Критерии малого и среднего бизнеса выручка
Подборка наиболее важных документов по запросу Критерии малого и среднего бизнеса выручка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Субъекты малого и среднего предпринимательства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем принадлежность субъекта предпринимательской деятельности к той или иной категории не является чем-то неизменным: в соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве в случае превышения предельных значений критериев численности работников и объема выручки в течение 3 лет подряд категория субъекта малого или среднего предпринимательства подлежит изменению.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем принадлежность субъекта предпринимательской деятельности к той или иной категории не является чем-то неизменным: в соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве в случае превышения предельных значений критериев численности работников и объема выручки в течение 3 лет подряд категория субъекта малого или среднего предпринимательства подлежит изменению.
Статья: Антикризисные меры поддержки малого бизнеса в современных условиях
(Борисовская Т.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)Предприятия могут быть отнесены к группе субъектов малого бизнеса по таким критериям, как количество сотрудников организации и объем годовой выручки. Согласно Федеральному закону "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <1> среднесписочная численность работников за год для малых предприятий должна составлять до ста человек (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек), а предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за год, для малых предприятий - 800 млн руб., для микропредприятий - 120 млн руб.
(Борисовская Т.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)Предприятия могут быть отнесены к группе субъектов малого бизнеса по таким критериям, как количество сотрудников организации и объем годовой выручки. Согласно Федеральному закону "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <1> среднесписочная численность работников за год для малых предприятий должна составлять до ста человек (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек), а предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за год, для малых предприятий - 800 млн руб., для микропредприятий - 120 млн руб.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 N 1452
(ред. от 21.08.2025)
"О мониторинге цен строительных ресурсов"
(вместе с "Правилами мониторинга цен строительных ресурсов")б) юридическими лицами, которые на основании критериев, установленных Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", отнесены к микропредприятиям и включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляют деятельность по производству на территории Российской Федерации строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, включенных в классификатор строительных ресурсов, и выручка которых за предшествующий календарный год составляет не менее 10 млн. рублей.
(ред. от 21.08.2025)
"О мониторинге цен строительных ресурсов"
(вместе с "Правилами мониторинга цен строительных ресурсов")б) юридическими лицами, которые на основании критериев, установленных Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", отнесены к микропредприятиям и включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляют деятельность по производству на территории Российской Федерации строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, включенных в классификатор строительных ресурсов, и выручка которых за предшествующий календарный год составляет не менее 10 млн. рублей.
Статья: Проблемы включения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства акционерных обществ
(Вражнов А.С.)
("Юрист", 2022, N 4)<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" // СПС "КонсультантПлюс".
(Вражнов А.С.)
("Юрист", 2022, N 4)<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 12.03.2025 N 03-03-06/1/24331 <Пониженные ставки по налогу на прибыль для МТК>
(Афанасова Д.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 11)1. Компания должна быть зарегистрирована в России и соответствовать критериям малого и среднего предпринимательства (МСП).
(Афанасова Д.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 11)1. Компания должна быть зарегистрирована в России и соответствовать критериям малого и среднего предпринимательства (МСП).
Статья: О роли и проблемах налогового стимулирования в развитии радиоэлектронной промышленности
(Тихонова А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 1)Выводы. Согласно программе развития, разработанной Ассоциацией разработчиков и производителей электроники, для успешного расширения отечественной продукции и выхода ее на международный рынок наиболее оптимальным представляется государственное инвестирование и стимулирование 15 - 20 крупных серийных производств, через которые будут выходить на рынок новые технологии. В данном контексте представляется нецелесообразным распыление средств государственной поддержки на малый и средний бизнес в области производства продукции радиоэлектроники (а не инновационных разработок в данной сфере), с возможным освобождением продукции от НДС (или снижением базовой ставки) при установлении критериев размера организации для применения льгот (например, по размеру выручки, стоимости основных производственных фондов или численности сотрудников). Кроме того, необходимо продлить срок действия льготы по налогу на прибыль организаций до 2027 г. При этом важно учитывать и то, что налоговые льготы по своей правовой природе представляют собой юридический инструмент двойственного характера, при котором, помимо предоставления преимуществ, устанавливаются ограничительные условия <13>. В связи с этим необходима проработка такого механизма предоставления льгот, который будет обеспечивать максимум эффекта для государства и бизнеса и минимум административных затрат.
(Тихонова А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 1)Выводы. Согласно программе развития, разработанной Ассоциацией разработчиков и производителей электроники, для успешного расширения отечественной продукции и выхода ее на международный рынок наиболее оптимальным представляется государственное инвестирование и стимулирование 15 - 20 крупных серийных производств, через которые будут выходить на рынок новые технологии. В данном контексте представляется нецелесообразным распыление средств государственной поддержки на малый и средний бизнес в области производства продукции радиоэлектроники (а не инновационных разработок в данной сфере), с возможным освобождением продукции от НДС (или снижением базовой ставки) при установлении критериев размера организации для применения льгот (например, по размеру выручки, стоимости основных производственных фондов или численности сотрудников). Кроме того, необходимо продлить срок действия льготы по налогу на прибыль организаций до 2027 г. При этом важно учитывать и то, что налоговые льготы по своей правовой природе представляют собой юридический инструмент двойственного характера, при котором, помимо предоставления преимуществ, устанавливаются ограничительные условия <13>. В связи с этим необходима проработка такого механизма предоставления льгот, который будет обеспечивать максимум эффекта для государства и бизнеса и минимум административных затрат.
Готовое решение: В каком порядке проводить закупку аудиторских услуг в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)учитывайте предельные величины значимости критериев оценки заявок, установленные для аудиторских услуг;
(КонсультантПлюс, 2025)учитывайте предельные величины значимости критериев оценки заявок, установленные для аудиторских услуг;
"Годовой отчет. Бухгалтерская отчетность для коммерческих организаций - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)<*> Пункт 1 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)<*> Пункт 1 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".
Информация: Комитет по бюджету и налогам утвердил рекомендации по итогам парламентских слушаний, посвященных вопросам совершенствования налогового законодательства
("Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ", 2024)При рассмотрении вопроса о совершенствовании упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), необходимо руководствоваться идеей создания условий, при которых субъектам малого и среднего бизнеса будет невыгодно применять различные схемы неправомерной минимизации налогов ради создания видимости соответствия критериям, при которых они могут применять УСН. Главным принципом совершенствования УСН должно стать создание стимулов для малого бизнеса расти.
("Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ", 2024)При рассмотрении вопроса о совершенствовании упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), необходимо руководствоваться идеей создания условий, при которых субъектам малого и среднего бизнеса будет невыгодно применять различные схемы неправомерной минимизации налогов ради создания видимости соответствия критериям, при которых они могут применять УСН. Главным принципом совершенствования УСН должно стать создание стимулов для малого бизнеса расти.
Статья: Проблемы обеспечения баланса интересов торговых сетей и производителей товаров как равноправных участников гражданских правоотношений
(Синицын С.А., Дьяконова М.О.)
("Гражданское право", 2021, N 6)Приведенные характеристики применимы исключительно к крупным торговым посредникам, специализирующимся на рынке сбыта продукции, имеющим разветвленные филиальные сети в регионах страны, чем определяется причитающаяся им доля контроля рынков сбыта продукции, что само по себе ставит вопрос о необходимости установления нормативных различий в правовом регулировании экономической деятельности торговых сетей и иных участников торговой деятельности, имеющих различную долю и объем контроля на рынках продукции. В связи с этим очевидна необходимость специального регулирования сетевой торговли для различных субъектов торговли. Целесообразно устранение ограничений, затрудняющих осуществление поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере торговой деятельности, в связи с чем предлагается вывести предприятия малого и среднего торгового бизнеса из сферы ограничений, установленных в отношении торговых сетей Законом о торговле, посредством закрепления в легальном понятии торговой сети критериев разграничения малого бизнеса и крупных торговых предприятий: порог доходов торговой сети от реализации товаров, принадлежность хозяйствующему субъекту или относимой к нему группе лиц двух и более торговых объектов реализации продукции.
(Синицын С.А., Дьяконова М.О.)
("Гражданское право", 2021, N 6)Приведенные характеристики применимы исключительно к крупным торговым посредникам, специализирующимся на рынке сбыта продукции, имеющим разветвленные филиальные сети в регионах страны, чем определяется причитающаяся им доля контроля рынков сбыта продукции, что само по себе ставит вопрос о необходимости установления нормативных различий в правовом регулировании экономической деятельности торговых сетей и иных участников торговой деятельности, имеющих различную долю и объем контроля на рынках продукции. В связи с этим очевидна необходимость специального регулирования сетевой торговли для различных субъектов торговли. Целесообразно устранение ограничений, затрудняющих осуществление поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере торговой деятельности, в связи с чем предлагается вывести предприятия малого и среднего торгового бизнеса из сферы ограничений, установленных в отношении торговых сетей Законом о торговле, посредством закрепления в легальном понятии торговой сети критериев разграничения малого бизнеса и крупных торговых предприятий: порог доходов торговой сети от реализации товаров, принадлежность хозяйствующему субъекту или относимой к нему группе лиц двух и более торговых объектов реализации продукции.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Ранее обязательному аудиту подлежала отчетность организаций, объем выручки от продажи продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг которых за предшествовавший отчетному год превышал 400 млн руб. Таким образом, обозначенный финансовый показатель приведен в соответствие с критериями, которые применяются для отнесения экономических субъектов к субъектам малого предпринимательства. Критерии введены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 в соответствии с п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Показатель дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, определяется так:
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Ранее обязательному аудиту подлежала отчетность организаций, объем выручки от продажи продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг которых за предшествовавший отчетному год превышал 400 млн руб. Таким образом, обозначенный финансовый показатель приведен в соответствие с критериями, которые применяются для отнесения экономических субъектов к субъектам малого предпринимательства. Критерии введены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 в соответствии с п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Показатель дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, определяется так:
Интервью: Необходима комплексная реформа налогового законодательства для минимизации процесса дробления бизнеса
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 4)- В.З.: Сейчас распространено представление о том, что УСН предназначена для компаний малого бизнеса, а "дробится" средний бизнес. Это заключение слишком упрощенное и не в полной мере соответствует действительности. Правительственная классификация говорит нам о том, что организации с годовой выручкой до 120 млн руб. относятся к микропредприятиям, до 800 млн руб. - к малым, до 2 млрд руб. - к средним <1>. Количественные критерии МСП были установлены почти семь лет назад и с тех пор не пересматривались, хотя, по словам Президента РФ, за этот период инфляция составила около 50% <2>, то есть сегодня малым бизнесом надо бы считать компании с годовой выручкой от 180 млн до 1,2 млрд руб.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 4)- В.З.: Сейчас распространено представление о том, что УСН предназначена для компаний малого бизнеса, а "дробится" средний бизнес. Это заключение слишком упрощенное и не в полной мере соответствует действительности. Правительственная классификация говорит нам о том, что организации с годовой выручкой до 120 млн руб. относятся к микропредприятиям, до 800 млн руб. - к малым, до 2 млрд руб. - к средним <1>. Количественные критерии МСП были установлены почти семь лет назад и с тех пор не пересматривались, хотя, по словам Президента РФ, за этот период инфляция составила около 50% <2>, то есть сегодня малым бизнесом надо бы считать компании с годовой выручкой от 180 млн до 1,2 млрд руб.