информационной системой финансово-хозяйственной деятельности, в которой должностные лица финансовых подразделений таможенных органов формируют бюджетную заявку и проводят процедуры внутреннего финансового контроля и финансового менеджмента с ГИИС "Электронный бюджет", что приводит к опечаткам и техническим ошибкам при переносе/дублировании данных.