Критерии крупного предпринимательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Критерии крупного предпринимательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 346.26 "Общие положения" главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган установил, что обществом создана схема "дробления" бизнеса путем формального перераспределения трудовых ресурсов между организациями группы компаний с целью непревышения критерия по численности работников и сохранения возможности применения подконтрольным предпринимателем ЕНВД. По мнению налогового органа, в результате построенной схемы "дробления" бизнеса подконтрольные предприниматели соблюдали условия для применения ЕНВД, что позволило обществу уклониться от уплаты НДС, а также налога на прибыль. Суд установил, что группа компаний, в которую входит общество, является крупной сетью дилерских центров, реализующих различные марки автомобилей, а также оказывающих сопутствующие услуги по их предпродажному и послепродажному обслуживанию. Как указал суд, условия дилерских договоров, заключенных обществом с представителями различных марок автомобилей, содержат ограничения по работе с иными представителями автомобильной отрасли, продаже неоригинальных запасных частей, проведению ремонта не по технологии производителя. Налогоплательщик в силу условий дилерских договоров был не вправе оказывать услуги и выполнять работы по техническому обслуживанию и ремонту негарантийных автомобилей или автомобилей иных марок. Для поддержания спроса на автомобили и соблюдения требований Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" общество создало структуру для оказания данных услуг вне указанных компаний с привлечением индивидуальных предпринимателей, в том числе являющихся работниками налогоплательщика. Суд пришел к выводу, что схема хозяйствования создана не с целью перевода выручки от оказания услуг по ремонту автомобилей на систему налогообложения ЕНВД, а в связи с ограничениями, наложенными дилерскими договорами, что опровергает факт создания схемы "дробления" бизнеса. Суд признал неправомерным доначисление обществу НДС и налога на прибыль.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган установил, что обществом создана схема "дробления" бизнеса путем формального перераспределения трудовых ресурсов между организациями группы компаний с целью непревышения критерия по численности работников и сохранения возможности применения подконтрольным предпринимателем ЕНВД. По мнению налогового органа, в результате построенной схемы "дробления" бизнеса подконтрольные предприниматели соблюдали условия для применения ЕНВД, что позволило обществу уклониться от уплаты НДС, а также налога на прибыль. Суд установил, что группа компаний, в которую входит общество, является крупной сетью дилерских центров, реализующих различные марки автомобилей, а также оказывающих сопутствующие услуги по их предпродажному и послепродажному обслуживанию. Как указал суд, условия дилерских договоров, заключенных обществом с представителями различных марок автомобилей, содержат ограничения по работе с иными представителями автомобильной отрасли, продаже неоригинальных запасных частей, проведению ремонта не по технологии производителя. Налогоплательщик в силу условий дилерских договоров был не вправе оказывать услуги и выполнять работы по техническому обслуживанию и ремонту негарантийных автомобилей или автомобилей иных марок. Для поддержания спроса на автомобили и соблюдения требований Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" общество создало структуру для оказания данных услуг вне указанных компаний с привлечением индивидуальных предпринимателей, в том числе являющихся работниками налогоплательщика. Суд пришел к выводу, что схема хозяйствования создана не с целью перевода выручки от оказания услуг по ремонту автомобилей на систему налогообложения ЕНВД, а в связи с ограничениями, наложенными дилерскими договорами, что опровергает факт создания схемы "дробления" бизнеса. Суд признал неправомерным доначисление обществу НДС и налога на прибыль.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Крупное предприятие: понятие, статус, критерии
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В целях формирования конкурентной среды законодательно определен комплекс мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, а также критерии отнесения организаций к числу таких субъектов (Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии предпринимательства)). По смыслу ч. 1.1 ст. 4 Закона о развитии предпринимательства под крупным предприятием понимается организация, соответствующая следующим критериям:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В целях формирования конкурентной среды законодательно определен комплекс мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, а также критерии отнесения организаций к числу таких субъектов (Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии предпринимательства)). По смыслу ч. 1.1 ст. 4 Закона о развитии предпринимательства под крупным предприятием понимается организация, соответствующая следующим критериям:
Статья: Обособление имущества без создания юридического лица. Простое товарищество и инвестиционное товарищество
(Домшенко (Червец) Е.И.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 6)По мере увеличения масштаба деятельности товарищества происходит ужесточение регуляторных требований к его деятельности. Когда простое товарищество начинает заниматься предпринимательской деятельностью в крупном размере (исходя из критериев годового оборота, задействованного капитала, количества сотрудников и трансакций), оно становится полным (открытым) товариществом и должно быть внесено в соответствующий торговый реестр. К такому объединению должны применяться правила Германского торгового уложения - в том числе, специальные требования к бухгалтерскому учету. Учитывая ограничения, сопряженные с применением торгового законодательства, использование простого товарищества для долгосрочного сохранения капитала не выглядит оптимальным решением - особенно для тех случаев, когда целью является накопление и защита активов, а не использование их в обороте.
(Домшенко (Червец) Е.И.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 6)По мере увеличения масштаба деятельности товарищества происходит ужесточение регуляторных требований к его деятельности. Когда простое товарищество начинает заниматься предпринимательской деятельностью в крупном размере (исходя из критериев годового оборота, задействованного капитала, количества сотрудников и трансакций), оно становится полным (открытым) товариществом и должно быть внесено в соответствующий торговый реестр. К такому объединению должны применяться правила Германского торгового уложения - в том числе, специальные требования к бухгалтерскому учету. Учитывая ограничения, сопряженные с применением торгового законодательства, использование простого товарищества для долгосрочного сохранения капитала не выглядит оптимальным решением - особенно для тех случаев, когда целью является накопление и защита активов, а не использование их в обороте.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.2004 N 3-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 Федерального закона "Об акционерных обществах", регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций, в связи с жалобами граждан, компании "Кадет Истеблишмент" и запросом Октябрьского районного суда города Пензы"5.1. Обращения заявителей по настоящему делу свидетельствуют о наличии противоречивой практики применения нормативных положений абзаца второго пункта 1 статьи 74 и пунктов 1, 2 и 3 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах". Ряд заявителей являлись миноритарными акционерами дочерних обществ крупных акционерных обществ, структурированных по типу холдинга, где консолидация акций имела своей основной задачей построение вертикально интегрированных предпринимательских структур в рамках программы по переводу дочерних обществ на "единую акцию", принадлежащую основному обществу, и преследовала цели, соответствующие критерию общего для акционерного общества блага: создание единого центра прибыли, улучшение управления дочерними обществами, повышение стоимости акций основного общества, повышение инвестиционной привлекательности и в конечном счете - приобретение конкурентных преимуществ как на внутреннем, так и на международном рынке.
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 Федерального закона "Об акционерных обществах", регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций, в связи с жалобами граждан, компании "Кадет Истеблишмент" и запросом Октябрьского районного суда города Пензы"5.1. Обращения заявителей по настоящему делу свидетельствуют о наличии противоречивой практики применения нормативных положений абзаца второго пункта 1 статьи 74 и пунктов 1, 2 и 3 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах". Ряд заявителей являлись миноритарными акционерами дочерних обществ крупных акционерных обществ, структурированных по типу холдинга, где консолидация акций имела своей основной задачей построение вертикально интегрированных предпринимательских структур в рамках программы по переводу дочерних обществ на "единую акцию", принадлежащую основному обществу, и преследовала цели, соответствующие критерию общего для акционерного общества блага: создание единого центра прибыли, улучшение управления дочерними обществами, повышение стоимости акций основного общества, повышение инвестиционной привлекательности и в конечном счете - приобретение конкурентных преимуществ как на внутреннем, так и на международном рынке.
Постановление Правительства РФ от 04.02.2025 N 102
(ред. от 01.11.2025)
"О мерах по реализации подпункта 7.1.75 пункта 7 решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза" в отношении отдельных видов мяса крупного рогатого скота, замороженного"
(вместе с "Правилами распределения объема отдельных видов мяса крупного рогатого скота, замороженного, в отношении которого предоставляется тарифная льгота, предусмотренная абзацем пятым подпункта 7.1.75 пункта 7 решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза", "Правилами выдачи подтверждения, указанного в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2025 г. N 102 "О мерах по реализации подпункта 7.1.75 пункта 7 решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза" в отношении отдельных видов мяса крупного рогатого скота, замороженного")б) выписка из единого государственного реестра юридических лиц (выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), полученная в течение одного месяца до дня представления заявления и заверенная в установленном порядке (в случае непредставления выписки из единого государственного реестра юридических лиц (выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) Министерство сельского хозяйства Российской Федерации запрашивает ее самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия);
(ред. от 01.11.2025)
"О мерах по реализации подпункта 7.1.75 пункта 7 решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза" в отношении отдельных видов мяса крупного рогатого скота, замороженного"
(вместе с "Правилами распределения объема отдельных видов мяса крупного рогатого скота, замороженного, в отношении которого предоставляется тарифная льгота, предусмотренная абзацем пятым подпункта 7.1.75 пункта 7 решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза", "Правилами выдачи подтверждения, указанного в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2025 г. N 102 "О мерах по реализации подпункта 7.1.75 пункта 7 решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза" в отношении отдельных видов мяса крупного рогатого скота, замороженного")б) выписка из единого государственного реестра юридических лиц (выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), полученная в течение одного месяца до дня представления заявления и заверенная в установленном порядке (в случае непредставления выписки из единого государственного реестра юридических лиц (выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) Министерство сельского хозяйства Российской Федерации запрашивает ее самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия);
"Хозяйственные общества как форма ведения бизнеса: учебное пособие"
(Крылов В.Г., Самойлов И.А., Седгарян К.А.)
("Статут", 2024)33. Самойлов И.А. Возможна ли реализация преимущественного права в хозяйственных обществах при безвозмездных сделках? // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2019. N 4 (16). С. 39 - 43.
(Крылов В.Г., Самойлов И.А., Седгарян К.А.)
("Статут", 2024)33. Самойлов И.А. Возможна ли реализация преимущественного права в хозяйственных обществах при безвозмездных сделках? // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2019. N 4 (16). С. 39 - 43.
Статья: Уголовно-правовое значение упущенной выгоды
(Довгань М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)В соответствии с третьим подходом (расширительным толкованием с определенными изъятиями) при решении вопроса о необходимости включения упущенной выгоды в уголовно-правовую характеристику ущерба следует применять логико-юридический анализ, который свидетельствует о необходимости учета характера, размера ущерба, его качественных и количественных критериев, иных обстоятельств (приостановления деятельности предприятия, заболевания потерпевшего, разрыва хозяйственных связей, срыва крупной сделки и др.), влияющих на решение вопроса о включении упущенной выгоды в состав ущерба. Количественным критерием является размер вреда (например, в случае порчи товара или необоснованного запрета его реализации), качественным критерием - срыв выгодной для предпринимателя сделки в результате необоснованного запрета на занятие определенным видом деятельности со стороны должностного лица <10>.
(Довгань М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)В соответствии с третьим подходом (расширительным толкованием с определенными изъятиями) при решении вопроса о необходимости включения упущенной выгоды в уголовно-правовую характеристику ущерба следует применять логико-юридический анализ, который свидетельствует о необходимости учета характера, размера ущерба, его качественных и количественных критериев, иных обстоятельств (приостановления деятельности предприятия, заболевания потерпевшего, разрыва хозяйственных связей, срыва крупной сделки и др.), влияющих на решение вопроса о включении упущенной выгоды в состав ущерба. Количественным критерием является размер вреда (например, в случае порчи товара или необоснованного запрета его реализации), качественным критерием - срыв выгодной для предпринимателя сделки в результате необоснованного запрета на занятие определенным видом деятельности со стороны должностного лица <10>.
Статья: Понятие и критерии стартапа как вида малой инновационной предпринимательской деятельности
(Быкова С.П.)
("Хозяйство и право", 2022, N 7)5. Отнесение к субъектам малого/среднего (инновационного) предпринимательства (далее - МСП) на начальном этапе развития. Стартап создается на некоторое время в качестве малого предприятия, в рамках установленных законом критериев для МСП, но стремится вырасти в крупную или даже глобальную компанию. Однако, кроме годового дохода и численности сотрудников, в стартапе всегда присутствует инновационный элемент, поэтому правильнее говорить о малом инновационном предпринимательстве.
(Быкова С.П.)
("Хозяйство и право", 2022, N 7)5. Отнесение к субъектам малого/среднего (инновационного) предпринимательства (далее - МСП) на начальном этапе развития. Стартап создается на некоторое время в качестве малого предприятия, в рамках установленных законом критериев для МСП, но стремится вырасти в крупную или даже глобальную компанию. Однако, кроме годового дохода и численности сотрудников, в стартапе всегда присутствует инновационный элемент, поэтому правильнее говорить о малом инновационном предпринимательстве.
Статья: Расходы на платную парковку автомобиля
(Антонов Е.В.)
("Бухгалтерский учет", 2024, N 10)В налоговом учете расходы признаются при условии их соответствия критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ (они должны быть обоснованы и документально подтверждены). Поскольку использование платной парковки осуществляется в рамках предпринимательской деятельности организации, а зоны платной парковки в крупных городах устанавливаются местными властями практически повсеместно, плата за парковку является экономически обоснованной.
(Антонов Е.В.)
("Бухгалтерский учет", 2024, N 10)В налоговом учете расходы признаются при условии их соответствия критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ (они должны быть обоснованы и документально подтверждены). Поскольку использование платной парковки осуществляется в рамках предпринимательской деятельности организации, а зоны платной парковки в крупных городах устанавливаются местными властями практически повсеместно, плата за парковку является экономически обоснованной.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)1. Первым критерием является структура уставного капитала либо ориентация на инновационный характер деятельности <525>. Также в литературе встречается такое название, как критерий независимости, основанный на необходимости обеспечения экономической и иной независимости субъекта МСП от влияния крупного бизнеса или государства.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)1. Первым критерием является структура уставного капитала либо ориентация на инновационный характер деятельности <525>. Также в литературе встречается такое название, как критерий независимости, основанный на необходимости обеспечения экономической и иной независимости субъекта МСП от влияния крупного бизнеса или государства.
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2023, N 10)Какие компании при этом будут отнесены к крупным, пока неясно. Если считать крупными те организации, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства <4>, то критерии таковы: среднесписочная численность работников - более 250 человек, доход от предпринимательской деятельности более 2 млрд руб. (определяются за предшествующий календарный год).
("Главная книга", 2023, N 10)Какие компании при этом будут отнесены к крупным, пока неясно. Если считать крупными те организации, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства <4>, то критерии таковы: среднесписочная численность работников - более 250 человек, доход от предпринимательской деятельности более 2 млрд руб. (определяются за предшествующий календарный год).
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Например, исследуя институт крупных сделок, А.В. Габов обоснованно критикует позицию С.А. Бурлакова <1> об обусловленности порогов "крупности" крупных сделок, установленных для различных юридических лиц, их организационно-правовыми формами. При этом А.В. Габов подчеркивает, что "абсолютное большинство различий, как думается, на самом деле не носят никакого осмысленного характера" <2>; к тому же "институт крупной сделки актуален не для всех организационно-правовых форм юридических лиц" <3>. Получается так, что в праве фактически установлены разные критерии крупной сделки для разных ОПФ, но никакого рационального обоснования этому не существует.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Например, исследуя институт крупных сделок, А.В. Габов обоснованно критикует позицию С.А. Бурлакова <1> об обусловленности порогов "крупности" крупных сделок, установленных для различных юридических лиц, их организационно-правовыми формами. При этом А.В. Габов подчеркивает, что "абсолютное большинство различий, как думается, на самом деле не носят никакого осмысленного характера" <2>; к тому же "институт крупной сделки актуален не для всех организационно-правовых форм юридических лиц" <3>. Получается так, что в праве фактически установлены разные критерии крупной сделки для разных ОПФ, но никакого рационального обоснования этому не существует.
Статья: К вопросу о соответствии понятия "предпринимательская деятельность" современным тенденциям, направленным на устойчивое развитие Российской Федерации
(Ручкина Г.Ф.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 11)С. Занковский, анализируя изменения законодательства в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, также обращал внимание на то, что "социальное предпринимательство есть разновидность предпринимательской деятельности, которая наряду с целями систематического получения прибыли обеспечивает достижение общественно полезного результата; соответствует нормативно установленным критериям такой деятельности и пользуется определенными льготами со стороны государства или муниципалитетов" <15>. С. Занковский поддерживал теоретическую позицию авторов, в соответствии с которой "критически воспринимается отнесение социального предпринимательства лишь к малому и среднему. Данный подход представляется концептуально неверным и не учитывает социальное предпринимательство некоммерческих организаций и социально ориентированных крупных предприятий" <16>.
(Ручкина Г.Ф.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 11)С. Занковский, анализируя изменения законодательства в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, также обращал внимание на то, что "социальное предпринимательство есть разновидность предпринимательской деятельности, которая наряду с целями систематического получения прибыли обеспечивает достижение общественно полезного результата; соответствует нормативно установленным критериям такой деятельности и пользуется определенными льготами со стороны государства или муниципалитетов" <15>. С. Занковский поддерживал теоретическую позицию авторов, в соответствии с которой "критически воспринимается отнесение социального предпринимательства лишь к малому и среднему. Данный подход представляется концептуально неверным и не учитывает социальное предпринимательство некоммерческих организаций и социально ориентированных крупных предприятий" <16>.
Статья: Качественный критерий квалификации крупной сделки, совершаемой хозяйственным обществом
(Козлова Н.В., Филиппова С.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2020, N 6)На практике часто возникает вопрос: какими фактическими обстоятельствами может подтверждаться наличие качественного критерия крупной сделки, совершенной хозяйственным обществом, осуществляющим деятельность по управлению ценными бумагами и долями в уставных капиталах хозяйственных обществ? Обладание акциями и долями в уставном капитале хозяйственного общества само по себе не рассматривается как предпринимательская деятельность. Существует презумпция того, что все действия коммерческой организации так или иначе направлены на извлечение прибыли. Поэтому деятельность по извлечению прибыли путем управления ценными бумагами и долями в уставном капитале общества является предпринимательской, если осуществляется коммерческой организацией.
(Козлова Н.В., Филиппова С.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2020, N 6)На практике часто возникает вопрос: какими фактическими обстоятельствами может подтверждаться наличие качественного критерия крупной сделки, совершенной хозяйственным обществом, осуществляющим деятельность по управлению ценными бумагами и долями в уставных капиталах хозяйственных обществ? Обладание акциями и долями в уставном капитале хозяйственного общества само по себе не рассматривается как предпринимательская деятельность. Существует презумпция того, что все действия коммерческой организации так или иначе направлены на извлечение прибыли. Поэтому деятельность по извлечению прибыли путем управления ценными бумагами и долями в уставном капитале общества является предпринимательской, если осуществляется коммерческой организацией.