Критический элемент
Подборка наиболее важных документов по запросу Критический элемент (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11.15.1 "Нарушение требований в области транспортной безопасности" КоАП РФ"Судами двух инстанций установлено и участвующими в деле лицами не оспаривается, что МБУ "Тюменьгормост" является субъектом транспортной инфраструктуры; учреждением не исполнены требования вышеназванных нормативных правовых актов (в ходе проведения проверки условный нарушитель беспрепятственно прошел к критическому элементу объекта транспортной инфраструктуры ввиду отсутствия ограждения; мер к пресечению его нахождения в "запретной" зоне со стороны учреждения не последовало).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Охранная деятельность: правовое регулирование, виды охранных услуг, статус охранника
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- план-схема объекта с нанесенной границей занимаемой территории, обозначением зданий и сооружений, режимных зон, постов охраны (маршрутов патрулирования уязвимых мест), перечней потенциально-опасных участков и критических элементов объекта (территории);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- план-схема объекта с нанесенной границей занимаемой территории, обозначением зданий и сооружений, режимных зон, постов охраны (маршрутов патрулирования уязвимых мест), перечней потенциально-опасных участков и критических элементов объекта (территории);
Статья: Терроризм: понятие и противодействие
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- исключение фактов бесконтрольного нахождения на потенциально опасных участках (критических элементах) объектов (территорий) посетителей, работников обслуживающих, ремонтных и иных сторонних организаций.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- исключение фактов бесконтрольного нахождения на потенциально опасных участках (критических элементах) объектов (территорий) посетителей, работников обслуживающих, ремонтных и иных сторонних организаций.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 N 2201
(ред. от 30.04.2025)
"Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства"специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;
(ред. от 30.04.2025)
"Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства"специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;
Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"6) критические элементы объекта топливно-энергетического комплекса - потенциально опасные элементы (участки) объекта топливно-энергетического комплекса, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению нормального функционирования объекта топливно-энергетического комплекса, его повреждению или к аварии на объекте топливно-энергетического комплекса;
(ред. от 07.07.2025)
"О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"6) критические элементы объекта топливно-энергетического комплекса - потенциально опасные элементы (участки) объекта топливно-энергетического комплекса, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению нормального функционирования объекта топливно-энергетического комплекса, его повреждению или к аварии на объекте топливно-энергетического комплекса;
Статья: Повышение устойчивости функционирования организаций при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время
(Сорокин Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 11)- снижением запасов токсичных и взрывопожароопасных веществ, использованием средств и способов маскировки критических элементов организаций.
(Сорокин Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 11)- снижением запасов токсичных и взрывопожароопасных веществ, использованием средств и способов маскировки критических элементов организаций.
Статья: Регуляторная эквилибристика
(Садчиков А.)
("Банковское обозрение", 2023, N 1)Финансовая система в целом оказалась в достаточной степени готова к вызовам этого года. Такого сценария вряд ли кто-то мог ожидать, но по крайней мере, как мы видим, критически важные элементы, а именно работа платежных систем, инфраструктуры переводов и транзакций на финансовом рынке, IT-систем, оказались защищены и даже заменили отключенные иностранные.
(Садчиков А.)
("Банковское обозрение", 2023, N 1)Финансовая система в целом оказалась в достаточной степени готова к вызовам этого года. Такого сценария вряд ли кто-то мог ожидать, но по крайней мере, как мы видим, критически важные элементы, а именно работа платежных систем, инфраструктуры переводов и транзакций на финансовом рынке, IT-систем, оказались защищены и даже заменили отключенные иностранные.
"Процессуальные особенности рассмотрения дел о признании сделок недействительными и применении последствий недействительности сделок в цивилистическом процессе: монография"
(Карпова А.А.)
(науч. ред. А.В. Юдин)
("Статут", 2024)<1> Критическое отношение к термину "элемент иска" обосновывается в следующих работах: Гражданский процесс России: учебник / под ред. М.А. Викут. С. 218 - 219 (автор главы - М.А. Викут); С. 221; Исаенкова О.В., Демичев А.А., Соловьева Т.В., Ткачева Н.Н. Указ. соч. С. 71.
(Карпова А.А.)
(науч. ред. А.В. Юдин)
("Статут", 2024)<1> Критическое отношение к термину "элемент иска" обосновывается в следующих работах: Гражданский процесс России: учебник / под ред. М.А. Викут. С. 218 - 219 (автор главы - М.А. Викут); С. 221; Исаенкова О.В., Демичев А.А., Соловьева Т.В., Ткачева Н.Н. Указ. соч. С. 71.
Статья: Надзор за исполнением законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2025, N 4)Основной вектор политики в транспортной сфере был обусловлен необходимостью нейтрализации негативных последствий от антироссийских санкций. Прокуроры активизировали надзор за исполнением законов в сфере обеспечения бесперебойного и безаварийного функционирования транспортного комплекса, его антитеррористической защищенности, а также за соблюдением прав пассажиров. В зависимости от объектов воздействия потенциальные угрозы совершения актов незаконного вмешательства на железнодорожном транспорте можно разделить на четыре группы: угрозы объектам транспортной инфраструктуры (например, железнодорожным вокзалам, станциям, железнодорожным путям, мостам, центрам диспетчерского управления), угрозы транспортным средствам (например, железнодорожному подвижному составу, осуществляющему перевозку пассажиров и грузов повышенной опасности), угрозы критическому элементу объекта транспортной инфраструктуры (например, зданию вокзала, надземному или подземному пешеходному переходу через железнодорожные пути на территории вокзального комплекса, перрону), угрозы критическому элементу транспортного средства (кабине машиниста локомотива, купе проводника пассажирского купейного вагона и др.). В настоящее время на железнодорожном транспорте установлены обязательные для исполнения требования по обеспечению транспортной безопасности: объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, подлежащих и не подлежащих категорированию, находящихся на этапе строительства; объектов, расположенных на охранных зонах земель транспорта и прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры; транспортных средств железнодорожного транспорта; физических лиц, находящихся на объектах железнодорожного транспорта <3>.
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2025, N 4)Основной вектор политики в транспортной сфере был обусловлен необходимостью нейтрализации негативных последствий от антироссийских санкций. Прокуроры активизировали надзор за исполнением законов в сфере обеспечения бесперебойного и безаварийного функционирования транспортного комплекса, его антитеррористической защищенности, а также за соблюдением прав пассажиров. В зависимости от объектов воздействия потенциальные угрозы совершения актов незаконного вмешательства на железнодорожном транспорте можно разделить на четыре группы: угрозы объектам транспортной инфраструктуры (например, железнодорожным вокзалам, станциям, железнодорожным путям, мостам, центрам диспетчерского управления), угрозы транспортным средствам (например, железнодорожному подвижному составу, осуществляющему перевозку пассажиров и грузов повышенной опасности), угрозы критическому элементу объекта транспортной инфраструктуры (например, зданию вокзала, надземному или подземному пешеходному переходу через железнодорожные пути на территории вокзального комплекса, перрону), угрозы критическому элементу транспортного средства (кабине машиниста локомотива, купе проводника пассажирского купейного вагона и др.). В настоящее время на железнодорожном транспорте установлены обязательные для исполнения требования по обеспечению транспортной безопасности: объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, подлежащих и не подлежащих категорированию, находящихся на этапе строительства; объектов, расположенных на охранных зонах земель транспорта и прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры; транспортных средств железнодорожного транспорта; физических лиц, находящихся на объектах железнодорожного транспорта <3>.
Статья: Проблемные вопросы квалификации хулиганства
(Степанова И.Б., Соколова О.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)С точкой зрения А.Ю. Сичкаренко трудно согласиться. Степень общественной опасности хулиганства, совершенного на объекте транспортной инфраструктуры, и хулиганских действий в иных общественных местах (парках и пр.) существенно различается. Транспорт в его широком понимании является стратегически важным комплексом, имеющим особое значение для развития экономики, социальной сферы. В нормативных правовых актах законодатель именует железнодорожные вокзалы, станции метрополитена, аэропорты критическими элементами объектов транспортной инфраструктуры. На данных объектах наблюдается массовое скопление людей рядом с источниками повышенной опасности, поэтому к обеспечению безопасности их функционирования предъявляются особые требования, на них устанавливается особый режим допуска физических лиц, перемещения грузов, багажа. Совершение хулиганских действий на объектах транспортной инфраструктуры может парализовать работу транспорта, привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что под транспортом общего пользования в п. "в" ч. 1 ст. 213 УК РФ следует понимать не только транспортные средства, но и объекты транспортной инфраструктуры.
(Степанова И.Б., Соколова О.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)С точкой зрения А.Ю. Сичкаренко трудно согласиться. Степень общественной опасности хулиганства, совершенного на объекте транспортной инфраструктуры, и хулиганских действий в иных общественных местах (парках и пр.) существенно различается. Транспорт в его широком понимании является стратегически важным комплексом, имеющим особое значение для развития экономики, социальной сферы. В нормативных правовых актах законодатель именует железнодорожные вокзалы, станции метрополитена, аэропорты критическими элементами объектов транспортной инфраструктуры. На данных объектах наблюдается массовое скопление людей рядом с источниками повышенной опасности, поэтому к обеспечению безопасности их функционирования предъявляются особые требования, на них устанавливается особый режим допуска физических лиц, перемещения грузов, багажа. Совершение хулиганских действий на объектах транспортной инфраструктуры может парализовать работу транспорта, привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что под транспортом общего пользования в п. "в" ч. 1 ст. 213 УК РФ следует понимать не только транспортные средства, но и объекты транспортной инфраструктуры.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Административно-правовой режим обеспечения безопасности объектов критической информационной инфраструктуры включает в себя следующие элементы:
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Административно-правовой режим обеспечения безопасности объектов критической информационной инфраструктуры включает в себя следующие элементы:
Статья: Обзор судебной практики за IV квартал 2024 г. - I квартал 2025 г. по спорам в сфере закупок с участием энергетических компаний
(Батраков Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 4)УФАС по Санкт-Петербургу посчитало неправомерным объединение в один лот технологически и функционально не взаимосвязанных между собой работ. По результатам закупки предполагалось заключение пяти договоров, три из которых связаны с проектированием строительства здания проходной, один - с оснащением комплексом инженерно-технических средств охраны и еще один - с оснащением охранной телевизионной системой с видеоаналитикой критических элементов объекта.
(Батраков Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 4)УФАС по Санкт-Петербургу посчитало неправомерным объединение в один лот технологически и функционально не взаимосвязанных между собой работ. По результатам закупки предполагалось заключение пяти договоров, три из которых связаны с проектированием строительства здания проходной, один - с оснащением комплексом инженерно-технических средств охраны и еще один - с оснащением охранной телевизионной системой с видеоаналитикой критических элементов объекта.
"Субъективный фактор в частном праве: монография"
(Зайцева Н.В.)
("Статут", 2023)Дифференциация поведения на противоправное и правомерное создает предпосылки для выделения и характеристики субъективной составляющей в частноправовых отношениях. Квалификация поведения в качестве противоправного приводит к характеристике субъективного элемента как критически важного, поскольку нарушено значимое социальное благо, вследствие чего для применения мер ответственности принципиально важно понимание целей и мотивов нарушителя и его отношения к своим действиям. Если поведение лица носит правомерный характер, необходимость в таком учете не возникает, поскольку нарушения общественного блага не произошло, однако на последующих этапах, особенно в отношениях с участием юридического лица, учет субъективной составляющей, с одной стороны, объективно необходим, а с другой - невозможен в аналогичном для физического лица формате. Именно названные факторы послужили основанием для разработки стандартов поведения, определяющих правила поведения в определенной ситуации и указывающих на факторы, свидетельствующие об осознанности и волевом характере совершаемых субъектом действий, и именно стандарты поведения формируют правовую альтернативу вины.
(Зайцева Н.В.)
("Статут", 2023)Дифференциация поведения на противоправное и правомерное создает предпосылки для выделения и характеристики субъективной составляющей в частноправовых отношениях. Квалификация поведения в качестве противоправного приводит к характеристике субъективного элемента как критически важного, поскольку нарушено значимое социальное благо, вследствие чего для применения мер ответственности принципиально важно понимание целей и мотивов нарушителя и его отношения к своим действиям. Если поведение лица носит правомерный характер, необходимость в таком учете не возникает, поскольку нарушения общественного блага не произошло, однако на последующих этапах, особенно в отношениях с участием юридического лица, учет субъективной составляющей, с одной стороны, объективно необходим, а с другой - невозможен в аналогичном для физического лица формате. Именно названные факторы послужили основанием для разработки стандартов поведения, определяющих правила поведения в определенной ситуации и указывающих на факторы, свидетельствующие об осознанности и волевом характере совершаемых субъектом действий, и именно стандарты поведения формируют правовую альтернативу вины.
Статья: Перспективы использования технологий искусственного интеллекта в работе внутреннего аудитора хозяйствующего субъекта
(Сафонова М.Ф., Алексеенко А.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 12)Знание аудитором бизнеса с практической точки зрения является критически важным элементом эффективного функционирования внутреннего аудита в целом. Авторам довелось сопровождать проведение внутренней аудиторской проверки, осуществляемой квалифицированными специалистами в области внутреннего аудита, но не имеющими достаточных компетенций в специфике функционирования хозяйствующего субъекта. В результате абсолютно корректные аудиторские рекомендации по устранению недостатков системы внутреннего контроля в части учета рабочего времени работников со сдельно-премиальной системой оплаты труда привели к существенным рискам для работодателя оплачивать дополнительно возникающие простои.
(Сафонова М.Ф., Алексеенко А.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 12)Знание аудитором бизнеса с практической точки зрения является критически важным элементом эффективного функционирования внутреннего аудита в целом. Авторам довелось сопровождать проведение внутренней аудиторской проверки, осуществляемой квалифицированными специалистами в области внутреннего аудита, но не имеющими достаточных компетенций в специфике функционирования хозяйствующего субъекта. В результате абсолютно корректные аудиторские рекомендации по устранению недостатков системы внутреннего контроля в части учета рабочего времени работников со сдельно-премиальной системой оплаты труда привели к существенным рискам для работодателя оплачивать дополнительно возникающие простои.
Статья: Капитал как экономическая категория. Элементы капитала как объекты бухгалтерского учета
(Селезнева И.П., Остаев Г.Я., Клычова Г.С., Шляпникова Е.А., Селезнева И.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 5)Результаты. На основании изучения и обобщения исторических и современных подходов обоснования категории "капитал" отмечен многогранный характер данной категории, дана критическая оценка содержания отдельных элементов капитала, предложены рекомендации по классификации капитала в различных его проявлениях в целях формирования информации в системе бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
(Селезнева И.П., Остаев Г.Я., Клычова Г.С., Шляпникова Е.А., Селезнева И.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 5)Результаты. На основании изучения и обобщения исторических и современных подходов обоснования категории "капитал" отмечен многогранный характер данной категории, дана критическая оценка содержания отдельных элементов капитала, предложены рекомендации по классификации капитала в различных его проявлениях в целях формирования информации в системе бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.