Критерии чс
Подборка наиболее важных документов по запросу Критерии чс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Неисполнение обязательств по договору подряда из-за форс-мажора
(КонсультантПлюс, 2025)...Суд округа отклоняет доводы заявителя кассационной жалобы [подрядчика - ред.] о том, что вывод эксперта о повреждении кровли в результате нормативных (расчетных) порывов ветра противоречит распоряжению Губернатора... "О введении режима чрезвычайной ситуации и установлении уровня реагирования", подпункту 2.3.1 "Опасные метеорологические явления", пункту 2 "Природные чрезвычайные ситуации" приложения к приказу МЧС России от 08.07.2004 N 329 "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях" по следующим основаниям.
(КонсультантПлюс, 2025)...Суд округа отклоняет доводы заявителя кассационной жалобы [подрядчика - ред.] о том, что вывод эксперта о повреждении кровли в результате нормативных (расчетных) порывов ветра противоречит распоряжению Губернатора... "О введении режима чрезвычайной ситуации и установлении уровня реагирования", подпункту 2.3.1 "Опасные метеорологические явления", пункту 2 "Природные чрезвычайные ситуации" приложения к приказу МЧС России от 08.07.2004 N 329 "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях" по следующим основаниям.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1 "Основные понятия" Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера""Разрешая настоящий спор, установив юридически значимые для дела обстоятельства, оценив доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь положениями статей 15, 401, 1064, 1082 Гражданского кодекса РФ, статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", пункта 2.3.1 "Опасные метеорологические явления", пункта 2 "Природные чрезвычайные ситуации" приложения к приказу МЧС России от 08 июля 2004 года N 329 "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях", принимая во внимание экспертное заключение, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания суммы материального ущерба, поскольку ОАО "РЖД" не представлены доказательства наличия непреодолимой силы как обстоятельства, освобождающего от ответственности за причинение вреда имуществу В., а также не представлены доказательства отсутствия вины в причинении ущерба имуществу истца и/или подтверждающие наличие грубой неосторожности самого истца В. Суд установил наличии причинно-следственной связи между ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по содержанию имущества, находящегося в управлении и наступившим вредом для истца. Судебные расходы взысканы судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 94, 98, 100 ГПК РФ, пунктов 2, 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела"."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Новые критерии информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
(Тарасов Е.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 1)"Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 1
(Тарасов Е.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 1)"Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 1
Статья: Организация сбора и обмена информацией в области защиты от чрезвычайных ситуаций на муниципальном (городском, районном) уровне
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 4)7.3. При обмене информацией между органами управления муниципального звена РегСЧС по вертикали уровней РСЧС и органами повседневного управления на объектовом уровне ТП РСЧС основанием для немедленного доклада с последующим представлением донесения о возникновении чрезвычайной ситуации или об угрозе возникновения является поступление информации, соответствующей критериям чрезвычайных ситуаций <1>. Остальная информация о событиях с гибелью людей, материальном ущербе, нарушениях жизнеобеспечения населения и возникновении угрозы экологической безопасности, не подпадающая под критерии чрезвычайных ситуаций, классифицируется как происшествие и представляется в установленном порядке.
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 4)7.3. При обмене информацией между органами управления муниципального звена РегСЧС по вертикали уровней РСЧС и органами повседневного управления на объектовом уровне ТП РСЧС основанием для немедленного доклада с последующим представлением донесения о возникновении чрезвычайной ситуации или об угрозе возникновения является поступление информации, соответствующей критериям чрезвычайных ситуаций <1>. Остальная информация о событиях с гибелью людей, материальном ущербе, нарушениях жизнеобеспечения населения и возникновении угрозы экологической безопасности, не подпадающая под критерии чрезвычайных ситуаций, классифицируется как происшествие и представляется в установленном порядке.
Нормативные акты
Приказ МЧС России от 05.07.2021 N 429
(ред. от 10.01.2024)
"Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.09.2021 N 65025)Зарегистрировано в Минюсте России 16 сентября 2021 г. N 65025
(ред. от 10.01.2024)
"Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.09.2021 N 65025)Зарегистрировано в Минюсте России 16 сентября 2021 г. N 65025
Тематический выпуск: Актуальные вопросы бухгалтерского учета: из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 11)Очевидно, что запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенные для использования гражданами в условиях военного времени или чрезвычайной ситуации, критериям отнесения объектов к ОС не удовлетворяют.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 11)Очевидно, что запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенные для использования гражданами в условиях военного времени или чрезвычайной ситуации, критериям отнесения объектов к ОС не удовлетворяют.
Статья: Контрольные мероприятия ГИТ: к чему должен быть готов кадровик
(Маслова А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 7)1) при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения (или по фактам возникновения) чрезвычайных ситуаций природного и/или техногенного характера. Критерии для определения "непосредственной угрозы причинения вреда" в законе не приведены. Поэтому решение о проведении внеплановой проверки в этом случае принимается, исходя из конкретных обстоятельств, и оценивается ГИТ при согласовании с органами прокуратуры. На практике чаще всего "непосредственная угроза" связана с охраной труда. Например, если работодатель уклоняется от обязанности направления работников на медицинский осмотр, на производстве появляется непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, велика вероятность того, что прокурор согласует с ГИТ проверку компании;
(Маслова А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 7)1) при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения (или по фактам возникновения) чрезвычайных ситуаций природного и/или техногенного характера. Критерии для определения "непосредственной угрозы причинения вреда" в законе не приведены. Поэтому решение о проведении внеплановой проверки в этом случае принимается, исходя из конкретных обстоятельств, и оценивается ГИТ при согласовании с органами прокуратуры. На практике чаще всего "непосредственная угроза" связана с охраной труда. Например, если работодатель уклоняется от обязанности направления работников на медицинский осмотр, на производстве появляется непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, велика вероятность того, что прокурор согласует с ГИТ проверку компании;
Статья: Особенности осуществления публичных закупок в условиях экстраординарных правовых режимов
(Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)Показательно, что правоприменительная практика (на примере режима чрезвычайной ситуации) выработала критерии проверки правомерности соответствующих закупок, учитывающие в том числе обоснованность введения правового режима, своевременность и эффективность действий публичной администрации по реализации полномочия по введению специального правового режима, а также соотносимость предмета закупки с мерами, которые требуются для преодоления последствий чрезвычайной ситуации или их недопущения. Возможность и необходимость пресечения подобных нарушений подтверждается судебной практикой. Приведем в пример выдержки из судебных актов.
(Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)Показательно, что правоприменительная практика (на примере режима чрезвычайной ситуации) выработала критерии проверки правомерности соответствующих закупок, учитывающие в том числе обоснованность введения правового режима, своевременность и эффективность действий публичной администрации по реализации полномочия по введению специального правового режима, а также соотносимость предмета закупки с мерами, которые требуются для преодоления последствий чрезвычайной ситуации или их недопущения. Возможность и необходимость пресечения подобных нарушений подтверждается судебной практикой. Приведем в пример выдержки из судебных актов.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Из текста комментируемой части статьи также следует, что обязательные требования должны быть исполнимыми в обычных условиях гражданского оборота, т.е. в нормальном режиме деятельности. В чрезвычайных ситуациях могут применяться иные критерии соразмерности.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Из текста комментируемой части статьи также следует, что обязательные требования должны быть исполнимыми в обычных условиях гражданского оборота, т.е. в нормальном режиме деятельности. В чрезвычайных ситуациях могут применяться иные критерии соразмерности.
Статья: Учет чрезвычайных расходов
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Обратите внимание! В Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2018 N 14АП-4635/2018 по делу N А66-10619/2017 утверждается, что для установления факта наступления чрезвычайной ситуации необходимо одновременное наличие таких критериев, установленных ст. 1 Федерального закона N 68-ФЗ: человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Обратите внимание! В Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2018 N 14АП-4635/2018 по делу N А66-10619/2017 утверждается, что для установления факта наступления чрезвычайной ситуации необходимо одновременное наличие таких критериев, установленных ст. 1 Федерального закона N 68-ФЗ: человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Статья: Правовые и организационные механизмы повышения оперативности устранения угроз безопасности дорожного движения в рамках дорожной деятельности
(Баканов К.С., Исаев М.М.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)Наряду с этим закупка у единственного поставщика может быть произведена в целях предупреждения ЧС или ликвидации ее последствий. При этом к ЧС критерии МЧС России в настоящее время относят ДТП с ОТП с участием автобуса, хотя ранее относились все ДТП с ОТП. Следовательно, уже сейчас существуют предпосылки для применения такого способа закупки для предупреждения ДТП. Для большей правовой определенности следует скорректировать положения ведомственного правового акта МЧС России, что позволит обойтись без внесения изменений в федеральное законодательство.
(Баканов К.С., Исаев М.М.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)Наряду с этим закупка у единственного поставщика может быть произведена в целях предупреждения ЧС или ликвидации ее последствий. При этом к ЧС критерии МЧС России в настоящее время относят ДТП с ОТП с участием автобуса, хотя ранее относились все ДТП с ОТП. Следовательно, уже сейчас существуют предпосылки для применения такого способа закупки для предупреждения ДТП. Для большей правовой определенности следует скорректировать положения ведомственного правового акта МЧС России, что позволит обойтись без внесения изменений в федеральное законодательство.
"Чрезвычайные административно-правовые режимы: монография"
(Старостин С.А.)
("Проспект", 2022)<1> В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 основными критериями ЧС природного и техногенного характера относятся: количество людей, пострадавших в этих ситуациях; количество людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности; размеры материального ущерба; зона распространения поражающих факторов.
(Старостин С.А.)
("Проспект", 2022)<1> В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 основными критериями ЧС природного и техногенного характера относятся: количество людей, пострадавших в этих ситуациях; количество людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности; размеры материального ущерба; зона распространения поражающих факторов.