Кто дает разъяснения по 44-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Кто дает разъяснения по 44-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка услуг по сопровождению с использованием справочно-правовой системы
(КонсультантПлюс, 2025)...В... письме генеральным директором [компании - разработчика системы - ред.]... дано разъяснение о том, что ООО... не является официальным представителем...
(КонсультантПлюс, 2025)...В... письме генеральным директором [компании - разработчика системы - ред.]... дано разъяснение о том, что ООО... не является официальным представителем...
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2024 N 14АП-6944/2024 по делу N А13-10023/2023
Требование: О признании недействительным решения антимонопольного органа о нарушении законодательства о контрактной системе.
Решение: Требование удовлетворено в части.Кроме того, суды пришли к выводу о том, что содержащаяся в письме Минфина России от 1 сентября 2022 года N 24-06-06/85201 ссылка на то, что документом, подтверждающим соответствие участника закупки рассматриваемому дополнительному требованию, является один контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или один договор, заключенный в соответствии с Законом N 223-ФЗ, независимо от предмета закупки, стоимость исполненных обязательств по которому составляет не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, также не свидетельствует об установлении ограничений в отношении количества представляемых участником документов, поскольку данное разъяснение указывает лишь на недопустимость суммирования исполненных обязательств по нескольким контрактам для подтверждения соответствия участника закупки требованиям части 2.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, но не ограничивает участника закупки в количестве представляемых им документов.
Требование: О признании недействительным решения антимонопольного органа о нарушении законодательства о контрактной системе.
Решение: Требование удовлетворено в части.Кроме того, суды пришли к выводу о том, что содержащаяся в письме Минфина России от 1 сентября 2022 года N 24-06-06/85201 ссылка на то, что документом, подтверждающим соответствие участника закупки рассматриваемому дополнительному требованию, является один контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или один договор, заключенный в соответствии с Законом N 223-ФЗ, независимо от предмета закупки, стоимость исполненных обязательств по которому составляет не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, также не свидетельствует об установлении ограничений в отношении количества представляемых участником документов, поскольку данное разъяснение указывает лишь на недопустимость суммирования исполненных обязательств по нескольким контрактам для подтверждения соответствия участника закупки требованиям части 2.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, но не ограничивает участника закупки в количестве представляемых им документов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как провести общественное обсуждение закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите: более конкретный срок окончания общественного обсуждения не установлен в Законе N 44-ФЗ. За разъяснениями по данному вопросу рекомендуем обратиться в Минфин России.
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите: более конкретный срок окончания общественного обсуждения не установлен в Законе N 44-ФЗ. За разъяснениями по данному вопросу рекомендуем обратиться в Минфин России.
Статья: "Закупочный ликбез": почему письма Минфина России и ФАС России не являются официальными разъяснениями законодательства в сфере закупок
(Байрашев В., Дон В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 4)Действующим законодательством ФАС России не наделена полномочиями давать разъяснения норм Закона N 44-ФЗ о контрактной системе.
(Байрашев В., Дон В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 4)Действующим законодательством ФАС России не наделена полномочиями давать разъяснения норм Закона N 44-ФЗ о контрактной системе.
Нормативные акты
<Письмо> Минздрава России от 14.02.2018 N 418/25-5
<О направлении ответов на часто задаваемые вопросы о лекарственных препаратах для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд>В соответствии с пунктом 1 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 октября 2017 г. N 871н, определены единые правила расчета заказчиками начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Случаи, при которых заказчики обязаны применять расчеты НМЦК, определены нормами Федерального закона N 44-ФЗ. Разъяснение положений данного закона в настоящее время осуществляется Минфином России.
<О направлении ответов на часто задаваемые вопросы о лекарственных препаратах для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд>В соответствии с пунктом 1 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 октября 2017 г. N 871н, определены единые правила расчета заказчиками начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Случаи, при которых заказчики обязаны применять расчеты НМЦК, определены нормами Федерального закона N 44-ФЗ. Разъяснение положений данного закона в настоящее время осуществляется Минфином России.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 01.07.2021 N АПЛ21-187
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 29.03.2021 N АКПИ21-40, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими второго предложения абзаца четвертого и абзаца пятого письма ФАС России от 29.09.2020 N ИА/84079/20>В данном письме разъяснены отдельные положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), касающиеся порядка направления (рассмотрения) заявок на участие в электронных аукционах.
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 29.03.2021 N АКПИ21-40, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими второго предложения абзаца четвертого и абзаца пятого письма ФАС России от 29.09.2020 N ИА/84079/20>В данном письме разъяснены отдельные положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), касающиеся порядка направления (рассмотрения) заявок на участие в электронных аукционах.
Вопрос: Об изменении существенных условий контракта, заключенного до 01.01.2024 для обеспечения федеральных нужд, в связи с увеличением в 2021 и 2022 гг. цен на строительные ресурсы.
(Письмо Минфина России от 11.12.2023 N 24-06-09/119113)Следует отметить, что положениями Закона N 44-ФЗ не ограничивается возможность высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций предусмотреть в решении, указанном в части 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, условия его применения, в том числе предусматривающие необходимость выполнения сторонами контракта определенных действий, при выполнении которых допускается изменение существенных условий контракта.
(Письмо Минфина России от 11.12.2023 N 24-06-09/119113)Следует отметить, что положениями Закона N 44-ФЗ не ограничивается возможность высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций предусмотреть в решении, указанном в части 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, условия его применения, в том числе предусматривающие необходимость выполнения сторонами контракта определенных действий, при выполнении которых допускается изменение существенных условий контракта.
Статья: РНП в квадрате
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 7)Таким образом, прежде чем устанавливать в извещении о закупке требования, предусмотренные как ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, так и подп. "б" п. 1 ПП РФ N 2571, заказчикам следует понимать (знать) позицию своего контрольного органа и помнить разъяснения Минфина России по данному вопросу (специальная норма применяется только в том случае, если не была применена общая).
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 7)Таким образом, прежде чем устанавливать в извещении о закупке требования, предусмотренные как ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, так и подп. "б" п. 1 ПП РФ N 2571, заказчикам следует понимать (знать) позицию своего контрольного органа и помнить разъяснения Минфина России по данному вопросу (специальная норма применяется только в том случае, если не была применена общая).
Вопрос: О применении законодательства о контрактной системе в сфере закупок при закупках АНО за счет средств из бюджетов бюджетной системы РФ.
(Письмо Минфина России от 25.02.2025 N 02-08-12/17793)Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение, поступившее письмом от 31.01.2025, по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) автономными некоммерческими организациями и сообщает.
(Письмо Минфина России от 25.02.2025 N 02-08-12/17793)Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение, поступившее письмом от 31.01.2025, по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) автономными некоммерческими организациями и сообщает.
Вопрос: О применении АНО законодательства о контрактной системе в сфере закупок при закупках за счет средств субсидии из бюджета субъекта РФ.
(Письмо Минфина России от 17.04.2025 N 02-15-09/38869)Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение от 14.03.2025, поступившее с письмом от 20.03.2025, по вопросу применения автономной некоммерческой организацией положений части 4 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупок за счет средств, предоставленных из бюджета области (далее соответственно - Обращение, АНО, Закон N 44-ФЗ), и сообщает.
(Письмо Минфина России от 17.04.2025 N 02-15-09/38869)Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение от 14.03.2025, поступившее с письмом от 20.03.2025, по вопросу применения автономной некоммерческой организацией положений части 4 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупок за счет средств, предоставленных из бюджета области (далее соответственно - Обращение, АНО, Закон N 44-ФЗ), и сообщает.
Готовое решение: Как принять участие в закупке по 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При проведении электронных закупок возможность направления запроса обеспечивает оператор электронной площадки. При проведении обычных закупок такие запросы направляются непосредственно заказчику способами, указанными в документации и (или) извещении (ч. 1 ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ, п. 44 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.12.2018 N 1663).
(КонсультантПлюс, 2025)При проведении электронных закупок возможность направления запроса обеспечивает оператор электронной площадки. При проведении обычных закупок такие запросы направляются непосредственно заказчику способами, указанными в документации и (или) извещении (ч. 1 ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ, п. 44 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.12.2018 N 1663).
Статья: Контроль недостоверной информации в закупках: постановка проблемы
(Кириллова О.Ю., Копылов С.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 2)В контрактной системе Российской Федерации заявка на участие в закупке представляет собой не только выражение намерения участвовать в торгах, но и юридически значимое действие, подтверждающее согласие участника на выполнение условий закупочной документации. В связи с этим одним из ключевых требований к содержанию заявки является достоверность предоставленных сведений. Однако на практике встречаются ситуации, когда участники закупки указывают в заявках недостоверную информацию, что может привести к их отклонению закупочной комиссией. Проблема заключается в отсутствии в законодательстве четкого определения понятия "недостоверность сведений". В Гражданском кодексе Российской Федерации <8> (ГК РФ) и Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <9> (далее - Закон N 44-ФЗ) критерии оценки достоверности информации прямо не прописаны, что приводит к необходимости ориентироваться на правоприменительную практику и разъяснения контрольных органов. В контексте закупок это означает, что заявленные участником данные должны соответствовать официальным источникам, а также не содержать внутренних противоречий.
(Кириллова О.Ю., Копылов С.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 2)В контрактной системе Российской Федерации заявка на участие в закупке представляет собой не только выражение намерения участвовать в торгах, но и юридически значимое действие, подтверждающее согласие участника на выполнение условий закупочной документации. В связи с этим одним из ключевых требований к содержанию заявки является достоверность предоставленных сведений. Однако на практике встречаются ситуации, когда участники закупки указывают в заявках недостоверную информацию, что может привести к их отклонению закупочной комиссией. Проблема заключается в отсутствии в законодательстве четкого определения понятия "недостоверность сведений". В Гражданском кодексе Российской Федерации <8> (ГК РФ) и Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <9> (далее - Закон N 44-ФЗ) критерии оценки достоверности информации прямо не прописаны, что приводит к необходимости ориентироваться на правоприменительную практику и разъяснения контрольных органов. В контексте закупок это означает, что заявленные участником данные должны соответствовать официальным источникам, а также не содержать внутренних противоречий.
Статья: Об увеличении количества товаров при заключении контракта в соответствии с ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 7)С учетом данного разъяснения применение ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в нашем случае должно происходить следующим образом.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 7)С учетом данного разъяснения применение ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в нашем случае должно происходить следующим образом.
Готовое решение: Как подготовить проект государственного, муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Не следует предусматривать в проекте контракта условие о расчетах через счет подрядчика, открытый в кредитной организации определенного субъекта РФ. Включение данного условия препятствует участию в закупке лиц, не имеющих таких счетов. Как разъяснило Минэкономразвития России в Письме от 29.01.2015 N Д28и-104, это условие ведет к ограничению конкуренции и нарушению ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Не следует предусматривать в проекте контракта условие о расчетах через счет подрядчика, открытый в кредитной организации определенного субъекта РФ. Включение данного условия препятствует участию в закупке лиц, не имеющих таких счетов. Как разъяснило Минэкономразвития России в Письме от 29.01.2015 N Д28и-104, это условие ведет к ограничению конкуренции и нарушению ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Формирование документов для закупки по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли при закупках по Закону N 44-ФЗ требовать соответствия товара стандартам, не конкретизируя его характеристики
(КонсультантПлюс, 2025)Примечание: Данное разъяснение Минэкономразвития России содержит указание на документацию о закупке, которая с 01.01.2022 составляется, если применяются только закрытые конкурентные процедуры (п. 1 ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ). При использовании открытых конкурентных способов составляется извещение о закупке (ч. 1 ст. 48, ч. 1 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ). Полагаем, что разъяснение может применяться и к случаям, когда при осуществлении закупки формируется извещение.
Можно ли при закупках по Закону N 44-ФЗ требовать соответствия товара стандартам, не конкретизируя его характеристики
(КонсультантПлюс, 2025)Примечание: Данное разъяснение Минэкономразвития России содержит указание на документацию о закупке, которая с 01.01.2022 составляется, если применяются только закрытые конкурентные процедуры (п. 1 ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ). При использовании открытых конкурентных способов составляется извещение о закупке (ч. 1 ст. 48, ч. 1 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ). Полагаем, что разъяснение может применяться и к случаям, когда при осуществлении закупки формируется извещение.
Готовое решение: Какие особенности закупки знаков почтовой оплаты (почтовых марок) необходимо учитывать при работе по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Действительно, услуги общедоступной почтовой связи относятся к сфере деятельности естественных монополий (ч. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях). Однако в соответствии с Перечнем услуг общедоступной почтовой связи, в отношении которых ФАС России регулирует тарифы, к таким услугам отнесена пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), а не продажа знаков почтовой оплаты. Поэтому не рекомендуем на этом основании проводить у единственного поставщика отдельную закупку знаков почтовой оплаты не в составе услуг по пересылке внутренней письменной корреспонденции. Вывод подтверждается разъяснениями Минфина России, а также встречается в практике антимонопольной службы в сфере применения Закона N 44-ФЗ (см. Письмо Минфина России от 28.08.2017 N 24-02-05/55137, Решение Омского УФАС России от 01.02.2019 N 03-08/12-2019). Полагаем, что на данные разъяснения и практику можно ориентироваться и при закупках по Закону N 223-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Действительно, услуги общедоступной почтовой связи относятся к сфере деятельности естественных монополий (ч. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях). Однако в соответствии с Перечнем услуг общедоступной почтовой связи, в отношении которых ФАС России регулирует тарифы, к таким услугам отнесена пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), а не продажа знаков почтовой оплаты. Поэтому не рекомендуем на этом основании проводить у единственного поставщика отдельную закупку знаков почтовой оплаты не в составе услуг по пересылке внутренней письменной корреспонденции. Вывод подтверждается разъяснениями Минфина России, а также встречается в практике антимонопольной службы в сфере применения Закона N 44-ФЗ (см. Письмо Минфина России от 28.08.2017 N 24-02-05/55137, Решение Омского УФАС России от 01.02.2019 N 03-08/12-2019). Полагаем, что на данные разъяснения и практику можно ориентироваться и при закупках по Закону N 223-ФЗ.