Кто должен делать паспорт отходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Кто должен делать паспорт отходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отходы производства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Паспортизация отходов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Паспортизация отходов
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Приказ Минприроды России от 08.12.2020 N 1026
"Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2020 N 61836)Зарегистрировано в Минюсте России 25 декабря 2020 г. N 61836
"Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2020 N 61836)Зарегистрировано в Минюсте России 25 декабря 2020 г. N 61836
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, производство готового продукта/рекультиванта предполагает наличие не только документов по обращению с отходами, принимаемыми от сторонних организаций (учет, движение, паспорт, отчетность, платежи за негативное воздействие на окружающую среду и пр.), но и документов по производству продукции (например, технологического регламента, технических условий, по общему правилу получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы) и соответствующих документов, подтверждающих качество произведенной продукции (сертификаты, декларации), а также наличие документов, подтверждающих безопасность использования готовой продукции - рекультиванта при рекультивации нарушенных земель (протоколы лабораторных исследований). Кроме того, сама деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями законодательства (внесение объекта в Реестр ОНВОС; наличие лицензии - если, например, при производстве готового продукта/ рекультиванта используются отходы производства и потребления IV класса опасности). Промышленная площадка, на которой осуществляется сбор, обработка и утилизация отходов производства и потребления, должна иметь санитарно-защитную зону, соотноситься с категорией земель и разрешенным использованием земельных участков, учитывать ограничения и обременения, правовой режим использования земельных участков. По общему правилу проект рекультивации с использованием готового продукта/рекультиванта не требует прохождения государственной экологической экспертизы. Между тем, если объектом рекультивации становится объект размещения отходов, либо объект накопленного вреда, либо земли, загрязненные в результате эксплуатации ОПО I и II классов опасности, такой проект рекультивации с использованием готового продукта/рекультиванта должен подлежать государственной экологической экспертизе федерального уровня.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, производство готового продукта/рекультиванта предполагает наличие не только документов по обращению с отходами, принимаемыми от сторонних организаций (учет, движение, паспорт, отчетность, платежи за негативное воздействие на окружающую среду и пр.), но и документов по производству продукции (например, технологического регламента, технических условий, по общему правилу получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы) и соответствующих документов, подтверждающих качество произведенной продукции (сертификаты, декларации), а также наличие документов, подтверждающих безопасность использования готовой продукции - рекультиванта при рекультивации нарушенных земель (протоколы лабораторных исследований). Кроме того, сама деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями законодательства (внесение объекта в Реестр ОНВОС; наличие лицензии - если, например, при производстве готового продукта/ рекультиванта используются отходы производства и потребления IV класса опасности). Промышленная площадка, на которой осуществляется сбор, обработка и утилизация отходов производства и потребления, должна иметь санитарно-защитную зону, соотноситься с категорией земель и разрешенным использованием земельных участков, учитывать ограничения и обременения, правовой режим использования земельных участков. По общему правилу проект рекультивации с использованием готового продукта/рекультиванта не требует прохождения государственной экологической экспертизы. Между тем, если объектом рекультивации становится объект размещения отходов, либо объект накопленного вреда, либо земли, загрязненные в результате эксплуатации ОПО I и II классов опасности, такой проект рекультивации с использованием готового продукта/рекультиванта должен подлежать государственной экологической экспертизе федерального уровня.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Статья: Порядок классификации отходов производства и потребления и побочных продуктов производства: проблемы разграничения
(Ильменева В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)При идентификации веществ и (или) предметов имеют значение документы, обосновывающие принадлежность вещества к отходам или побочным продуктам. Государственные органы - а с ними соглашаются и суды <13> - ссылаются на отсутствие разработанных предприятиями паспортов отходов как на нарушение обязательных требований. Подход законодателя, сформулированный в ряде статей Федерального закона N 89-ФЗ <14>, сводится к тому, что образование любых веществ по итогам производства свидетельствует об образовании именно отходов.
(Ильменева В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)При идентификации веществ и (или) предметов имеют значение документы, обосновывающие принадлежность вещества к отходам или побочным продуктам. Государственные органы - а с ними соглашаются и суды <13> - ссылаются на отсутствие разработанных предприятиями паспортов отходов как на нарушение обязательных требований. Подход законодателя, сформулированный в ряде статей Федерального закона N 89-ФЗ <14>, сводится к тому, что образование любых веществ по итогам производства свидетельствует об образовании именно отходов.
Готовое решение: В каком порядке вывозится строительный мусор
(КонсультантПлюс, 2025)при транспортировании отходов I - IV классов опасности в наличии должен быть паспорт отходов;
(КонсультантПлюс, 2025)при транспортировании отходов I - IV классов опасности в наличии должен быть паспорт отходов;
Вопрос: Как именно должен проходить процесс утилизации СИЗ на предприятии? Достаточно ли того, что утилизация производится через эколога (в паспорте отходов указаны спецодежда и т.п., вывозит специализированная организация, предоставляет акты)?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2025
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2025
Статья: Твердые бытовые и коммунальные отходы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, согласно п. 3.3 ГОСТ Р 53691-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I - IV класса опасности. Основные требования" (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1091-ст) твердые бытовые отходы - это отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, согласно п. 3.3 ГОСТ Р 53691-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I - IV класса опасности. Основные требования" (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1091-ст) твердые бытовые отходы - это отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.
Готовое решение: Как вывозятся жидкие бытовые отходы
(КонсультантПлюс, 2025)- есть паспорт отходов;
(КонсультантПлюс, 2025)- есть паспорт отходов;
Готовое решение: Как оказываются услуги по вывозу мусора и каким требованиям они должны соответствовать
(КонсультантПлюс, 2025)паспорт отходов, составленный ИП или организацией, в процессе деятельности которых образуются данные отходы (п. 3 ст. 14, п. 2 ст. 16 Закона об отходах, п. 3 Порядка паспортизации отходов).
(КонсультантПлюс, 2025)паспорт отходов, составленный ИП или организацией, в процессе деятельности которых образуются данные отходы (п. 3 ст. 14, п. 2 ст. 16 Закона об отходах, п. 3 Порядка паспортизации отходов).