Кровная месть
Подборка наиболее важных документов по запросу Кровная месть (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Становление правовых норм, регламентирующих административную ответственность лиц, обладающих правовым иммунитетом
(Стенюшкина Э.А.)
("Юрист", 2025, N 8)Проведенный анализ норм права, регулирующих привлечение к административной ответственности иммунозащищенных лиц в Судебниках 1497 г., 1550 г., 1558 г. и в Соборном уложении 1649 г., в сравнении с действующим КоАП РФ позволил выявить становление процессуальных основ, субъектный состав, а также методы правового воздействия. Если ранее методы правового воздействия сводились к совершенствованию законодательства, устранению правовых пробелов путем применения жестокости и суровости наказании, а также применения общественного наказания, такого как самосуд и кровная месть, то в настоящее время методы правового воздействия сводятся к повышению правовой культуры населения и формированию уважения к закону, с основной целью не привлечь к ответственности, а предотвратить правонарушение. Таким образом, становление административного законодательства является ярким примером того, как исторические правовые нормы трансформируются в соответствии с потребностями общества, сохраняя при этом фундаментальные принципы правопорядка и законности.
(Стенюшкина Э.А.)
("Юрист", 2025, N 8)Проведенный анализ норм права, регулирующих привлечение к административной ответственности иммунозащищенных лиц в Судебниках 1497 г., 1550 г., 1558 г. и в Соборном уложении 1649 г., в сравнении с действующим КоАП РФ позволил выявить становление процессуальных основ, субъектный состав, а также методы правового воздействия. Если ранее методы правового воздействия сводились к совершенствованию законодательства, устранению правовых пробелов путем применения жестокости и суровости наказании, а также применения общественного наказания, такого как самосуд и кровная месть, то в настоящее время методы правового воздействия сводятся к повышению правовой культуры населения и формированию уважения к закону, с основной целью не привлечь к ответственности, а предотвратить правонарушение. Таким образом, становление административного законодательства является ярким примером того, как исторические правовые нормы трансформируются в соответствии с потребностями общества, сохраняя при этом фундаментальные принципы правопорядка и законности.
"Уголовное наказание и его цели: монография"
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)Отсутствие законодательного определения преступления в течение довольно длительного времени не было случайностью. Преступное деяние относилось скорее к субъективно-нравственным, нежели к объективно-юридическим категориям. Поэтому и наказание не носило публичного характера, а выражало собой месть за частную обиду. Соответственно, исполнялось оно либо самим потерпевшим, либо его близкими. На их усмотрение оставлялся и выбор наказания. Позднее с образованием государства (Киевской Руси) такой порядок первое время сохранялся с одной дополнительной деталью - право юридического закрепления вынесенного родом потерпевшего наказания, т.е. вынесения приговора, принадлежало князю. В наиболее концентрированном виде это воплощалось в процедуре кровной мести. Кровная месть со стороны близких родственников - брата, сына, отца, детей брата, т.е. племянников и др. - сохранилась и в Русской Правде. Здесь наблюдается влияние на Русскую Правду обычного права, унаследованного с дохристианских языческих времен.
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)Отсутствие законодательного определения преступления в течение довольно длительного времени не было случайностью. Преступное деяние относилось скорее к субъективно-нравственным, нежели к объективно-юридическим категориям. Поэтому и наказание не носило публичного характера, а выражало собой месть за частную обиду. Соответственно, исполнялось оно либо самим потерпевшим, либо его близкими. На их усмотрение оставлялся и выбор наказания. Позднее с образованием государства (Киевской Руси) такой порядок первое время сохранялся с одной дополнительной деталью - право юридического закрепления вынесенного родом потерпевшего наказания, т.е. вынесения приговора, принадлежало князю. В наиболее концентрированном виде это воплощалось в процедуре кровной мести. Кровная месть со стороны близких родственников - брата, сына, отца, детей брата, т.е. племянников и др. - сохранилась и в Русской Правде. Здесь наблюдается влияние на Русскую Правду обычного права, унаследованного с дохристианских языческих времен.
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)е.1) по мотиву кровной мести;
(ред. от 17.11.2025)е.1) по мотиву кровной мести;
"Обобщение практики и правовых позиций международных договорных и внедоговорных органов, действующих в сфере защиты прав и свобод человека, по вопросам защиты права лица на жизнь"
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)Государства-участники должны принять защитную нормативно-правовую основу, которая включает эффективные уголовно-правовые запреты всех проявлений насилия или подстрекательства к насилию, которые способны приводить к лишению жизни, таких как умышленное убийство или убийство по небрежности, неоправданное или несоразмерное применение огнестрельного оружия, инфантицид, убийства "в защиту чести", линчевание, насильственные преступления по мотивам ненависти, преступления на почве кровной мести, ритуальные убийства, угрозы смертью и террористические нападения. Уголовные санкции за эти преступления должны быть соизмеримы с их тяжестью, оставаясь при этом совместимыми со всеми положениями Пакта (пункт 20 Замечания общего порядка N 36 "Статья 6: право на жизнь". Принято Комитетом по правам человека. Размещено 3 сентября 2019 года. CCPR/C/GC/36).
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)Государства-участники должны принять защитную нормативно-правовую основу, которая включает эффективные уголовно-правовые запреты всех проявлений насилия или подстрекательства к насилию, которые способны приводить к лишению жизни, таких как умышленное убийство или убийство по небрежности, неоправданное или несоразмерное применение огнестрельного оружия, инфантицид, убийства "в защиту чести", линчевание, насильственные преступления по мотивам ненависти, преступления на почве кровной мести, ритуальные убийства, угрозы смертью и террористические нападения. Уголовные санкции за эти преступления должны быть соизмеримы с их тяжестью, оставаясь при этом совместимыми со всеми положениями Пакта (пункт 20 Замечания общего порядка N 36 "Статья 6: право на жизнь". Принято Комитетом по правам человека. Размещено 3 сентября 2019 года. CCPR/C/GC/36).
Статья: Соглашения об урегулировании спора в истории права
(Давыденко Д.Л.)
("Третейский суд", 2024, N 1/2)Следует признать, что изначально основным способом предотвращения насилия и поддержания мира между людьми являлся обычай кровной мести. Именно он удерживал от причинения "обиды", которой, например, Русская Правда <2> называла любое причинение личного или имущественного вреда, всякое правонарушение (от убийства до невозврата долга) <3>. Угроза кровной мести была тем, что нередко останавливало человека от агрессивных действий по отношению к другому.
(Давыденко Д.Л.)
("Третейский суд", 2024, N 1/2)Следует признать, что изначально основным способом предотвращения насилия и поддержания мира между людьми являлся обычай кровной мести. Именно он удерживал от причинения "обиды", которой, например, Русская Правда <2> называла любое причинение личного или имущественного вреда, всякое правонарушение (от убийства до невозврата долга) <3>. Угроза кровной мести была тем, что нередко останавливало человека от агрессивных действий по отношению к другому.
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Известно, что проблема внутреннего насилия в архаичном обществе являлась весьма острой. Та власть, которая имелась в рамках системы даров, не в состоянии была с ней справиться, оставляя насилие обычаю кровной мести.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Известно, что проблема внутреннего насилия в архаичном обществе являлась весьма острой. Та власть, которая имелась в рамках системы даров, не в состоянии была с ней справиться, оставляя насилие обычаю кровной мести.
Интервью: К требованиям о компенсации морального вреда должна применяться исковая давность
("Закон", 2025, N 5)Что касается становления данного института в отечественном праве, которое развивалось самостоятельно, то современные исследователи обнаруживают его зачатки уже в Русской Правде, первом своде законов Древней Руси. Хотя основным способом возмещения морального вреда в нем признавалась кровная месть (например, за убийство или побои потерпевший или его родственники могли причинить такой же вред виновному). Но потерпевший мог отказаться от права на совершение кровной мести в пользу уплаты штрафа, размер которого зависел от тяжести нанесенной обиды.
("Закон", 2025, N 5)Что касается становления данного института в отечественном праве, которое развивалось самостоятельно, то современные исследователи обнаруживают его зачатки уже в Русской Правде, первом своде законов Древней Руси. Хотя основным способом возмещения морального вреда в нем признавалась кровная месть (например, за убийство или побои потерпевший или его родственники могли причинить такой же вред виновному). Но потерпевший мог отказаться от права на совершение кровной мести в пользу уплаты штрафа, размер которого зависел от тяжести нанесенной обиды.
Статья: Право в эстафете социального регулирования
(Кашанина Т.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)2. В доаграрном обществе обычаи опосредовали жизненно важные общественные отношения: властеотношения (например, право участвовать в народном собрании), имущественные отношения (например, совместное пользование имуществом, что давало возможность выжить любому члену коллектива), преступления (например, кровную месть за убитого члена рода) и др. Другие менее важные стороны жизни первобытных людей, как то: быт, распределение повседневной работы, проведение праздников/работ, торговля, отношения по воспроизводству рода, инициация и пр., - регулировались ритуалами, обрядами, мифами.
(Кашанина Т.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)2. В доаграрном обществе обычаи опосредовали жизненно важные общественные отношения: властеотношения (например, право участвовать в народном собрании), имущественные отношения (например, совместное пользование имуществом, что давало возможность выжить любому члену коллектива), преступления (например, кровную месть за убитого члена рода) и др. Другие менее важные стороны жизни первобытных людей, как то: быт, распределение повседневной работы, проведение праздников/работ, торговля, отношения по воспроизводству рода, инициация и пр., - регулировались ритуалами, обрядами, мифами.
Статья: Сущность уголовного наказания: месть или правовосстановление?
(Антонченко В.В.)
("Российский судья", 2025, N 5)Приобретенные в ходе социальной эволюции "социальные чувства" нуждаются в воспитании; следует признать, что с развитием человеческой цивилизации бессознательные и биологические побуждения уступают место сознанию человека и рациональным социальным мотивам. Люди как личности не являются беспомощными носителями своего прошлого опыта, они активны и могут выбирать рациональные, наиболее благоприятные для себя и социума варианты поведения. Важную роль в этом процессе играют интеллект и осознание человеком собственных ценностей и идеалов <5>. Так или иначе в процессе развития государства и права исчезают обычные и повсеместные в прошлом практики кровной мести, публичных казней и калечащих наказаний, удовлетворявшие эмоции и чувство мести потерпевших от преступлений и их родственников.
(Антонченко В.В.)
("Российский судья", 2025, N 5)Приобретенные в ходе социальной эволюции "социальные чувства" нуждаются в воспитании; следует признать, что с развитием человеческой цивилизации бессознательные и биологические побуждения уступают место сознанию человека и рациональным социальным мотивам. Люди как личности не являются беспомощными носителями своего прошлого опыта, они активны и могут выбирать рациональные, наиболее благоприятные для себя и социума варианты поведения. Важную роль в этом процессе играют интеллект и осознание человеком собственных ценностей и идеалов <5>. Так или иначе в процессе развития государства и права исчезают обычные и повсеместные в прошлом практики кровной мести, публичных казней и калечащих наказаний, удовлетворявшие эмоции и чувство мести потерпевших от преступлений и их родственников.
Статья: Принципы организации пенитенциарной системы Израиля: традиции, современность, тенденции развития
(Сигалов К.Е., Сигалов М.К.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 4)Демократические и гуманистические традиции, в том числе в сфере института наказания, - не новые и не заимствованные у западных стран, а исходят исключительно из недр еврейской концепции миропонимания. Так, в Торе (гл. "Шофтим" - "Судьи") прямо указано, что лицо, совершившее непредумышленное убийство, с целью избежать расправы в ходе кровной мести на время следствия - проверки показаний свидетелей и убийцы судом - Синедрионом (СанНедрин) имело право по закону укрыться в одном из трех (позднее - шести) городов-убежищ. По результатам проведенной проверки и установления виновности лица судом принималось решение: в случае непредумышленного убийства - позволить остаться проживать в городе-убежище до момента смерти первосвященника, после чего лицо могло проживать в любом месте по своему усмотрению, не опасаясь кровной мести, так как с данного момента она была запрещена. Либо, если же имело место убийство предумышленное, виновный получал наказание, предусмотренное за кровопролитие.
(Сигалов К.Е., Сигалов М.К.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 4)Демократические и гуманистические традиции, в том числе в сфере института наказания, - не новые и не заимствованные у западных стран, а исходят исключительно из недр еврейской концепции миропонимания. Так, в Торе (гл. "Шофтим" - "Судьи") прямо указано, что лицо, совершившее непредумышленное убийство, с целью избежать расправы в ходе кровной мести на время следствия - проверки показаний свидетелей и убийцы судом - Синедрионом (СанНедрин) имело право по закону укрыться в одном из трех (позднее - шести) городов-убежищ. По результатам проведенной проверки и установления виновности лица судом принималось решение: в случае непредумышленного убийства - позволить остаться проживать в городе-убежище до момента смерти первосвященника, после чего лицо могло проживать в любом месте по своему усмотрению, не опасаясь кровной мести, так как с данного момента она была запрещена. Либо, если же имело место убийство предумышленное, виновный получал наказание, предусмотренное за кровопролитие.
Статья: Мотивы и цели преступления и их поливариантное значение
(Косыгин В.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)- кровная месть (п. "е.1" ч. 2 ст. 105 УК РФ);
(Косыгин В.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)- кровная месть (п. "е.1" ч. 2 ст. 105 УК РФ);
Статья: Социокультурные детерминанты формирования поощрительных норм в российском уголовно-исполнительном праве
(Ашкинадзе И.В.)
("Современное право", 2025, N 6)1. Система виры представляла прообраз поощрительной нормы, предусматривающей финансовую компенсацию взамен кровной мести. Она стимулировала разрешение конфликтов мирным путем, через экономическую функцию вместо эскалации насилия. Это поощряло социальную стабильность и снижало уровень межсемейных и межклассовых конфликтов.
(Ашкинадзе И.В.)
("Современное право", 2025, N 6)1. Система виры представляла прообраз поощрительной нормы, предусматривающей финансовую компенсацию взамен кровной мести. Она стимулировала разрешение конфликтов мирным путем, через экономическую функцию вместо эскалации насилия. Это поощряло социальную стабильность и снижало уровень межсемейных и межклассовых конфликтов.
Статья: Правовые санкции и мотивы человеческого поведения: сравнение концепций Г. Кельзена и П.А. Сорокина
(Краевский А.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 5)Возникновение организованных санкций по Кельзену связано с религией древних людей и увеличением числа контактов обособленных социальных групп. Самыми первыми санкциями были санкции трансцендентальные (религиозные), исходившие от сверхчеловеческой инстанции. Позднее возникают также социально-имманентные санкции, связанные с кровной местью в отношении чужой группы людей. Осуществление таких санкций в отношении членов чужой группы тоже было обусловлено трансцендентальным мотивом - страхом перед душой умершего родственника: "Душа умершего не может сама отомстить убийце, если последний принадлежит к чужой группе. Поэтому душа умершего вынуждает своих родственников осуществить месть. Социально организованная подобным образом санкция сама по себе гарантирована трансцендентальной санкцией. Тем, кому не удастся отомстить за смерть своего родственника убийце и его группе, убитый угрожает болезнью и смертью" <15>.
(Краевский А.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 5)Возникновение организованных санкций по Кельзену связано с религией древних людей и увеличением числа контактов обособленных социальных групп. Самыми первыми санкциями были санкции трансцендентальные (религиозные), исходившие от сверхчеловеческой инстанции. Позднее возникают также социально-имманентные санкции, связанные с кровной местью в отношении чужой группы людей. Осуществление таких санкций в отношении членов чужой группы тоже было обусловлено трансцендентальным мотивом - страхом перед душой умершего родственника: "Душа умершего не может сама отомстить убийце, если последний принадлежит к чужой группе. Поэтому душа умершего вынуждает своих родственников осуществить месть. Социально организованная подобным образом санкция сама по себе гарантирована трансцендентальной санкцией. Тем, кому не удастся отомстить за смерть своего родственника убийце и его группе, убитый угрожает болезнью и смертью" <15>.
"Актуальные проблемы эффективности частного права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Проблемы эффективности смертной казни как уголовного наказания в России и мире обсуждаются с древних времен и имеют многовековую историю. Точки зрения на необходимость назначения и исполнения смертной казни применительно к нашему государству были неоднозначны. С одной стороны, смертная казнь является сдерживающим фактором преступности в целом и особо тяжких преступлений в частности, справедливой мерой в отношении тех, кто совершил преступления против жизни или основ конституционного строя, безопасности человечества. С другой стороны, такое наказание нивелирует конституционное право каждого человека на жизнь, которая дана Богом, и никто, включая само государство, не вправе отобрать даже у самого отъявленного злодея эту жизнь, высочайшее благо. Споры относительно необходимости отмены действующего в России моратория на смертную казнь не утихают до сих пор; более того, некоторыми исследователями доказывается правомерность обычая кровной мести со стороны близких родственников убитого в отношении преступника. Иными словами, до сих пор в большинстве республик Северного Кавказа действует обычай кровной мести, являющийся для мстителей не преступлением, а святой обязанностью. Принцип "око за око" имеет место, как правило, в республиках и государствах, исповедующих ислам; в христианских же государствах (то есть, государствах, где христианскую религию исповедует большинство населения), включая Россию, кровная месть недопустима, влечет строгую уголовную ответственность по части 2 статьи 105 УК РФ, выступает квалифицирующим признаком убийства при отягчающих обстоятельствах, влечет для такого мстителя наиболее суровое наказание, включая смертную казнь. "Мне отмщение, и аз воздам" - учит православная вера, то есть месть за убийство не только недопустима светским законом, но и законом Божьим, ибо только Бог вправе наказать, отомстить преступнику за лишение им божественного дара, жизни.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Проблемы эффективности смертной казни как уголовного наказания в России и мире обсуждаются с древних времен и имеют многовековую историю. Точки зрения на необходимость назначения и исполнения смертной казни применительно к нашему государству были неоднозначны. С одной стороны, смертная казнь является сдерживающим фактором преступности в целом и особо тяжких преступлений в частности, справедливой мерой в отношении тех, кто совершил преступления против жизни или основ конституционного строя, безопасности человечества. С другой стороны, такое наказание нивелирует конституционное право каждого человека на жизнь, которая дана Богом, и никто, включая само государство, не вправе отобрать даже у самого отъявленного злодея эту жизнь, высочайшее благо. Споры относительно необходимости отмены действующего в России моратория на смертную казнь не утихают до сих пор; более того, некоторыми исследователями доказывается правомерность обычая кровной мести со стороны близких родственников убитого в отношении преступника. Иными словами, до сих пор в большинстве республик Северного Кавказа действует обычай кровной мести, являющийся для мстителей не преступлением, а святой обязанностью. Принцип "око за око" имеет место, как правило, в республиках и государствах, исповедующих ислам; в христианских же государствах (то есть, государствах, где христианскую религию исповедует большинство населения), включая Россию, кровная месть недопустима, влечет строгую уголовную ответственность по части 2 статьи 105 УК РФ, выступает квалифицирующим признаком убийства при отягчающих обстоятельствах, влечет для такого мстителя наиболее суровое наказание, включая смертную казнь. "Мне отмщение, и аз воздам" - учит православная вера, то есть месть за убийство не только недопустима светским законом, но и законом Божьим, ибо только Бог вправе наказать, отомстить преступнику за лишение им божественного дара, жизни.