Критерии оценки 44-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Критерии оценки 44-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 48 "Проведение электронного конкурса" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Вместе с тем, как обоснованно указал антимонопольный орган и суд первой инстанции, отсутствие в протоколе оценки заявок порядка оценки не позволяет определить правомерность оценки конкурсных заявок участников закупки и препятствует участникам конкурса заявить конкретные возражения по применению (неприменению) того или иного критерия оценки, что является нарушением части 6 статьи 48 Закона N 44-ФЗ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об оценке заявок участников закупки по критерию "квалификация участников закупки".
(Письмо Минфина России от 30.05.2023 N 24-06-09/49516)Вопрос: Об оценке заявок участников закупки по критерию "квалификация участников закупки".
(Письмо Минфина России от 30.05.2023 N 24-06-09/49516)Вопрос: Об оценке заявок участников закупки по критерию "квалификация участников закупки".
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)Статья 32. Оценка заявок участников закупки и критерии этой оценки
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)Статья 32. Оценка заявок участников закупки и критерии этой оценки
Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604
(ред. от 23.09.2024)
"Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"3. Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
(ред. от 23.09.2024)
"Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"3. Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
Готовое решение: Как применять антидемпинговые меры при закупке по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При оценке обоснования цены контракта (суммы цен единиц товара) учтите, что Закон N 44-ФЗ не содержит критериев оценки или исчерпывающих требований к такому обоснованию. Вместе с тем документы, представляемые участником, должны подтверждать реальную возможность поставки товара по предложенной цене и обосновывать ценовое снижение. Это могут быть гарантийное письмо от производителя с информацией о количестве и цене товара (если известно количество закупаемого товара), документы, подтверждающие наличие товара у участника, подготовленный участником расчет, подтверждающий возможность поставить товар по сниженной цене, а также иные документы, например расчеты ценового предложения с учетом конкретных действующих договоров участника закупки с изготовителями (поставщиками), складские документы. Проверка комиссией по осуществлению закупок указанного обоснования не должна быть формальной (ч. 9, 10 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, Определение Верховного Суда РФ от 27.11.2023 N 310-ЭС23-10279 по делу N А83-19605/2021).
(КонсультантПлюс, 2025)При оценке обоснования цены контракта (суммы цен единиц товара) учтите, что Закон N 44-ФЗ не содержит критериев оценки или исчерпывающих требований к такому обоснованию. Вместе с тем документы, представляемые участником, должны подтверждать реальную возможность поставки товара по предложенной цене и обосновывать ценовое снижение. Это могут быть гарантийное письмо от производителя с информацией о количестве и цене товара (если известно количество закупаемого товара), документы, подтверждающие наличие товара у участника, подготовленный участником расчет, подтверждающий возможность поставить товар по сниженной цене, а также иные документы, например расчеты ценового предложения с учетом конкретных действующих договоров участника закупки с изготовителями (поставщиками), складские документы. Проверка комиссией по осуществлению закупок указанного обоснования не должна быть формальной (ч. 9, 10 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, Определение Верховного Суда РФ от 27.11.2023 N 310-ЭС23-10279 по делу N А83-19605/2021).
Статья: Контроль недостоверной информации в закупках: постановка проблемы
(Кириллова О.Ю., Копылов С.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 2)В контрактной системе Российской Федерации заявка на участие в закупке представляет собой не только выражение намерения участвовать в торгах, но и юридически значимое действие, подтверждающее согласие участника на выполнение условий закупочной документации. В связи с этим одним из ключевых требований к содержанию заявки является достоверность предоставленных сведений. Однако на практике встречаются ситуации, когда участники закупки указывают в заявках недостоверную информацию, что может привести к их отклонению закупочной комиссией. Проблема заключается в отсутствии в законодательстве четкого определения понятия "недостоверность сведений". В Гражданском кодексе Российской Федерации <8> (ГК РФ) и Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <9> (далее - Закон N 44-ФЗ) критерии оценки достоверности информации прямо не прописаны, что приводит к необходимости ориентироваться на правоприменительную практику и разъяснения контрольных органов. В контексте закупок это означает, что заявленные участником данные должны соответствовать официальным источникам, а также не содержать внутренних противоречий.
(Кириллова О.Ю., Копылов С.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 2)В контрактной системе Российской Федерации заявка на участие в закупке представляет собой не только выражение намерения участвовать в торгах, но и юридически значимое действие, подтверждающее согласие участника на выполнение условий закупочной документации. В связи с этим одним из ключевых требований к содержанию заявки является достоверность предоставленных сведений. Однако на практике встречаются ситуации, когда участники закупки указывают в заявках недостоверную информацию, что может привести к их отклонению закупочной комиссией. Проблема заключается в отсутствии в законодательстве четкого определения понятия "недостоверность сведений". В Гражданском кодексе Российской Федерации <8> (ГК РФ) и Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <9> (далее - Закон N 44-ФЗ) критерии оценки достоверности информации прямо не прописаны, что приводит к необходимости ориентироваться на правоприменительную практику и разъяснения контрольных органов. В контексте закупок это означает, что заявленные участником данные должны соответствовать официальным источникам, а также не содержать внутренних противоречий.
Статья: Практика установления критериев "цена" и "расходы" при проведении электронного конкурса
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 10)Пример 8. Позиция истца: при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг школьных столовых и кухонь <20> в нарушение требований ст. 32 Закона N 44-ФЗ необоснованно установлен критерий оценки "цена", поскольку цена на питание отдельных категорий обучающихся в государственных (краевых) и муниципальных образовательных организациях определена Постановлением губернатора Приморского края от 06.12.2018 N 72-пг "О Порядке обеспечения обучающихся в государственных (краевых) и муниципальных образовательных организациях бесплатным питанием" в твердых суммах из расчета 85 и 140 руб. на ребенка в день и, по сути, является регулируемой ценой (тарифом), снижать которую недопустимо. При этом обеспечение школьников питанием является социальной услугой.
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 10)Пример 8. Позиция истца: при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг школьных столовых и кухонь <20> в нарушение требований ст. 32 Закона N 44-ФЗ необоснованно установлен критерий оценки "цена", поскольку цена на питание отдельных категорий обучающихся в государственных (краевых) и муниципальных образовательных организациях определена Постановлением губернатора Приморского края от 06.12.2018 N 72-пг "О Порядке обеспечения обучающихся в государственных (краевых) и муниципальных образовательных организациях бесплатным питанием" в твердых суммах из расчета 85 и 140 руб. на ребенка в день и, по сути, является регулируемой ценой (тарифом), снижать которую недопустимо. При этом обеспечение школьников питанием является социальной услугой.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке продуктов и услуг общественного питания по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если проводите конкурс, включите в извещение, документацию (если ее наличие предусмотрено Законом N 44-ФЗ) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах (п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ). Примените не менее двух критериев оценки, одним из которых является цена контракта (сумма цен единиц). При этом значимость критериев оценки определите исходя из утвержденных предельных величин с учетом Порядка N 2604 (пп. "а", "в" п. 5 названного Порядка). Так, для закупки услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов для некоторых социально значимых объектов установлены следующие предельные величины: цена контракта - 40%, качество и квалификация - 60%.
(КонсультантПлюс, 2025)Если проводите конкурс, включите в извещение, документацию (если ее наличие предусмотрено Законом N 44-ФЗ) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах (п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ). Примените не менее двух критериев оценки, одним из которых является цена контракта (сумма цен единиц). При этом значимость критериев оценки определите исходя из утвержденных предельных величин с учетом Порядка N 2604 (пп. "а", "в" п. 5 названного Порядка). Так, для закупки услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов для некоторых социально значимых объектов установлены следующие предельные величины: цена контракта - 40%, качество и квалификация - 60%.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Интересные результаты в части снижения влияния ценовых критериев оценки заявок на выбор поставщика могут показать и антидемпинговые меры. Например, заказчик может использовать подход, существующий в ч. 7 ст. 37 Закона 44-ФЗ, и установить различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев, когда:
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Интересные результаты в части снижения влияния ценовых критериев оценки заявок на выбор поставщика могут показать и антидемпинговые меры. Например, заказчик может использовать подход, существующий в ч. 7 ст. 37 Закона 44-ФЗ, и установить различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев, когда: