Кто должен содержать контейнерные площадки
Подборка наиболее важных документов по запросу Кто должен содержать контейнерные площадки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 162 ЖК РФРасходы на содержание контейнерной площадки, предназначенной для накопления ТКО нескольких МКД, распределяются между управляющими организациями пропорционально общей площади помещений в МКД >>>
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 11 "Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о наличии у управления правовых оснований требовать от общества как лица, осуществляющего управлением спорным многоквартирным домом, устранения выявленного нарушения санитарных правил при содержании контейнерной площадки накопления ТКО."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Взыщет ли оператор плату за вывоз ТКО с потребителя, который не указан в территориальной схеме обращения с отходами как источник их образования
(КонсультантПлюс, 2025)"...Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, а также доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что контейнерная площадка, указанная в качестве места накопления отходов предпринимателя, в соответствии с приказом департамента от 21.04.2023 N 76 в территориальной схеме обозначена собственностью товарищества собственников жилья, до указанного приказа - общедоступная (представитель собственника администрация города Томска), сведений о помещении и самом предпринимателе в перечне мусорообразователей, складирующих ТКО на контейнерной площадке, не содержит, собственная контейнерная площадка для накопления ТКО в исковом периоде предпринимателем не организована, правомерно возложив бремя доказывания факта оказания услуг на предприятие как регионального оператора, констатировав непредставление им доказательств фактического оказания услуг именно предпринимателю, суд апелляционной инстанций пришел к аргументированному выводу о необоснованности исковых требований и в иске отказал.
Взыщет ли оператор плату за вывоз ТКО с потребителя, который не указан в территориальной схеме обращения с отходами как источник их образования
(КонсультантПлюс, 2025)"...Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, а также доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что контейнерная площадка, указанная в качестве места накопления отходов предпринимателя, в соответствии с приказом департамента от 21.04.2023 N 76 в территориальной схеме обозначена собственностью товарищества собственников жилья, до указанного приказа - общедоступная (представитель собственника администрация города Томска), сведений о помещении и самом предпринимателе в перечне мусорообразователей, складирующих ТКО на контейнерной площадке, не содержит, собственная контейнерная площадка для накопления ТКО в исковом периоде предпринимателем не организована, правомерно возложив бремя доказывания факта оказания услуг на предприятие как регионального оператора, констатировав непредставление им доказательств фактического оказания услуг именно предпринимателю, суд апелляционной инстанций пришел к аргументированному выводу о необоснованности исковых требований и в иске отказал.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 07.03.2025 N 293
"О порядке обращения с твердыми коммунальными отходами"
(вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами")"содержание контейнерной площадки" - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического и санитарного состояния контейнерной площадки лицом, ответственным за ее содержание, в том числе уборка твердых коммунальных отходов в контейнеры и (или) бункеры в границах контейнерной площадки, включающая перемещение в контейнеры и (или) бункеры складированных на контейнерной площадке твердых коммунальных отходов, оборудование контейнерной площадки контейнерами и (или) бункерами, а также ремонт контейнерной площадки, размещение на ней информации в соответствии с установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правилами благоустройства муниципального образования;
"О порядке обращения с твердыми коммунальными отходами"
(вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами")"содержание контейнерной площадки" - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического и санитарного состояния контейнерной площадки лицом, ответственным за ее содержание, в том числе уборка твердых коммунальных отходов в контейнеры и (или) бункеры в границах контейнерной площадки, включающая перемещение в контейнеры и (или) бункеры складированных на контейнерной площадке твердых коммунальных отходов, оборудование контейнерной площадки контейнерами и (или) бункерами, а также ремонт контейнерной площадки, размещение на ней информации в соответствии с установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правилами благоустройства муниципального образования;
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)26. Обязанность по содержанию мест (площадок) накопления ТКО для МКД возложена на организацию, осуществляющую управление МКД. Если контейнерная площадка предназначена для накопления ТКО нескольких МКД, расходы по ее содержанию распределяются между управляющими организациями пропорционально общей площади помещений в МКД.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)26. Обязанность по содержанию мест (площадок) накопления ТКО для МКД возложена на организацию, осуществляющую управление МКД. Если контейнерная площадка предназначена для накопления ТКО нескольких МКД, расходы по ее содержанию распределяются между управляющими организациями пропорционально общей площади помещений в МКД.
Статья: Если на момент регистрации ДТ нет документа, подтверждающего право на освобождение от НДС, то льгота не применяется
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 36)Инспекция пришла к выводу о создании схемы дробления бизнеса с участием взаимозависимых обществ "УО "Универсал" и "ЖЭК 6". Суд удовлетворил требование заявителя. ООО "ЖЭК-6" существовало дольше, чем общество, а создание ООО "УО "Универсал" не связано с попыткой избежать ограничений по применению УСН, так как оно начало свою деятельность на общей системе налогообложения, а доходы заявителя в этом периоде не превышали предельную сумму для применения УСН. Все организации вели разные виды деятельности, работали в разных сегментах ЖКХ, имели различные специализации, вели раздельный учет и документооборот, заключали договоры от своего имени, имели собственные ресурсы и имущество, разные лицензии на деятельность в сфере ЖКХ. Организации также проводили различную тарифную политику и оказывали разные виды услуг. Так, налогоплательщик специализировался на управлении (обслуживание и текущий ремонт) жилым фондом более ранней постройки, в том числе относящемуся к категории "ветхое жилье", а ООО "УО "Универсал" осуществляло контроль за объектами жилого фонда более поздней постройки, многоэтажными, более рентабельными, в отношении которых требовалось меньше обслуживающего персонала. ООО "ЖЭК-6" осуществляло деятельность по вывозу и утилизации мусора и ТБО, содержанию контейнерных площадок, уборке мусора и снега, обрезке деревьев с придомовых территорий и другие работы, не связанные с управлением домами. Организации проводили тарифную политику независимо друг от друга, а централизованное фиксирование заявок в одном журнале не свидетельствовало о нарушении налогового законодательства, а, наоборот, могло быть направлено на сокращение расходов. Суд учел объективные причины перевода работников между организациями и подтвердил, что он связан с производственной необходимостью и требованиями к обслуживанию различных типов жилых домов. Перевод домов из одной управляющей организации в другую осуществлялся с объективной деловой целью получения дохода от раздельного управления ветхим жильем и более новыми постройками. Собрания жильцов многоквартирных домов при смене управляющей компании проводились реально и подтверждаются протоколами собраний, подписями жильцов и показаниями свидетелей. Представленным обществом экспертным заключением подтверждено, что все организации обладали полной экономической независимостью и самостоятельностью в своей хозяйственной деятельности. Организационная структура бизнеса была оптимальной и эффективной. Объединение доходов трех организаций и вменение их заявителю как выгодоприобретателю могло бы привести к банкротству налогоплательщика и закрытию бизнеса. Представленные расчеты, основанные на финансовом и сравнительном анализе, опровергли довод налогового органа о наличии фактических потерь бюджета в системе взаимоотношений в группе взаимозависимых лиц. Использование совпадающих IP-адресов и контактных телефонов для представления налоговой отчетности не свидетельствует о подконтрольности ООО "УО "Универсал" и ООО "ЖЭК 6" обществу. Суд также проверил движение и использование выручки, полученной организациями. Факты возврата выручки ООО "УО "Универсал" и ООО "ЖЭК-6" заявителю отсутствовали. Доказательств того, что денежные средства, полученные организациями, объединялись для совместного использования, не представлено. Незначительный процент расходов, понесенных налогоплательщиком за третьих лиц, обусловлен производственной необходимостью и ошибками сотрудников общества, которые уже были устранены.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 36)Инспекция пришла к выводу о создании схемы дробления бизнеса с участием взаимозависимых обществ "УО "Универсал" и "ЖЭК 6". Суд удовлетворил требование заявителя. ООО "ЖЭК-6" существовало дольше, чем общество, а создание ООО "УО "Универсал" не связано с попыткой избежать ограничений по применению УСН, так как оно начало свою деятельность на общей системе налогообложения, а доходы заявителя в этом периоде не превышали предельную сумму для применения УСН. Все организации вели разные виды деятельности, работали в разных сегментах ЖКХ, имели различные специализации, вели раздельный учет и документооборот, заключали договоры от своего имени, имели собственные ресурсы и имущество, разные лицензии на деятельность в сфере ЖКХ. Организации также проводили различную тарифную политику и оказывали разные виды услуг. Так, налогоплательщик специализировался на управлении (обслуживание и текущий ремонт) жилым фондом более ранней постройки, в том числе относящемуся к категории "ветхое жилье", а ООО "УО "Универсал" осуществляло контроль за объектами жилого фонда более поздней постройки, многоэтажными, более рентабельными, в отношении которых требовалось меньше обслуживающего персонала. ООО "ЖЭК-6" осуществляло деятельность по вывозу и утилизации мусора и ТБО, содержанию контейнерных площадок, уборке мусора и снега, обрезке деревьев с придомовых территорий и другие работы, не связанные с управлением домами. Организации проводили тарифную политику независимо друг от друга, а централизованное фиксирование заявок в одном журнале не свидетельствовало о нарушении налогового законодательства, а, наоборот, могло быть направлено на сокращение расходов. Суд учел объективные причины перевода работников между организациями и подтвердил, что он связан с производственной необходимостью и требованиями к обслуживанию различных типов жилых домов. Перевод домов из одной управляющей организации в другую осуществлялся с объективной деловой целью получения дохода от раздельного управления ветхим жильем и более новыми постройками. Собрания жильцов многоквартирных домов при смене управляющей компании проводились реально и подтверждаются протоколами собраний, подписями жильцов и показаниями свидетелей. Представленным обществом экспертным заключением подтверждено, что все организации обладали полной экономической независимостью и самостоятельностью в своей хозяйственной деятельности. Организационная структура бизнеса была оптимальной и эффективной. Объединение доходов трех организаций и вменение их заявителю как выгодоприобретателю могло бы привести к банкротству налогоплательщика и закрытию бизнеса. Представленные расчеты, основанные на финансовом и сравнительном анализе, опровергли довод налогового органа о наличии фактических потерь бюджета в системе взаимоотношений в группе взаимозависимых лиц. Использование совпадающих IP-адресов и контактных телефонов для представления налоговой отчетности не свидетельствует о подконтрольности ООО "УО "Универсал" и ООО "ЖЭК 6" обществу. Суд также проверил движение и использование выручки, полученной организациями. Факты возврата выручки ООО "УО "Универсал" и ООО "ЖЭК-6" заявителю отсутствовали. Доказательств того, что денежные средства, полученные организациями, объединялись для совместного использования, не представлено. Незначительный процент расходов, понесенных налогоплательщиком за третьих лиц, обусловлен производственной необходимостью и ошибками сотрудников общества, которые уже были устранены.
Статья: Бесконтейнерная система удаления отходов: проблемы правового регулирования
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Для сравнения: согласно ЕСИ "Закупки" цена заключенного в 2023 г. администрацией муниципального образования "Бегуницкое сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области" контракта на создание мест (контейнерных площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории соответствующего поселения (деревни Ивановское, Смедово, Синковицы, Терпилицы, Бегуницы) составила 1 315,4 тыс. руб. <20>. Кроме того, нужно учитывать расходы не только на создание, но и на текущее содержание контейнерных площадок (для складирования ТКО) и специальных площадок (для складирования крупногабаритных отходов). Например, начальная цена объявленного в январе 2024 г. электронного аукциона на содержание контейнерных и специальных площадок в г. Шексна Вологодской области с населением в 16 тыс. чел. составляет 700 тыс. руб. <21>. Очевидно, что уровень собственных доходов многих муниципальных образований не позволяет им за счет собственных средств оборудовать места (площадки) накопления ТКО.
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Для сравнения: согласно ЕСИ "Закупки" цена заключенного в 2023 г. администрацией муниципального образования "Бегуницкое сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области" контракта на создание мест (контейнерных площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории соответствующего поселения (деревни Ивановское, Смедово, Синковицы, Терпилицы, Бегуницы) составила 1 315,4 тыс. руб. <20>. Кроме того, нужно учитывать расходы не только на создание, но и на текущее содержание контейнерных площадок (для складирования ТКО) и специальных площадок (для складирования крупногабаритных отходов). Например, начальная цена объявленного в январе 2024 г. электронного аукциона на содержание контейнерных и специальных площадок в г. Шексна Вологодской области с населением в 16 тыс. чел. составляет 700 тыс. руб. <21>. Очевидно, что уровень собственных доходов многих муниципальных образований не позволяет им за счет собственных средств оборудовать места (площадки) накопления ТКО.
Статья: Проблемы соблюдения антимонопольного законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами
(Челышева Н.Ю., Парунина П.О.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 6)Таким образом, все три названные функции позволяют квалифицировать деятельность регионального оператора в качестве организационной, в процессе которой обеспечиваются благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее санитарное содержание контейнерных площадок, а также предоставление коммунальных услуг гражданам и юридическим лицам.
(Челышева Н.Ю., Парунина П.О.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 6)Таким образом, все три названные функции позволяют квалифицировать деятельность регионального оператора в качестве организационной, в процессе которой обеспечиваются благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее санитарное содержание контейнерных площадок, а также предоставление коммунальных услуг гражданам и юридическим лицам.
Статья: Малоэтажные жилые комплексы: применение жилищного законодательства по аналогии и поиск модели правового регулирования
(Крючков Р.А.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 2)При определении организационных и имущественных контуров регулируемых правоотношений следует провести разграничение вопросов местного значения (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), финансируемых за счет муниципального бюджета (например, уличное освещение, ремонт и содержание проездных дорог, содержание контейнерных площадок, уборка и вывоз снега и т.п.), и инициатив собственников малоэтажных жилых комплексов, направленных на обеспечение повышенного уровня безопасности и комфорта (дополнительное освещение, видеонаблюдение, контроль доступа, охрана и т.д.).
(Крючков Р.А.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 2)При определении организационных и имущественных контуров регулируемых правоотношений следует провести разграничение вопросов местного значения (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), финансируемых за счет муниципального бюджета (например, уличное освещение, ремонт и содержание проездных дорог, содержание контейнерных площадок, уборка и вывоз снега и т.п.), и инициатив собственников малоэтажных жилых комплексов, направленных на обеспечение повышенного уровня безопасности и комфорта (дополнительное освещение, видеонаблюдение, контроль доступа, охрана и т.д.).