Критерии малого предприятия 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Критерии малого предприятия 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 425 "Тарифы страховых взносов" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество было исключено из реестра МСП в августе 2020 года, вновь включено в реестр в ноябре 2020. Налоговый орган пришел к выводу о необоснованном применении обществом пониженных тарифов страховых взносов в октябре 2020 года. Суд указал, что одним из условий отнесения акционерного общества к субъекту МСП является ограничение по владению голосующими акциями. Указанные сведения должны были быть внесены в реестр МСП ежегодно 10 августа текущего календарного года. Общество провело годовое собрание 31.07.2020, ссылаясь на изменения в законодательстве, которыми были продлены сроки проведения годовых собраний акционерных обществ, а также сроки представления сведений, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", поэтому регистратор не смог своевременно передать сведения, необходимые для внесения общества в реестр МСП. Поскольку направление сообщений об акционерных обществах, которые соответствуют критериям отнесения к субъектам МСП, но не провели общее годовое собрание, не предусмотрено, общество по состоянию на 10.08.2020 было исключено из реестра МСП. После проведения общего собрания и предоставления сведений общество было вновь в ноябре 2020 года включено в реестр МСП. Суд признал доначисление страховых взносов обоснованным. Суд отметил, что возможность применения пониженного тарифа страховых взносов поставлена в зависимость от включения налогоплательщика в реестр МСП. Налогоплательщик не представил доказательств наличия объективных препятствий для проведения собрания не позднее установленного срока для представления держателем реестра акционеров сведений уполномоченному органу в целях формирования реестра МСП. Федеральным законом от 07.04.2020 N 115-ФЗ осуществлен перенос только окончания срока проведения годовых собраний в 2020 году, но не установлено изменение либо приостановление действия каких-либо норм Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и НК РФ. Общее собрание акционеров общества могло быть проведено в пределах сроков, предусмотренных положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество было исключено из реестра МСП в августе 2020 года, вновь включено в реестр в ноябре 2020. Налоговый орган пришел к выводу о необоснованном применении обществом пониженных тарифов страховых взносов в октябре 2020 года. Суд указал, что одним из условий отнесения акционерного общества к субъекту МСП является ограничение по владению голосующими акциями. Указанные сведения должны были быть внесены в реестр МСП ежегодно 10 августа текущего календарного года. Общество провело годовое собрание 31.07.2020, ссылаясь на изменения в законодательстве, которыми были продлены сроки проведения годовых собраний акционерных обществ, а также сроки представления сведений, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", поэтому регистратор не смог своевременно передать сведения, необходимые для внесения общества в реестр МСП. Поскольку направление сообщений об акционерных обществах, которые соответствуют критериям отнесения к субъектам МСП, но не провели общее годовое собрание, не предусмотрено, общество по состоянию на 10.08.2020 было исключено из реестра МСП. После проведения общего собрания и предоставления сведений общество было вновь в ноябре 2020 года включено в реестр МСП. Суд признал доначисление страховых взносов обоснованным. Суд отметил, что возможность применения пониженного тарифа страховых взносов поставлена в зависимость от включения налогоплательщика в реестр МСП. Налогоплательщик не представил доказательств наличия объективных препятствий для проведения собрания не позднее установленного срока для представления держателем реестра акционеров сведений уполномоченному органу в целях формирования реестра МСП. Федеральным законом от 07.04.2020 N 115-ФЗ осуществлен перенос только окончания срока проведения годовых собраний в 2020 году, но не установлено изменение либо приостановление действия каких-либо норм Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и НК РФ. Общее собрание акционеров общества могло быть проведено в пределах сроков, предусмотренных положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2025 N 16АП-2428/2025 по делу N А25-3500/2024
Требование: О взыскании суммы предоставленной субсидии.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Суд первой инстанции принимая во внимание правовые подходы, изложенные в определении Верховного суда Российской Федерации от 25.10.2018 по делу N А45-31083/2017, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.11.2021 по делу N А25-731/2020, согласно которых отсутствие сведений в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства само по себе не свидетельствует о том, что оно не может быть отнесено к числу таких субъектов указал, что вопрос разрешения заявленных по настоящему делу требований зависят от фактического соответствия получателя субсидии критериям, предусмотренным части 1.1 статьи 4 Закона о предпринимательстве, Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - Постановление N 265) для субъектов МСП на дату подачи заявки.
Требование: О взыскании суммы предоставленной субсидии.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Суд первой инстанции принимая во внимание правовые подходы, изложенные в определении Верховного суда Российской Федерации от 25.10.2018 по делу N А45-31083/2017, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.11.2021 по делу N А25-731/2020, согласно которых отсутствие сведений в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства само по себе не свидетельствует о том, что оно не может быть отнесено к числу таких субъектов указал, что вопрос разрешения заявленных по настоящему делу требований зависят от фактического соответствия получателя субсидии критериям, предусмотренным части 1.1 статьи 4 Закона о предпринимательстве, Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - Постановление N 265) для субъектов МСП на дату подачи заявки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)12 февраля 2020 г. общество обратилось в инспекцию с заявлением, в котором просило налоговый орган внести изменения в реестр объектов малого и среднего предпринимательства и отнести общество к субъектам малого предпринимательства или дать разъяснения по данному вопросу. Инспекция сообщила, что если по итогам 2020 года подтвердятся критерии отнесения общества к субъектам малого и среднего предпринимательства с категорией малое, то после 10 августа 2021 г. категория будет изменена. Общество не устроил такой ответ, и дело дошло до суда.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)12 февраля 2020 г. общество обратилось в инспекцию с заявлением, в котором просило налоговый орган внести изменения в реестр объектов малого и среднего предпринимательства и отнести общество к субъектам малого предпринимательства или дать разъяснения по данному вопросу. Инспекция сообщила, что если по итогам 2020 года подтвердятся критерии отнесения общества к субъектам малого и среднего предпринимательства с категорией малое, то после 10 августа 2021 г. категория будет изменена. Общество не устроил такой ответ, и дело дошло до суда.
Статья: COVID-19: финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)<1> Инвестиционный форум "ВТБ Капитал" "Россия зовет", 29 - 30 октября 2020 г. URL: https://www.russiacalling.ru/.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)<1> Инвестиционный форум "ВТБ Капитал" "Россия зовет", 29 - 30 октября 2020 г. URL: https://www.russiacalling.ru/.
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)19.4. При осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства путем проведения аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме установление критериев и порядка оценки, указанных в части 19.2 настоящей статьи, не допускается.
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)19.4. При осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства путем проведения аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме установление критериев и порядка оценки, указанных в части 19.2 настоящей статьи, не допускается.
Последние изменения: Проверки Роспотребнадзора (осуществление Роспотребнадзором контроля (надзора))
(КонсультантПлюс, 2025)Такие проверки не проводятся в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. в отношении субъектов малого предпринимательства, включенных в единый реестр СМСП. Исключение: например, плановые проверки не отменяются, если по соответствующему виду госнадзора установлены категории риска (классы опасности) и их критерии (ч. 1 ст. 26.2 Закона о защите прав юридических лиц и ИП).
(КонсультантПлюс, 2025)Такие проверки не проводятся в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. в отношении субъектов малого предпринимательства, включенных в единый реестр СМСП. Исключение: например, плановые проверки не отменяются, если по соответствующему виду госнадзора установлены категории риска (классы опасности) и их критерии (ч. 1 ст. 26.2 Закона о защите прав юридических лиц и ИП).
Статья: К вопросу о предоставлении преференций в области государственных и корпоративных закупок резидентам территорий со специальным режимом экономической деятельности
(Громова Е.А.)
("Юрист", 2021, N 2)<14> Саклеев М.А. Государственные закупки как инструмент поддержки малого предпринимательства. С. 59.
(Громова Е.А.)
("Юрист", 2021, N 2)<14> Саклеев М.А. Государственные закупки как инструмент поддержки малого предпринимательства. С. 59.
Статья: Правовые вопросы поддержки субъектов малого предпринимательства в нефтяной отрасли на примере Республики Татарстан
(Салиева Р.Н.)
("Предпринимательское право", 2025, N 1)Целесообразными представляются разработка и принятие закона о субъектах малого предпринимательства в добывающих отраслях экономики, в котором необходимо определить критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в добывающих отраслях экономики и установить соответствующие меры государственного регулирования и поддержки таких субъектов, включая принципы реализации мер государственной поддержки в области малого предпринимательства, а также основные задачи такой поддержки. Закрепление специального правового статуса субъектов малого предпринимательства позволит в налоговом законодательстве устанавливать льготы для субъектов малого предпринимательства в добывающих отраслях экономики. В налоговом законодательстве необходимо закрепить специальные правовые режимы налогообложения для субъектов малого предпринимательства в добывающих отраслях. Возможно, в гл. 4 ГК РФ включить общее правило о субъектах малого предпринимательства, в котором уместно закрепить понятие субъектов малого предпринимательства и положение о том, что в отдельных сферах экономической (предпринимательской) деятельности с учетом особенностей такой деятельности могут быть приняты специальные законы, определяющие правовое положение хозяйствующих субъектов, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Также представляется целесообразным в Законе Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" <21> закрепить критерии отнесения организаций в сфере недропользования к субъектам малого предпринимательства в сфере недропользования и определить особенности их правового положения. Представляется, что такие общие правовые положения позволят разработать и принять специальный закон о субъектах малого предпринимательства в добывающих отраслях, в том числе в нефтяной отрасли.
(Салиева Р.Н.)
("Предпринимательское право", 2025, N 1)Целесообразными представляются разработка и принятие закона о субъектах малого предпринимательства в добывающих отраслях экономики, в котором необходимо определить критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в добывающих отраслях экономики и установить соответствующие меры государственного регулирования и поддержки таких субъектов, включая принципы реализации мер государственной поддержки в области малого предпринимательства, а также основные задачи такой поддержки. Закрепление специального правового статуса субъектов малого предпринимательства позволит в налоговом законодательстве устанавливать льготы для субъектов малого предпринимательства в добывающих отраслях экономики. В налоговом законодательстве необходимо закрепить специальные правовые режимы налогообложения для субъектов малого предпринимательства в добывающих отраслях. Возможно, в гл. 4 ГК РФ включить общее правило о субъектах малого предпринимательства, в котором уместно закрепить понятие субъектов малого предпринимательства и положение о том, что в отдельных сферах экономической (предпринимательской) деятельности с учетом особенностей такой деятельности могут быть приняты специальные законы, определяющие правовое положение хозяйствующих субъектов, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Также представляется целесообразным в Законе Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" <21> закрепить критерии отнесения организаций в сфере недропользования к субъектам малого предпринимательства в сфере недропользования и определить особенности их правового положения. Представляется, что такие общие правовые положения позволят разработать и принять специальный закон о субъектах малого предпринимательства в добывающих отраслях, в том числе в нефтяной отрасли.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечено в разд. "Изменен один из финансовых критериев обязательного аудита" названного выше ИС Минфина России от 11 января 2021 г. N ИС-аудит-37, Законом 2020 г. N 476-ФЗ изменен один из финансовых критериев, по которым определяется необходимость проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности; в качестве такого критерия надлежит использовать доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности (ранее - выручка от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг); цель данного изменения - привести данный критерий в соответствии с критериями, которые применяются для отнесения экономических субъектов к субъектам малого предпринимательства.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечено в разд. "Изменен один из финансовых критериев обязательного аудита" названного выше ИС Минфина России от 11 января 2021 г. N ИС-аудит-37, Законом 2020 г. N 476-ФЗ изменен один из финансовых критериев, по которым определяется необходимость проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности; в качестве такого критерия надлежит использовать доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности (ранее - выручка от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг); цель данного изменения - привести данный критерий в соответствии с критериями, которые применяются для отнесения экономических субъектов к субъектам малого предпринимательства.
"Корпоративное право современной России: монография"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)Главное внимание при правовом исследовании корпоративных отношений необходимо обратить на понимание участия в корпоративных организациях, управление в корпорациях, на роль участников корпораций, прежде всего коммерческих, в осуществлении корпоративного управления. Выделение корпоративных отношений в предмете гражданско-правового регулирования не только конкретизирует правовое положение участников гражданского оборота, наделяя участников корпораций дополнительными правами в части управления ими и распоряжения имуществом корпоративных организаций, но и обогащает традиционное понимание обязательств, вводя понятие корпоративного договора. Правовое регулирование корпоративных отношений в рамках ГК РФ и корпоративное законодательство предполагают создание и совершенствование организационно-правовых и договорных форм, необходимых для осуществления коллективного и венчурного инвестирования, а также ведения инвестирования малого бизнеса, как отмечалось в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-Р <1>.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)Главное внимание при правовом исследовании корпоративных отношений необходимо обратить на понимание участия в корпоративных организациях, управление в корпорациях, на роль участников корпораций, прежде всего коммерческих, в осуществлении корпоративного управления. Выделение корпоративных отношений в предмете гражданско-правового регулирования не только конкретизирует правовое положение участников гражданского оборота, наделяя участников корпораций дополнительными правами в части управления ими и распоряжения имуществом корпоративных организаций, но и обогащает традиционное понимание обязательств, вводя понятие корпоративного договора. Правовое регулирование корпоративных отношений в рамках ГК РФ и корпоративное законодательство предполагают создание и совершенствование организационно-правовых и договорных форм, необходимых для осуществления коллективного и венчурного инвестирования, а также ведения инвестирования малого бизнеса, как отмечалось в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-Р <1>.
Последние изменения: Проверки Ростехнадзора (осуществление Ростехнадзором контроля (надзора))
(КонсультантПлюс, 2025)Такие проверки не проводятся в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. в отношении субъектов малого предпринимательства, включенных в единый реестр СМСП. Исключение: например, плановые проверки не отменяются, если по соответствующему виду госнадзора установлены категории риска (классы опасности) и их критерии (ч. 1 ст. 26.2 Закона о защите прав юридических лиц и ИП).
(КонсультантПлюс, 2025)Такие проверки не проводятся в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. в отношении субъектов малого предпринимательства, включенных в единый реестр СМСП. Исключение: например, плановые проверки не отменяются, если по соответствующему виду госнадзора установлены категории риска (классы опасности) и их критерии (ч. 1 ст. 26.2 Закона о защите прав юридических лиц и ИП).
Статья: Критерии оценки системно значимых коммерческих банков России
(Губанов Р.С.)
("Банковское право", 2023, N 2)<2> Панова Е.А. Роль коммерческого кредитования в деятельности малых и средних предприятий // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. N 6. С. 126 - 136.
(Губанов Р.С.)
("Банковское право", 2023, N 2)<2> Панова Е.А. Роль коммерческого кредитования в деятельности малых и средних предприятий // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. N 6. С. 126 - 136.
Статья: Вопросы теории и практики стимулирования бизнеса посредством института страховых взносов
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)Необходимо напомнить, что одним из критериев причисления хозяйствующего субъекта к категории малого или среднего является численность работников: малое предприятие - не более 100 человек, среднее - не более 250. В отдельных случаях государство позволяет применять пониженные ставки страховых взносов субъектам с большей численностью работников. Так, в соответствии со ст. 427 НК РФ организации общественного питания с численностью работников до 1 500 человек могут платить страховые взносы в размере 15% при доле доходов от общепита не менее 70%.
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)Необходимо напомнить, что одним из критериев причисления хозяйствующего субъекта к категории малого или среднего является численность работников: малое предприятие - не более 100 человек, среднее - не более 250. В отдельных случаях государство позволяет применять пониженные ставки страховых взносов субъектам с большей численностью работников. Так, в соответствии со ст. 427 НК РФ организации общественного питания с численностью работников до 1 500 человек могут платить страховые взносы в размере 15% при доле доходов от общепита не менее 70%.
Статья: К вопросу о соответствии понятия "предпринимательская деятельность" современным тенденциям, направленным на устойчивое развитие Российской Федерации
(Ручкина Г.Ф.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 11)С. Занковский, анализируя изменения законодательства в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, также обращал внимание на то, что "социальное предпринимательство есть разновидность предпринимательской деятельности, которая наряду с целями систематического получения прибыли обеспечивает достижение общественно полезного результата; соответствует нормативно установленным критериям такой деятельности и пользуется определенными льготами со стороны государства или муниципалитетов" <15>. С. Занковский поддерживал теоретическую позицию авторов, в соответствии с которой "критически воспринимается отнесение социального предпринимательства лишь к малому и среднему. Данный подход представляется концептуально неверным и не учитывает социальное предпринимательство некоммерческих организаций и социально ориентированных крупных предприятий" <16>.
(Ручкина Г.Ф.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 11)С. Занковский, анализируя изменения законодательства в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, также обращал внимание на то, что "социальное предпринимательство есть разновидность предпринимательской деятельности, которая наряду с целями систематического получения прибыли обеспечивает достижение общественно полезного результата; соответствует нормативно установленным критериям такой деятельности и пользуется определенными льготами со стороны государства или муниципалитетов" <15>. С. Занковский поддерживал теоретическую позицию авторов, в соответствии с которой "критически воспринимается отнесение социального предпринимательства лишь к малому и среднему. Данный подход представляется концептуально неверным и не учитывает социальное предпринимательство некоммерческих организаций и социально ориентированных крупных предприятий" <16>.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)- доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не должен превышать установленное Правительством Российской Федерации предельное значение (с 1 августа 2016 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" такое предельное значение для микропредприятий установлено в размере 120 млн руб., малые предприятия - 800 млн рублей).
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)- доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не должен превышать установленное Правительством Российской Федерации предельное значение (с 1 августа 2016 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" такое предельное значение для микропредприятий установлено в размере 120 млн руб., малые предприятия - 800 млн рублей).