Критерии крупного и среднего предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Критерии крупного и среднего предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Крупное предприятие: понятие, статус, критерии
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует иметь в виду, что данные критерии используются исключительно для целей конкретных нормативно-правовых актов и в такой ситуации отнесение предприятия к крупному по указанным критериям не тождественно понятию крупного бизнеса. Так, например, к крупнейшему налогоплательщику могут быть отнесены субъекты среднего предпринимательства.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует иметь в виду, что данные критерии используются исключительно для целей конкретных нормативно-правовых актов и в такой ситуации отнесение предприятия к крупному по указанным критериям не тождественно понятию крупного бизнеса. Так, например, к крупнейшему налогоплательщику могут быть отнесены субъекты среднего предпринимательства.
Статья: Специальный правовой режим малого и среднего бизнеса в контексте поиска перспективных направлений поддержки иных сегментов отечественной экономики
(Ершова И.В., Трофимова Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)В правовой доктрине дискутируется вопрос о необходимости и достаточности закрепленных в Законе о МСП критериев отнесения предпринимателей к той или иной категории малого и среднего бизнеса <8>. При этом точечные вкрапления отраслевого компонента в критерий, определяющий предельную численность средних предприятий <9>, свидетельствуют о намерении государства раскрыть "зонтик" специального режима деятельности субъектов МСП над теми компаниями отдельных отраслей, которые, по существу, относятся к крупному бизнесу, однако по тем или иным причинам в текущей ситуации нуждаются в более благоприятных условиях ведения деятельности. Не менее значимым является вопрос о возможности оперативного изменения категории субъекта МСП вслед за изменением экономических условий его деятельности <10>.
(Ершова И.В., Трофимова Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)В правовой доктрине дискутируется вопрос о необходимости и достаточности закрепленных в Законе о МСП критериев отнесения предпринимателей к той или иной категории малого и среднего бизнеса <8>. При этом точечные вкрапления отраслевого компонента в критерий, определяющий предельную численность средних предприятий <9>, свидетельствуют о намерении государства раскрыть "зонтик" специального режима деятельности субъектов МСП над теми компаниями отдельных отраслей, которые, по существу, относятся к крупному бизнесу, однако по тем или иным причинам в текущей ситуации нуждаются в более благоприятных условиях ведения деятельности. Не менее значимым является вопрос о возможности оперативного изменения категории субъекта МСП вслед за изменением экономических условий его деятельности <10>.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 24.03.2023 N ЕД-7-31/181@
(ред. от 27.01.2025)
"Об утверждении Методики проведения оценки юридического лица на базе интерактивного сервиса "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" АИС "Налог-3" и Методики проведения оценки индивидуального предпринимателя на базе интерактивного сервиса "Личный кабинет налогоплательщика "Индивидуального предпринимателя" АИС "Налог-3"6. На втором этапе осуществляется оценка параметров финансово-хозяйственного состояния Лица по следующим критериям:
(ред. от 27.01.2025)
"Об утверждении Методики проведения оценки юридического лица на базе интерактивного сервиса "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" АИС "Налог-3" и Методики проведения оценки индивидуального предпринимателя на базе интерактивного сервиса "Личный кабинет налогоплательщика "Индивидуального предпринимателя" АИС "Налог-3"6. На втором этапе осуществляется оценка параметров финансово-хозяйственного состояния Лица по следующим критериям:
"Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года"
(разработан Минэкономразвития России)Значение критерия ВПРМ по производительности труда определялась исходя из среднего уровня производительности труда шести крупнейших мировых экономик (за исключением России) - США, Китая, Японии, Германии, Индии, Бразилии. При использовании паритета покупательской способности (ППС) 2005 года в 2011 году средний уровень валового внутреннего продукта в расчете на одно замещенное рабочее место в этих странах составлял 27 тыс. долларов США. В условиях основного варианта прогноза мировой экономики к 2020 году производительность труда в этих странах достигнет 37 тыс. долларов США в ценах 2011 года (по паритету покупательной способности). Это означает, что в соответствии с этими критериями ВПРМ находятся на предприятиях, имеющих в 2011 году добавленной стоимости в расчете на одно замещенное рабочее место на уровне не менее 612 тыс. рублей, а к 2020 году показатель увеличивается до 830 тыс. рублей в ценах 2011 года.
(разработан Минэкономразвития России)Значение критерия ВПРМ по производительности труда определялась исходя из среднего уровня производительности труда шести крупнейших мировых экономик (за исключением России) - США, Китая, Японии, Германии, Индии, Бразилии. При использовании паритета покупательской способности (ППС) 2005 года в 2011 году средний уровень валового внутреннего продукта в расчете на одно замещенное рабочее место в этих странах составлял 27 тыс. долларов США. В условиях основного варианта прогноза мировой экономики к 2020 году производительность труда в этих странах достигнет 37 тыс. долларов США в ценах 2011 года (по паритету покупательной способности). Это означает, что в соответствии с этими критериями ВПРМ находятся на предприятиях, имеющих в 2011 году добавленной стоимости в расчете на одно замещенное рабочее место на уровне не менее 612 тыс. рублей, а к 2020 году показатель увеличивается до 830 тыс. рублей в ценах 2011 года.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пример. ООО обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц УФНС по Кировской области (по исключению его из единого реестра малого и среднего предпринимательства как среднего предприятия). Общество настаивало на незаконности действий ответчика, ссылаясь на необходимость применения ч. 4 комментируемой статьи, отметив, что поскольку на 10 августа 2019 г. заявитель соответствовал требованиям ч. 4 комментируемой статьи, ФНС, исключив Общество из реестра, фактически изменила его категорию со среднего предприятия на крупное. В то же время доход Общества превысил предельное значение только за 2018 г., за 2016 и 2017 гг. данный предел превышен не был.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пример. ООО обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц УФНС по Кировской области (по исключению его из единого реестра малого и среднего предпринимательства как среднего предприятия). Общество настаивало на незаконности действий ответчика, ссылаясь на необходимость применения ч. 4 комментируемой статьи, отметив, что поскольку на 10 августа 2019 г. заявитель соответствовал требованиям ч. 4 комментируемой статьи, ФНС, исключив Общество из реестра, фактически изменила его категорию со среднего предприятия на крупное. В то же время доход Общества превысил предельное значение только за 2018 г., за 2016 и 2017 гг. данный предел превышен не был.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Известно, что существуют определенные группы риска (например, в деятельности Роспотребнадзора объекты, на которые направлена деятельность контролирующих органов, ранжируются по следующим группам (категориям) риска: чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный, низкий). Для отнесения конкретного подконтрольного объекта к вышеотмеченным группам существуют определенные критерии: например, к первой категории риска ("чрезвычайно высокий") относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, в деятельности которых показатель потенциального риска причинения вреда в имущественном выражении составляет более 10 млн рублей. Кроме того, в проекте Постановления Правительства РФ содержатся следующие положения: "3. Показатель потенциального риска причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя определяется как произведение следующих величин: частоты нарушений, выявленных в результате плановых и внеплановых проверок по отдельным статьям Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"; количества исков, удовлетворенных судом, приходящихся на одно выявленное нарушение; денежного выражения одного случая вреда, принятого судом (суммарно морального вреда, вреда жизни и здоровью потребителя и вреда имуществу); коэффициента масштаба, дифференцирующего риск для хозяйствующих субъектов, относящихся к микро-, малым, средним и крупным предприятиям" <1>.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Известно, что существуют определенные группы риска (например, в деятельности Роспотребнадзора объекты, на которые направлена деятельность контролирующих органов, ранжируются по следующим группам (категориям) риска: чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный, низкий). Для отнесения конкретного подконтрольного объекта к вышеотмеченным группам существуют определенные критерии: например, к первой категории риска ("чрезвычайно высокий") относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, в деятельности которых показатель потенциального риска причинения вреда в имущественном выражении составляет более 10 млн рублей. Кроме того, в проекте Постановления Правительства РФ содержатся следующие положения: "3. Показатель потенциального риска причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя определяется как произведение следующих величин: частоты нарушений, выявленных в результате плановых и внеплановых проверок по отдельным статьям Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"; количества исков, удовлетворенных судом, приходящихся на одно выявленное нарушение; денежного выражения одного случая вреда, принятого судом (суммарно морального вреда, вреда жизни и здоровью потребителя и вреда имуществу); коэффициента масштаба, дифференцирующего риск для хозяйствующих субъектов, относящихся к микро-, малым, средним и крупным предприятиям" <1>.
Статья: К вопросу об эффективности рыночной экономики смешанного типа
(Дюкарев В.В., Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 4)В смешанной модели экономики присутствуют различные субъекты, такие как: малый/средний/крупный бизнес; государственные учреждения и организации; муниципальные предприятия.
(Дюкарев В.В., Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 4)В смешанной модели экономики присутствуют различные субъекты, такие как: малый/средний/крупный бизнес; государственные учреждения и организации; муниципальные предприятия.
Статья: Налоговое стимулирование развития высокотехнологичных субъектов предпринимательской деятельности
(Головченко О.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Вопрос отнесения предпринимателя к высокотехнологичному субъекту предпринимательской деятельности решается посредством соотнесения его деятельности с утвержденным комплексом критериев, подтверждающих соответствующий статус, к которым относятся предприятия наукоемких отраслей экономики, использующие новейшее оборудование, технологии и процессы с участием высококвалифицированного персонала, вне зависимости от отнесения субъекта к малому, среднему или крупному бизнесу.
(Головченко О.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Вопрос отнесения предпринимателя к высокотехнологичному субъекту предпринимательской деятельности решается посредством соотнесения его деятельности с утвержденным комплексом критериев, подтверждающих соответствующий статус, к которым относятся предприятия наукоемких отраслей экономики, использующие новейшее оборудование, технологии и процессы с участием высококвалифицированного персонала, вне зависимости от отнесения субъекта к малому, среднему или крупному бизнесу.
Статья: Проблемы обеспечения баланса интересов торговых сетей и производителей товаров как равноправных участников гражданских правоотношений
(Синицын С.А., Дьяконова М.О.)
("Гражданское право", 2021, N 6)Приведенные характеристики применимы исключительно к крупным торговым посредникам, специализирующимся на рынке сбыта продукции, имеющим разветвленные филиальные сети в регионах страны, чем определяется причитающаяся им доля контроля рынков сбыта продукции, что само по себе ставит вопрос о необходимости установления нормативных различий в правовом регулировании экономической деятельности торговых сетей и иных участников торговой деятельности, имеющих различную долю и объем контроля на рынках продукции. В связи с этим очевидна необходимость специального регулирования сетевой торговли для различных субъектов торговли. Целесообразно устранение ограничений, затрудняющих осуществление поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере торговой деятельности, в связи с чем предлагается вывести предприятия малого и среднего торгового бизнеса из сферы ограничений, установленных в отношении торговых сетей Законом о торговле, посредством закрепления в легальном понятии торговой сети критериев разграничения малого бизнеса и крупных торговых предприятий: порог доходов торговой сети от реализации товаров, принадлежность хозяйствующему субъекту или относимой к нему группе лиц двух и более торговых объектов реализации продукции.
(Синицын С.А., Дьяконова М.О.)
("Гражданское право", 2021, N 6)Приведенные характеристики применимы исключительно к крупным торговым посредникам, специализирующимся на рынке сбыта продукции, имеющим разветвленные филиальные сети в регионах страны, чем определяется причитающаяся им доля контроля рынков сбыта продукции, что само по себе ставит вопрос о необходимости установления нормативных различий в правовом регулировании экономической деятельности торговых сетей и иных участников торговой деятельности, имеющих различную долю и объем контроля на рынках продукции. В связи с этим очевидна необходимость специального регулирования сетевой торговли для различных субъектов торговли. Целесообразно устранение ограничений, затрудняющих осуществление поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере торговой деятельности, в связи с чем предлагается вывести предприятия малого и среднего торгового бизнеса из сферы ограничений, установленных в отношении торговых сетей Законом о торговле, посредством закрепления в легальном понятии торговой сети критериев разграничения малого бизнеса и крупных торговых предприятий: порог доходов торговой сети от реализации товаров, принадлежность хозяйствующему субъекту или относимой к нему группе лиц двух и более торговых объектов реализации продукции.
"Правовое регулирование новых видов предпринимательской деятельности: практическое пособие"
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)Внешней предпосылкой для развития услуг является состояние рынка, удельный вес которого занимает малое и среднее предпринимательство как основной поставщик потребительских товаров и услуг, то есть товаров массового производства. Например, массовое производство различной одежды или обуви не требует создания крупных предприятий (хозяйственных обществ и товариществ) или корпораций, как частных, так и государственных корпораций с миллиардными оборотами и большим количеством работников. Подобные критерии можно применить к производству продуктов питания, то есть пищевой отрасли народного хозяйства, которая также в большей мере базируется на деятельности малых предприятий, не считая нескольких крупных агрохолдингов и мясоперерабатывающих предприятий.
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)Внешней предпосылкой для развития услуг является состояние рынка, удельный вес которого занимает малое и среднее предпринимательство как основной поставщик потребительских товаров и услуг, то есть товаров массового производства. Например, массовое производство различной одежды или обуви не требует создания крупных предприятий (хозяйственных обществ и товариществ) или корпораций, как частных, так и государственных корпораций с миллиардными оборотами и большим количеством работников. Подобные критерии можно применить к производству продуктов питания, то есть пищевой отрасли народного хозяйства, которая также в большей мере базируется на деятельности малых предприятий, не считая нескольких крупных агрохолдингов и мясоперерабатывающих предприятий.
Статья: Планируемые коррективы в трудовой сфере: об информировании службы занятости и об индикаторах риска
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 39)Предлагаемые изменения в части критериев риска благоприятны для микропредприятий, поскольку на них новые редакции пятого и шестого критериев распространяться не будут. Не затронет новая редакция пятого критерия и малые предприятия, поскольку этот критерий будет применяться при численности работников 120 человек и более.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 39)Предлагаемые изменения в части критериев риска благоприятны для микропредприятий, поскольку на них новые редакции пятого и шестого критериев распространяться не будут. Не затронет новая редакция пятого критерия и малые предприятия, поскольку этот критерий будет применяться при численности работников 120 человек и более.
Статья: Критерии оценки системно значимых коммерческих банков России
(Губанов Р.С.)
("Банковское право", 2023, N 2)<2> Панова Е.А. Роль коммерческого кредитования в деятельности малых и средних предприятий // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. N 6. С. 126 - 136.
(Губанов Р.С.)
("Банковское право", 2023, N 2)<2> Панова Е.А. Роль коммерческого кредитования в деятельности малых и средних предприятий // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. N 6. С. 126 - 136.
Статья: Понятие и критерии стартапа как вида малой инновационной предпринимательской деятельности
(Быкова С.П.)
("Хозяйство и право", 2022, N 7)5. Отнесение к субъектам малого/среднего (инновационного) предпринимательства (далее - МСП) на начальном этапе развития. Стартап создается на некоторое время в качестве малого предприятия, в рамках установленных законом критериев для МСП, но стремится вырасти в крупную или даже глобальную компанию. Однако, кроме годового дохода и численности сотрудников, в стартапе всегда присутствует инновационный элемент, поэтому правильнее говорить о малом инновационном предпринимательстве.
(Быкова С.П.)
("Хозяйство и право", 2022, N 7)5. Отнесение к субъектам малого/среднего (инновационного) предпринимательства (далее - МСП) на начальном этапе развития. Стартап создается на некоторое время в качестве малого предприятия, в рамках установленных законом критериев для МСП, но стремится вырасти в крупную или даже глобальную компанию. Однако, кроме годового дохода и численности сотрудников, в стартапе всегда присутствует инновационный элемент, поэтому правильнее говорить о малом инновационном предпринимательстве.
Статья: Отчет о результатах параллельного экспертно-аналитического мероприятия "Аудит реализации мер государственного стимулирования инвестиций в основных секторах российской экономики и оценка их влияния на инвестиционную активность предприятий за период 2021 - 2022 годов" (с Контрольно-счетной палатой Челябинской области)
(Зайцев Д.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 7)- дочерняя структура не может реализовывать инструмент самостоятельно - только через головное предприятие (например, при оформлении СЗПК);
(Зайцев Д.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 7)- дочерняя структура не может реализовывать инструмент самостоятельно - только через головное предприятие (например, при оформлении СЗПК);