Кто освобожден от обеспечения исполнения контракта
Подборка наиболее важных документов по запросу Кто освобожден от обеспечения исполнения контракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об освобождении от предоставления обеспечения исполнения контракта участника закупки.
(Письмо Минфина России от 17.01.2025 N 24-06-09/3195)Вопрос: Об освобождении от предоставления обеспечения исполнения контракта участника закупки.
(Письмо Минфина России от 17.01.2025 N 24-06-09/3195)Вопрос: Об освобождении от предоставления обеспечения исполнения контракта участника закупки.
Вопрос: О применении положений законодательства о закупках в части НМЦК в целях освобождения от предоставления обеспечения исполнения контракта при проведении совместной закупки с неопределенным объемом.
(Письмо Минфина России от 28.11.2024 N 24-06-06/119249)Вопрос: О применении положений законодательства о закупках в части НМЦК в целях освобождения от предоставления обеспечения исполнения контракта при проведении совместной закупки с неопределенным объемом.
(Письмо Минфина России от 28.11.2024 N 24-06-06/119249)Вопрос: О применении положений законодательства о закупках в части НМЦК в целях освобождения от предоставления обеспечения исполнения контракта при проведении совместной закупки с неопределенным объемом.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)8.1. Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)8.1. Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Готовое решение: Как предоставить обеспечение исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Как сформировать информацию из реестра контрактов для предоставления заказчику в целях освобождения от обеспечения исполнения контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Как сформировать информацию из реестра контрактов для предоставления заказчику в целях освобождения от обеспечения исполнения контракта
Последние изменения: Обеспечение исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, в случае заключения контракта по результатам закупки среди СМП (СОНКО) участник освобождается от обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений ст. 37 Закона N 44-ФЗ. Для этого он должен до заключения контракта предоставить информацию из реестра контрактов, подтверждающую исполнение им трех контрактов (без учета правопреемства). Сумма цен этих контрактов должна быть не менее НМЦК проводимой закупки, а контракты должны быть исполнены в течение трех лет до даты подачи заявки и без применения к участнику неустоек (штрафов, пеней) (ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, в случае заключения контракта по результатам закупки среди СМП (СОНКО) участник освобождается от обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений ст. 37 Закона N 44-ФЗ. Для этого он должен до заключения контракта предоставить информацию из реестра контрактов, подтверждающую исполнение им трех контрактов (без учета правопреемства). Сумма цен этих контрактов должна быть не менее НМЦК проводимой закупки, а контракты должны быть исполнены в течение трех лет до даты подачи заявки и без применения к участнику неустоек (штрафов, пеней) (ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Как подготовить проект государственного, муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Да, условие об освобождении СМП от обеспечения исполнения контракта необходимо включить в проект контракта, даже если оно содержится в извещении об осуществлении закупки (Письмо Минфина России от 17.09.2020 N 24-03-08/81824). Отсутствие в контракте условия об освобождении СМП от обеспечения исполнения контракта при подтверждении добросовестности может быть признано контрольным органом нарушением ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ (Решение Челябинского УФАС России от 16.12.2019 N 074/06/105-2545/2019 по делу N 896-ж/2019). При определении такого условия можно использовать, например, следующую формулировку: "Исполнитель освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений ст. 37 Федерального закона N 44-ФЗ, в случае предоставления Исполнителем до заключения контракта информации, содержащейся в реестре контрактов, подтверждающей исполнение таким Исполнителем (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к нему неустоек (штрафов, пеней). Сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документах о закупке".
(КонсультантПлюс, 2025)Да, условие об освобождении СМП от обеспечения исполнения контракта необходимо включить в проект контракта, даже если оно содержится в извещении об осуществлении закупки (Письмо Минфина России от 17.09.2020 N 24-03-08/81824). Отсутствие в контракте условия об освобождении СМП от обеспечения исполнения контракта при подтверждении добросовестности может быть признано контрольным органом нарушением ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ (Решение Челябинского УФАС России от 16.12.2019 N 074/06/105-2545/2019 по делу N 896-ж/2019). При определении такого условия можно использовать, например, следующую формулировку: "Исполнитель освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений ст. 37 Федерального закона N 44-ФЗ, в случае предоставления Исполнителем до заключения контракта информации, содержащейся в реестре контрактов, подтверждающей исполнение таким Исполнителем (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к нему неустоек (штрафов, пеней). Сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документах о закупке".
Готовое решение: Как применять антидемпинговые меры при закупке по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если закупка проводится только среди СМП (СОНКО), участник освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом антидемпинговых мер, если до заключения контракта предоставит сведения, содержащиеся в реестре контрактов, об исполнении им трех контрактов (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке (ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Сумма их цен должна составлять не менее НМЦК (максимального значения цены контракта). Контракты должны быть исполнены без применения неустоек. Списание начисленных неустоек (штрафов, пеней) свидетельствует об отсутствии у поставщика (подрядчика, исполнителя) неоплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), но не исключает факта их применения к такому участнику (Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 24-06-06/5682).
(КонсультантПлюс, 2025)Если закупка проводится только среди СМП (СОНКО), участник освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом антидемпинговых мер, если до заключения контракта предоставит сведения, содержащиеся в реестре контрактов, об исполнении им трех контрактов (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке (ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Сумма их цен должна составлять не менее НМЦК (максимального значения цены контракта). Контракты должны быть исполнены без применения неустоек. Списание начисленных неустоек (штрафов, пеней) свидетельствует об отсутствии у поставщика (подрядчика, исполнителя) неоплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), но не исключает факта их применения к такому участнику (Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 24-06-06/5682).
Статья: Обеспечение баланса интересов заказчика и защиты конкуренции при осуществлении публичных закупок
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)3.3. Некоторые преференции имеют государственные и муниципальные учреждения - они освобождаются от обеспечения исполнения контракта (положения Закона об обеспечении исполнения контракта, включая положения о предоставлении такого обеспечения с учетом положений ст. 37, об обеспечении гарантийных обязательств не применяются в случае заключения контракта с участником закупки, который является казенным учреждением, согласно п. 1 ч. 8 ст. 96). Государственные, муниципальные учреждения не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в закупках.
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)3.3. Некоторые преференции имеют государственные и муниципальные учреждения - они освобождаются от обеспечения исполнения контракта (положения Закона об обеспечении исполнения контракта, включая положения о предоставлении такого обеспечения с учетом положений ст. 37, об обеспечении гарантийных обязательств не применяются в случае заключения контракта с участником закупки, который является казенным учреждением, согласно п. 1 ч. 8 ст. 96). Государственные, муниципальные учреждения не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в закупках.
Статья: Авансы в контрактах: баланс интересов
(Воронова О.Н., Бука О.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Указанная норма не позволяет освобождать от обеспечения исполнения контракта при выплате авансов субъектов малого предпринимательства и некоммерческие организации, имеющие социальную направленность, поскольку охватывает все категории лиц, участвующих в закупке.
(Воронова О.Н., Бука О.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Указанная норма не позволяет освобождать от обеспечения исполнения контракта при выплате авансов субъектов малого предпринимательства и некоммерческие организации, имеющие социальную направленность, поскольку охватывает все категории лиц, участвующих в закупке.