Критерии малого предприятия 2019
Подборка наиболее важных документов по запросу Критерии малого предприятия 2019 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Установление факта принадлежности документа в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.07.2019 N Ф06-49016/2019 по делу N А57-16334/2018
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.07.2019 N Ф06-49016/2019 по делу N А57-16334/2018
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Суд первой инстанции заключил, что ч. 4 комментируемой статьи устанавливает критерии изменения категорий субъекта малого или среднего предпринимательства с одной категории на другую. Вопрос об исключении Общества из реестра в рассматриваемом случае не связан с изменением категории субъекта малого или среднего предпринимательства. ООО фактически не соответствовало критериям субъекта малого или среднего предпринимательства по состоянию на 10 августа 2019 г., что и послужило основанием для исключения его из реестра (см. Постановление Арбитражного суда Кировской области от 06.08.2020 по делу N А28-18117/2019).
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Суд первой инстанции заключил, что ч. 4 комментируемой статьи устанавливает критерии изменения категорий субъекта малого или среднего предпринимательства с одной категории на другую. Вопрос об исключении Общества из реестра в рассматриваемом случае не связан с изменением категории субъекта малого или среднего предпринимательства. ООО фактически не соответствовало критериям субъекта малого или среднего предпринимательства по состоянию на 10 августа 2019 г., что и послужило основанием для исключения его из реестра (см. Постановление Арбитражного суда Кировской области от 06.08.2020 по делу N А28-18117/2019).
Статья: Списочная, среднесписочная и средняя численность работников: разбираемся в деталях
(Дегтяренко А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 7)Примечание. См. статью "Льготы для работодателей - субъектов малого (среднего) предпринимательства" в N 4, 2019, на с. 51.
(Дегтяренко А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 7)Примечание. См. статью "Льготы для работодателей - субъектов малого (среднего) предпринимательства" в N 4, 2019, на с. 51.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 20.08.2025 N 410
(ред. от 02.10.2025)
"Об утверждении официальных статистических методологий формирования показателей статистики основного капитала и других нефинансовых активов"5.3.1.1. Перечень отчитывающихся объектов по форме N 11 (сделка) (служебный каталог) формируется из территориального раздела Автоматизированной системы Генеральной совокупности объектов статистического наблюдения (АС ГС ОФСН) в соответствии с п. 3.2 Порядка автоматизированного формирования перечня форм федерального статистического наблюдения для респондентов, в отношении которых проводятся федеральные статистические наблюдения, утвержденного приказом Росстата от 25 июля 2018 г. N 455, с изменениями и дополнениями от 26 апреля 2019 г. N 248 по следующим критериям отбора:
(ред. от 02.10.2025)
"Об утверждении официальных статистических методологий формирования показателей статистики основного капитала и других нефинансовых активов"5.3.1.1. Перечень отчитывающихся объектов по форме N 11 (сделка) (служебный каталог) формируется из территориального раздела Автоматизированной системы Генеральной совокупности объектов статистического наблюдения (АС ГС ОФСН) в соответствии с п. 3.2 Порядка автоматизированного формирования перечня форм федерального статистического наблюдения для респондентов, в отношении которых проводятся федеральные статистические наблюдения, утвержденного приказом Росстата от 25 июля 2018 г. N 455, с изменениями и дополнениями от 26 апреля 2019 г. N 248 по следующим критериям отбора:
Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 N 1764
(ред. от 20.07.2023)
"Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке"в) рассматривает заявки российских кредитных организаций на участие в отборе (включая первичный и последующие отборы в текущем финансовом году) российских кредитных организаций в качестве уполномоченных банков с целью предоставления субсидий из федерального бюджета в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным уполномоченными банками в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке, в рамках реализации Правил предоставления субсидий, прилагаемые к ним документы, представленные в соответствии с приложением N 6 к Правилам предоставления субсидии, а также заключения корпорации о проверке соответствия указанных российских кредитных организаций критериям, указанным в приложении N 6 к Правилам предоставления субсидии, и принимает решение об установлении объема средств в пределах лимитов бюджетных обязательств для уполномоченных банков либо принимает решение об отклонении указанных заявок с указанием причин отклонения, предусмотренных приложением N 6 к Правилам предоставления субсидии;
(ред. от 20.07.2023)
"Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке"в) рассматривает заявки российских кредитных организаций на участие в отборе (включая первичный и последующие отборы в текущем финансовом году) российских кредитных организаций в качестве уполномоченных банков с целью предоставления субсидий из федерального бюджета в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным уполномоченными банками в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке, в рамках реализации Правил предоставления субсидий, прилагаемые к ним документы, представленные в соответствии с приложением N 6 к Правилам предоставления субсидии, а также заключения корпорации о проверке соответствия указанных российских кредитных организаций критериям, указанным в приложении N 6 к Правилам предоставления субсидии, и принимает решение об установлении объема средств в пределах лимитов бюджетных обязательств для уполномоченных банков либо принимает решение об отклонении указанных заявок с указанием причин отклонения, предусмотренных приложением N 6 к Правилам предоставления субсидии;
Статья: О гармонизации саморегулирования и государственного регулирования в эпоху цифровизации: тенденции и перспективы
(Барков А.В., Гришина Я.С.)
("Гражданское право", 2024, N 1)Принимая во внимание успешный зарубежный социально-предпринимательский опыт, в России сегодня также легализован данный антикризисный инструментарий <40>, решающий социальные задачи и одновременно способствующий развитию гражданского общества как "сверху", так и "снизу". Уникальность российского подхода к легализации социального предпринимательства заключается в том, что в качестве объектов государственной поддержки рассматриваются только субъекты малого и среднего бизнеса, отвечающие установленным в законе критериям. Несмотря на отмечаемые в научной литературе недостатки российской модели <41>, в целом факт официального признания социального предпринимательства, на возможности которого в борьбе с бедностью россиян возлагаются большие надежды, оценивается экспертами положительно <42>.
(Барков А.В., Гришина Я.С.)
("Гражданское право", 2024, N 1)Принимая во внимание успешный зарубежный социально-предпринимательский опыт, в России сегодня также легализован данный антикризисный инструментарий <40>, решающий социальные задачи и одновременно способствующий развитию гражданского общества как "сверху", так и "снизу". Уникальность российского подхода к легализации социального предпринимательства заключается в том, что в качестве объектов государственной поддержки рассматриваются только субъекты малого и среднего бизнеса, отвечающие установленным в законе критериям. Несмотря на отмечаемые в научной литературе недостатки российской модели <41>, в целом факт официального признания социального предпринимательства, на возможности которого в борьбе с бедностью россиян возлагаются большие надежды, оценивается экспертами положительно <42>.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В науке и практике целесообразность постановки вопроса о справедливом или несправедливом характере условий договоров между предпринимателями подвергается сомнению. По мнению одних ученых, определяющим фактором наличия у суда полномочий по контролю справедливости договорных условий является статус сторон договора. Только потребители и субъекты малого бизнеса заслуживают подобную патерналистскую опеку со стороны государства. В договорных отношениях между равными предпринимателями судебный контроль входит в прямое противоречие с принципом свободы договора и, следовательно, недопустим <1>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В науке и практике целесообразность постановки вопроса о справедливом или несправедливом характере условий договоров между предпринимателями подвергается сомнению. По мнению одних ученых, определяющим фактором наличия у суда полномочий по контролю справедливости договорных условий является статус сторон договора. Только потребители и субъекты малого бизнеса заслуживают подобную патерналистскую опеку со стороны государства. В договорных отношениях между равными предпринимателями судебный контроль входит в прямое противоречие с принципом свободы договора и, следовательно, недопустим <1>.
Статья: К вопросу о предоставлении преференций в области государственных и корпоративных закупок резидентам территорий со специальным режимом экономической деятельности
(Громова Е.А.)
("Юрист", 2021, N 2)7. Петраков А.Ю. Правовое регулирование предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: диссертация ... кандидата юридических наук / А.Ю. Петраков. Москва, 2019. 27 с.
(Громова Е.А.)
("Юрист", 2021, N 2)7. Петраков А.Ю. Правовое регулирование предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: диссертация ... кандидата юридических наук / А.Ю. Петраков. Москва, 2019. 27 с.
Последние изменения: Проверки Ростехнадзора (осуществление Ростехнадзором контроля (надзора))
(КонсультантПлюс, 2025)Такие проверки не проводятся в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. в отношении субъектов малого предпринимательства, включенных в единый реестр СМСП. Исключение: например, плановые проверки не отменяются, если по соответствующему виду госнадзора установлены категории риска (классы опасности) и их критерии (ч. 1 ст. 26.2 Закона о защите прав юридических лиц и ИП).
(КонсультантПлюс, 2025)Такие проверки не проводятся в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. в отношении субъектов малого предпринимательства, включенных в единый реестр СМСП. Исключение: например, плановые проверки не отменяются, если по соответствующему виду госнадзора установлены категории риска (классы опасности) и их критерии (ч. 1 ст. 26.2 Закона о защите прав юридических лиц и ИП).
Статья: Правовое регулирование ответственного инвестирования в России и зарубежных странах: понятие, принципы, примеры
(Ермакова Е.П.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 1)Введение: статья посвящена анализу основ правового регулирования социально ответственного инвестирования (SRI), которое представляет собой инвестиционный подход, учитывающий экологические, социальные и управленческие факторы (ESG) в выборе и управлении портфелем инвестиций. Мировой рынок SRI растет беспрецедентными темпами: стоимость глобальных активов, использующих экологические, социальные и управленческие данные для принятия инвестиционных решений, почти удвоилась за последние четыре года, более чем в три раза - за восемь лет (с 2012 г.) и составила 40,5 трлн долл. США. Россия постепенно включается в контуры современной глобальной экосистемы в области устойчивого финансирования и ответственной инвестиционной практики. В связи с этим сравнительный анализ указанных выше проблем приобретает особое значение. Цель: сформировать представление об основах правового регулирования социально ответственного инвестирования (SRI) в России и зарубежных странах на основе анализа научных источников и нормативных актов. Методы: эмпирические методы сравнения, описания, интерпретации; теоретические методы формальной и диалектической логики; частно-научные методы: юридико-догматический и метод толкования правовых норм. Результаты: проведенное исследование показало, что учет экологических, социальных и управленческих факторов (ESG) становится все более важным для компаний и инвесторов. Однако до сих пор понятие "ESG" четко не определено, поэтому сложно измерить ESG-активность компаний. В настоящее время ЕС является мировым законодателем тенденций и движущей силой трансформации устойчивого развития. В 2019 г. Европейская комиссия представила Европейскую "Зеленую сделку" - концепцию экономического роста, цель которой состоит в том, чтобы к 2050 г. сделать Европу первым климатически нейтральным континентом. 21 апреля 2021 г. был сделан еще один шаг на пути к осуществлению "Зеленой сделки" - опубликованы проект Директивы о корпоративной отчетности по устойчивому развитию (CSRD) и первый Делегированный закон о климате в соответствии с Регламентом о таксономии. Следует подчеркнуть, что Директива CSRD повлияет на режимы нефинансовой отчетности в других странах мира, способствуя глобальной конвергенции и сопоставимости отчетности в области устойчивого развития. Выводы: в странах Европы, за исключением Франции, показатели ESG в настоящее время не являются обязательным критерием для публично торгуемых компаний. Французские Закон об энергетике климата от 2019 г. (La loi Energie et Climat) и Декрет о реализации данного Закона от 27 мая 2021 г. (Decret n° 2021-663) закрепили обязательную нефинансовую отчетность, которая начиная с 2022 г. будет распространяться на все инвестиционные компании, управляющие активами более чем в 500 млн евро. Малые и средние предприятия Германии и Франции (МСП) опасаются, что запланированное ЕС устойчивое финансовое регулирование может привести к еще большей бюрократии и финансовым трудностям, с которыми они могут не справиться. Решение этой проблемы предложило правительство Франции, организовав весной 2021 г. платформу "Impact" для обучения французских компаний порядку заполнения показателей нефинансовой отчетности. Российскому законодателю следовало бы ознакомиться с отдельными элементами "Немецкой стратегии устойчивого финансирования" от 5 мая 2021 г., в частности с концепцией маркировки устойчивости для потребителей (метки "светофор" (traffic light), поскольку предполагается, что система "светофора" поможет инвесторам легче определить зеленые инвестиционные возможности каждой компании. Совершенствованию правового регулирования ответственного инвестирования в России способствовало бы принятие Закона "О публичной нефинансовой отчетности" (ПНО).
(Ермакова Е.П.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 1)Введение: статья посвящена анализу основ правового регулирования социально ответственного инвестирования (SRI), которое представляет собой инвестиционный подход, учитывающий экологические, социальные и управленческие факторы (ESG) в выборе и управлении портфелем инвестиций. Мировой рынок SRI растет беспрецедентными темпами: стоимость глобальных активов, использующих экологические, социальные и управленческие данные для принятия инвестиционных решений, почти удвоилась за последние четыре года, более чем в три раза - за восемь лет (с 2012 г.) и составила 40,5 трлн долл. США. Россия постепенно включается в контуры современной глобальной экосистемы в области устойчивого финансирования и ответственной инвестиционной практики. В связи с этим сравнительный анализ указанных выше проблем приобретает особое значение. Цель: сформировать представление об основах правового регулирования социально ответственного инвестирования (SRI) в России и зарубежных странах на основе анализа научных источников и нормативных актов. Методы: эмпирические методы сравнения, описания, интерпретации; теоретические методы формальной и диалектической логики; частно-научные методы: юридико-догматический и метод толкования правовых норм. Результаты: проведенное исследование показало, что учет экологических, социальных и управленческих факторов (ESG) становится все более важным для компаний и инвесторов. Однако до сих пор понятие "ESG" четко не определено, поэтому сложно измерить ESG-активность компаний. В настоящее время ЕС является мировым законодателем тенденций и движущей силой трансформации устойчивого развития. В 2019 г. Европейская комиссия представила Европейскую "Зеленую сделку" - концепцию экономического роста, цель которой состоит в том, чтобы к 2050 г. сделать Европу первым климатически нейтральным континентом. 21 апреля 2021 г. был сделан еще один шаг на пути к осуществлению "Зеленой сделки" - опубликованы проект Директивы о корпоративной отчетности по устойчивому развитию (CSRD) и первый Делегированный закон о климате в соответствии с Регламентом о таксономии. Следует подчеркнуть, что Директива CSRD повлияет на режимы нефинансовой отчетности в других странах мира, способствуя глобальной конвергенции и сопоставимости отчетности в области устойчивого развития. Выводы: в странах Европы, за исключением Франции, показатели ESG в настоящее время не являются обязательным критерием для публично торгуемых компаний. Французские Закон об энергетике климата от 2019 г. (La loi Energie et Climat) и Декрет о реализации данного Закона от 27 мая 2021 г. (Decret n° 2021-663) закрепили обязательную нефинансовую отчетность, которая начиная с 2022 г. будет распространяться на все инвестиционные компании, управляющие активами более чем в 500 млн евро. Малые и средние предприятия Германии и Франции (МСП) опасаются, что запланированное ЕС устойчивое финансовое регулирование может привести к еще большей бюрократии и финансовым трудностям, с которыми они могут не справиться. Решение этой проблемы предложило правительство Франции, организовав весной 2021 г. платформу "Impact" для обучения французских компаний порядку заполнения показателей нефинансовой отчетности. Российскому законодателю следовало бы ознакомиться с отдельными элементами "Немецкой стратегии устойчивого финансирования" от 5 мая 2021 г., в частности с концепцией маркировки устойчивости для потребителей (метки "светофор" (traffic light), поскольку предполагается, что система "светофора" поможет инвесторам легче определить зеленые инвестиционные возможности каждой компании. Совершенствованию правового регулирования ответственного инвестирования в России способствовало бы принятие Закона "О публичной нефинансовой отчетности" (ПНО).
Статья: Феномен женского предпринимательства: от признания к правовому регулированию
(Ершова И.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 3)Юридическое обособление социальных предприятий положило начало процессу дифференциации субъектов малого и среднего предпринимательства, оторванной от привычных критериев классификации субъектов малого и среднего бизнеса. Появление в законе семейных и женских предприятий лежит в русле заданного направления. В этой связи логичным видится "прописка" правовых основ женского предпринимательства именно в Законе об МСП.
(Ершова И.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 3)Юридическое обособление социальных предприятий положило начало процессу дифференциации субъектов малого и среднего предпринимательства, оторванной от привычных критериев классификации субъектов малого и среднего бизнеса. Появление в законе семейных и женских предприятий лежит в русле заданного направления. В этой связи логичным видится "прописка" правовых основ женского предпринимательства именно в Законе об МСП.
Статья: Экономические критерии уголовного наказания как элементы его реализации
(Попова Е.Э.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 3)<4> См., напр.: Грушин Ф.В. Состояние экономики как фактор, определяющий уголовно-исполнительную политику, уголовно-исполнительное право и законодательство // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2015. N 6 (23). С. 125 - 130; Родионов А.В., Скиба А.П. Совершенствование организации исполнения уголовных наказаний как фактор экономико-культурного развития России: некоторые направления // Правовое регулирование культурно-досуговых отношений и спортивной деятельности в контексте общественных и нравственных ценностей: современное состояние и мировые тенденции: материалы Международной научно-практической конференции (г. Чебоксары, 26 - 27 апреля 2019 г.): сб. науч. ст. Чебоксары, 2019. С. 440 - 447.
(Попова Е.Э.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 3)<4> См., напр.: Грушин Ф.В. Состояние экономики как фактор, определяющий уголовно-исполнительную политику, уголовно-исполнительное право и законодательство // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2015. N 6 (23). С. 125 - 130; Родионов А.В., Скиба А.П. Совершенствование организации исполнения уголовных наказаний как фактор экономико-культурного развития России: некоторые направления // Правовое регулирование культурно-досуговых отношений и спортивной деятельности в контексте общественных и нравственных ценностей: современное состояние и мировые тенденции: материалы Международной научно-практической конференции (г. Чебоксары, 26 - 27 апреля 2019 г.): сб. науч. ст. Чебоксары, 2019. С. 440 - 447.
Последние изменения: Проверки Роспотребнадзора (осуществление Роспотребнадзором контроля (надзора))
(КонсультантПлюс, 2025)Такие проверки не проводятся в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. в отношении субъектов малого предпринимательства, включенных в единый реестр СМСП. Исключение: например, плановые проверки не отменяются, если по соответствующему виду госнадзора установлены категории риска (классы опасности) и их критерии (ч. 1 ст. 26.2 Закона о защите прав юридических лиц и ИП).
(КонсультантПлюс, 2025)Такие проверки не проводятся в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. в отношении субъектов малого предпринимательства, включенных в единый реестр СМСП. Исключение: например, плановые проверки не отменяются, если по соответствующему виду госнадзора установлены категории риска (классы опасности) и их критерии (ч. 1 ст. 26.2 Закона о защите прав юридических лиц и ИП).
Статья: Как стать ИТ-компанией и на какие льготы можно рассчитывать
(Краецкая Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 11)<22> Правила предоставления субсидии из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" на осуществление поддержки проектов малых предприятий по разработке, применению и коммерциализации российских цифровых решений, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.05.2019 N 554.
(Краецкая Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 11)<22> Правила предоставления субсидии из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" на осуществление поддержки проектов малых предприятий по разработке, применению и коммерциализации российских цифровых решений, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.05.2019 N 554.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Также подобное ограничение противоречит самому явлению социального предпринимательства, которое не должно существовать лишь как дополнительный критерий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Ведь процесс социализации экономики внес изменения в цели деятельности организаций. Поэтому получение статуса социального предприятия организацией, вносящей вклад в решение социально значимых проблем общества, не должно зависеть от среднесписочной численности работников и дохода организации.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Также подобное ограничение противоречит самому явлению социального предпринимательства, которое не должно существовать лишь как дополнительный критерий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Ведь процесс социализации экономики внес изменения в цели деятельности организаций. Поэтому получение статуса социального предприятия организацией, вносящей вклад в решение социально значимых проблем общества, не должно зависеть от среднесписочной численности работников и дохода организации.