Критически важные объекты
Подборка наиболее важных документов по запросу Критически важные объекты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Обжалование акта проверки и предписания МЧС России
(КонсультантПлюс, 2025)...Установив, что установка пожаротушения резервуарного парка хранения мазута на филиале... общества... представляет собой систему пожаротушения, работающую в ручном режиме управления, и не предусматривает ее переключение (перевод) в автоматический режим, учитывая, что данный факт Управлением не оспорен, учитывая, что пункты 13.2.3, 13.2.8 СП 155.13130.2014 "Склады нефти и нефтепродуктов", на которые ссылается Управление в обоснование правомерности оспоренного предписания, устанавливают правила для наземных резервуаров, в то время как резервуары мазутохозяйства заявителя являются подземными, заглубленными, принимая во внимание декларацию пожарной безопасности, заключение по результатам независимой оценки пожарного риска, паспорт безопасности опасного производственного объекта, планы повышения защищенности критически важного объекта, согласованные с органами МЧС, суды пришли к правомерному выводу о незаконности пунктов 50, 54 предписания..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Установив, что установка пожаротушения резервуарного парка хранения мазута на филиале... общества... представляет собой систему пожаротушения, работающую в ручном режиме управления, и не предусматривает ее переключение (перевод) в автоматический режим, учитывая, что данный факт Управлением не оспорен, учитывая, что пункты 13.2.3, 13.2.8 СП 155.13130.2014 "Склады нефти и нефтепродуктов", на которые ссылается Управление в обоснование правомерности оспоренного предписания, устанавливают правила для наземных резервуаров, в то время как резервуары мазутохозяйства заявителя являются подземными, заглубленными, принимая во внимание декларацию пожарной безопасности, заключение по результатам независимой оценки пожарного риска, паспорт безопасности опасного производственного объекта, планы повышения защищенности критически важного объекта, согласованные с органами МЧС, суды пришли к правомерному выводу о незаконности пунктов 50, 54 предписания..."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации" Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации""На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 18) и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Защита от чрезвычайных ситуаций критически важных объектов в сфере дорожного хозяйства
(Карпов Л.Р.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 5)"Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 5
(Карпов Л.Р.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 5)"Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 5
Статья: Защита критически важных объектов здравоохранения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
(Воронцов Д.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 2)"Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 2
(Воронцов Д.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 2)"Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 2
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2024)Критически важный объект - это объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.
(ред. от 08.08.2024)
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2024)Критически важный объект - это объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.
Постановление Правительства РФ от 14.08.2020 N 1225
"Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам"критически важные объекты федерального уровня значимости - объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой 2 и более субъектов Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения 2 и более субъектов Российской Федерации;
"Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам"критически важные объекты федерального уровня значимости - объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой 2 и более субъектов Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения 2 и более субъектов Российской Федерации;
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)- в зависимости от статуса и содержания реестра определяется круг лиц, которые имеют доступ к сведениям реестра. Круг лиц может существенно различаться. Основными критериями его определения являются принадлежность реестра, характер информации, требования закона, наличие в его составе персональных данных и др. Эти же критерии влияют на требования к уровню обеспечения информационной безопасности ГИС, включая ее отнесение к информационным критически важным объектам. Вместе с тем ряд ГИС содержит информацию, представляющую интерес для бизнеса, частных лиц, которая по своему характеру не требует ограничения в доступе. Условия предоставления информации из таких ГИС должны быть равными независимо от статуса заявителя (кроме государственных и муниципальных органов);
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)- в зависимости от статуса и содержания реестра определяется круг лиц, которые имеют доступ к сведениям реестра. Круг лиц может существенно различаться. Основными критериями его определения являются принадлежность реестра, характер информации, требования закона, наличие в его составе персональных данных и др. Эти же критерии влияют на требования к уровню обеспечения информационной безопасности ГИС, включая ее отнесение к информационным критически важным объектам. Вместе с тем ряд ГИС содержит информацию, представляющую интерес для бизнеса, частных лиц, которая по своему характеру не требует ограничения в доступе. Условия предоставления информации из таких ГИС должны быть равными независимо от статуса заявителя (кроме государственных и муниципальных органов);
Ситуация: Каков порядок пребывания граждан в мобилизационном людском резерве?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Резервисты также могут направляться на специальные сборы для обеспечения защиты критически важных объектов и иных объектов жизнеобеспечения на основании указа Президента РФ. Порядок проведения таких сборов определяется Правительством РФ. В случае направления резервистов на специальные сборы на них распространяются права, обязанности, социальные гарантии, компенсации и ответственность, предусмотренные для граждан, призванных на военные сборы и проходящих военные сборы (п. 4 ст. 57.1 Закона N 53-ФЗ; ст. 3 Закона от 04.11.2025 N 411-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Резервисты также могут направляться на специальные сборы для обеспечения защиты критически важных объектов и иных объектов жизнеобеспечения на основании указа Президента РФ. Порядок проведения таких сборов определяется Правительством РФ. В случае направления резервистов на специальные сборы на них распространяются права, обязанности, социальные гарантии, компенсации и ответственность, предусмотренные для граждан, призванных на военные сборы и проходящих военные сборы (п. 4 ст. 57.1 Закона N 53-ФЗ; ст. 3 Закона от 04.11.2025 N 411-ФЗ).
Статья: Повышение устойчивости функционирования организаций при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время
(Сорокин Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 11)- критически важные объекты, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ;
(Сорокин Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 11)- критически важные объекты, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ;
Статья: Государственная тайна
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)о мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры РФ от террористических актов;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)о мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры РФ от террористических актов;
Статья: Некоторые предложения по приведению структуры военной организации государства в соответствие с возлагаемыми задачами (или о военной службе в противопожарных формированиях)
(Глухов Е.А., Шеншин В.М., Иванов В.Ю.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 6)- тушение пожаров на критически важных объектах экономики страны и объектах управления;
(Глухов Е.А., Шеншин В.М., Иванов В.Ю.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 6)- тушение пожаров на критически важных объектах экономики страны и объектах управления;
Статья: Детерминанты криминогенной виктимизации юридических лиц
(Александрина Н.М.)
("Российский следователь", 2023, N 4)При системном изучении детерминант криминальной виктимизации юридических лиц наиболее продуктивно рассматривать не только негативные, но и позитивные факторы. Обратим внимание на то, что им не надо противостоять, но их необходимо учитывать и умело использовать. Самостоятельность предприятий и организаций, успешное развитие частного бизнеса и выход на внешнеторговый рынок, активное внедрение современных цифровых технологий и другие прогрессивные явления и процессы привлекают внимание преступников. В частности, цифровизация и активное внедрение информационно-телекоммуникационных технологий наряду с положительным эффектом развития всех сфер деятельности привели к резкому увеличению киберпреступлений, что повлияло на уровень виктимности как отдельных частных и государственных организаций, так и корпораций, и критически важных объектов инфраструктуры.
(Александрина Н.М.)
("Российский следователь", 2023, N 4)При системном изучении детерминант криминальной виктимизации юридических лиц наиболее продуктивно рассматривать не только негативные, но и позитивные факторы. Обратим внимание на то, что им не надо противостоять, но их необходимо учитывать и умело использовать. Самостоятельность предприятий и организаций, успешное развитие частного бизнеса и выход на внешнеторговый рынок, активное внедрение современных цифровых технологий и другие прогрессивные явления и процессы привлекают внимание преступников. В частности, цифровизация и активное внедрение информационно-телекоммуникационных технологий наряду с положительным эффектом развития всех сфер деятельности привели к резкому увеличению киберпреступлений, что повлияло на уровень виктимности как отдельных частных и государственных организаций, так и корпораций, и критически важных объектов инфраструктуры.
Статья: Организация прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
(Ларин А.И.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 6)- охватывать проверками вопросы соответствия установленным требованиям мест хранения материальных ресурсов для ликвидации ЧС, своевременного пополнения запасов и их сохранности, полноты принимаемых мер по защите критически важных объектов (воинских частей, предприятий оборонно-промышленного комплекса, атомных электростанций, электроподстанций, социальных учреждений и др.) и прилегающих к ним территорий от террористических угроз, а также воздушного пространства над ними от беспилотных и иных летательных аппаратов.
(Ларин А.И.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 6)- охватывать проверками вопросы соответствия установленным требованиям мест хранения материальных ресурсов для ликвидации ЧС, своевременного пополнения запасов и их сохранности, полноты принимаемых мер по защите критически важных объектов (воинских частей, предприятий оборонно-промышленного комплекса, атомных электростанций, электроподстанций, социальных учреждений и др.) и прилегающих к ним территорий от террористических угроз, а также воздушного пространства над ними от беспилотных и иных летательных аппаратов.
Статья: Обеспечение безопасности социально-экономических институтов в связи с внедрением технологий искусственного интеллекта в России
(Чердаков О.И., Куликов С.Б.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)Многие российские университеты в своих стратегических проектах по программе "Приоритет-2030" уже предлагают уникальные отечественные разработки в сфере кибербезопасности. Например, в декабре 2021 г. на базе Национального исследовательского университета МЭИ введена в опытно-промышленную эксплуатацию первая интеллектуальная киберзащищенная цифровая подстанция. В рамках стратегического проекта "Цифровая энергетика" Центром компетенций НТИ в Национальном исследовательском университете МЭИ разработана отечественная операционная система, имеющая встроенные средства обеспечения информационной безопасности энергетических объектов Российской Федерации. Внедряются специализированные методы искусственного интеллекта в различные этапы работы человека со сложными системами защиты и автоматики критически важных объектов инфраструктуры Российской Федерации. Создаются принципиально новые программно-аппаратные комплексы на отечественной элементной базе опытного образца. Ключевыми заказчиками проектов Центра компетенций НТИ на базе НИУ МЭИ выступают компании ПАО "Россети", ПАО "РусГидро", ПАО "Интер РАО", госкорпорация "Росатом", ОАО РЖД, ПАО "ЭН+ГРУП" <9>.
(Чердаков О.И., Куликов С.Б.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)Многие российские университеты в своих стратегических проектах по программе "Приоритет-2030" уже предлагают уникальные отечественные разработки в сфере кибербезопасности. Например, в декабре 2021 г. на базе Национального исследовательского университета МЭИ введена в опытно-промышленную эксплуатацию первая интеллектуальная киберзащищенная цифровая подстанция. В рамках стратегического проекта "Цифровая энергетика" Центром компетенций НТИ в Национальном исследовательском университете МЭИ разработана отечественная операционная система, имеющая встроенные средства обеспечения информационной безопасности энергетических объектов Российской Федерации. Внедряются специализированные методы искусственного интеллекта в различные этапы работы человека со сложными системами защиты и автоматики критически важных объектов инфраструктуры Российской Федерации. Создаются принципиально новые программно-аппаратные комплексы на отечественной элементной базе опытного образца. Ключевыми заказчиками проектов Центра компетенций НТИ на базе НИУ МЭИ выступают компании ПАО "Россети", ПАО "РусГидро", ПАО "Интер РАО", госкорпорация "Росатом", ОАО РЖД, ПАО "ЭН+ГРУП" <9>.