Кто относится к педагогическим работникам
Подборка наиболее важных документов по запросу Кто относится к педагогическим работникам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Наша организация занимается деятельностью, связанной с больными детьми. Имеет медицинскую лицензию. У нас работают логопеды, которые относятся к работникам педагогического состава. Наша организация не имеет образовательной лицензии. Должны ли мы логопедам предоставлять отпуск в 56 календарных дней?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2025
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2025
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"21) педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"21) педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н
(ред. от 31.05.2011)
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638)III. ДОЛЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
(ред. от 31.05.2011)
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638)III. ДОЛЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Готовое решение: Как оформить продление срочного трудового договора
(КонсультантПлюс, 2025)Оформите продление срочного трудового договора с пенсионером в обычном порядке, если возможность такого продления прямо предусмотрена законом. Например, если пенсионер избран по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу. С работником заключают дополнительное соглашение к трудовому договору, обычно издают приказ. Общий срок трудового договора - не менее трех и не более пяти лет. Действие заключенного с таким работником срочного трудового договора продлевается также на срок не менее трех и не более пяти лет. Не рекомендуем оформлять продление срочного трудового договора в случаях, не урегулированных законом, поскольку это может повлечь для вас риски. Например, если срочный трудовой договор заключен на основании ч. 2 ст. 59 ТК РФ, то есть с пенсионером по возрасту по соглашению с ним. Такие выводы следуют из ч. 2 ст. 57, п. 2 ч. 1 ст. 58, ч. 2 ст. 59, ст. 72, ч. 1, 2, 8 ст. 332 ТК РФ, Письма Минтруда России от 27.04.2021 N 14-2/ООГ-3772.
(КонсультантПлюс, 2025)Оформите продление срочного трудового договора с пенсионером в обычном порядке, если возможность такого продления прямо предусмотрена законом. Например, если пенсионер избран по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу. С работником заключают дополнительное соглашение к трудовому договору, обычно издают приказ. Общий срок трудового договора - не менее трех и не более пяти лет. Действие заключенного с таким работником срочного трудового договора продлевается также на срок не менее трех и не более пяти лет. Не рекомендуем оформлять продление срочного трудового договора в случаях, не урегулированных законом, поскольку это может повлечь для вас риски. Например, если срочный трудовой договор заключен на основании ч. 2 ст. 59 ТК РФ, то есть с пенсионером по возрасту по соглашению с ним. Такие выводы следуют из ч. 2 ст. 57, п. 2 ч. 1 ст. 58, ч. 2 ст. 59, ст. 72, ч. 1, 2, 8 ст. 332 ТК РФ, Письма Минтруда России от 27.04.2021 N 14-2/ООГ-3772.
Готовое решение: Как уволить педагогического работника
(КонсультантПлюс, 2025)Закон не определяет понятие грубого нарушения устава и перечень таких нарушений. Полагаем, что к ним относится неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником требований или обязанностей, которые закреплены в уставе. В их числе систематическое неисполнение должностных обязанностей, фальсификация результатов научных исследований и отчетов, незаконное извлечение выгоды из учебного процесса (например, фальсификация диплома).
(КонсультантПлюс, 2025)Закон не определяет понятие грубого нарушения устава и перечень таких нарушений. Полагаем, что к ним относится неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником требований или обязанностей, которые закреплены в уставе. В их числе систематическое неисполнение должностных обязанностей, фальсификация результатов научных исследований и отчетов, незаконное извлечение выгоды из учебного процесса (например, фальсификация диплома).
Ситуация: Каков порядок подготовки и защиты диссертации?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)без обучения в аспирантуре (адъюнктуре) в организациях, в которых такое лицо замещает по основному месту работы должность научного или педагогического работника, относящуюся к профессорско-преподавательскому составу, а также при прикреплении к образовательной организации высшего образования (далее - вуз), образовательной организации дополнительного профессионального образования, к научной организации. Такое лицо должно иметь образование не ниже высшего (специалитет или магистратура).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)без обучения в аспирантуре (адъюнктуре) в организациях, в которых такое лицо замещает по основному месту работы должность научного или педагогического работника, относящуюся к профессорско-преподавательскому составу, а также при прикреплении к образовательной организации высшего образования (далее - вуз), образовательной организации дополнительного профессионального образования, к научной организации. Такое лицо должно иметь образование не ниже высшего (специалитет или магистратура).
Готовое решение: Какие есть особенности рабочего времени педагогических работников
(КонсультантПлюс, 2025)Что касается педработников, которые относятся к профессорско-преподавательскому составу, то руководствуйтесь особым Порядком определения их учебной нагрузки (в том числе когда меняете ее).
(КонсультантПлюс, 2025)Что касается педработников, которые относятся к профессорско-преподавательскому составу, то руководствуйтесь особым Порядком определения их учебной нагрузки (в том числе когда меняете ее).
Ситуация: Каков порядок обучения в аспирантуре?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что вуз вправе принять аспиранта, в частности, на должность педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в соответствии с законодательством РФ (п. 11 Положения N 2122).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что вуз вправе принять аспиранта, в частности, на должность педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в соответствии с законодательством РФ (п. 11 Положения N 2122).
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)<1> См.: Законопроект N 190210-8 "О внесении изменений в статью 332 Трудового кодекса Российской Федерации" (о минимальном сроке трудовых договоров на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и порядке замещения указанных должностей). URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/190210-8 (дата обращения: 11.04.2023).
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)<1> См.: Законопроект N 190210-8 "О внесении изменений в статью 332 Трудового кодекса Российской Федерации" (о минимальном сроке трудовых договоров на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и порядке замещения указанных должностей). URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/190210-8 (дата обращения: 11.04.2023).
Готовое решение: Каковы особенности оформления приема на работу по срочному трудовому договору в отдельных случаях
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, не требуется вносить записи в трудовую книжку педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, если он переизбран на должность, которую ранее занимал по срочному трудовому договору, при этом новый трудовой договор с ним не заключался. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, в соответствии с ч. 8 ст. 332 ТК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, не требуется вносить записи в трудовую книжку педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, если он переизбран на должность, которую ранее занимал по срочному трудовому договору, при этом новый трудовой договор с ним не заключался. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, в соответствии с ч. 8 ст. 332 ТК РФ.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Статья 332. Особенности заключения и прекращения трудового договора с педагогическими работниками, относящимися к профессорско-преподавательскому составу
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Статья 332. Особенности заключения и прекращения трудового договора с педагогическими работниками, относящимися к профессорско-преподавательскому составу
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Приказом также определен состав лиц, участие которых в комиссии обязательно. К ним отнесены: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофрено-педагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии могут быть включены другие специалисты.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Приказом также определен состав лиц, участие которых в комиссии обязательно. К ним отнесены: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофрено-педагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии могут быть включены другие специалисты.
Статья: Оптимизация правового статуса научно-педагогических работников в контексте обеспечения технологического суверенитета государства
(Куренев Д.С., Дитковская К.Д.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Рассматривая правовой статус подкатегории педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу вузов, внутри общей категории научно-педагогических работников, полагаем, что в случае если преподавание является единственной профессиональной деятельностью работника и образовательные организации являются его основным местом работы, осуществление преподавателем вуза научной деятельности необходимо именно для его педагогической деятельности. Справедливым представляется мнение ряда исследователей (А.А. Васильев, Н.В. Путило, Н.А. Полихина <15> и др.) о том, что эффективным признается такое образование, в рамках которого преподаватель как ученый вовлекает студентов в научное исследование, внедряет свои научные разработки в учебный процесс. В такой среде формируются исследовательские компетенции студентов, происходит воспроизводство научных школ и научно-педагогических кадров.
(Куренев Д.С., Дитковская К.Д.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Рассматривая правовой статус подкатегории педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу вузов, внутри общей категории научно-педагогических работников, полагаем, что в случае если преподавание является единственной профессиональной деятельностью работника и образовательные организации являются его основным местом работы, осуществление преподавателем вуза научной деятельности необходимо именно для его педагогической деятельности. Справедливым представляется мнение ряда исследователей (А.А. Васильев, Н.В. Путило, Н.А. Полихина <15> и др.) о том, что эффективным признается такое образование, в рамках которого преподаватель как ученый вовлекает студентов в научное исследование, внедряет свои научные разработки в учебный процесс. В такой среде формируются исследовательские компетенции студентов, происходит воспроизводство научных школ и научно-педагогических кадров.