Кто может обратиться с иском об ограничении в родительских правах
Подборка наиболее важных документов по запросу Кто может обратиться с иском об ограничении в родительских правах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Отмена ограничения родительских прав в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...С учетом положений статьи 78 СК РФ и статьи 47 ГПК РФ дела указанной категории [в частности, об отмене ограничения родительских прав - ред.] рассматриваются судом с участием органа опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и его родителя (родителей)... обратившегося в суд с иском об отмене ограничения родительских прав..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...С учетом положений статьи 78 СК РФ и статьи 47 ГПК РФ дела указанной категории [в частности, об отмене ограничения родительских прав - ред.] рассматриваются судом с участием органа опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и его родителя (родителей)... обратившегося в суд с иском об отмене ограничения родительских прав..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административное отобрание детей из семьи: состояние и развитие законодательства
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Одной из проблем применения ст. 77 СК РФ является установленная в ней императивность обязанности органов опеки в течение семи дней обратиться в суд с иском о лишении или ограничении родительских прав лиц, у которых были отобраны дети. Однако приведенные данные указывают на значительное количество возвращенных в семьи ранее отобранных детей, что дает основание предполагать отсутствие оснований для лишения родительских прав либо их ограничения по абз. 2 п. 2 ст. 73 СК РФ. Полагаем, что семидневный срок должен использоваться не столько для подготовки искового заявления в суд, а в первую очередь для всесторонней оценки сложившейся в семье ситуации, обстоятельств, которые создали опасность для жизни, здоровья ребенка, его взаимоотношений с родителем, другими членами семьи, для правильного выбора мер социальной поддержки семьи в целях ее оздоровления и оказания таковой и др., что позволило бы выявить целесообразность предъявления иска о лишении (ограничении) родителей их прав с позиций интересов ребенка и семьи в целом, иначе заявленные иски изначально не будут иметь судебной перспективы. Поэтому в ст. 77 СК РФ речь должна идти не об обязанности, а о праве органов опеки заявлять в судах соответствующие иски.
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Одной из проблем применения ст. 77 СК РФ является установленная в ней императивность обязанности органов опеки в течение семи дней обратиться в суд с иском о лишении или ограничении родительских прав лиц, у которых были отобраны дети. Однако приведенные данные указывают на значительное количество возвращенных в семьи ранее отобранных детей, что дает основание предполагать отсутствие оснований для лишения родительских прав либо их ограничения по абз. 2 п. 2 ст. 73 СК РФ. Полагаем, что семидневный срок должен использоваться не столько для подготовки искового заявления в суд, а в первую очередь для всесторонней оценки сложившейся в семье ситуации, обстоятельств, которые создали опасность для жизни, здоровья ребенка, его взаимоотношений с родителем, другими членами семьи, для правильного выбора мер социальной поддержки семьи в целях ее оздоровления и оказания таковой и др., что позволило бы выявить целесообразность предъявления иска о лишении (ограничении) родителей их прав с позиций интересов ребенка и семьи в целом, иначе заявленные иски изначально не будут иметь судебной перспективы. Поэтому в ст. 77 СК РФ речь должна идти не об обязанности, а о праве органов опеки заявлять в судах соответствующие иски.
Статья: Вопросы изъятия ребенка из семьи: сравнительный анализ систем защиты прав ребенка в некоторых скандинавских странах и России
(Болурова З.Л.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Хоть законом и определен порядок отобрания ребенка в случае угрозы его жизни и здоровью, на практике же органы опеки изначально отбирают ребенка, а после составляют акт. Данная процедура имеет место, поскольку издание акта может иметь затяжной характер, тогда как отбирать ребенка необходимо немедленно. Процедура отобрания ребенка также предусматривает обязательное извещение прокурора, поскольку данные категории дел рассматриваются судом с обязательным участием государственного обвинителя. Органу опеки и попечительства необходимо в семидневный срок обратиться в суд с иском о лишении или ограничении родительских прав, и стоит отметить, что все это время ребенок содержится в детском доме или ином специализированном учреждении. Предполагается, что органам опеки и попечительства нелегко действовать в соответствии с нормами ст. 77 СК РФ, поскольку им необходимо взаимодействовать с несколькими государственными органами, что ведет к затягиванию процесса и нахождению ребенка в новой, возможно некомфортной, среде.
(Болурова З.Л.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Хоть законом и определен порядок отобрания ребенка в случае угрозы его жизни и здоровью, на практике же органы опеки изначально отбирают ребенка, а после составляют акт. Данная процедура имеет место, поскольку издание акта может иметь затяжной характер, тогда как отбирать ребенка необходимо немедленно. Процедура отобрания ребенка также предусматривает обязательное извещение прокурора, поскольку данные категории дел рассматриваются судом с обязательным участием государственного обвинителя. Органу опеки и попечительства необходимо в семидневный срок обратиться в суд с иском о лишении или ограничении родительских прав, и стоит отметить, что все это время ребенок содержится в детском доме или ином специализированном учреждении. Предполагается, что органам опеки и попечительства нелегко действовать в соответствии с нормами ст. 77 СК РФ, поскольку им необходимо взаимодействовать с несколькими государственными органами, что ведет к затягиванию процесса и нахождению ребенка в новой, возможно некомфортной, среде.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44
"О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав"Исходя из положений абзаца третьего статьи 14 СК РФ близкими родственниками ребенка, которые могут обратиться в суд с иском об ограничении родительских прав, являются один из его родителей, дедушки и бабушки, полнородные и неполнородные братья и сестры.
"О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав"Исходя из положений абзаца третьего статьи 14 СК РФ близкими родственниками ребенка, которые могут обратиться в суд с иском об ограничении родительских прав, являются один из его родителей, дедушки и бабушки, полнородные и неполнородные братья и сестры.
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)2. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)2. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.