Критерии установки приБоров учета
Подборка наиболее важных документов по запросу Критерии установки приБоров учета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.07.2023 N 02АП-3955/2023 по делу N А29-1301/2023
Требование: О взыскании задолженности за установку общедомового прибора учета тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирном доме.
Решение: Требование удовлетворено.Само по себе включение МКД в программу капитального ремонта (постановление Правительства Республики Коми от 22.03.2018 N 148) не исключает установку прибора учета за счет средств собственников помещений. Доказательства того, что программой предусмотрены работы по установке приборов учета, отсутствуют. Факт необходимости проведения капитального ремонта инженерной сети сам по себе не свидетельствует о том, что приборы учета установить невозможно. Износ сетей не относится к критериям невозможности установления приборов учета, указанных в пункте 2 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627.
Требование: О взыскании задолженности за установку общедомового прибора учета тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирном доме.
Решение: Требование удовлетворено.Само по себе включение МКД в программу капитального ремонта (постановление Правительства Республики Коми от 22.03.2018 N 148) не исключает установку прибора учета за счет средств собственников помещений. Доказательства того, что программой предусмотрены работы по установке приборов учета, отсутствуют. Факт необходимости проведения капитального ремонта инженерной сети сам по себе не свидетельствует о том, что приборы учета установить невозможно. Износ сетей не относится к критериям невозможности установления приборов учета, указанных в пункте 2 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 06.03.2023 по делу N 88-5194/2023, 2-1583/2022 (УИД 03RS0006-01-2022-001547-11)
Категория спора: Теплоснабжение.
Требования: О возложении обязанности по установке прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме.
Обстоятельства: Обязанность по установке прибора учета должна быть возложена на ответчика.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.В свою очередь, указанный в Приложения N к Приказу N перечень критериев отсутствия технической возможности установки общедомового прибора учета является исчерпывающим. В рассматриваемом случае ООО "БашРТС" в материалы дела не представлены акты, свидетельствующие о невозможности установки общедомовых приборов учета без проведения мероприятий по реконструкции, либо проведения капитального ремонта существующих внутридомовых сетей. Акт от ДД.ММ.ГГГГ не подтверждает невозможность установки общедомовых приборов учета, поскольку не содержит указание в чем заключается необходимость выполнения работ по реконструкции (ремонта) внутридомовой системы для создания новой инженерной системы, кроме того, акт составлен в отсутствие представителя истца.
Категория спора: Теплоснабжение.
Требования: О возложении обязанности по установке прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме.
Обстоятельства: Обязанность по установке прибора учета должна быть возложена на ответчика.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.В свою очередь, указанный в Приложения N к Приказу N перечень критериев отсутствия технической возможности установки общедомового прибора учета является исчерпывающим. В рассматриваемом случае ООО "БашРТС" в материалы дела не представлены акты, свидетельствующие о невозможности установки общедомовых приборов учета без проведения мероприятий по реконструкции, либо проведения капитального ремонта существующих внутридомовых сетей. Акт от ДД.ММ.ГГГГ не подтверждает невозможность установки общедомовых приборов учета, поскольку не содержит указание в чем заключается необходимость выполнения работ по реконструкции (ремонта) внутридомовой системы для создания новой инженерной системы, кроме того, акт составлен в отсутствие представителя истца.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Когда пересчитывают плату за коммунальные услуги (газоснабжение, электроснабжение, отопление и др.)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует учитывать, что нормы, устанавливающие повышающие коэффициенты, не должны применяться к домам, на которые не распространяются обязательные требования по установке приборов учета, к примеру ветхим, аварийным, подлежащим сносу или капитальному ремонту (п. 2 Критериев, утв. Приказом Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр; Письмо Минстроя России от 03.11.2016 N 36508-ОД/04).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует учитывать, что нормы, устанавливающие повышающие коэффициенты, не должны применяться к домам, на которые не распространяются обязательные требования по установке приборов учета, к примеру ветхим, аварийным, подлежащим сносу или капитальному ремонту (п. 2 Критериев, утв. Приказом Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр; Письмо Минстроя России от 03.11.2016 N 36508-ОД/04).
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета;
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета;
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1038
(ред. от 09.06.2025)
"О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации")5.2.76. критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения;
(ред. от 09.06.2025)
"О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации")5.2.76. критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения;
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Вопрос: Как начисляются коммунальные платежи за помещения нежилых зданий?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Коммунальные платежи за нежилые помещения рассчитываются исходя из специальных тарифов и условий договоров, заключенных с ресурсоснабжающими организациями, на основании показаний приборов учета или установленных нормативов потребления коммунальных услуг. Главным критерием определения применяемых тарифов на коммунальные услуги, поставляемые потребителям, является направление использования соответствующих коммунальных услуг. Например, если электрическая энергия, потребленная в нежилых помещениях, не используется на коммунально-бытовые нужды, то оплата потребленной электрической энергии производится по свободным (нерегулируемым) ценам, формируемым по соответствующей ценовой категории.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Коммунальные платежи за нежилые помещения рассчитываются исходя из специальных тарифов и условий договоров, заключенных с ресурсоснабжающими организациями, на основании показаний приборов учета или установленных нормативов потребления коммунальных услуг. Главным критерием определения применяемых тарифов на коммунальные услуги, поставляемые потребителям, является направление использования соответствующих коммунальных услуг. Например, если электрическая энергия, потребленная в нежилых помещениях, не используется на коммунально-бытовые нужды, то оплата потребленной электрической энергии производится по свободным (нерегулируемым) ценам, формируемым по соответствующей ценовой категории.
Статья: О некоторых вопросах определения границ балансовой принадлежности и расчетов по приборам учета при заключении государственных контрактов на поставку коммунальных услуг с воинской частью (на примере государственного контракта электроснабжения)
(Влах Е.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 9)В соответствии с п. 156 Положений N 442 определено следующее: если приборы учета расположены по обе стороны границы балансовой принадлежности смежных субъектов розничного рынка, то выбор расчетного прибора учета осуществляется исходя из одного из следующих критериев: в качестве расчетного принимается прибор учета, в том числе входящий в измерительный комплекс, обеспечивающий проведение измерений с минимальной величиной потерь электрической энергии от места его установки до точки поставки.
(Влах Е.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 9)В соответствии с п. 156 Положений N 442 определено следующее: если приборы учета расположены по обе стороны границы балансовой принадлежности смежных субъектов розничного рынка, то выбор расчетного прибора учета осуществляется исходя из одного из следующих критериев: в качестве расчетного принимается прибор учета, в том числе входящий в измерительный комплекс, обеспечивающий проведение измерений с минимальной величиной потерь электрической энергии от места его установки до точки поставки.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)"По вопросу определения размера платы за электроснабжение при условии установки разнотарифных счетчиков сообщается, что согласно пункту 38 Правил N 354 в случае установления тарифов (цен) для потребителей, дифференцированных по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, размер платы за коммунальные услуги определяется с применением таких тарифов (цен), если у потребителя установлен индивидуальный, общий (квартирный) или комнатный прибор учета, позволяющий определить объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)"По вопросу определения размера платы за электроснабжение при условии установки разнотарифных счетчиков сообщается, что согласно пункту 38 Правил N 354 в случае установления тарифов (цен) для потребителей, дифференцированных по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, размер платы за коммунальные услуги определяется с применением таких тарифов (цен), если у потребителя установлен индивидуальный, общий (квартирный) или комнатный прибор учета, позволяющий определить объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов.
Статья: О праве собственности на электрическую энергию
(Крассов Е.О.)
("Хозяйство и право", 2025, N 6)Обязательственными правами обладают лица, потребляющие ЭЭ и заключившие соответствующие договоры. Содержание таких прав состоит в праве требования от обязанной стороны передачи в определенном договорами количестве ЭЭ на их энергопринимающие устройства. В свою очередь, указанные лица, в частности, несут обязательства по ее оплате. Право собственности лиц, получающих ЭЭ, возникает лишь в отношении выработанной ЭЭ. Соответствующая установленным качественным критериям, в нужном объеме и в определенное сторонами по договору время, ЭЭ поставляется на основании договора о ее продаже <24> в названную в договоре точку ее поставки. Надлежащее выполнение указанных действий по поставке ЭЭ является местом и моментом исполнения договорного обязательства. Это, в свою очередь, приводит к индивидуализации ЭЭ. Она осуществляется посредством приборов учета потребления ЭЭ. Результатом такой индивидуализации является приобретение права собственности лицом, получившим ее. Особенностью возникшего права является его практически моментальное прекращение. Основанием прекращения права собственности на ЭЭ является ее потребление или последующая продажа также посредством ее передачи покупателю.
(Крассов Е.О.)
("Хозяйство и право", 2025, N 6)Обязательственными правами обладают лица, потребляющие ЭЭ и заключившие соответствующие договоры. Содержание таких прав состоит в праве требования от обязанной стороны передачи в определенном договорами количестве ЭЭ на их энергопринимающие устройства. В свою очередь, указанные лица, в частности, несут обязательства по ее оплате. Право собственности лиц, получающих ЭЭ, возникает лишь в отношении выработанной ЭЭ. Соответствующая установленным качественным критериям, в нужном объеме и в определенное сторонами по договору время, ЭЭ поставляется на основании договора о ее продаже <24> в названную в договоре точку ее поставки. Надлежащее выполнение указанных действий по поставке ЭЭ является местом и моментом исполнения договорного обязательства. Это, в свою очередь, приводит к индивидуализации ЭЭ. Она осуществляется посредством приборов учета потребления ЭЭ. Результатом такой индивидуализации является приобретение права собственности лицом, получившим ее. Особенностью возникшего права является его практически моментальное прекращение. Основанием прекращения права собственности на ЭЭ является ее потребление или последующая продажа также посредством ее передачи покупателю.
Статья: Судебная практика по делам о безучетном потреблении электрической энергии: аналитический обзор
(Гудим Е.Р.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 2)После внесенных изменений, вступивших в силу с 01.07.2020, были конкретизированы признаки безучетного потребления, которые были сформированы в судебной практике за последние годы, в частности, уточнены виды приборов учета (измерительные комплексы) и место их установки. Кроме того, в новой редакции появился дополнительный критерий - наличие в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) подключения энергопринимающих устройств до точки измерения прибором учета или в границах земельного участка потребителя (покупателя) подключения до точки измерения прибором учета энергопринимающих устройств, расположенных в границах этого земельного участка. При этом действующая редакция ОПФРР N 442 теперь не предусматривает квалифицирующего признака "иных действий, приведших к возникновению безучетного потребления" в виде искажения данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
(Гудим Е.Р.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 2)После внесенных изменений, вступивших в силу с 01.07.2020, были конкретизированы признаки безучетного потребления, которые были сформированы в судебной практике за последние годы, в частности, уточнены виды приборов учета (измерительные комплексы) и место их установки. Кроме того, в новой редакции появился дополнительный критерий - наличие в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) подключения энергопринимающих устройств до точки измерения прибором учета или в границах земельного участка потребителя (покупателя) подключения до точки измерения прибором учета энергопринимающих устройств, расположенных в границах этого земельного участка. При этом действующая редакция ОПФРР N 442 теперь не предусматривает квалифицирующего признака "иных действий, приведших к возникновению безучетного потребления" в виде искажения данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).