Кто осуществляет внутренний финансовый аудит
Подборка наиболее важных документов по запросу Кто осуществляет внутренний финансовый аудит (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)3. Внутренний финансовый аудит осуществляется на основе принципа функциональной независимости структурными подразделениями или в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, а в случаях передачи полномочий, предусмотренных настоящей статьей, - структурными подразделениями или уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств (администратора бюджетных средств), которому передаются указанные полномочия.
(ред. от 31.07.2025)3. Внутренний финансовый аудит осуществляется на основе принципа функциональной независимости структурными подразделениями или в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, а в случаях передачи полномочий, предусмотренных настоящей статьей, - структурными подразделениями или уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств (администратора бюджетных средств), которому передаются указанные полномочия.
Приказ Минфина России от 18.12.2019 N 237н
(ред. от 29.05.2025)
"Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита"
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2020 N 57091)Зарегистрировано в Минюсте России 9 января 2020 г. N 57091
(ред. от 29.05.2025)
"Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита"
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2020 N 57091)Зарегистрировано в Минюсте России 9 января 2020 г. N 57091
Статья: Определение этапов внешнего и внутреннего финансового контроля
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Федеральными стандартами внутреннего финансового аудита регламентирован порядок планирования внутреннего финансового аудита, включающий как годовое планирование мероприятий в целях составления плана проведения аудиторских мероприятий, так и планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия <5>. Проведение аудиторских мероприятий реализуется путем выполнения "группы профессиональных действий", включая действия по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов и рекомендаций. В рамках реализации внутреннего финансового аудита осуществляется формирование завершающих документов (заключений, содержащих информацию о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, о надежности внутреннего финансового контроля, о достоверности бюджетной отчетности, а также предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента), принятие решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, составление и представление годовой отчетности о результатах внутреннего финансового аудита <6>.
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Федеральными стандартами внутреннего финансового аудита регламентирован порядок планирования внутреннего финансового аудита, включающий как годовое планирование мероприятий в целях составления плана проведения аудиторских мероприятий, так и планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия <5>. Проведение аудиторских мероприятий реализуется путем выполнения "группы профессиональных действий", включая действия по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов и рекомендаций. В рамках реализации внутреннего финансового аудита осуществляется формирование завершающих документов (заключений, содержащих информацию о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, о надежности внутреннего финансового контроля, о достоверности бюджетной отчетности, а также предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента), принятие решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, составление и представление годовой отчетности о результатах внутреннего финансового аудита <6>.
Готовое решение: Каков порядок планирования внутреннего финансового аудита
(КонсультантПлюс, 2025)план должен включать аудиторское мероприятие в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности (в ГАБС и каждом АБС, в котором субъект ВФА осуществляет ВФА);
(КонсультантПлюс, 2025)план должен включать аудиторское мероприятие в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности (в ГАБС и каждом АБС, в котором субъект ВФА осуществляет ВФА);
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)На уровне внутреннего финансового аудита пока осуществляется автоматизация бизнес-процесса, что подтверждается письмом Минфина России от 25.05.2023 N 02-10-13/48003, согласно которому идет процедура доработки подсистем (компонентов, модулей) государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в части создания полномочия "Просмотр сотрудниками главных администраторов бюджетных средств сведений по бюджетным средствам (Аудитор)" <1>. Введение в эксплуатацию данного модуля позволит внутренним аудиторам получить возможность к просмотру отдельных данных государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", а также аналогичным системам на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, в которых идет формирование документов сотрудниками главных администраторов (администраторов) бюджетных средств и их поступление указанным лицам. Предполагается, что предоставление указанного доступа к системам управления общественными финансами структурным подразделениям, ответственным за проведение аудиторских мероприятий, позволит повысить эффективность планирования и проведения аудиторских мероприятий. Соответственно, говорить о цифровизации процессов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита преждевременно, хотя не стоит исключать право каждого главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и администратора поступлений в бюджет внедрять самостоятельные разработки.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)На уровне внутреннего финансового аудита пока осуществляется автоматизация бизнес-процесса, что подтверждается письмом Минфина России от 25.05.2023 N 02-10-13/48003, согласно которому идет процедура доработки подсистем (компонентов, модулей) государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в части создания полномочия "Просмотр сотрудниками главных администраторов бюджетных средств сведений по бюджетным средствам (Аудитор)" <1>. Введение в эксплуатацию данного модуля позволит внутренним аудиторам получить возможность к просмотру отдельных данных государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", а также аналогичным системам на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, в которых идет формирование документов сотрудниками главных администраторов (администраторов) бюджетных средств и их поступление указанным лицам. Предполагается, что предоставление указанного доступа к системам управления общественными финансами структурным подразделениям, ответственным за проведение аудиторских мероприятий, позволит повысить эффективность планирования и проведения аудиторских мероприятий. Соответственно, говорить о цифровизации процессов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита преждевременно, хотя не стоит исключать право каждого главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и администратора поступлений в бюджет внедрять самостоятельные разработки.
Вопрос: Об осуществлении внутреннего финансового аудита.
(Письмо Минфина России от 28.09.2023 N 02-10-08/1/92673)Вопрос: Об осуществлении внутреннего финансового аудита.
(Письмо Минфина России от 28.09.2023 N 02-10-08/1/92673)Вопрос: Об осуществлении внутреннего финансового аудита.
Статья: Рекомендации по развитию сотрудников, осуществляющих ВФА
(Беликова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 6)"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 6
(Беликова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 6)"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 6
Статья: Внутренний бюджетный контроль и внутренний бюджетный аудит публичных расходов: соотношение и особенности правового регулирования
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)<14> См.: Как организовать и осуществлять ВФА? // Финконтроль. 2020. N 3. URL: https://rufincontrol.ru/online/article/411441/ (дата обращения: 23.12.2022).
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)<14> См.: Как организовать и осуществлять ВФА? // Финконтроль. 2020. N 3. URL: https://rufincontrol.ru/online/article/411441/ (дата обращения: 23.12.2022).
Статья: Должностные инструкции для сотрудников ВФА
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 6)Минфин опубликовал на своем сайте Рекомендации по определению перечня знаний, умений, прав и обязанностей для разработки должностных регламентов (инструкций) должностных лиц (работников), наделенных полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (одобрены Советом по развитию внутреннего финансового аудита 18.04.2023, протокол N 1) (далее - Рекомендации). О том, как Минфин видит должностные инструкции сотрудников, уполномоченных на осуществление внутреннего финансового аудита (ВФА), читайте в нашем материале.
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 6)Минфин опубликовал на своем сайте Рекомендации по определению перечня знаний, умений, прав и обязанностей для разработки должностных регламентов (инструкций) должностных лиц (работников), наделенных полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (одобрены Советом по развитию внутреннего финансового аудита 18.04.2023, протокол N 1) (далее - Рекомендации). О том, как Минфин видит должностные инструкции сотрудников, уполномоченных на осуществление внутреннего финансового аудита (ВФА), читайте в нашем материале.
Статья: Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ст. 160.2-1 БК РФ содержатся понятия внутреннего финансового контроля (пп. 1 п. 2) и внутреннего финансового аудита (п. 1). Предусмотрена возможность передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ст. 160.2-1 БК РФ содержатся понятия внутреннего финансового контроля (пп. 1 п. 2) и внутреннего финансового аудита (п. 1). Предусмотрена возможность передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Согласно п. 5 названной ст. 160.2-1 БК РФ: внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Минфином России; федеральные стандарты внутреннего финансового аудита должны содержать принципы, в том числе принцип функциональной независимости, задачи, основания и порядок организации, планирования и проведения внутреннего финансового аудита, реализации его результатов, права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита, а также определять случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита; главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, осуществляющие внутренний финансовый аудит, издают ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Согласно п. 5 названной ст. 160.2-1 БК РФ: внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Минфином России; федеральные стандарты внутреннего финансового аудита должны содержать принципы, в том числе принцип функциональной независимости, задачи, основания и порядок организации, планирования и проведения внутреннего финансового аудита, реализации его результатов, права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита, а также определять случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита; главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, осуществляющие внутренний финансовый аудит, издают ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.