Критерии малого предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Критерии малого предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 427 "Пониженные тарифы страховых взносов" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд исследовал материалы дела и установил, что общество привлечено к ответственности за неуплату страховых взносов путем создания видимости соответствия критериям субъекта малого и среднего предпринимательства.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд исследовал материалы дела и установил, что общество привлечено к ответственности за неуплату страховых взносов путем создания видимости соответствия критериям субъекта малого и среднего предпринимательства.
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Срочный трудовой договор с субъектом малого предпринимательства
(КонсультантПлюс, 2025)"...Суд... указал, что согласно Выписке из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ответчик имеет категорию малого предприятия, однако при принятии решения по делу суд оценивает доказательства в их совокупности и для отказа в удовлетворении исковых требований работнику не может быть [предъявлена - ред.] только констатация факта, что работодатель имеет статус субъекта малого предпринимательства. Само правовое регулирование заключения с работником срочного трудового договора в абз. 2 ч. 2 ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации обуславливается не только фактом отнесения организации работодателя к субъекту малого предпринимательства, но и иными критериями, установленными в этой норме закона.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Суд... указал, что согласно Выписке из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ответчик имеет категорию малого предприятия, однако при принятии решения по делу суд оценивает доказательства в их совокупности и для отказа в удовлетворении исковых требований работнику не может быть [предъявлена - ред.] только констатация факта, что работодатель имеет статус субъекта малого предпринимательства. Само правовое регулирование заключения с работником срочного трудового договора в абз. 2 ч. 2 ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации обуславливается не только фактом отнесения организации работодателя к субъекту малого предпринимательства, но и иными критериями, установленными в этой норме закона.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
Статья: Малое инновационное предприятие
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также критерии отнесения малых предприятий к инновационным раскрываются в отдельных региональных нормативных актах.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также критерии отнесения малых предприятий к инновационным раскрываются в отдельных региональных нормативных актах.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Также подобное ограничение противоречит самому явлению социального предпринимательства, которое не должно существовать лишь как дополнительный критерий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Ведь процесс социализации экономики внес изменения в цели деятельности организаций. Поэтому получение статуса социального предприятия организацией, вносящей вклад в решение социально значимых проблем общества, не должно зависеть от среднесписочной численности работников и дохода организации.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Также подобное ограничение противоречит самому явлению социального предпринимательства, которое не должно существовать лишь как дополнительный критерий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Ведь процесс социализации экономики внес изменения в цели деятельности организаций. Поэтому получение статуса социального предприятия организацией, вносящей вклад в решение социально значимых проблем общества, не должно зависеть от среднесписочной численности работников и дохода организации.
Статья: Направления совершенствования правового регулирования контрольной (надзорной) деятельности
(Григорьева Н.В.)
("Современное право", 2025, N 5)Проект федерального закона дополняет норму о порядке проведения выездных проверок положением о распространении предусмотренных для малых предприятий и микропредприятий сокращенных сроков проведения выездных проверок также на социально ориентированные некоммерческие организации, численность работников которых соответствует критериям малых предприятий и микропредприятий.
(Григорьева Н.В.)
("Современное право", 2025, N 5)Проект федерального закона дополняет норму о порядке проведения выездных проверок положением о распространении предусмотренных для малых предприятий и микропредприятий сокращенных сроков проведения выездных проверок также на социально ориентированные некоммерческие организации, численность работников которых соответствует критериям малых предприятий и микропредприятий.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Обзор немецкого и итальянского правопорядков <1> показывает, что механизмы легализации прямых платежей имплементируются в законодательство тогда, когда это объясняется либо социальной значимостью проекта, претворяемого заказчиком, либо необходимостью поддержки и защиты субподрядчиков определенной категории. Закономерно, что именно такие весомые соображения могут позволить отступить от фундаментального принципа относительности обязательственной связи. В связи с этим если и имплементировать такое регулирование в российское законодательство, то следует это делать в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, где для этого уже имеется почва. В частности, ч. 7 ст. 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусматривает, что Правительство РФ полномочно устанавливать типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Такие условия, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. N 1466, не содержат положений, приближенных к имеющимся в немецком и итальянском регулировании, хотя, полагаю, аналогичные положения вполне могли бы быть в указанное Постановление включены. Например, имплементация нормы, последовательно регулирующей действия заказчика, намеревающегося осуществить прямой платеж, основанная в этой части на немецком опыте и направленная на защиту субъектов малого предпринимательства, по аналогии с критерием, выделенным в итальянском законодательстве, могла бы создать уверенность для начинающих предпринимателей.
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Обзор немецкого и итальянского правопорядков <1> показывает, что механизмы легализации прямых платежей имплементируются в законодательство тогда, когда это объясняется либо социальной значимостью проекта, претворяемого заказчиком, либо необходимостью поддержки и защиты субподрядчиков определенной категории. Закономерно, что именно такие весомые соображения могут позволить отступить от фундаментального принципа относительности обязательственной связи. В связи с этим если и имплементировать такое регулирование в российское законодательство, то следует это делать в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, где для этого уже имеется почва. В частности, ч. 7 ст. 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусматривает, что Правительство РФ полномочно устанавливать типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Такие условия, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. N 1466, не содержат положений, приближенных к имеющимся в немецком и итальянском регулировании, хотя, полагаю, аналогичные положения вполне могли бы быть в указанное Постановление включены. Например, имплементация нормы, последовательно регулирующей действия заказчика, намеревающегося осуществить прямой платеж, основанная в этой части на немецком опыте и направленная на защиту субъектов малого предпринимательства, по аналогии с критерием, выделенным в итальянском законодательстве, могла бы создать уверенность для начинающих предпринимателей.
Статья: Незаконная налоговая оптимизация НДФЛ и страховых взносов: признаки и ответственность
(Ревва С.Ю.)
("Legal Bulletin", 2024, N 1)Смоделируем ее структуру. В данной компании трудоустроено 14 сотрудников. Ее годовой доход составляет 110 миллионов рублей. Такая компания подходит под критерии малого бизнеса и является микропредприятием. Она применяет общую систему налогообложения, при которой на организацию в соответствии с пунктом 1 статьи 226 НК РФ как на налогового агента возлагается обязанность по удержанию и перечислению НДФЛ с доходов своих сотрудников, а также по уплате страховых взносов в установленные законодательством фонды.
(Ревва С.Ю.)
("Legal Bulletin", 2024, N 1)Смоделируем ее структуру. В данной компании трудоустроено 14 сотрудников. Ее годовой доход составляет 110 миллионов рублей. Такая компания подходит под критерии малого бизнеса и является микропредприятием. Она применяет общую систему налогообложения, при которой на организацию в соответствии с пунктом 1 статьи 226 НК РФ как на налогового агента возлагается обязанность по удержанию и перечислению НДФЛ с доходов своих сотрудников, а также по уплате страховых взносов в установленные законодательством фонды.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Другой пример - критерии, определяющие лиц, признаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства. Как уже упоминалось выше, речь идет о следующих критериях: организационно-правовая форма, среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год, доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (ст. 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства). Так, по критерию среднесписочной численности работников установлены абсолютные значения: до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек); от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий. Также Правительством Российской Федерации установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 120 млн рублей; малые предприятия - 800 млн рублей; средние предприятия - 2 млрд рублей <1>. При этом опять же абсолютные значения данных показателей без соотнесения с общим состоянием экономики и с иными индивидуализирующими микроэкономическими характеристиками (показателями) могут негативно отразиться на адекватности правового регулирования.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Другой пример - критерии, определяющие лиц, признаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства. Как уже упоминалось выше, речь идет о следующих критериях: организационно-правовая форма, среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год, доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (ст. 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства). Так, по критерию среднесписочной численности работников установлены абсолютные значения: до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек); от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий. Также Правительством Российской Федерации установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 120 млн рублей; малые предприятия - 800 млн рублей; средние предприятия - 2 млрд рублей <1>. При этом опять же абсолютные значения данных показателей без соотнесения с общим состоянием экономики и с иными индивидуализирующими микроэкономическими характеристиками (показателями) могут негативно отразиться на адекватности правового регулирования.
Статья: Что нужно сделать, чтобы вернуться в реестр МСП
("Главная книга", 2024, N 19)Организациям и ИП, соответствующим критериям малого или среднего предприятия, но не обнаружившим себя в реестре МСП, нужно направить обращение для восстановления в реестре <1>. Делается это через сервис "Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства" https://ofd.nalog.ru/ на сайте ФНС. Порядок действий такой:
("Главная книга", 2024, N 19)Организациям и ИП, соответствующим критериям малого или среднего предприятия, но не обнаружившим себя в реестре МСП, нужно направить обращение для восстановления в реестре <1>. Делается это через сервис "Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства" https://ofd.nalog.ru/ на сайте ФНС. Порядок действий такой:
Готовое решение: Дифференцированные налоговые ставки
(КонсультантПлюс, 2025)Такими признаками (свойствами), в частности, могут быть виды экономической деятельности, продукции, услуг, принадлежность к субъектам среднего или малого предпринимательства (включая микропредприятия). По этим критериям должно быть возможно проверить налогоплательщика на соответствие конкретной категории (Письмо Минфина России от 28.06.2021 N 03-11-06/2/50732);
(КонсультантПлюс, 2025)Такими признаками (свойствами), в частности, могут быть виды экономической деятельности, продукции, услуг, принадлежность к субъектам среднего или малого предпринимательства (включая микропредприятия). По этим критериям должно быть возможно проверить налогоплательщика на соответствие конкретной категории (Письмо Минфина России от 28.06.2021 N 03-11-06/2/50732);
Статья: Дробление бизнеса: понятие, признаки, доказательства и доказывание
(Келих Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Механизм, способный устранить или по крайней мере минимизировать результат несовпадения экономической сути ("бизнес") и правовой оболочки ("организация"), мог бы стать эффективным в сфере борьбы с дроблением бизнеса, то есть с использованием налоговых преференций, предназначенных исключительно для субъектов малого предпринимательства, лицами, хотя формально и соответствующими критериям, установленным законодателем для субъектов применения специальных налоговых режимов, но не выступающими таковыми по существу в силу операционной связанности с бизнесом, явно не отвечающим критериям малого предпринимательства и принадлежащего одному или группе бенефициаров.
(Келих Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Механизм, способный устранить или по крайней мере минимизировать результат несовпадения экономической сути ("бизнес") и правовой оболочки ("организация"), мог бы стать эффективным в сфере борьбы с дроблением бизнеса, то есть с использованием налоговых преференций, предназначенных исключительно для субъектов малого предпринимательства, лицами, хотя формально и соответствующими критериям, установленным законодателем для субъектов применения специальных налоговых режимов, но не выступающими таковыми по существу в силу операционной связанности с бизнесом, явно не отвечающим критериям малого предпринимательства и принадлежащего одному или группе бенефициаров.