Крупная сделка 223-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Крупная сделка 223-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Отклонение котировочной заявки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Суды установили... что на участие в запросе котировок в электронной форме Общество подало заявку с приложением, в том числе представило копию решения единственного участника Общества от 26.09.2019 N 16, согласно пункту 1 которого единственным участником Общества одобрено совершение крупных сделок, совершаемых по итогам закупочных процедур по Закону N 223-ФЗ и Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ...
(КонсультантПлюс, 2025)Суды установили... что на участие в запросе котировок в электронной форме Общество подало заявку с приложением, в том числе представило копию решения единственного участника Общества от 26.09.2019 N 16, согласно пункту 1 которого единственным участником Общества одобрено совершение крупных сделок, совершаемых по итогам закупочных процедур по Закону N 223-ФЗ и Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки в составе заявки участника закупки
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 9)Пример. В составе заявки ООО было представлено РоОКС, датированное 24 февраля 2022 г., где указывалось, что единственным участником ООО одобрено совершение крупных сделок, заключаемых по итогам закупочных процедур, проводимых в соответствии с Законом N 44-ФЗ и Законом N 223-ФЗ, до 24 марта 2022 г.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 9)Пример. В составе заявки ООО было представлено РоОКС, датированное 24 февраля 2022 г., где указывалось, что единственным участником ООО одобрено совершение крупных сделок, заключаемых по итогам закупочных процедур, проводимых в соответствии с Законом N 44-ФЗ и Законом N 223-ФЗ, до 24 марта 2022 г.
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)7) копия решения о согласии на совершение крупной сделки или о последующем одобрении этой сделки, если требование о наличии указанного решения установлено законодательством Российской Федерации и для участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключение по результатам такой закупки договора либо предоставление обеспечения заявки на участие в такой закупке (если требование об обеспечении заявок установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке), обеспечения исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке) является крупной сделкой;
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)7) копия решения о согласии на совершение крупной сделки или о последующем одобрении этой сделки, если требование о наличии указанного решения установлено законодательством Российской Федерации и для участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключение по результатам такой закупки договора либо предоставление обеспечения заявки на участие в такой закупке (если требование об обеспечении заявок установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке), обеспечения исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке) является крупной сделкой;
<Письмо> ФАС России от 23.06.2025 N ГР/58237/25
"О рассмотрении обращения"ФАС России, рассмотрев обращение по вопросу установления в типовом положении о закупке, утвержденном в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), положения, обязывающего заказчика получать предварительное одобрение на совершение крупной сделки до размещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) извещения об осуществлении закупки, сообщает, что ФАС России в соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", не наделена полномочиями по оценке правомерности и обоснованности включения тех или иных требований в положение о закупке, а также по согласованию текста положения о закупке.
"О рассмотрении обращения"ФАС России, рассмотрев обращение по вопросу установления в типовом положении о закупке, утвержденном в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), положения, обязывающего заказчика получать предварительное одобрение на совершение крупной сделки до размещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) извещения об осуществлении закупки, сообщает, что ФАС России в соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", не наделена полномочиями по оценке правомерности и обоснованности включения тех или иных требований в положение о закупке, а также по согласованию текста положения о закупке.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (февраль 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)(Решение ФАС России от 09.02.2023 по делу N 223ФЗ-51/23, предписание ФАС России от 09.02.2023 по делу N 223ФЗ-51/23)
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)(Решение ФАС России от 09.02.2023 по делу N 223ФЗ-51/23, предписание ФАС России от 09.02.2023 по делу N 223ФЗ-51/23)
Форма: Заявка на участие в электронном аукционе, проводимом среди СМСП и самозанятых в соответствии с Законом N 223-ФЗ (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)копия решения о согласии на совершение крупной сделки или о последующем одобрении этой сделки: письмо от 10.01.2025 N 18-П;
(КонсультантПлюс, 2025)копия решения о согласии на совершение крупной сделки или о последующем одобрении этой сделки: письмо от 10.01.2025 N 18-П;
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)<3> См.: Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ред. от 24 февраля 2021 года) // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652; Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (ред. от 24 февраля 2021 года) // СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4571.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)<3> См.: Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ред. от 24 февраля 2021 года) // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652; Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (ред. от 24 февраля 2021 года) // СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4571.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июль 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Учитывая вышеизложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что предмет Конкурса не выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности Заявителя, в связи с чем не требуется представление в заявке Заявителя решения об одобрении или о совершении крупной сделки, в связи с чем Решение, представленное Заявителем в составе заявки, не подлежало рассмотрению Заказчиком.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Учитывая вышеизложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что предмет Конкурса не выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности Заявителя, в связи с чем не требуется представление в заявке Заявителя решения об одобрении или о совершении крупной сделки, в связи с чем Решение, представленное Заявителем в составе заявки, не подлежало рассмотрению Заказчиком.
Готовое решение: Как проводить закрытый электронный аукцион для закупки по 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)требования к участникам закупки, предусмотренные положением, и к их заявкам (содержанию, форме, оформлению и составу). Например, можно установить требование о предоставлении в составе заявки решения об одобрении крупной сделки, если сделка для участника является таковой. Содержание этого решения должно соответствовать требованиям, установленным в п. 3 ст. 67.1 ГК РФ, в ч. 4 ст. 79 Закона об АО или в ч. 3 ст. 46 Закона об ООО соответственно (Письмо Минфина России от 20.08.2020 N 24-02-08/73111).
(КонсультантПлюс, 2025)требования к участникам закупки, предусмотренные положением, и к их заявкам (содержанию, форме, оформлению и составу). Например, можно установить требование о предоставлении в составе заявки решения об одобрении крупной сделки, если сделка для участника является таковой. Содержание этого решения должно соответствовать требованиям, установленным в п. 3 ст. 67.1 ГК РФ, в ч. 4 ст. 79 Закона об АО или в ч. 3 ст. 46 Закона об ООО соответственно (Письмо Минфина России от 20.08.2020 N 24-02-08/73111).
Статья: Одобрение крупной сделки акционерного общества в рамках контрактного законодательства
(Алиева К.М.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)В соответствии с положениями контрактного законодательства (Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц") заявка на участие в закупках должна содержать решение об одобрении крупной сделки (или его копию), если:
(Алиева К.М.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)В соответствии с положениями контрактного законодательства (Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц") заявка на участие в закупках должна содержать решение об одобрении крупной сделки (или его копию), если:
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. В составе заявки ООО было представлено РоОКС, датированное 24 февраля 2022 г., где указывалось, что единственным участником ООО одобрено совершение крупных сделок, заключаемых по итогам закупочных процедур, проводимых в соответствии с Законом N 44-ФЗ и Законом N 223-ФЗ, до 24 марта 2022 г.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. В составе заявки ООО было представлено РоОКС, датированное 24 февраля 2022 г., где указывалось, что единственным участником ООО одобрено совершение крупных сделок, заключаемых по итогам закупочных процедур, проводимых в соответствии с Законом N 44-ФЗ и Законом N 223-ФЗ, до 24 марта 2022 г.
Вопрос: Об установлении требований к содержанию, оформлению и составу заявок на участие в конкурентной закупке, признаваемой крупной сделкой, а также оснований отклонения заявок.
(Письмо Минфина России от 01.12.2023 N 24-07-08/115982)Частью 19.1 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ определен перечень информации и документов, обязанность представления которых заказчик вправе установить в документации о конкурентной закупке с участием субъектов МСП, включая копию решения о согласии на совершение крупной сделки или о последующем одобрении этой сделки, если требование о наличии указанного решения установлено законодательством Российской Федерации и для участника конкурентной закупки с участием субъектов МСП заключение по результатам такой закупки договора либо предоставление обеспечения заявки на участие в такой закупке (если требование об обеспечении заявок установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке), обеспечения исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке) является крупной сделкой (пункт 7 части 19.1 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ).
(Письмо Минфина России от 01.12.2023 N 24-07-08/115982)Частью 19.1 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ определен перечень информации и документов, обязанность представления которых заказчик вправе установить в документации о конкурентной закупке с участием субъектов МСП, включая копию решения о согласии на совершение крупной сделки или о последующем одобрении этой сделки, если требование о наличии указанного решения установлено законодательством Российской Федерации и для участника конкурентной закупки с участием субъектов МСП заключение по результатам такой закупки договора либо предоставление обеспечения заявки на участие в такой закупке (если требование об обеспечении заявок установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке), обеспечения исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке) является крупной сделкой (пункт 7 части 19.1 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ).
Статья: Оспаривание сделок должника, направленных на причинение ущерба кредиторам в англо-американском праве и российском гражданском праве: сравнительно-правовое исследование
(Мышьяков С.В.)
("Юрист", 2021, N 3)Существенность разницы между рыночной стоимостью переданного имущества и полученного должником встречного предоставления, по-видимому, должна оцениваться судом индивидуально по каждому обособленному спору, с учетом цены сделки, полученного встречного предоставления, стоимости оставшейся у должника имущественной массы. Так, например, в деле N А40-209490/2015 <12> арбитражный суд признал существенной разницу между рыночной стоимостью проданного автомобиля, равной 599 000,00 р., и ценой сделки по продаже указанного автомобиля в размере 50 000,00 р. (разница почти в 10 раз). В деле N А67-3607/2016 <13> суд также признал сделку недействительной, как произведенную с неравноценным встречным предоставлением (цена сделки в два раза меньше рыночной стоимости переданного по сделке имущества). Для отнесения сделки по признаку неравноценного встречного предоставления в целях признания ее недействительной необходимо прежде установить реальную, рыночную стоимость переданного имущества, имущественных прав и сравнить ее с ценой сделки и с ценой или иными условиями аналогичных сделок, заключенных при сравнимых обстоятельствах. При этом при сравнении условий сделки с аналогичными сделками следует учитывать как условия аналогичных сделок, совершавшихся должником, так и условия, на которых аналогичные сделки совершались иными участниками оборота. Так, в деле N А40-11314/2015 <14> по требованиям об оспаривании подозрительных сделок об оказании юридических услуг и оказании услуг по претензионной работе судом установлено, что оспариваемые сделки заключены после возбуждения дела о банкротстве, сделки заключены с нарушением Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Кроме того, суд апелляционной инстанции исходил из того, что сторонами допущено злоупотребление правом, стоимость работ завышена и не соответствует ценам аналогичных услуг других организаций. В другом споре (дело N А70-2099/2017 <15>) суды отказали в признании недействительной сделкой договора цессии, по которой должник передал контрагенту права требования на крупную сумму, на основании недоказанности существенности разности рыночной стоимости указанных прав и ценной сделки, несмотря на условие об отсроченном предоставлении контрагентом оплаты по договору цессии, так как сам по себе факт неоплаты приобретенного права, по мнению судов, не является основанием порочности договора цессии.
(Мышьяков С.В.)
("Юрист", 2021, N 3)Существенность разницы между рыночной стоимостью переданного имущества и полученного должником встречного предоставления, по-видимому, должна оцениваться судом индивидуально по каждому обособленному спору, с учетом цены сделки, полученного встречного предоставления, стоимости оставшейся у должника имущественной массы. Так, например, в деле N А40-209490/2015 <12> арбитражный суд признал существенной разницу между рыночной стоимостью проданного автомобиля, равной 599 000,00 р., и ценой сделки по продаже указанного автомобиля в размере 50 000,00 р. (разница почти в 10 раз). В деле N А67-3607/2016 <13> суд также признал сделку недействительной, как произведенную с неравноценным встречным предоставлением (цена сделки в два раза меньше рыночной стоимости переданного по сделке имущества). Для отнесения сделки по признаку неравноценного встречного предоставления в целях признания ее недействительной необходимо прежде установить реальную, рыночную стоимость переданного имущества, имущественных прав и сравнить ее с ценой сделки и с ценой или иными условиями аналогичных сделок, заключенных при сравнимых обстоятельствах. При этом при сравнении условий сделки с аналогичными сделками следует учитывать как условия аналогичных сделок, совершавшихся должником, так и условия, на которых аналогичные сделки совершались иными участниками оборота. Так, в деле N А40-11314/2015 <14> по требованиям об оспаривании подозрительных сделок об оказании юридических услуг и оказании услуг по претензионной работе судом установлено, что оспариваемые сделки заключены после возбуждения дела о банкротстве, сделки заключены с нарушением Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Кроме того, суд апелляционной инстанции исходил из того, что сторонами допущено злоупотребление правом, стоимость работ завышена и не соответствует ценам аналогичных услуг других организаций. В другом споре (дело N А70-2099/2017 <15>) суды отказали в признании недействительной сделкой договора цессии, по которой должник передал контрагенту права требования на крупную сумму, на основании недоказанности существенности разности рыночной стоимости указанных прав и ценной сделки, несмотря на условие об отсроченном предоставлении контрагентом оплаты по договору цессии, так как сам по себе факт неоплаты приобретенного права, по мнению судов, не является основанием порочности договора цессии.
Статья: Проблемные аспекты законного представительства юридических лиц в цивилистическом процессе
(Таирова А.Т.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 10)Комиссия Московского УФАС России, куда была подана жалоба участником аукциона, отметила, что предоставления решения об одобрении или совершении крупной сделки от ООО, состоящего из одного участника, который одновременно является единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества, не требуется. Суд указал, что антимонопольный орган пришел к правильному умозаключению о нарушении заявителем норм Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <13>, и отметил, что заказчик отклонил заявку по надуманным, исключительно формальным основаниям <14>.
(Таирова А.Т.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 10)Комиссия Московского УФАС России, куда была подана жалоба участником аукциона, отметила, что предоставления решения об одобрении или совершении крупной сделки от ООО, состоящего из одного участника, который одновременно является единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества, не требуется. Суд указал, что антимонопольный орган пришел к правильному умозаключению о нарушении заявителем норм Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <13>, и отметил, что заказчик отклонил заявку по надуманным, исключительно формальным основаниям <14>.