Критерии системообразующих
Подборка наиболее важных документов по запросу Критерии системообразующих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Критерии оценки системно значимых коммерческих банков России
(Губанов Р.С.)
("Банковское право", 2023, N 2)Важнейшим критерием системообразующих банков служит их доля в структуре активов банковской системы - более 60%. По итогам 2022 г. суммарный размер активов системообразующих банковских организаций превысил 75%. В ранее действовавшей методологии формирования перечня системно значимых банков одним из требований выступало наличие допустимого размера кредитной организации - 50%, обеспечение объема привлеченных средств в размере 12,5% и соблюдение требования по размещению средств - 12,5%. При этом лимит объема вкладов физических лиц должен быть на уровне - 25%.
(Губанов Р.С.)
("Банковское право", 2023, N 2)Важнейшим критерием системообразующих банков служит их доля в структуре активов банковской системы - более 60%. По итогам 2022 г. суммарный размер активов системообразующих банковских организаций превысил 75%. В ранее действовавшей методологии формирования перечня системно значимых банков одним из требований выступало наличие допустимого размера кредитной организации - 50%, обеспечение объема привлеченных средств в размере 12,5% и соблюдение требования по размещению средств - 12,5%. При этом лимит объема вкладов физических лиц должен быть на уровне - 25%.
Статья: Производство по вновь открывшимся или новым обстоятельствам в цивилистическом процессе: проверка или пересмотр (в контексте судебной ошибки)?
(Афанасьев С.Ф., Ермаков А.Н.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 2)Сугубо отраслевой, или процессуальный, взгляд на деятельность органов судебной власти (судопроизводство) позволяет выделить ее различные составляющие. Разумеется, отстаивать какой-либо системообразующий критерий как безусловный и основополагающий не совсем корректно, так как раскрыть всю множественность и сущность цивилистических процессуальных правоотношений возможно лишь при условии того, что соответствующий доктринально-прикладной анализ будет разноплановым. Впрочем, акцентированно подойти к изучению функций судопроизводства с позиций универсального критерия, позволяющего более полно раскрыть содержание, социальную значимость судопроизводства, видится вполне верным шагом.
(Афанасьев С.Ф., Ермаков А.Н.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 2)Сугубо отраслевой, или процессуальный, взгляд на деятельность органов судебной власти (судопроизводство) позволяет выделить ее различные составляющие. Разумеется, отстаивать какой-либо системообразующий критерий как безусловный и основополагающий не совсем корректно, так как раскрыть всю множественность и сущность цивилистических процессуальных правоотношений возможно лишь при условии того, что соответствующий доктринально-прикладной анализ будет разноплановым. Впрочем, акцентированно подойти к изучению функций судопроизводства с позиций универсального критерия, позволяющего более полно раскрыть содержание, социальную значимость судопроизводства, видится вполне верным шагом.
Нормативные акты
"Критерии и порядок включения организаций в перечень системообразующих организаций российской экономики"
(приложение N 1 к протоколу заседания Подкомиссии по повышению устойчивости финансового сектора и отдельных отраслей экономики Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики в условиях санкций от 22.04.2022 N 5кс)2. Включение организаций в перечень осуществляется на основании отраслевых показателей по предложениям федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих выработку государственной политики в соответствующих отраслях, а также государственных корпораций. Расчет показателей осуществляется по группе компаний.
(приложение N 1 к протоколу заседания Подкомиссии по повышению устойчивости финансового сектора и отдельных отраслей экономики Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики в условиях санкций от 22.04.2022 N 5кс)2. Включение организаций в перечень осуществляется на основании отраслевых показателей по предложениям федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих выработку государственной политики в соответствующих отраслях, а также государственных корпораций. Расчет показателей осуществляется по группе компаний.
Постановление Правительства РФ от 17.03.2022 N 393
(ред. от 06.03.2023)
"Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям промышленности и торговли и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации промышленности и торговли""заемщик" - системообразующая организация или юридическое лицо, учрежденное в соответствии с законодательством Российской Федерации и входящее в группу лиц системообразующей организации в соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции", основной вид деятельности которого соответствует отраслям (видам деятельности) по перечню согласно приложению N 1 (далее - юридическое лицо, входящее в группу лиц системообразующей организации);
(ред. от 06.03.2023)
"Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям промышленности и торговли и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации промышленности и торговли""заемщик" - системообразующая организация или юридическое лицо, учрежденное в соответствии с законодательством Российской Федерации и входящее в группу лиц системообразующей организации в соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции", основной вид деятельности которого соответствует отраслям (видам деятельности) по перечню согласно приложению N 1 (далее - юридическое лицо, входящее в группу лиц системообразующей организации);
Статья: Банкротство как метапроцессуальная материя
(Сахнова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 1)2. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) не вписано в цивилистическую процессуальную форму. ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не имеет общего концепта; рассмотрение дел о несостоятельности представляет собой конгломерат процедур и институтов, различных по природе и законодательной методологии - вне системообразующих критериев.
(Сахнова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 1)2. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) не вписано в цивилистическую процессуальную форму. ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не имеет общего концепта; рассмотрение дел о несостоятельности представляет собой конгломерат процедур и институтов, различных по природе и законодательной методологии - вне системообразующих критериев.
Статья: Деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации
(Григорьев В.И.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 3)При этом в научной литературе <5> высказывается мнение, что именно этот критерий позволяет в должной степени разграничить коммерческие организации с НКО. Так, Д.И. Степанов, выделяя функциональный и экономический подходы <6> к классификации юридических лиц, указывает на то, что в странах, выбравших экономический критерий, основанием классификации является запрет на распределение прибыли в пользу лиц, которые создали данную организацию или являются ее членами. По мнению ученого, в России исходя из ст. 50 ГК законодатель не определил данный критерий как системообразующий (поскольку он не указан в дефиниции коммерческих юридических лиц), именно поэтому при буквальном толковании закона этот критерий вроде бы не является основанием для разделения юридических лиц. Вместе с тем, на наш взгляд, догматически более верным является прочтение указанной нормы в контексте выделения специфических признаков НКО, выявив которые мы сможем понять, что речь идет о некоммерческих организациях, и это, как нам представляется, как раз критерий запрета на распределение прибыли. К схожему выводу приходит Д.В. Новак, который указывает на "декларативный" характер "целевой" составляющей критерия разделения НКО <7>. Аналогичный подход находит поддержку и у других авторов <8>.
(Григорьев В.И.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 3)При этом в научной литературе <5> высказывается мнение, что именно этот критерий позволяет в должной степени разграничить коммерческие организации с НКО. Так, Д.И. Степанов, выделяя функциональный и экономический подходы <6> к классификации юридических лиц, указывает на то, что в странах, выбравших экономический критерий, основанием классификации является запрет на распределение прибыли в пользу лиц, которые создали данную организацию или являются ее членами. По мнению ученого, в России исходя из ст. 50 ГК законодатель не определил данный критерий как системообразующий (поскольку он не указан в дефиниции коммерческих юридических лиц), именно поэтому при буквальном толковании закона этот критерий вроде бы не является основанием для разделения юридических лиц. Вместе с тем, на наш взгляд, догматически более верным является прочтение указанной нормы в контексте выделения специфических признаков НКО, выявив которые мы сможем понять, что речь идет о некоммерческих организациях, и это, как нам представляется, как раз критерий запрета на распределение прибыли. К схожему выводу приходит Д.В. Новак, который указывает на "декларативный" характер "целевой" составляющей критерия разделения НКО <7>. Аналогичный подход находит поддержку и у других авторов <8>.
"Уголовное наказание и его цели: монография"
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)Логическим продолжением теории стигматизации стала концепция "включенности-исключенности" (inclusive/exclusive), разрабатываемая рядом ученых-криминологов. По словам Я.И. Гилинского, структуризация по признаку "включенности-исключенности" (inclusive/exclusive) является одним из системообразующих факторов современного общества. Этот критерий впервые был разработан французской социологией в 1960-х годах. Ученым-социологом Рене Ленуаром в его работе, опубликованной в 1974 г., было показано, что феномен "исключения" приобретает характер не индивидуальной неудачи, неприспособленности некоторых индивидов ("исключенных"), а социального явления, истоки которого лежат в принципах функционирования современного общества, затрагивая все большее число людей <1>. Исключение происходит постепенно, путем накопления трудностей, разрыва социальных связей, дисквалификации, кризиса идентичности. Появление "новой бедности" обусловлено тем, что "рост благосостояния не элиминирует униженное положение некоторых социальных статусов и возросшую зависимость семей с низким доходом от служб социальной помощи. Чувство потери места в обществе может в конечном счете породить такую же, если не большую, неудовлетворенность, что и традиционные формы бедности" <2>.
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)Логическим продолжением теории стигматизации стала концепция "включенности-исключенности" (inclusive/exclusive), разрабатываемая рядом ученых-криминологов. По словам Я.И. Гилинского, структуризация по признаку "включенности-исключенности" (inclusive/exclusive) является одним из системообразующих факторов современного общества. Этот критерий впервые был разработан французской социологией в 1960-х годах. Ученым-социологом Рене Ленуаром в его работе, опубликованной в 1974 г., было показано, что феномен "исключения" приобретает характер не индивидуальной неудачи, неприспособленности некоторых индивидов ("исключенных"), а социального явления, истоки которого лежат в принципах функционирования современного общества, затрагивая все большее число людей <1>. Исключение происходит постепенно, путем накопления трудностей, разрыва социальных связей, дисквалификации, кризиса идентичности. Появление "новой бедности" обусловлено тем, что "рост благосостояния не элиминирует униженное положение некоторых социальных статусов и возросшую зависимость семей с низким доходом от служб социальной помощи. Чувство потери места в обществе может в конечном счете породить такую же, если не большую, неудовлетворенность, что и традиционные формы бедности" <2>.
Статья: О финансовых мерах государственной поддержки системообразующих организаций
(Демидова С.Е.)
("Финансы", 2022, N 12)6. Анисенко Н.А. Классификация и критерии отбора системообразующих предприятий Российской Федерации // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2017. Т. 25. N 4. С. 534 - 542.
(Демидова С.Е.)
("Финансы", 2022, N 12)6. Анисенко Н.А. Классификация и критерии отбора системообразующих предприятий Российской Федерации // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2017. Т. 25. N 4. С. 534 - 542.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Итак, если в качестве системообразующего критерия использовать правовое назначение (целевую направленность) договора, то с учетом места расположения соответствующих договорных институтов в ГК РФ система договоров, опосредующих реализацию товаров, может быть представлена следующим образом:
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Итак, если в качестве системообразующего критерия использовать правовое назначение (целевую направленность) договора, то с учетом места расположения соответствующих договорных институтов в ГК РФ система договоров, опосредующих реализацию товаров, может быть представлена следующим образом: